Оглавление:
Введение. 2
Школа научного менеджмента. 5
Административная или функциональная школа управления (классическая школа).
9
Школа человеческих отношений и поведенческих наук. 12
Школа науки управления или количественный подход. 15
Процессный подход. 17
Системный подход. 20
Ситуационный подход. 22
Список литературы. 24
Введение.
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие
годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном
эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения,
которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-
экономических отношений.
Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных
преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории
менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это
революционное достижение в истории человечества привело к образованию
особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая
управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней
последовали другие.
Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью царя
Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования
многообразных общественных отношений между различными социальными группами
населения.
Третья произошла во времена правления Навуходоносора II (682-605 гг. до
н. э.) и была направлена на соединение государственных методов управления с
контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.
Четвёртая относиться к XVII-XVIII векам н. э. и вызвана зарождением
капитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это время
обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само может
внести значительный вклад в развитие и эффективность производства.
Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответом
на потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции и
формированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованием
этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и
зарождение профессионального менеджмента.
Пятая управленческая революция, часто называемой бюрократической,
относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований в
области управления была концепция бюрократии, позволившая сформулировать
крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда,
ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.
К концу XIX – началу ХХ в. Появились первые работ по научному обобщению
накопленного опыта и формирование основ науки управления. Это было вызвано
потребностями промышленности, которая всё больше приобретала такие
специфические черты как массовое производство и массовый сбыт,
крупномасштабная организация в форме крупных корпораций и акционерных
обществ, ориентация на рынки большой ёмкости.
Промышленные предприятия испытывали потребность в рациональной
организации производства и труда, чёткой и взаимосвязанной работе всех
подразделений и служб, руководителей и исполнителей. Для этого
потребовались научно обоснованные принципы, нормы и стандарты.
Теория и практика управления производством в ХХ в. Формировалась под
воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом,
таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д.
Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление.
Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старых
теорий, которые не выдержали проверку практикой.
Школа научного менеджмента.
Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами
Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают
Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по
управлению производственными процессами в 1880 году в «Мидвейл стил
компании» в американском городе Филадельфия. Основные черты научного
подхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом». И
хотя в теории Тейлора много противоречий, его учение стало главным
теоретико-историческим источником современных концепций менеджмента.
Главная цель научного менеджмента – обеспечить эффективность
производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, что
управляющая система в целом и каждый менеджер в отдельности несут
ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а также
за совершенствование всей производственной системы. Тейлор также
подчёркивал, что менеджеры несут ответственность за главные функции:
определение задач каждому работнику; выбор работника, способного выполнить
данную работу; мотивирование работника выполнять свои функции с высокой
производительностью. Если менеджеры выполняют эти функции, то задача
повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.
Научный подход по управлению исходил из того, что на основании
наблюдений, замеров и анализа трудовых операций можно усовершенствовать
процессы ручного труда и выполнять их с большей эффективностью. Основной
упор делается на принцип отделения управленческих функций от выполнения
работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда рабочих. При таком
подходе управление рассматривалось как самостоятельная сфера деятельности,
а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.
Ф. Тейлор на практике в ряде случаев определил объём работ, который
может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою рабочую силу в
течении длительного времени.
Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом
М. Вебером. Ему принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппарате
управления будет чётко знать, что он должен делать, как он должен это
делать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станет
работать как хорошо заведённый часовой механизм.
Теория Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако,
это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь в
период, когда появилась эта теория. Бюрократия была свойственна практически
всем формам автократического управления в древние, средние века и
сохранилась до нашего времени. Бюрократия, в непредвзятом понимании её
сущности, является довольно жизненной и мощной формой организации и имеет
свои положительные и отрицательные стороны. Положительное главным образом
связано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей и
полномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но и
каждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целом
большую согласованность и организованность. Отрицательные стороны
бюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства для
творчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. А ведь любой
регламент, инструкция, положение ограничены, не отображают всего
многообразия жизненных ситуаций. Документ устаревает, по существу, в
момент, когда в его тексте ставится последняя точка. Это делает
бюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как это
ни парадоксально, бюрократическая организация не только не повышает
ответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все его
обязанности, а, напротив, снижает его ответственность в конкретных
ситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции.
Важный вклад в научное управление внесли супруги Френк и Лилиан
Гилберт, которые с помощью изобретённых ими специальных часов –
микрохронометров в сочетании с кинокамерой выявили и описали 17 основных
элементарных движений кисти руки. Это позволяет определить сколько, какие
именно движения выполняются при определённых трудовых операциях и сколько
времени занимает выполнение каждого движения и всей операции. Суть подхода
состояла в том, чтобы свести трудовые операции к меньшему числу основных
движений и исключить ненужные или бесполезные действия.
