Тюрко-монгольское летосчисление
Тюрко-монгольский календарь
представляет собой попытку установить определенную связь между лунным месяцем и
солнечным годом. В основу этого соотношения было положено то наблюдение,
которое в свое время было сделано в древней Греции Метоном и к которому монголы
пришли независимо от него: наблюдение о том, что 19 солнечных лет содержат 235
полных лунных месяцев. Исходя из этого, тюрко-монгольская календарная система предусматривала
в пределах каждого девятнадцатилетнего периода чередование 12 простых годов (по
12; месяцев) и 7 годов удлинённых (по 13 месяцев). 12 Месяцев х 12 + 13 месяцев
х 7 = 235 месяцев.
Каждый месяц имел свой порядковый
номер (от 1 до 12 в обычном году). Поэтому тюрко-монгольские календарные даты
обычно указывают, что событие произошло "в таком-то году такой-то (по
счёту) Луны (или месяца)". Иногда счёт велся ещё по четырем временам года
или сезонам (весна, лето, осень и зима), при чём каждый сезон подразделялся на
три месяца (луны). Отсюда -- такие календарные даты: первая летняя луна
(месяц), средняя летняя луна (месяц), первая зимняя луна и т. д. Год начинался
весной, при чём первый весенний месяц соответствовал нашему январю или февралю.
Месяц делился на две половины, из которых первая называлась новой, а вторая --
старой или ветхой. Таким образом, мы можем, например, встретить в документе
такое указание: "осеннего первого месяца (луны) в четвертый день
ветха", т. е. речь идет о 4-м числе второй половины первого осеннего
месяца (седьмого месяца от начала года).
В основу тюрко-монгольского
летосчисления был положен также особый циклический счёт. Вначале монголы
исходили из периода в 12 лет. Каждый год в пределах двенадцатилетнего цикла
назывался именем определенного животного. Первый год носил название мыши или
крысы; второй -- коровы, тельца или быка; третий -- барса или тигра; четвертый
-- зайца; пятый -- дракона или крокодила; шестой -- змеи; седьмой -- лошади
(коня); восьмой -- овцы или барана; девятый -- обезьяны; десятый -- курицы;
одиннадцатый -- собаки (пса); двенадцатый -- свиньи.
Впоследствии, под влиянием
китайцев, монголы удлиннили первоначальный двенадцатилетний цикл до
шестидесятилетнего. Последний строился путём комбинации названий двенадцати
животных и пяти стихий (дерево, огонь, земля, железо и вода). При этом
наименования животных сменялись в пределах цикла ежегодно, наименования стихий
применялись к каждым двум годам, идущим подряд. При такой системе сочетание
названий определенного животного и определенной стихии встречалось только один
раз в 60 лет. Например, в каждом шестидесятилетнем цикле был только один год
воды и лошади, один год огня и обезьяны, один год железа и курицы и т. д.
Для того, чтобы отличить друг от
друга два соседних года, носящих, как указано, наименование одной и той же
стихии, к первому присоединялось иногда указание на мужской род, ко второму --
на женский. Например: мужской род, год дерева и мыши; женский род, год дерева и
коровы.
Вместо названий стихий иногда
употреблялись названия пяти цветов. При этом каждой стихии соответствовал
определенный цвет: дереву -- голубой или синий, огню -- красный, земле --
желтый, железу -- белый, воде -- черный. В том случае, когда стихия
употреблялась в сочетании с годом мужского рода, заменяющий её цвет выступал в
своей обычной форме (голубой, красный, желтый и пр.). В применении к году
женского рода названия тех же цветов встречаются в уменьшительной форме: вместо
"голубой" --"голубоватый", вместо "красный" --
"красноватый" и т. д.
Таким образом, отдельные годы в
пределах тюрко-монгольского шестидесятилетнего цикла могут быть обозначены
следующим образом: "год дерева и мыши" или "год синей
мыши"; "год воды и курицы" или "год черноватой курицы"
и т. д.
Следует тадже отметить, что
каждый год шестидесятилетнего цикла, помимо своего наименования определенным
животным и стихией, носит ещё особое название. Так четвертый год (огня и зайца)
именуется "совершенным", двенадцатый, (дерева и свиньи)
--"исполненным жизни" и т. д.
При циклической системе
времясчисления должна быть установлена какая-то исходная точка (эра), от
которой ведется счёт циклов. Монгольская эра заимствована из Тибета.
Шестидесятилетние монгольские циклы считаются от 1027 г., который и является
начальным годом тюрко-монгольской системы летосчисления
("рабчжуном"), занимая четвертое порядковое место в первом цикле (см.
таблицу XXV). Поскольку 1027 г. по
тюркомонгольской номенклатуре был годом огня и зайца, постольку все дальнейшие
хронологические даты приводятся тоже в циклах (кругах) огня и зайца. Когда
например, говорят: "второй цикл (круг) огня и зайца"; то значит, что
речь идет о втором шестидесятилетнем периоде по тюрко-монгольской эре, т. е. от
1027 г. (рабчжуна), который носил название огня и зайца и был четвертым по
счёту в исходном цикле.
В целях точной датировки,
монгольские хронологические данные обычно содержат указания: 1) на название
года, соответственно занимаемому им порядковому месту в пределах текущего
шестидесятилетнего цикла; 2) на порядковый номер цикла (круга) огня и зайца, т.
е. того незаконченного шестидесятилетнего периода2, в котором находится
интересующий нас год. Например: год воды и барса в одиннадцатом кругу огня и
зайца. Или: "год беловатой змеи в двенадцатом кругу огня и зайца.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.timy.ru