Методы оценки успешности развития организации
Юрий Николаевич Лапыгин, доктор экономических наук,
профессор, ректор Владимирского института бизнеса.
Для
управления эффективностью организации необходима разработка единых принципов и
подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы организации в
условиях постоянных изменений с учетом современных складывающихся представлений
об успешной организации.
Рассматривая
организацию как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее
эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности
развития организации во внешней среде.
Назовем
принципиальные для анализа положения организации моменты.
Выявление
сильных и слабых сторон организации (внутренние факторы) и их сравнение с
возможностями и опасностями рынка (внешние факторы) позволяет оценить реальные
предпосылки ее приспособления к внутренней структуре, определить потенциал
адаптационного управления и направления его реализации. Компоненты
адаптационного потенциала (организационные, кадровые, технологические и
информационные ресурсы) определяются основными составляющими подсистемами
организации (персонал, экономика и финансы, маркетинг, инновации) и одновременно
являются объектами управления и оценки.
При
оценке и измерении эффективности организации необходимо учитывать взаимосвязь и
взаимовлияние параметров работы входящих в организацию подсистем.
Общее
состояние организации предопределяется не только параметрами ее подсистем, но и
динамикой факторов внешней среды, прямо или косвенно воздействующих на нее.
Чтобы описать будущее состояние внешней среды, определяют отдельные параметры и
проецируют в будущее их потенциальную динамику. При этом выделяют соответствие
изменений внутренней среды организации (параметров всех ее подсистем)
изменениям микросреды (поставщиков, посредников, конкурентов, потребителей) и
макросреды (политической, демографической, научно-технической, культурной и
природной среды) по их направленности на цели развития организации.
Изменения,
происходящие во внешней среде, предопределяют необходимость стратегического
подхода к развитию и работе организации (есть ли у организации стратегия?).
Работа
организации в реальном масштабе времени должна быть подчинена целевым
установкам стратегии развития организации.
Связь
между стратегическим, текущим и оперативным управлением должна базироваться на
использовании методического инструментария, обеспечивающего единство подходов,
оценок, измерений.
Выделяют
согласование кадрового (готовность персонала управлять организацией на основе
четко сформулированных высших целей и принципов управления), организационного
(дееспособность организации, ее возможности в решении стратегических и текущих
задач), информационного (наличие эффективного инструментария для сбора,
переработки и передачи необходимой информации) потенциала и др. К примеру,
определение информационного потенциала организации обеспечивается следующим
методическим инструментарием:
развитой
системой управленческого и финансового учета;
развитой
прогнозно-аналитической системой;
хорошими
профессиональными знаниями;
эффективной
системой электронной обработки данных.
Использование
методического инструментария, обеспечивающего единство подходов, оценок,
измерения, основано на принципах установления обратной связи между видами
управления. Среди наиболее популярных методов, обеспечивающих связь
стратегического и оперативного управления и используемых организациями в
качестве инструментов, можно назвать:
метод
дерева целей и проведение эксперимента (при диагностике проблемы);
сетевые
графики, логические методы, методы прогнозирования (при выявлении и оценке
альтернатив развития);
метод
дерева решений (при выборе альтернатив).
Рассмотрим
для примера единство подхода организации к формированию системы экономических
показателей и организационных форм, которая переводит содержательно
сформулированные цели в область реального практического управления объектами.
Многоуровневость дерева целей требует адекватной системы показателей; каждый из
них имеет собственное место и значение на конкретных участках деятельности
организации; каждый показатель по-своему «работает» в общем управленческом
процессе. При управлении текущей эффективностью имеют дело не с собственно
целями, а с показателями, количественно характеризующими состояние и поведение
наиболее важных для организации экономических объектов и позволяющими в связи с
этим планировать, контролировать и регулировать работу многочисленных
подразделений.
Одними
из главных показателей являются:
прибыль
(рентабельность) продукта;
объем
продаж;
масштабы
деятельности организации;
наличие
надежных партнерских отношений;
наличие
клиентской базы (постоянная клиентура);
количество
оборотов оборотных средств;
принадлежность
к ассоциациям, поскольку, например, членство в ассоциации предоставляет
разнообразные скидки в рекламе;
наличие
собственной инфраструктуры (собственная принимающая сторона, транспортные
средства);
участие
в государственных программах;
репутация
организации;
текучесть
кадров в организации.