Утверждению научного менеджмента способствовал Г. Гантт. Низкую
производительность труда рабочих он объяснял тем, что задачи и методы
работы формулируются на основании старого опыта без необходимого научного
обоснования того, что нужно делать. Различие между старым и новым подходами
состояло в способах планирования и распределения задач, а также способах
поощрения рабочих (работников) за их выполнение. Г. Гантт обновил систему
постановки задач перед работниками и распределения поощрений за их
выполнение. Если система Тейлора позволяла платить всем работникам сдельно
одинаково, то по системе Г. Гантта работники могли заслужить премию в
дополнение к сдельной оплате. Если им удавалось перевыполнить дневную
норму. Этим подчеркивалась роль человеческого фактора в производстве. Стало
ясно, что оплату работников необходимо привести в соответствие с её
результатами не только с помощью дневной оплаты, но и сверхнормативными
результатами с помощью премий.
По мнению Д. Гвишиани учение Ф. Тейлора, или, как его называют,
«тейлоризм» - это:
. Создание научного фундамента, заменившего старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого её элемента;
. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;
. Сотрудничество между администрацией и рабочими для практического внедрения разработанной системы организации труда;
. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Административная или функциональная школа управления (классическая школа).
Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на
его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы
со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком
уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой
четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и
формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления получила
в работе французского промышленника А. Файола и его последователей: Д.
Муни, А. С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С. О.
Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную школу
управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.
Если сторонники научного менеджмента концентрировали основное внимание
на вопросах управления процессом производства, то приверженцы
административной школы старались определить общие характеристики и
закономерности управления и создать на их основе универсальные принципы
управления, которые могут повысить эффективность производства. Управление
ими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, а
процесс управления как сумма всех функций. В качестве основных функций А.
Файол обосновал планирование, организацию, руководство, координацию и
контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.
В дальнейшем Л. Гулик и Л. Урвик более чётко разграничили и
систематизировали эти функции. Они сформулировали принципы
административного управления, которые практически не изменились до
настоящего времени:
. Планирование – постановка подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения целей предприятия;
. Организация – создание формальной структуры для разделения управленческих работ между подразделениями, определения функций и координации их деятельности по достижению конкретной цели;
. Комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности;
. Руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление;
. Координация – обеспечение согласованности в работе всех подразделений предприятия, образующих единое целое;
. Отчётность – обеспечение информацией вышестоящих инстанций и собственной администрации о ходе работы посредством докладов и проверок;
. Составление бюджета – составление финансовых планов и контроль финансовой деятельности.
Наиболее важной частью управления А. Файол считал администрирование,
которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия и
ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей),
подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата),
оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность
кадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду с
производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.
Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит в том, что он
впервые высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и
управления в самостоятельную теорию, носящую универсальный характер, по
сути, положив начало профессиональному менеджменту. Его исследования не
только совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделению
проблем управления на два направления:
1. Организация и управление непосредственно технологическими и трудовыми процессами (организация производства, организация и нормирование труда);
2. управление производственными системами (теория управления производством).
Интересен взгляд А. Файола на организационное планирование.
Рассматривая его как общую функцию управления, он отмечал трудности
планирования в постоянно меняющихся условиях рынка. План должен вытекать не
из возможного повторения прошлого периода, а из представления о неизбежных
изменениях в будущем. Появляется понятие «неопределённости», причём не в
смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в
частности возникновение новых связей), быстрая и гибкая переориентация
производства и сбыта. И с 70-80х годов полный учёт и просчёт заранее, до
мелочей становится малореальным, поэтому задача руководителя состоит в
создании адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, а
менеджера – в реализации ограниченных системных подходов.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
Школы научного менеджмента и административного управления
(функционального) управления формировались без должного учёта влияния
человеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства и
управления. Значение человеческого фактора в управлении ограничивалось
такими аспектами как справедливая оплата труда, экономическое
стимулирование и установление формальных функциональных отношений между
работниками управления. Опыт показал, что расчленение процесса управления
на ряд функций, которые в совокупности ориентировались на достижение цели
управления, закрепление функций за соответствующими подразделениями и
отдельными работниками само по себе ещё не вело к повышению
производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.
Роль человека в организации, его способность к самоорганизации,
повышению эффективности труда за счёт внесения в него творческого начала
или в результате улучшения психологического климата в организации привлекли
внимание социологов и менеджеров. Серьёзные исследования этой проблемы
ведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования и организационных
практических изысканий, экспериментов стало поведение человека в
организации, «человеческие отношения». С этим направлением связаны имена
американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо.
Было установлено, что отношения между людьми в трудовых коллективах
нередко больше способствовали росту эффективности труда, чем чёткая
организация труда и материальные стимулы. Мотивами к высокоэффективному
труду являются не столько экономические интересы, как считали представители
предыдущих управленческих школ, а удовлетворённость работников своим
трудом, в основе которой лежит социально-психологический климат в
коллективе.
