Реферат по предмету "Иностранные языки"


Путь среди революций Блок-лирик и его современники

Реферат:

«ПУТЬСРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»
(БЛОК-ЛИРИКИ ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)

Выполнил: Матвеев Ф
Проверила: ПонамарёваТ.И.

План:

1)Влияние рев.1905 г. на творчествоБлока.

Духовное развитие Блока.

3) Блоковедение20-ых годов.

Цельреферата: Показатьтворчество Блока во времярев. 1905 г и после.

В общественноми духовномраз­витии Блокаогромную рольсыграли революционныесобы­тия 1905 г.;соответственноони имели необычайно важное значениев становлениии ут­верждениизрелой лирическойсистемы поэта.Уже в со­ветскуюпору, при подготовкенового собраниясочинений, осмысляя внутреннююлогику своейдуховно-жизненнойи художественнойэволюции, Блокписал: «Еслиудастся издать— пусть будутвсе четыретомика — однойтолщи­ны, и вних — одно лучше, другое хуже, а третье и вовсебез значения, без окружающего.Но какое освобождениеи какая полнотажизни (насколькодоступна былаона): вот—я—до1917 года, путь средиреволюций;верныйпуть»(дневниковаязапись от 7 января1919 г.). Наиболееемкой, точнойи содержательнойформулой единстватворческойсудьбы поэтав его собственномопределенииоказывается—«путь средиреволюций»; ощущениевнутреннейсвязи с революционнымразвитиемобщества даетмаксимальнуюдуховнуюудовлетворен­ность—«освобождение»; в высшей степенихарактернотакже для Блока, что это же ощущениеявляется «полно­тойжизни». Рубеж1905 года был дляБлока всегдаглу­боко знаменательнымповоротом. Ив самую ту пору, и в особенности— когда событияминовали, онивсегда представлялисьБлоку стихийнымобщественнымвзрывом, зановотрагическиопределившимжизненную итвор­ческуюсудьбу: «… лиловыемиры первойреволюцииза­хватилинас и вовлеклив водоворот…За миновавшейвьюгой открыласьжелезная пустотадня, продолжавшего, однако, грозитьновой вьюгой, таить в себеобещания ее.Таковы былимеждуреволюционныегоды, утомившиеи истрепавшиедушу и тело»(дневниковаязапись от 15 августа1917 г., 300). Вторым иеще более значи­мым, определяющимтрагедийнымвзрывом, внутреннесвязанным спервым, оказываютсясобытия 1917 г.:«Те­перь—опятьналетевшийшквал...». Законо­мерностьтворческогодвиженияустанавливаетсясамим поэтомименно в органическихсоотношенияхс этими двумя«шквалами», все определяющими.
