Реферат по предмету "Культура и искусство"


История готики

История
готики

Готический
стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии
средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной
Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в
эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового
искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 —
12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки
готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика
развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой
феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и
религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими»
иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип
мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика
унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы
зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза
архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком
пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры
динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное
эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие
искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового
общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление
городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также
придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и
техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического
мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления
реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы.
Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские
архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты,
колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами,
торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились
главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами
выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с
богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно
превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или
собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением
устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания
горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его
художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой,
изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения,
выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти
божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, творческое
величие усилий человеческого коллектива.

Смелая и
сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество
дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность
романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство
внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств,
расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о
мире. Осным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая
богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы.
Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их
обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным
формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы
материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости
человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты,
возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и
фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная
миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное
искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

Готика
зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла
расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции
свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным
нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к
которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и
просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого
движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом
остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи
(трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов
возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка
колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из
прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые
вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного
облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного
нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы—
контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами
прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения
наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и
пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских
соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном
("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью
членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые
архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы,
краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней
арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях
колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды
Священного писания, аплегорические образы. Лучшие произведения готич пластики —
статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой
красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и
строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную
тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части
храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом,
изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских
мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические
изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали
красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся
готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К
ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма,
совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются
грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель
в Париже (1243—48) с многочисленными витражами. С середины 13 в. величественные
соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне),
Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании
(Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт
собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили
своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до
Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 —
начале 14 вв. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные
формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый
S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели
городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для
поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий
языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском
городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные
приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором,
нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные
дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне),
строились особняки ("отели") богатых горожан.

В поздней
готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие
деревянную раскрашенную и поэолоченную скульптуру и темперную живопись на
деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся
драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий
Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на
светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах
(часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к
передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического
декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости,
серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

В Германии
расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге).
Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 83); на
юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме);
строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в
Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной
кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам,
композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки
(городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы).
Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и
монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия. Поздняя немецкая готика
(конец 14—начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в
Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со
сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись.
Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св.
Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

Славу
нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но
особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре,
1200—1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).

В
Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте,
но её развитие, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было
замедленным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно
представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным
завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота
объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и
сводах. По формам декора различают стили: ранний ("ланцетовидный";
собор в Солсбери), "украшенный" (близкий к "пламенеющей"
готике (собор в Эксетере, между 1275—1375) и "перпендикулярный",
отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым
плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже,
1446—1515). С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по
алебастру и дереву, вышивки. Влияния английской, французской и немецкой
кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме,
готические части — 1180—1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300— 15
в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430).

В Испании
обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором
на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным
образом (ретабло) со скульптурой и живописью. На готическую архитектуру
Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный
позднеготический собор в Жероне, 1325—1607). Крупные сводчатые залы создавались
в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426—51). В 16 в. готические
конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.

В Италии в
13—14 вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов.
Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных
масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной
облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во
Флоренции). Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском
строительстве — ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во
Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции)
или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен.
Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия),
Греции, Крита, Кипра. В изобразит, искусстве Италии развитие готики было
ограничено ранним сложением культуры Возрождения. Готическим постройкам
Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость
форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов. В Венгрии
готика распространилась в конце 13—15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок
в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14—15 вв. (собор св. Вита и
Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж.
Чехии). Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В
Польше готика развивалась в 13—15 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали
крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской
архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и
Варшаве. Ягеллонский университет в Кракове). На юге Польши костёлы строились из
камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл
Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в 13—14 вв.
(Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, 13—16 вв.). В южной Эстонии в 14 в.
строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик
Таллина определился в 14—15 вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей,
церковь Олевисте). К 14—15 вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок
в Тракае), в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе
и дом Перкуно в Каунасе.

В
позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к
реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой
индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия.
Этот процесс проявился в 14—нач. 16 вв. во французской и бургундской миниатюре,
в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой,
чешской. польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и
живописи (мастер Теодорик и др.). В 15— 16 вв. он был ускорен влиянием
итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении 16 в. готика почти
повсеместно сменилась ренессансной культурой.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.