Калмыки
Название
калмак появилось в тюркских языках, оно означает "отколовшийся",
поскольку калмыки произошли в результате отделения части населения от
монгольских племен. В русских письменных источниках этноним калмык появился в
конце 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.
Самоназвание
калмыков - хальмг, оно восходит, видимо, к тюркскому "остаток"
(имелись в виду часть ойратов, не принявших ислам). Большинство калмыков
проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населения) по переписи
населения 1989 г.
До
20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок - дербетов,
торгоутов, хошеутов и олеутов. В расовом отношении калмыки - монголоиды, но в
отличие от классических моноголоидов благодаря смешению с тюркскими и
северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы,
несколько сильнее развита борода, выше переносье.
Калмыцкий
язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Калмыцкий алфавит
был создан в сер. 17 в. на старомонгольской графической основе. В 1925 г. был
принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на
латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется
русская графическая основа.
Верующие
калмыки исповедуют ламаизм, который является ответвлением буддизма, часть
калмыков - православные.
Как
отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на
Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и
др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России
существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано
в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны
российской администрации, ушла на историческую родину. В 1957-1958 гг. калмыки
была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название -
Калмыцкая Республика - Хальмг Тангч.
Основу
традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. Скот
круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С
переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на
Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота,
главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь.
Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли
оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Развиты были
ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в
том числе художественные - тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу,
вышивка.
До
начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный
характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ,
в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в.
появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем
кочевых калмыков была юрта монгольского типа.
Мужской
одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом
ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили
сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался
кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем
благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах.
Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка.
Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с
открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Женской одеждой
был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он
стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили
бирз - широкое платье без пояса. Женской обувью были кожаные сапоги.
Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и др. из
золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили
серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.
Традиционной
пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и
говядины, менее употребительны были остальные его виды. Повседневным напитком
был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом,
он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия - пресные
лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные лепешки, круглые в сечении,
целькг - тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки
жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была
эрк - молочная водка.
Традиционное
общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов
и зайсангов - потомственной аристократии, буддийского духовенства - гелюнгов и
лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных
отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные
поселения и состояли из малых семей. Брак заключался путем сговора между
родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали.
Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности
которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными.
В
религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования
и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они
отразились в частности в календарных праздниках. Один из них связывался с
началом весны, он праздновался в феврале и назывался цаган сар. Во время него
надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу с взаимными поздравлениями
и благопожеланиями.
В
духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический
эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение
содержит несколько десятков тысяч стихов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru