Верещагин В.В.
Верещагин
Василий Васильевич (1842 - 1904)
Художник-живописец,
общественный деятель, путешественник. Мастер батальной картины, пейзажист,
автор этнографических зарисовок и бытовых картин. Художник-реалист,
представитель социально-критического направления романтического течения в
живописи второй половины XIX века.
Крупнейший
художник-баталист Выставки его произведений с триумфом обошли крупнейшие города
Европы и Америки. Художник Бенуа А.Н. говорил о нем: "В те времена за
границами России из русских художников только его и признавали, в России же
многие почитали Верещагина за какого-то мага живописи, до которого всем
западным новаторам как до неба...". Во время войны с Японией находился в
Порт-Артуре. Погиб вместе с Макаровым С.О. и со штабом Тихоокеанского флота на
броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине.
Родился
в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в
Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в
Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает
ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать
рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его
способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать
художником.
В
1860 г. подал в отставку и поступил в Академию художеств. Верещагин упорно
занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью
и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в
том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение женихов Пенелопы
возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ.
В
1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец задумал создать большую картину,
в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России.
Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу
не удалось.
В
1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные
столкновения. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял
Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и
мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 гг. Верещагин вновь предпринимает
поездку в Туркестан; в результате создает большую серию картин о Средней Азии.
Центральное
место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и
в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина
("У крепостной стены. Пусть войдут" (1871), "Вошли",
"Высматривают" (1873), "Нападают врасплох" (1871),
"Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872) и
"Апофеоз войны" (1871-1872).
Произведения
Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах.
В течение 30 лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего
всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть
туркестанских работ.
В
1874-1876, 1882-1883 гг. Верещагин совершил две поездки в Индию. Результатом
наблюдений явилось более 150 этюдов, изображающих величие белокаменной
индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов:
"Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге
из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876).
Ряд
картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами.
"Процессию английских и туземных властей в Джейпуре" (1875-1879).
Вспыхнувшая
в 1877- 1878 гг. русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой
сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник
участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не
погиб.
Ряд
полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны:
"Атака" (1881), "После атаки" (1881). Картины
"Победители" (1878-1879), "Побежденные. Панихида по убитым"
(1878-1879) посвящены сражению под Телишем.
В
1880 и 1883 гг. картины Балканской серии были выставлены в Петербурге. За сорок
дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все
ожидания.
1880-е
годы Верещагин вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину
(1883-1884). Так возникает "Палестинская серия", состоящая главным
образом из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Результатом
поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 гг., явилась серия рисунков и этюдов с
изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной
природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над
серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати
полотен создано им на эту тему: "Наполеон на Бородинских высотах"
(1897), "Конец Бородинского боя" (1899-1900) и др.
Пребывание
наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них:
"В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897),
"Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898)
и др.
Большая
патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов,
яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний
капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX
века.
До
конца жизни художник не прекращал путешествовать.
Русско-японская
война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и,
по выражению Репина, "полетел" на Дальний Восток. 31 марта 1904 года
Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце
"Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/