Реферат по предмету "Банковское дело"


Банки и банковская деятельность

--PAGE_BREAK---         финансовым положением банка
-         продолжительностью деятельности КБ, от которой зависят его возможности получения различных видов лицензий на совершение определённых операций
-         составом и структурой сформированных банком пассивов
-         типом и специализацией коммерческого банка.
Основной задачей любого КБ является нахождение такой оптимальной структуры своего баланса, при которой максимизировалась бы прибыль банка и в то же время поддерживалась на должном уровне ликвидность. Важная роль  в решении этой задачи принадлежит управление активами банка, основной целью которого является формирование рациональной структуры банковских активов.
Структуру банковских активов можно представить по трем параметрам: ликвидность, прибыльность и риск.
С точки зрения ликвидности структуру активов можно представить в виде схемы:
REF  SHAPE  \* MERGEFORMAT
Схема 2.1. Структура активов банка (по степени ликвидности).
Ликвидные активы – это активы, которые в минимальный срок и с минимальными потерями могут быть направлены на погашение обязательств. В составе ликвидных активов выделяют кассовую наличность и вторичные ресурсы. Банки избегают держать в больших объемах кассовую наличность, поскольку она не приносит доходов банку, а наличные деньги могут быть украдены. Тем не менее, коммерческие банки вынуждены иметь кассовую наличность в определенном объеме, который зависит от ряда факторов (к примеру, от норматива ЦБ, определяющегося классом банка, а следовательно, возможностью взять кредит на МБР, и структурой его вкладов – чем больше вкладов до востребования, тем больше норматив). Вторичные ресурсы – это краткосрочные вложения банка, т.е. высоко ликвидные доходные активы, которые можно быстро и с незначительным риском потерь превратить в наличные деньги (краткосрочные ценные бумаги, высоко ликвидные ссуды). Основное предназначение вторичных ресурсов – служить источником пополнения первичных ресурсов. Объем этой статьи зависит степень колебания депозитов и структура портфеля кредитов. Если вклады и спрос на кредиты подвергаются значительным колебаниям, то банку необходимо создавать вторичные ресурсы в большей сумме.
Портфель кредитов формируется исходя из заявок клиентов с учетом спроса и предложения на кредит. Это наиболее важная часть банковских активов, традиционный вид банковской деятельности, доходы по ссудам – наиболее крупная составляющая банковской прибыли.
Инвестиции – это размещение средств в ценные бумаги с целью получения дохода. Назначение инвестиций – приносить банку доход и по мере приближения срока погашения ценных бумаг – обеспечивать ликвидность. Банки отдают предпочтение государственным ценным бумагам, если главная цель банка – обеспечение ликвидности (т. к. они менее доходны, но и менее рискованны). Вкладывая ресурсы в ценные бумаги муниципалитетов, банк надеется на получение прибыли, льготы по налогу и поддержку органов власти.
Материальные активы включают вложения в банковские помещения, мебель, оборудование.
С точки зрения доходности активы делятся на 3 группы[6]:
-         доходные активы (вторичные резервы, кредиты, инвестиции);
-         условно доходные (материальные активы могут приносить реальный доход в виде арендной платы, а также содействовать успешной работе банка);
-         недоходные активы (первичные резервы).
Такой критерий качества, как рискованность означает потенциальную возможность потерь при их превращении в денежную форму. На степень риска банковских активов оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени риска активы банка подразделяются на несколько групп. Количество выделяемых групп, классификация активов по степени риска, уровень риска отдельных групп активов в различных странах может определяться по-разному.
В Российской банковской практике выделяют 5 групп риска (табл. 2.1.).
