Леонид Борисович Коган
/1924-1982/
Леонид
Коган родился в Днепропетровске 14 ноября 1924 года. «Заниматься на скрипке я
стал совершенно случайно, — рассказывал музыкант. — Мои родители не были
музыкантами. Отец был фотографом, он играл на скрипке. В детстве она привлекала
меня необычностью формы и удивительными звуками. Когда мне было три года, я не
ложился вечером спать, если рядом со мной не клали скрипку. В пять лет я уже
пробовал сам играть на ней, но дотянуться левой рукой до шейки инструмента, как
это делал отец, не удавалось. И это меня страшно злило. После долгих моих
просьб родные купили мне маленькую скрипку, что было для меня огромной
радостью. Вскоре я начал заниматься. Однако мои радужные мечтания быстро
научиться играть вскоре рассеялись. Оказалось, что это очень трудно. Помню, к
третьему уроку мне уже настолько не хотелось заниматься, что я отказался идти к
педагогу. Но тут уже решительно запротестовали родители и настояли, чтобы я
продолжил учебу. Первые два месяца я мог играть подряд не более пяти минут:
руки наливались свинцом, голова была еще тяжелее».
Большую
роль в развитии таланта мальчика сыграл А.И. Ямпольский, прививший ему любовь к
труду, к сложному искусству игры на скрипке. Ямпольский, будучи замечательным
скрипачом, дал Когану хорошую основу.
«После
первого публичного выступления в Харькове, — говорил в одном из интервью Коган,
— которое, как говорят, прошло с успехом, родители решили продолжить мое
образование в Москве. В девять лет я был принят в Особую детскую группу при
Московской консерватории в класс профессора Абрама Ильича Ямпольского. Я
занимался у него и в Центральной детской музыкальной школе, и в консерватории.
Абрам Ильич сформировал меня как музыканта.
Самое
яркое впечатление моего детства — приезд в 1934 году в Москву скрипача Яши
Хейфеца. Ученик Леопольда Ауэра, он до революции уехал из России в Америку. Там
он сделал головокружительную, заслуженную карьеру и стал одним из лучших
скрипачей нашего времени. И вот он приехал в Москву. Я был на всех его
концертах, помню до сих пор каждую сыгранную им ноту, хотя мне тогда было
только девять лет. Его игра запечатлелась в моей памяти на всю жизнь. Яша
Хейфец стал для меня с тех пор идеалом».
Ему
не было еще тринадцати лет, когда о нем заговорила Москва. В шестнадцать лет 16
марта 1941 года он блестяще сыграл скрипичный Концерт Брамса. В 1943 году Коган
поступил в Московскую консерваторию, по окончании ее был оставлен в
аспирантуре. И тут же поразил музыкантов виртуознейшим исполнением труднейших
24 каприсов Паганини, который на долгие годы стал любимым автором Когана. Даже
тяготы военных лет не смогли помешать упорной до одержимости работе скрипача,
блестящему расцвету его дарования.
В
1947 году Коган участвовал в пражском международном конкурсе и завоевал там
первую премию. Начинается его регулярная концертная деятельность. Блистательная
победа на международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе
стала ярким свидетельством того, что для Когана наступает период творческой
зрелости.
Географические
рамки его концертных гастролей быстро расширяются. В 1953 году концертами в
Канаде начинаются триумфальные выступления скрипача за рубежом, довольно скоро
принявшие поистине глобальный размах. Скрипача слушают во Франции и Швеции,
Польше и Болгарии, Англии и ГДР, США и Аргентине, Японии и Новой Зеландии, и
всюду его встречает восторженный прием.
В
Сантьяго, в Чили, к Когану после концерта пришел неизвестный молодой человек и
с необыкновенным искусством начал играть на гитаре Бетховена, Гранадоса и
Альбениса... Только потом выяснилось, что это был выдающийся гитарист Чили —
Аллан, который захотел отблагодарить Когана за его блистательную игру.
В
сезоне 1956—1957 года в Москве Коган сыграл цикл концертов, охватывающий едва
ли не всю историю скрипичной музыки. Коган достигает самых высоких вершин
признания. Его игра восхищает профессионалов и любителей музыки своей страны, а
также зарубежных слушателей.
Вот
несколько отзывов о мастере.
А.
Хачатурян: «Дарование Леонида Когана раскрывалось и раскрывается бурно и
интересно. Он всегда находится в таком, я бы сказал, интенсивном движении,
артистическом, творческом развитии, которое свойственно лишь молодой энергии.
Это не застывший художник, который достиг высот и остановился. Он всегда ставит
перед собой невероятно трудные артистические цели и добивается осуществления
своих замыслов.
Хочется
отметить его необычайно живой, деятельный ум. Это исключительно тонкий,
проницательный человек. Он может удивительно легко и точно разобраться во
многих вопросах, в том числе не только музыки, но даже и техники. Я думаю, если
бы он не был скрипачом, то мог бы стать выдающимся инженером-изобретателем».
Т.
Гайдамович: «Магия искусства Когана! О ней неизменно думаешь, вспоминая одну из
многочисленных премьер артиста — исполнение им Концерта Альбана Берга.
Празднично взволнованная атмосфера царила в этот вечер в Большом зале
консерватории, до отказа переполненном слушателями. К обычной радости встречи с
Коганом на этот раз прибавилась и некоторая настороженность, впрочем, легко
объяснимая. Сочинение австрийского композитора XX века слушали далеко не все, а
о сложности его слышали почти все... И вот на эстраде Леонид Коган. Он вышел на
нее, как выходил в течение всей жизни на эстрады крупнейших концертных залов
мира: сосредоточенно-сдержанно, внешне спокойно. Всем своим существом
погруженный в мир музыки, мир, раскрыть который призывал его высокий долг
творчества.
Взволнованно
и страстно «говорила» скрипка Когана. Она искренне и вдохновенно рассказывала о
трагических коллизиях человеческой жизни, о надеждах и утратах, мечтах и
разочарованиях. Забыты были все опасения. Слушатели, подчиняясь магии искусства
Леонида Когана, постигали сочинение, восхищаясь оригинальностью композиторского
замысла».
Е.
Светланов: «Меня всегда пленял когановский звук. Сочный, богатый, объемный,
исключительно теплый, согретый сердечностью и широтой души, он был подобен
голосу Обуховой в нижнем регистре, а в верхнем — напоминал незабываемый
кристальный тембр Неждановой. Да простят мне эти аналогии, но я не знаю ничего
более прекрасного и поэтому позволил себе это сравнение. О виртуозности Когана
говорить много не приходится. Для него не существовало никаких проблем. Все
самое наитруднейшее в скрипичной мировой литературе исполнялось им с блеском и
стихийной мощью. Беспредельными техническими возможностями он покорял
слушателей еще будучи ребенком. С годами он пошел, как говорится, вглубь, и
весь технический арсенал его был подчинен решению высоких задач художественной
интерпретации».
В
1960-е—1970-е годы Крган получает все возможные звания и награды. Ему
присваивается звание профессора и народного артиста РСФСР и СССР, присуждается
Ленинская премия. В 1969 году музыкант назначается заведующим кафедрой скрипки
Московской консерватории. О скрипаче снимается несколько фильмов.
Последние
два года жизни Леонида Борисовича Когана были особенно насыщенными
выступлениями. Он жаловался, что не успевает отдыхать.
В
1982 году состоялась премьера последней работы Когана «Времена года» А. Вивальди.
В этом же году маэстро возглавляет жюри скрипачей на VII Международном конкурсе
имени П.И. Чайковского. Он участвует в съемках фильма о Паганини. Коган
избирается Почетным академиком Национальной итальянской академии
«Санта-Чечилия». Он гастролирует по Чехословакии, Италии, Югославии, Греции,
Франции.
11—15
декабря прошли последние концерты скрипача в Вене, где он исполнил Концерт
Бетховена. 17 декабря Леонид Борисович Коган скоропостижно скончался по дороге
из Москвы на концерты в Ярославль.
Мастер
оставил много учеников — лауреатов всесоюзных и международных конкурсов,
известных исполнителей и педагогов: В. Жук, Н. Яшвили, С. Кравченко, А.
Корсаков, Э. Татевосян, И. Медведева, И. Калер и другие. Занимались у Когана
иностранные скрипачи: Е. Сато, М. Фудзикава, И. Флори, А. Шестакова.
Композитор
Р. Щедрин писал: «Леонид Коган был редкостно добрым человеком, сердечным,
отзывчивым, я бы даже сказал, сердобольным. Он принимал деятельное участие не
только в судьбах своих учеников, но и многих музыкантов, жизнь которых не
всегда складывается просто. И неизменно делал это скромно, мягко, не афишируя
своего благородства, как часто случается. Здесь не было позы, просто такова
была сущность его натуры. В любом деле, если шла борьба за правду,
восстановление справедливости, истины, на Когана можно было смело положиться.
Тут он не жалел ни сил, ни нервов, ни времени. Несмотря на бесконечную
занятость, несмотря на суетную жизнь (а другой у большого артиста и быть не
может), Коган оставался человеком доступным, контактным, как сейчас принято
говорить. И очень обязательным (качество, встречающееся все реже и реже).
Общение с ним доставляло окружающим радость. Приятно было бывать в шумном и
приветливом доме Коганов, где почти всегда можно было встретить интересных
людей, где сама семейная атмосфера вызывала душевную симпатию. Приятно было
видеть его отношение к детям, в котором совмещались строгая нежность и нежная
строгость. Неоднократно, и у нас в стране, и за рубежом, мне доводилось
наблюдать, как само имя этого артиста сближало даже незнакомых между собой
людей, становилось своеобразным паролем, открывающим сердца».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://musicinf.net.ru/