7.
Использование интегрированных систем планирования, отчетности и информационного
обеспечения как базы для взаимосвязанного управления развитием и работы
организации.
Различают
содержательную интеграцию плановых задач и субъектов, отвечающих за их решение
в рамках организационной структуры, и интеграцию во времени. При этом возникают
проблемы с оценкой эффективности развития организации:
из-за
обычной сложности общеорганизационной ситуации, связанной с переменами;
из-за
недостаточных возможностей количественной оценки фактических и намеченных
параметров, характеризующих качественное состояние организации (например, в
области организационной культуры и структурных мероприятий);
из-за
недостаточной ясности причинно-следственных связей между успехом организации и
принимаемыми мерами, что вызвано, в частности, большим временным разрывом между
ними;
из-за
отсутствия во многих случаях «образцовых моделей», к которым должна стремиться
организация.
Выбор
метода обследования определяется его целями, а также особенностью объекта
изучения и этапа диагностического процесса. Для этого следует использовать
набор критериев, отражающих как существующую практику, так и вновь возникающие
объективные процессы. Важнейшие среди них:
общая
эффективность работы организации, т.е. мера достижения целей, ради которых она
создана. Система целей здесь охватывает экономические и социальные,
научно-технические установки. Она может быть представлена в виде «дерева
целей», в котором цели разного уровня связываются в классификационные группы
таким образом, чтобы осуществление установок нижнего уровня приводило к
реализации определенной цели более высокого уровня;
выполнение
программы экономического и социального развития;
финансовая
обеспеченность работы организации. Это важнейший обобщающий экономический
критерий эффективности деятельности. Его показателем является превышение
выручки над расходами, включая затраты на установленные отчисления государству
и региону, развитие деятельности организации и социальное развитие коллектива;
соответствие
технологического уровня организации и продажи работ (услуг) объективным
требованиям развития рынка;
достижение
мирового уровня по качеству и себестоимости предоставляемых работ (услуг);
решение
главных социальных проблем коллектива организации. Важнейшими показателями
здесь являются степень удовлетворения социально-бытовых потребностей коллектива
и возможность профессионального развития;
выполнение
организацией требований экологии.
Приведенные
критерии позволяют выявить узловые проблемы организации и определить
направления углубленного анализа для выяснения главных резервов повышения
эффективности работы.
При
определении критериев и показателей эффективности работы организации необходимо
учитывать принятые в мире подходы, в соответствии с которыми выделяют по
меньшей мере семь критериев оценки:
действенность;
экономичность;
качество;
прибыльность
(доходы/расходы);
производительность;
качество
условий трудовой жизни;
внедрение
новшеств.
Действенность
— степень достижения системой поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить,
сравнивают намеченные результаты с фактическими (используемые ресурсы не
учитываются, если они не фигурировали в качестве цели). Наиболее
распространенный метод измерения — расчет индексов действенности, показывающих
степень достижения цели в одном периоде по сравнению с другим.
Экономичность
— степень использования системой «нужных» вещей. Экономичность определяют путем
сопоставления ресурсов, которые предполагалось израсходовать для достижения
определенных целей и выполнения конкретных работ (услуг), с ресурсами, которые
были фактически потреблены.
Качество
— степень соответствия системы требованиям, спецификации и ожиданиям клиентов.
Традиционные методы определения качества предоставляемых работ (услуг) включают
установление соответствия спецификациям и своевременности предоставления работ
(услуг) — в сроки и во время, которое удобно для потребителей.
Прибыльность
— соотношение между валовыми доходами (или сметными показателями) и суммарными
издержками (или фактическими расходами). Конкретными показателями прибыльности
являются:
уровень
прибыли, отнесенный к объему продаж;
соотношение
прибыли и совокупных активов;
отношение
прибыли к собственному капиталу.
Производительность
— соотношение количества работ (услуг) и затрат на их реализацию.
Качество
условий трудовой жизни — престижность работы, чувство безопасности,
уверенности, удовлетворенности работников организации, включая управленческий
персонал. Методы измерения направлены на определение степени соответствия
личных представлений работников о социально-психологических условиях в трудовом
коллективе и фактического состояния условий труда.
Внедрение
новшеств — реальное использование новых достижений в области современной
техники и управления в организации для достижения поставленных целей.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/