В работах М. Фоллет впервые рассматривались такие вопросы как власть и
авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и
делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она изучала
проблему конфликтов в коллективе, классифицируя их на доминирование,
компромисс и интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.
Оригинально М. Фоллет определила управление как обеспечение выполнения
работы с помощью других лиц.
С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук, развивающуюся и в
настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу, предложившего
пирамиду мотивов поведения человека в организации, Р. Лайкерта, Д.
Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению мотивов и
соответствующего комплекса стимулов предложили сторонники так называемого
бихевиористского (поведенческого) направления, в числе которых были
названные авторы и др. Развитие социологии и психологии позволило подвести
научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.
Как показал К. Арджирис, усиление давления и контроля со стороны
руководителей для повышения производительности труда подчинённых порождает
конфликт в системе управления и работниками и не способствует
предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести кадров,
потери интереса к работе. Наоборот, по мнению Р. Лайкерта, разрешению
конфликтов способствуют конструктивные взаимоотношения между членами
коллектива, опыт и навыки регулирования отношений в коллективе и высокая
степень взаимного доверия в коллективе. Взаимное доверие, уважение,
благоприятные отношения в коллективе создают хороший морально-
психологический климат, оказывающий существенное влияние на мотивацию
работников к высокоэффективному труду.
Школа поведенческих наук сосредоточилась в основном на методах
налаживания межличностных отношений в трудовых коллективах. Основной её
целью было повышение эффективности организаций за счёт повышения
эффективности использования их человеческих ресурсов. Главный постулат
состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет способствовать
повышению производительности труда как отдельного работника, так и
организации в целом. Как школа научного менеджмента и школа
административного управления, так и поведенческая школа отстаивала свой
путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии доказала наука
и практика управления, изменение содержания работы и участие работников в
управлении предприятием оказывают положительное влияние лишь в некоторых
производственных ситуациях и не на всех работников.
Школа науки управления или количественный подход.
Развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового
направления в теории управления, получившего название «наука управления». В
её основе лежит количественный подход, который предполагает использование
научных методов анализа функционирования производственных систем и решения
проблем управления с применением математического аппарата решения задач,
компьютерной техники и информационных систем. Сторонники данного
направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили
перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные
проблемы организации. Такой подход иногда называют операционным или
исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это
применение методов научного исследования к операционным проблемам
организации. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Черчмен,
Р. Акоф, Л. Берталанфи.
Применение данного подхода, по мнению его приверженцев, возможно при
наличии четырёх условий:
. проблемы управления настолько сложны, что менеджеры нуждаются в помощи при анализе большого количества переменных величин;
. большое число факторов производства легче поддаются количественному анализу по средствам науки управления, причём экономические показатели используются в качестве ориентиров при принятии решений;
. наука управления характеризуется применением математических моделей для получения представления о реальном положении вещей и путях улучшения ситуации;
. сложность проблем управления и математического аппарата требует применение компьютеров для переработки и анализа больших объёмов информации.
После изучения ситуации и постановки той или иной проблемы управления
группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации
(ситуационную модель). Модель – это форма представления реальности. Обычно
модель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Использование
количественных методов и математических моделей нашло применение в связи с
появлением и широким использованием компьютеров в сфере управления и
развития информационных систем.
Эффективность применения моделей зависит в первую очередь от
достоверности исходных данных, ограничении в получении информации, слабого
применения на практике, чрезмерно высокой стоимости.
Вклад этой школы в теорию управления состоит в следующем:
1. Углубление понимания сложных проблем управления путём разработки и применения моделей.
2. Развитие количественных методов при решении руководителями задач управления в сложных хозяйственных ситуациях.
Указанные школы заложили научный фундамент в теорию управления, на
основе которого сформировались новые подходы, такие как процессный подход,
системный подход и ситуационный подход. Современная идеология и теория
управления производственными системами вобрала в себя важнейшие элементы
основных управленческих школ и подходов к изучению проблем управления.
Процессный подход.
Концепция процессного подхода, рассматривающая управление как
непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, обозначила
крупный поворот в развитии управленческой мысли. Она широко применяется и в
настоящее время.
Впервые процессный подход был предложен сторонниками административной
(функциональной) школы управления, которые разработали функции управления.
Однако они рассматривали эти функции как не зависимые друг от друга. В
противоположность этому взгляду процессный подход рассматривает функции
управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается не как
единовременное действие, а как процесс, состоящий из серии непрерывных,
взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе является
процессом. Их называют управленческими функциями.
Степень дробления процесса управления на функции у разных авторов
зависит от принятого подхода к исследованию управления и существа решаемой
задачи. Чаще всего указывают на следующие функции: планирование,
организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство,
координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие
решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или
заключение сделок.
Общая характеристика процессного подхода основана на объединении
важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций,
которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит
процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация,
мотивация и контроль. Эти функции управления объединены между собой
связующими процессами коммуникации и принятия решений. Функция руководства
(лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности в
управлении.