Группа
Коэффициент риска, %
Активы
1
0
·        средства на корр. счёте, открытом в ЦБ РФ
·        средства на резервном счёте в ЦБ РФ
·        вложения в государственные долговые обязательства
·        вложения в облигации внутреннего валютного займа
·        средства, размещённые в Банке России на депозитном счёте
·        касса и приравненные к ней средства
2
10
·        ссуды, гарантированные Правительством РФ
·        ссуды под залог государственных ценных бумаг РФ
·        ссуды под залог драгметаллов в слитках
3
20
·        вложения в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти
·        средства на корр. счетах у банков-нерезидентов
·        ссуды под залог ценных бумаг субъектов РФ и местных органов власти
4
70
·        средства на счетах у банков-резидентов РФ в иностранной валюте
·        средства на корр. счетах в рублях у банков-резидентов (ностро)
·        собственные здания и сооружения за минусом, переданных в залог
·        ценные бумаги для перепродажи
5
100
Все прочие активы кредитной организации (активные остатки по балансовым счетам)
Таблица 2.1. Группировка активов по степени риска (в российской банковской практике).
Управляя портфелем активов коммерческий банк может использовать один из следующих методов:
1) Метод общего фонда («котловой» метод). Схема размещения активов:
     Источники                                                                              Направления                                  

- вклады до востребования                                             — первичные резервы
- сберегат. вклады                                                           — вторичные резервы 
- срочные вклады                                                             - ссуды      
- займы                                                                              — инвестиции  
- собственные средства                                                    — материальные активы        
Его сущность состоит в том, что денежные средства формируются из разных источников в общий Фонд, независимо от канала их поступления, а совокупные средства распределяются между активами банка в установленном порядке (кассовая наличность, вторичные резервы, ссуды, инвестиции, материальные активы). При распределении не имеет значения, из какого источника поступили деньги.
Данный метод прост, не содержит четких критериев для распределения ресурсов по категориям активов, что повышает риск несбалансированной ликвидности. Управление осуществляется на основе опыта и интуиции банковского персонала.
2) Метод конверсии. Схема размещения активов:
  Источники                                                                  Направления
- вклады до востребования                                         — первичные резервы
- сбервклады                                                                 — вторичные резервы
- срочные вклады                                                          — ссуды   
- займы                                                                           — инвестиции 
- собственный капитал                                                  — материальные активы
Модель распределения активов учитывает источники поступления средств, их специфику, нормы обязательных резервов ЦБ и скорость обращения ресурсов. Например, вклады до востребования по сравнению со срочными вкладами имеют более высокую скорость оборота и требуют более высокую норму первичных резервов, чем против срочных вкладов.
Требования ликвидности для срочных и сберегательных вкладов ниже, поэтому они могут использоваться формирование портфеля кредитов и инвестиций. Займы, как правило, используются для осуществления инвестиций и выдачи крупных, долгосрочных кредитов. Собственный капитал, наконец, используется на приобретение зданий, оборудования, а остаток – на инвестиции и кредиты, т.е. на увеличение доходов банка. Данный метод достаточно эффективен, хотя и у него имеются недостатки. Так, в частности, метод, акцентируя внимание на ликвидности резервов и возможном изъятии вкладов, меньше внимания уделяет возможности удовлетворять кредитные заявки клиентов. Кроме того, если активы и пассивы достигают значительных размеров, разнообразных по структуре, то он не может позволить с минимальными издержками сформировать портфель кредитов и инвестиций.
3) Аналитический метод. Предполагает использование современных моделей математического анализа и симплекс-метода. Он отвечает на 3 вопроса: в чем суть проблемы, каковы варианты решения, какой из них наилучший. Для ЭММ должна быть сформулирована цель, которая должна быть оптимизирована; должны вводиться ограничения по минимизации издержек, риска и ликвидности. Решение такого уравнения поможет менеджеру банка, какую сумму рационально вкладывать в любой вид активов, чтобы получить максимальную прибыль при минимальном риске не выходя за рамки ликвидности.
Данный метод дает преимущества банкам, которые располагают современными информационными банковскими технологиями. Недостатки: дороговизна метода, но если ожидаемые доходы от применения данного метода больше расходов, то он рационален.

3. Пассивные операции банка.
Существует несколько точек зрения на структуру ресурсной базы. Так, например, некоторые ученые делят ресурсы коммерческого банка на собственные и чужие. По такой классификации происходит слияние привлеченных и заемных средств в одну категорию – «чужие средства». Мы же обратимся к более развернутой структуре банковских ресурсов (схема 3.1.).