Люди, хорошо знавшиеБлока или постояннос ним соприкасавшиеся, утверждали, что он несколькоизме­нилсяи как человекво время самихсобытий 1905 г., инымстал его подходк жизни, к людям.Так, учившийсяс Бло­ком наславяно-русскомотделениифилологическогофа­культетаПетербургскогоуниверситетаВ. Е. Евгеньев-Максимоввспоминал вличных беседахо подчеркнутойотчужденностиБлока-студента(в пору до 1905 г.)от студенческойсреды. А М. А.Бекетова рассказываето возникшему Блока во времяреволюцииостром интересек окружающему, к тому, чтопроисходитв стране. Встречавшийсяс Блоком в январскиедни 1905 г. АндрейБелый в своихпервых (относительнонаиболее правдивых)воспоминанияхо поэте сообщаето столк­новенияхБлока с отчимом— гвардейскимофицером, вынужденнымучаствоватьв действияхвластей в этовремя. Обобщеннооб изменениях, произошедшихв Блоке-человеке, М. А. Бекетоваписала так: «Сэтой зимы рав­нодушиеАлександраАлександровичак окружающейжизни сменилосьживым интересомко всему происхо­дящему».Следует понимать, что под «окружающейжизнью» тутподразумеваютсяобщественные, социальныесобытия; личныйи творческийинтерес к жизнии людям у Блока— большогопоэта и человека— был с первыхшагов в искусстве.
Дляверного пониманияэволюции поэтаважно не пу­татьэти две стороныблоковскогоотношения кдействи­тельности.Само собойразумеется, реально онивзаимо­связаны, но трудностьразвития Блокав том-то и состоит, что на разныхэтапах своейэволюции оннесколькопо-разномупредставляетсебе их соотношение.В литературео Блоке и посейчасможно встретитьутверждения, сводящиесяк тому, что Блокдо 1905 г. «не зналжизни», а пос­лереволюции вдруг«узнал» ее. Наделе возникающиездесь проблемысложнее. Представлениео трагедийнойвзаимосвязиразных сторондействительностиБлок выра­батывална протяжениивсего своеготворческогопути. Поверхностно, вне соотношенияс эволюциейпоэта пони­маемыесуждения егона эти темымогут податьповод и дляутвержденийтипа «не знал— узнал». Сравниваяподход живописцаи современногописателя ксвоему жизненномуматериалу. Блокписал в статье1905 г.:«Искусствокрасок и линийпозволяетвсегда помнитьо близости креальной природеи никогда недает погрузитьсяв схему, откуданет сил выбратьсяписателю».Игнорируяпоэзию раннегоБлока, можносделать выводиз этих слов, что Блок толькосейчас задумалсяо преимуществе«красок и линий»над схемами.На деле же уБлока всплываетв открытойформе коллизия, су­ществовавшаяи ранее. То, чтоБлок сталкивает«схемы» с «краскамии линиями»,—говорит о кризисемировоз­зрения.Открыто признаетсянеудовлетворительностьобобщающихтворческихпринципов, исуть именнов этом: «Душаписателя поневолезаждалась средиабстракций, загрустилав лабораториислов». Блок ираньше сомневалсяв применимости, пригодности«схем и абст­ракций»для художественногообобщенияэмоционально-жизненногоматериала—ещев 1902 г. он признавался:«Я уже никомуне верю, ниСоловьеву, ниМережков­скому».Суть у Блока—если восприниматьвсе это в единствеего эволюции— не в механическомпротиво­поставлении«природного»и идейно-оценочногомоментов, нов открытомвыражениикризиса.