Посредством планирования устанавливаются единые цели и координируются
усилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должна
быть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во-
первых, по достижению определённых целей организация ставит перед собой
новые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силу
изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при
первоначальном определении целей.
Функция организации состоит в создании некой структуры для эффективного
распределения задач между работниками, которая должна обеспечить реализацию
стратегии предприятия по достижению поставленных целей и выполнение планов
во взаимодействии с окружающей средой.
Функция мотивации заключается в определении потребностей работника о
обеспечении условий для удовлетворения этих потребностей через хорошую
работу. При этом задача функции мотивации состоит в том, чтобы работающие
выполняли работу в соответствии с планом и делегированными им
обязанностями.
Функция контроля рассматривается как процесс обеспечения условий для
достижения целей организации. Суть в том, что в процессе производства могут
возникать отклонения от заданного плана выполнения работ. Найти и устранить
отклонения в работе по выполнению плана, прежде чем организации будет
нанесён серьёзный ущерб, - основная задача функции контроля.
Принятие решений – это выбор руководителем одного из альтернативных
вариантов возможных действий, указывающих, что и как планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми. Поскольку
организация представляет собой структурированный тип отношений между
людьми, функционирование зависит от качества коммуникаций.
Процесс управления основан на реализации взаимозависимых функций
управления посредством принятия решений и коммуникаций.
Системный подход.
При всех различиях в подходах и выборе объектов организации в них есть
нечто общее, и это общее использование – использование универсального
инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются по
мере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высоком
уровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет системный подход
к организации и управлению.
Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое
распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический
прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных
процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на
процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория,
объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике,
технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и
практике управления социально-экономическими организациями. В России это
нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем
управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем
процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из
трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из
универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность
работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж.
Риггса, М. Х. Мескона и др.
Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления
как особая методология научного анализа и мышления. Способность к
системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю.
Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об
организации как о системе. Система, по определению многих авторов, - это
совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой
совокупности является то, что её свойства как системы не сводится простой к
сумме свойств, входящих в неё элементов.
Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он
проявляется в том, что результат функционирования системы в целом
получается выше (ниже), чем сумма одноимённых результатов отдельных
элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из
одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового
свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти
элементы будут взаимосвязаны между собой, т.е. как будет организована сама
система.
Говоря, допустим, о производстве как социально-экономической системе,
мы в качестве элементов этой системы рассматриваем людей и средства
производства (орудия труда, станки, инструмент, предметы труда и пр.). С
одной стороны нетрудно представить, что все эти элементы могут быть
соединены между собой таким образом, что на выходе системы мы вообще не
получим ожидаемого продукта или получим его не в нужном количестве и не
требуемого качестве. С другой стороны, при рациональном размещении всё тех
же элементов в пространстве, организации чёткого взаимодействия во времени,
правильном использовании профессиональной классификации людей, их
индивидуальных способностей и возможности кооперации труда мы можем
получить на выходе системы ожидаемый результат.
Особенность системного подхода состоит в том, что он не содержит набора
каких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о том, что
организация состоит из большого числа взаимосвязанных подсистем и является
открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой.
Ситуационный подход.
Традиционные школы управления заложили научный фундамент менеджмента.
Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусство
управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внёс
значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого
приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не
является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации
и путях их решения.
Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ
управления. В нём сохранены основные концепции и подходы, которые
применимы ко всем организациям. Но признавая, что общий процесс управления
одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые
используются на практике для достижения целей предприятия.
Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода к
управлению. Системный подход позволил определить, что организация является
открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Производственные системы, как системы открытого типа, имеют входные и
выходные каналы, которые позволяют взаимодействовать с внешней средой.
Согласно ситуационному подходу вся организация внутри предприятия есть
ответ на различные по природе воздействия факторов внешней среды. Ситуация
–центральный момент этого подхода. Она означает конкретный набор
обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное
влияние на работу предприятия. Число факторов внешней среды, воздействующих
на производственную систему, столь велико, что из этого многообразия
выделяют только главные. Разные авторы указывают на разное число факторов,
влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует не
более десятка факторов внутренних и внешних переменных, существенно
значимых для успешного управления предприятием.
Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и
подходов, расширил практическое применение теории систем, определив
основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на
производственные системы. Согласно этому подходу все известные концепции и
методики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход,
или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее
время лучшим способом сделать управление эффективным.
Список литературы.
1. Иванов Л. Б. «Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли», учебное пособие, СПб, ЛТА, 1996 год.
2. Русинов Ф. М., Петросян Д. С. «Основы теории современного менеджмента», учебное пособие, М, 1993 год.
3. Смолкин А. М. «Менеджмент. Основы организации», учебник,
Издательский Дом «ИНФРА-М», М, 1999 год.