                                                       REF  SHAPE  \* MERGEFORMAT
Схема 3.1. Структура ресурсной базы коммерческого банка.
Капитал банка является источником финансирования отдельных банковских операций и критерием оценки его финансового положения. Чем больше размер уставного капитала, тем более устойчив банк (хотя это отрицательно влияет на получение прибыли).
Привлеченные средства могут быть дешевыми (вклады до востребования, выпуск векселей) и дорогими (срочные депозиты); устойчивыми (выпуск сертификатов) и неустойчивыми (счета до востребования). Чем больше удельный вес стабильной и дешевой части пассивов банка, тем стабильнее его положение и  выше доходность. Хотя здесь есть одно «но»: средства на счете до востребования наиболее дешевы, но непредсказуемы, а высокая их доля в ресурсах ослабляет ликвидность банка.
Наконец, заемные средства. Этот источник используется в крайних случаях, когда все другие источники (более дешевые) исчерпаны. Кроме дороговизны есть и другая опасность: высокая их доля лишает банк самостоятельности, делает его зависимым от кредиторов.
Собственный капитал банка – есть реальная сумма собственных ресурсов, которая может быть использована для выполнения следующих функций:
1) Регулирующая функция.  Органы банковского надзора в лице ЦБ устанавливают минимальный уровень банковского уставного капитала для вновь создаваемых банков и минимальный размер капитала для действующих банков.
В ходе рыночных реформ в России проводилась политика, направленная на сближение отечественных и международных стандартов капитала. В соответствии с Инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности КБ» минимальный размер  уставного капитала для вновь создаваемых банков был установлен на уровне 5 млн. ЕВРО, и также для действующих банков. При этом  на деятельность банков с недостаточным размером собственных средств были наложены определённые ограничения. Данные банки не могут:
·        проводить банковские операции за пределами РФ (кроме открытия и ведения корр. счетов в банках- нерезидентах для осуществления расчётов по поручению физ. и юр. лиц);
·        осуществлять операции по привлечению и размещению драгоценных металлов;
·        открывать филиалы  создавать дочерние организации за рубежом;
·        принимать участие в капитале кредитных организаций на сумму, превышающую 25% капитала этих кредитных организаций.
2) Защитная функция. Коммерческим банкам, функционирующим в условиях рынка, предоставляется полная экономическая самостоятельность, а также предусматривается экономическая ответственность.  Суть экономической ответственности банка заключается в том, что собственные средства служат обеспечением его обязательств. Иными словами, банковский капитал является предельной величиной гарантии ответственности перед вкладчиками и кредиторами. Он играет роль своеобразной подушки и позволяет банку продолжать свою деятельность в случае возникновения крупных непредвиденных потерь   и затрат. Банки для финансирования такого рода расходов используют прежде всего различные резервные фонды, но могут быть в жизни столь неблагоприятные периоды, что и этих фондов недостаточно. В таких случаях используется уставный капитал. В случае процедуры банкротства собственные средства коммерческого банка используются на погашение задолженности перед бюджетом, держателями облигаций и прочих долговых обязательств, вкладчиками денежных средств на срочные депозиты и депозиты до востребования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3) Оперативная функция.  В отличие от нефинансовых организаций для банка оперативные функции капитала считаются второстепенными. Как правило, банки стараются избежать размещения собственных средств в краткосрочные активы. Собственные средства служат для банка источником развития его материальной базы, они используются для приобретения зданий, необходимых ему машин, оборудования, вычислительной техники и т.п.
Собственный капитал включает[7]:
Во-первых, Уставный (акционерный) капитал, который формируется либо через эмиссию акций, либо накопление прибыли (капитализация доходов).
В первом случае капитал формируется как сумма номинальной стоимости всех размещенных среди акционеров акций.
В случае капитализации на формирование УК могут быть направлены:
-         средства РФ, превышающие максимальный рубеж;
-         средства от переоценки ОФ по решению правительства;
-         остатки Фонда экономического стимулирования по результатам года;
-         дивиденды начисленные, но не выплаченные;
-         нераспределенная прибыль по итогам года.
