Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Инвентаризация как способ контроля за сохранностью собственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОРОЛЁВСКИЙИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИКафедра бухгалтерского учета,анализа и аудитаКурсовая работа
подисциплине «Бухгалтерский учет»
тема: «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯКАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОХРАННОСТЬЮ СОБСТВЕННОСТИ»
Студентгруппы БО-03
Преподаватель:Королев2007

Содержание
Введение
1. Понятие, виды и задачи инвентаризации
2. Общие правила проведения инвентаризации
3. Инвентаризация имущества и обязательств
3.1. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
3.2. Инвентаризация готовой продукции и товаров
4. Инвентаризация незавершенного производства
5. Инвентаризация материалов
6. Инвентаризация финансовых вложений
7. Инвентаризация денежных средств
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
Для метода бухгалтерскогоучета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждыйиз которых дает возможность получить информацию об отдельных сторонахизучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывноеотражение. Метод бухгалтерского учета включает в себя отдельные элементы, изкоторых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись,баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Все перечисленные элементыпредставляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может выполнитьпредназначенные ему функции в системе управления производством только в томслучае, если будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности, аво-вторых, в последовательности.
В данной работерассматривается один из важнейших методов бухгалтерского учета –инвентаризация. Понятие инвентаризация происходит от латинского слова «inventarium», что означает «находить».
Роль инвентаризациименялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась приоценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления егоза новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство,а впоследствии — на имущество).
Почти(а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерскогоучета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговыхобязательств как основной этап выявления имущественного положениясобственников, т.е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.
Сегодня инвентаризация нароссийских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактическогоналичия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведенияинвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо отего местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовыевложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовыхобязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы ирезервы).

1.        Понятие,виды и задачи инвентаризации
Чтобы реально представитьфинансовое положение дел организации, независимо от форм собственности,необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся враспоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии,правильно ли было оценено. Затем фактические остатки имущества сверяются сданными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательствназывается инвентаризацией. То есть инвентаризация – это проверка имущества иобязательств организации путем подсчета, обмера и взвешивания. Инвентаризацияявляется способом уточнения показателей учета и последующего контроля засохранностью имущества организации. Инвентаризация позволяет проверить, все лихозяйственные операции оформлены, подтверждены документально и отражены всистемном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения иисправления. Можно сказать, что инвентаризация представляет собой контрольнуюфункцию учета, которая позволяет выявить случаи необоснованного уменьшениякапитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества.
О важности инвентаризацииговорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ « Обухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации.
Виды инвентаризации.
1.        По обязательностипроведения
обязательнаяинвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии сзаконодательством Российской Федерации
инициативнаяинвентаризация проводится по решению руководителя
2.        По периодичности
плановая инвентаризацияпроводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки
внеплановаяинвентаризация проводится по решению руководителя организации вне утвержденногоплана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видовимущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством
3.        По степени охвата
полная инвентаризация.При полной инвентаризации все объекты имущества и обязательств подвергаютсяпроверке
частичная инвентаризация.При частичной инвентаризации проверке подлежит один или несколько видовимущества и обязательств
4.        По методупроведения
натуральнаяинвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении ихколичества путем подсчета, обмера, взвешивания.
документальнаяинвентаризация состоит в проверке документального подтверждения наличияобъектов.
Принципы инвентаризации:
— внезапность;
— сопоставимость единицизмерения;
— плановость;
— непрерывность;
— объективность;
— оперативность;
— гласность.
Основными задачамиинвентаризации являются:
1.   проверка реальной стоимости учтенныхна балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в пути,незавершенного производства, расходов будущих периодов, дебиторской икредиторской задолжности и других статей баланса;
2.   контроль за сохранностью этих средствпутем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
3.   выявление товарно-материальныхценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающихстандартам качества, техническим условиям и т.д.;
4.   выявление сверхнормативных инеиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
5.   проверка соблюдения правил и условийхранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания иэксплуатации машин, оборудования и других основных средств.
Таким образом, с помощьюинвентаризации:
·          проверяютсяполнота и достоверность данных бухгалтерского учета;
·          выявляютсяошибки, допущенные в учете;
·          принимаются научет неучтенные хозяйственные объекты;
·          контролируетсясохранность хозяйственных средств;
·          выявляются ипредупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи;
·          контролируетсяработа материально – ответственных лиц.
Инвентаризация занимаетважное место в процессе осуществления экономического анализа. Значениеинвентаризации заключается еще и в том, что ее осуществляют сами работникипредприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников задеятельностью предприятия.