Вульгарно-социологическийподход возможнуюпроппоречивость, кризисностьрешительновменяет в винусамому художнику.Тем самымотстраняетсявопрос и противоречияхдействительности, о движениихудожникаимеете с ними.Поэтому отпадаети проблемаизмене­ний, появлениянового идейногокачества вискусстве.Существенныеизмененияпроисходяти в мировоззрении, и itтворчествеБлока непосредственнов месяцы и годынебывалыхсобытий в стране.Духовномуразвитию Блокак тот период, несомненно, свойственнапротиворечивость.Наглядно яснои неоспоримото, что Блоквыходит изсвоеобразного«лирическогооцепенения», замкнутостив кругу философскихсозерцанийи лирическихпережива­ний, в котором онпребывал доэтих событий.Примеча­тельно, однако, то, чтосами событияобщественно-поли­тическогоплана становятсяпредметомпоэтическихраз­думий илирическихпереживаний— какова бы нибыла мера пониманияих. Подводянекоторый итогпережитомуи эти бурныемесяцы, в письмек отцу от 30 декабря1905 г. Блок говорит, что его отношениек «освободительномудвижению»выражалось«одно времядаже в сочувствиисоциал-демократам»,— но тут жепоясняет, чтоот подобныхкрайностейон все большеотходит и вплане непосредственнополитическомготов одобритьдеятельность«умеренныхпартий». Характерноблоковскоепояснение кэтому признанию:«умеренныепартии», с точкизрения Блока, годятся «разумеется, не для жизни, и для «государственнойдумы» и т. п.».Ненависть кразного родалиберальнымпрограммамбыла од­нойиз наиболееорганическихчерт духовногооблика Блока.Поэтому-толиберальныеидеи совершенноне уст­раиваютего «для жизни»—Блоку-человекуони абсо­лютночужды. Гораздопритягательнеедля него непо­средственнаяреволюционнаядейственность.В письме признаетсявместе с тем, что у него проходити это, болееему по-человеческисвойственное, непосредственноеувле­чениереволюцией.Блок поясняет, что если он иотходит отпрямого увлеченияреволюцией, то не потому, что не видитсмысла в революционнойдеятельности,«а просто попри­роде, качествуи теме душевныхпереживаний».Тут видны ислабые, и сильныестороны блоковскойоценки для себяопыта общественныхсобытий. Отстране­ниеот себя и своихпоэтическихпереживанийлибераль­ныхпрограмм говорито здоровыхсоциальныхвлеченияххудожника; впопытке жерасположитьпоэтическиеискания где-торядом с общественнымиотношениямии их социально-ролитическими переломлениями, как-то разделитьих,- сказывается мировоззренческаянеясность, незрелостьпоэта.
Примечательното, что в начальнуюпору советскогоблоковедения, в 20-е годы, когдавообще социальныеис­толкованияискусства частобыли несколькоупрощенны­ми, все-таки исследователине склонны былиусматриватьв стихах Блокао первой революциитолько лишьошибки и заблуждения.Гражданскийи поэтическийподвиг Блокав эпоху новойреволюции ещебыл актуальнойсовремен­ностьюв 20-е годы; духовныйопыт современниковпоэта не допускалвозможностейвидеть в егопрежнем твор­чествеспециальныемаскировочныедействия посокрытию буржуазнойсущности автора.И. Машбиц-Веровв свое времяписал: «… у Блокаесть такжеисключительноцен­ные стихотворения, посвященныереволюции 1905года. Первуюреволюцию поэтприветствовалпрекраснымии восторженнымипеснями. И знаяэту раннююреволю­ционнуюпоэзию Блока, по-иному воспринимаешь«Две­надцать»и «Скифы»: ониоказываютсяорганическимпродолжениемреволюционноготворчествапоэта». ' Ценнов такого родасужденияхстремлениевыделитьпо­ложительныеначала в эволюциипоэта; без этогоневоз­можнанаучная постановкавопроса —одностороннеесо­бираниепромахов иошибок писателяпредставляетсобой «проработку».При «проработке»же исключаетсясоотне­сениеблоковского«пути средиреволюций»с русскойдействительностью, русской жизньюначала века.Видеть закономерностьв пути поэтасреди революций, само собойразумеется, не означаетигнорированияпротиворечийэтого пути: напротив, толькотак вопрос опротиворечи­востистановитсяна реальнуюпочву. Упрощенностьран­них трактовокпоэзии Блокаи состоит внекоторойпря­молинейности, недостаточностипроникновенияв специ­фическиетрудностиблоковскогоразвития, егопротиво­речия.Мы видели вышеконкретноепроявлениеобщей идейно-творческойнезрелостиБлока — стремлениеотде­лить своинепосредственныеинтересы лирическогопоэта, от общественнойжизни, ставяих рядом (но непротиво­поставляяих!). Естественно, что такое разделениесвязано какс новыми идейно-духовнымисложностями, встав­шимиперед поэтомв новую эпоху, так и с ранним, доре­волюционнымразвитиемБлока. Труднодумать, чтопо­добнаяидейно-художественнаяслабость моглабы разре­шатьсяпомимо творчества, где-то сбоку, а не в самихстихах, в самойлирике.
Революционныедействия 1905 г.естественновнесли некоторыеизменения втворческуюдеятельность Блока. Для этогопериода творчестваБлока характернанекая свободаи более радикальныенастроения.

Списоклитературы: П. Громов «А.Блок его предшественникии современники»

БекетоваМ. А. «А. Блок.Биограф. Очерк.»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.