Во-вторых, резервный капитал, который используется на покрытие возможных (непредвиденных) расходов. Формируется за счет отчислений из  чистой прибыли. Его размер не должен быть ниже 15% от УК, в противном случае отчисления в Фонд производятся  из прибыли до налогообложения. Если РФ достигает своей предельной величины (определяется Уставом банка), то средства Фонда должны капитализироваться и его формирование начинается заново.
В-третьих, специальные фонды (учет эмиссионной разницы и средств от переоценки) и Фонды развития формируются из прибыли после налогообложения.
В-четвертых, нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении банка.
Привлеченные ресурсы – это временно свободные средства клиентов банка, которые привлекаются для выполнения активных операций.
Операции банка по привлечению средств во вклады, их хранению и использованию в соответствии с режимом счетов называют депозитными. С точки зрения изъятия депозиты могут делиться на:
1)    трансакционные счета, которые характеризуются тем, что деньги могут быть изъяты по первому требованию вкладчика, либо переведены с одного счета на другой в любое время без предварительного уведомления банка. Так как это непредсказуемые депозиты, то по ним банк будет создавать больший резерв, чем по другим видам вкладов.
2)    сберегательные депозиты характеризуются наличием сберкнижки, в которой содержатся правила пользования счетом и отражаются все операции по счету. % начисляются в зависимости от условий вклада (срока, суммы) и порядка хранения (изъятие средств по первому требованию, либо с предварительным уведомлением, либо по окончании определенного срок     
3)    срочные депозиты отличаются фиксированным сроком (в России – достаточно коротким – до года), высокой относительно других вкладов %-ой ставкой. До окончания срока, определенного договором, вкладчик не может изъять свои средства со счета.  Различают собственно срочные вклады и срочные вклады с предварительным уведомлением.
Собственно срочные вклады подразумевают передачу средств в полное распоряжение банка на срок и на условиях по договору, а по истечении этого срока срочный вклад может быть изъят владельцем в любой момент. Размер вознаграждения, выплачиваемый клиенту по срочному вкладу, зависит от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора. Чем длительнее срок и (или) больше сумма вклада, тем больше размер вознаграждения. Действующая практика предусматривает оформление срочных вкладов на срок 1,3,6,9,12 месяцев.
Вклады с предварительным уведомлением об изъятии средств означают, что об изъятии вклада клиент должен заранее оповестить банк в определённый по договору срок (как правило, от 1 до 3, от 3 до 6, от 6 до 12 и более 12 месяцев).  В зависимости от срока уведомления определяется и процентная ставка по вкладам.
Срочные вклады оформляются договором между клиентом (вкладчиком) и банком в лице его руководителя. Банки самостоятельно разрабатывают форму депозитного договора. Договор составляется в 2-х экземплярах: один хранится у вкладчика, другой в банке в кредитном или депозитном отделе. В договоре предусматривается сумма вклада, срок его действия, %-ты, которые вкладчик получит после окончания срока действия договора, обязанности и права вкладчиков банка, ответственность сторон за соблюдение условий договора, порядок разрешения споров. Многие банки устанавливают минимальный размер срочного вклада, величина которого зависит от ориентации банка на мелкого, среднего или крупного клиента. Споры, возникающие между банком  вкладчиком, должны решаться в арбитражном или судебном порядке (если вкладчик является физическим лицом).
Кроме депозитных источников привлечения средств коммерческие банки используют в своей практике и так называемые «не депозитные». Они характеризуются тем, что банк получает деньги через реализацию долговых обязательств на денежном рынке. Специфика не депозитных источников заключается в следующем:
·        инициатива привлечения принадлежит банку, а не вкладчику;
·        этот источник широко используется крупными банками, которые имеют свободный доступ к денежным ресурсам;
·        не депозитные источники – это оптовый (не персонифицированный) бизнес, т.к. долговые обязательства реализуются крупным инвестором на крупные суммы.
В настоящее время российские банки для привлечения дополнительных средств выпускают облигации, векселя и сертификаты.
