Первый
русский корабль "Орел"
Первенец
военного кораблестроения в России. Построен в 1668 году в селе Дединове на
р.Ока. Водоизмещение около 250т., длина - 24,5м., ширина - 6,5м., осадка -
1,5м., вооружение 22 пищали, экипаж 58 человек (капитан, 22 матроса, 35
стрельцов ). Организация службы и действия членов экипажа в бою определялись 34
"статьями артикульными", явившимися прообразом первого морского
устава русского флота. В 1669г. переведен в Астрахань для охраны русских
торговых судов на Каспийском море. В 1670г. был захвачен восставшими
крестьянами и казаками под предводительством С.Т.Разина. В дальнейшем много лет
простоял в бездействии в одном из протоков Волги, по прямому назначению не
применялся.
"Солнечным
днем 19 мая 1668 года на берегу Оки-реки у верфи, что была построена здесь по
указу государя Алексея Михайловича, собрались все жители дворцового села
Дединово. На спусковых салазках стапеля высился двухпалубный красавец корабль
"Орел". Боярин А.Л. Ордин-Нащокин, которому царским указом было
определено "корабельным делом ведать", вместе с голландским
судостроителем полковником Корнелиусом Ван-Буковеном (по проекту которого
русскими корабельными мастерами Яковом Полуектовым и Степаном Петровым был
создан "Орел") обошли верфь и лично убедились, что к спуску корабля
на воду все готово. На торжество прибыл настоятель коломенского храма Иоанна
Предтечи. Сопровождаемый местным священником, дьяконом и Ван-Буковеном, он
поднялся на палубу "Орла". Тотчас же на флагштоках и мачтах корабля
взвились огромные флаги и длинная лента вымпела. Отслужили молебен, окропили
флаги святой водой и сошли на дединовский берег. На "Орле" остались
лишь несколько человек, руководимых командиром корабля - голландским капитаном
Бутлером. Им было поручено отдать якоря, как только корабль сойдет на воду.
Ордин-Нащокин
взмахнул рукой и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы.
"Орел" тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный
перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный
корабль закачался на голубой глади окской заводи. Свое название корабль получил
в честь русского Государственного герба.
Судьба
по-своему распорядилась с первенцем Российского флота. летом 1669 года
"Орел", яхта, вооруженный струг, и две сопровождавших их шлюпки
пришли в Астрахань. Здесь они были захвачены войском Степана Разина.
Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем
военный корабль против них, весной 1670 года загнали корабль в протоку Кутум,
где он простоял в течение многих лет и пришел в ветхость.
И, хотя
"Орлу" не суждено было выполнить задачу по охране отечественного
судоходства на Хвалынском (Каспийском) море, роль его в истории отечественного
судостроения достаточно велика.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/