Заемные средства представлены межбанковским кредитом, который предоставляется с целью регулирования ликвидности банка, для выравнивания межбанковского платежного оборота и, наконец, прибыльного размещения избыточной ликвидности. Банки, которые имеют избыточную ликвидность, стараются прибыльно ее разместить, а банки, которые испытывают дефицит ликвидности – улучшить свое положение за счет МБК.
Коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу на следующих условиях:
-если банк-кредитор обладает свободной ликвидностью,
-если банк-кредитор получит значительный доход от размещения средств на МБР,
-если это размещение средств не приведёт к нарушению нормативов ликвидности, установленных ЦБ
-если банк заёмщик испытывает временную потребность в ресурсах
-если банк заёмщик является надёжным и имеет достаточно высокий  рейтинг на денежном рынке,
-если банк заёмщик имеет ликвидные активы, которые он может предоставить в качестве обеспечения кредита.
Погашение кредита вместе с процентами осуществляется с корр. счёта при наступлении срока.  Если денег на корр. счёте нет, то либо решается вопрос о пролонгации кредита, либо ссуда списывается со счёта гаранта, либо за счёт средств залога.
ЦБ предоставляет кредиты КБ в следующих случаях:
1)для удовлетворения потребностей КБ в обязательных резервах
2)предоставление сезонных ссуд
3)поддержка банков, оказавшихся в затруднительном финансовом положении
4)для финансирования целевых программ Правительства.
                Одним из крупнейших участников рынка МБК является ЦБ. Для получения кредита от ЦБ коммерческий банк должен отвечать следующим требованиям:
·        Иметь лицензию на осуществление банковской деятельности;
·        Соблюдать все предусмотренные нормативы;
·        Иметь положительное аудиторское заключение по годовой отчетности;
·        Не иметь просрочек по ранее полученным кредитам ЦБ;
·        При получении аукционного или ломбардного кредитов банк должен проработать на рынке не менее одного года.

4. Кассовые операции коммерческих банков.
Кассовыми операциями называют операции по ведению счетов физических и юридических лиц.
Согласно российскому законодательству, клиент имеет право открывать столько счетов, сколько ему необходимо.
Виды счетов:
1.     расчетный счет. Открывается коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предпринимателя. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением производства, расходами. На него зачисляется выручка. Со счетов списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости сырья, уплачиваются налоги. Счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направления использования средств. Существует две разновидности расчетного счета:
а) счет для осуществления совместной деятельности, особенностью которого является множественный состав его владельцев. Но совместное распоряжение счетом не распространено, поскольку предполагает получение согласия всех владельцев по отдельным платежам, что крайне не удобно.
б) счет для выполнения работ по соглашению о разделе продукции. Его особенность – счет используется исключительно для выполнения определенных работ. Может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Если выручка на этот счет поступает в инвалюте, то правила об обязательной продаже 50 % не действуют.
2.     текущий счет – счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Он предназначен для хранения денег, расчетных операций. По сравнению с владельцами расчетного счета, самостоятельность владельцев текущего счета существенно ограничена, они распоряжаются деньгами в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Разновидности текущего счета:
а) бюджетный счет – счет, который открывается предприятиям при выделении им денежных средств из Федерального, региональных или местных бюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Это могут быть субсидии, дотации. Особенность бюджетного счета проявляется, во-первых, в целевом назначении зачисленных денег, контролировать которые должен собственник (либо доверенное лицо) и, во-вторых, в ограниченном сроке существования счета, составляющим 1 год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, следовательно, в конце года счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет.
б) инвестиционные и конверсионные счета – счета по учету средств Федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе на финансирование инвестиций и конверсионных программ. Владельцами таких счетов являются предприятия.
Кассовые операции занимают большой объем работы в банковской деятельности. Коммерческие банки строят свои отношения с клиентами на договорной основе, в том числе и при осуществлении их кассового обслуживания.
По договору банковского счета банки не могут отказать клиентам в открытии счета, если он согласен с объявленными условиями и если у банка есть техническая возможность принять данного клиента на обслуживание.
Для открытия счета клиент предоставляет следующие документы:
-         заявление на открытие счета (для оповещения банка о возникновении потребности в этом);
-         копии Устава, учредительного договора и протокола общего собрания (для подтверждения юридической дееспособности, т.е. правомочности открытия счета);
-         справка о постановке на учет из ГНИ;
-         копии документов, подтверждающих регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде обязательного мед. страхования, Фонде социального страхования (для удостоверения выполнения клиентом всех обязательств перед бюджетом);
-         2 карточки с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиска печатей (для их сличения при дальнейшем использовании счета).
После открытия счета банк предоставляет следующий набор услуг:
-         ведение счета
-         организация и проведение безналичных расчетов
-         выполнение операций с наличными деньгами
Прием от клиентов юридических лиц денежной наличности производится по объявлению на взнос наличными с зачислением суммы на его расчетный (текущий) счет. Выдача и списание денег производится по денежным чекам, при проведении расчетов в безналичном порядке используются расчетные чеки. Прием и выдача денежной наличности гражданам осуществляется по приходным и расходным кассовым ордерам.
В соответствии с договором банк принимает на себя обязательства:
-         проводить по счету клиента все виды банковских операций, предусмотренных законодательством
-         обеспечивать сохранность и конфиденциальность всех денежных средств на счете
-         зачислять и списывать средства по поручению клиента не позже дня, следующего за днем поступления платежных документов
-         выдавать выписки по счету, информирующие клиента об остатках.
Закрытие счета может быть осуществлено, во-первых, по решению владельца (в любое время без каких-либо претензий и условий); во-вторых, по решению банка (при несоблюдении условий договора); и, в-третьих, по решению арбитражного суда (при признании предприятия – клиента банка банкротом).

5. Расчетные операции коммерческих банков.
Расчетные операции между экономическими субъектами осуществляются, как правило, в безналичном порядке, т.е. путем перечисления денег со счета плательщика на счет получателя.
Для проведения расчетных операций и хранения денежных средств клиентов любому банку с момента регистрации, т.е. выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности, открывается корреспондентский счет (расчетный счет коммерческого банка). Первые суммы, зачисленные на корр. счет – это взносы учредителей в УК в момент его образования. Взаимоотношения между коммерческим банком и ЦБ (представителем которого является РКЦ) при открытии корр. счета оформляются договором.
Для открытия корр. счета в РКЦ предоставляются следующие документы[8]:
-         заявление на открытие счета;
-         карточку с образцами подписей.
Каждому банку может быть открыт только один корр. счет в одном РКЦ. Платежи с корр. счета осуществляются в пределах остатка на нем. При недостатке средств банк в 5-тидневный срок обязан его пополнить, в противном случае – санкции, вплоть до отзыва лицензии. РКЦ ежедневно отчитывается перед банком выпиской о состоянии корр. счета.
Между банком и клиентом также возникают договорные отношения по поводу расчетного обслуживания. Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем, или плательщиком. Он несет ответственность за наличие всех реквизитов в расчетных документах и идентичность их заполнения во всех экземплярах. О состоянии расчетного счета банк информирует клиента выпиской. Если денежная сумма зачислена (либо списана) на счет ошибочно, то клиент в 10-дневный срок должен сообщить об этом банку, в противном случае, обороты и остаток по счету считается подтвержденными.
При проведении расчетов клиент вправе самостоятельно выбрать ту форму расчетов, которая ему подходит (Положением № 14 «О безналичных расчетах» предусмотрены расчеты платежными требованиями, требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами). Поступившие в банк платежные требования и  требования-поручения оплачиваются в порядке предварительного акцепта.
Форма безналичных расчетов – совокупность взаимосвязанных элементов, включая схему документооборота, платежный документ и способ платежа (порядок перевода денежных средств). В соответствии  с классификацией БМР (г. Базель) способ платежа может быть либо а) кредитовым, либо б) дебетовым.
Кредитовый перевод характеризуется тем, что деньги сначала списываются со счета плательщика, а затем перечисляются на счет получателя. При этом инициатива платежа принадлежит плательщику (дебитору), который дает распоряжение банку кредитовать счет получателя средств. Кредитовый перевод занимает почти 90% платежного оборота. В качестве расчетного документа в российской практике могут использоваться платежные поручения или требования-поручения, акцептованные плательщиком.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.