2.Общие правилапроведения инвентаризации
Основанием для проведенияинвентаризации является приказ (приложение 1) или другой документ руководителяорганизации (постановление, распоряжение).
К началу проведенияинвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по поступлению ирасходу ценностей, сделаны записи в аналитическом учете и выведены остатки надень инвентаризации. Перед началом инвентаризации у материально ответственныхлиц берутся подписки о том, что все документы, которые относятся к приходу ирасходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что нет неоприходованных и несписанныхценностей. Наличие такой расписки предупреждает выписку подложных документовматериально ответственными лицами в случаях обнаружения недостач или излишков.
Перед тем как начатьпроведение инвентаризации все товарно-материальные ценности должны бытьразложены по наименованиям, сортам, размерам. К товарно-материальным ценностямдолжны быть прикреплены ярлыки со сведениями, которые их характеризуют (масса,количество и т.д.).
Руководитель организациидолжен создать все условия, которые обеспечат полную и точную проверкуфактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силойдля перемещения и перевешивания грузов, измерительными и контрольнымиприборами, мерной тарой).
Порядок и срокипроведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключениеслучаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризацииобязательно:
— при передаче имуществав аренду, выкупе, продаже, а также при приобретении государственного илимуниципального унитарного предприятия;
— перед составлениемгодовой бухгалтерской отчетности;
— при смене материальноответственных лиц;
— при выявлении фактовхищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случаях стихийного бедствия,пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации илиликвидации организации;
— в других случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризация проводитсяв несколько этапов:
Первый этап –обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформлениеинвентаризационных ведомостей или описей (приложение 2,4).
Второй этап – оценкавыявленных, подсчитанных и описанных средств по первоначальной или измененнойоценке.
Третий этап – выявлениерасхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета, установлениепричин расхождений, заполнение сличительной ведомости (приложение 3,5).
Четвертый этап –оформление результатов инвентаризации и отражение расхождений в учете иотчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а по годовойинвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Для проведенияинвентаризации на предприятии создается постоянно действующаяинвентаризационная комиссия. В состав этой комиссии входят представителиорганизации, главный бухгалтер и другие специалисты (экономисты, техники ит.д.). Также в составе инвентаризационной комиссии могут быть представителислужбы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Если хотя бы один член изкомиссии отсутствует при проведении инвентаризации, то результаты этой проверкиможно признать недействительными.
Наличие средств в натурепроверяют в присутствии материально ответственного лица. Все результатыподсчета, взвешивания, обмера записывают в акты инвентаризации илиинвентаризационные описи:
Таблица 1
Формыинвентаризационных описей (актов)Номер формы Наименование формы ИНВ-1 Инвентаризационная опись основных средств ИНВ-1а Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-2 Инвентаризационный ярлык ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей ИНВ-4 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных ИНВ-5 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение ИНВ-6 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути ИНВ-8 Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них ИНВ-8а Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях ИНВ-9 Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них ИНВ-10 Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств ИНВ-11 Акт инвентаризации расходов будущих периодов ИНВ-15 Акт инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-16 Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности ИНВ-17 Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами Приложение к форме № ИНВ-17 Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Инвентаризационная описьсоставляется не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все членыкомиссии. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеровматериальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях,которые записаны на данной странице, вне зависимости от единиц измерения.Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркиваниянеправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей.Исправления должны подписать все члены комиссии и материально ответственныелица. На каждой описи материально ответственные лица подтверждают, что у нихнет претензий к комиссии и что все проверенные ценности приняты ими нахранение.
После того какинвентаризация проведена описи сдаются в бухгалтерию, где их проверяют исравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета.Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость.
Таблица 2
Формы для учетарезультатов инвентаризацииНомер формы Наименование формы ИНВ-18 Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств ИНВ-19 Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей ИНВ-24 Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей ИНВ-25 Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций ИНВ-26 Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией
В сличительной ведомостиуказывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средствпо данным учета и результаты сравнения – излишки и недостачи.      
Если после проведенияинвентаризации материально ответственные лица обнаруживают ошибки в описях, тоони должны немедленно (до открытия помещения, где проводилась инвентаризация)заявить об этом представителю инвентаризационной комиссии. После этого комиссияпроверяет указанные факты и в случае их подтверждения производит исправлениеошибок в установленном порядке.

3.Инвентаризация имущества и обязательств
 
3.1Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
Проведение инвентаризацииосновных средств и отражение ее результатов в учете осуществляются согласно Методическимуказаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Целью инвентаризацииявляется подтверждение фактического наличия основных средств в натуре по местамих эксплуатации или нахождения данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация основныхсредств проводится один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз впять лет. Другие сроки инвентаризации вправе устанавливать руководительорганизации.
Перед проведениеминвентаризации проверяется правильность оформления первичной учетнойдокументации по движению и наличию основных средств (инвентарные книги иликарточки, технические паспорта и т.д.).
Перед началом проведенияинвентаризации материально ответственные лица должны написать расписку о том,что все приходные и расходные документы на основные средства сданы вбухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
При инвентаризацииосновных средств инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов изаносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основныетехнические или эксплутационные показатели.
При инвентаризациисооружений, зданий и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов,которые подтверждают нахождение указанных объектов в собственности организации.Также проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другиеобъекты природных ресурсов, которые находятся в собственности предприятия.
Если при инвентаризациивыявляются объекты, которые не отражены в учете, а также объекты, по которым врегистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные,которые их характеризуют, то комиссия должна включить в опись правильныесведения и технические показатели по этим объектам. Оцениваются эти объекты сучетом рыночных цен, а износ определяется по действительному техническомусостоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующимиактами.
Если в процессеинвентаризации комиссия установила, что по отдельным объектам измениласьпервоначальная стоимость, например, пристройка новых помещений, надстройкаэтажей, которые никак не отражены в бухгалтерском учете, то комиссия должна наоснове соответствующих документов определить уменьшение или увеличениепервоначальной стоимости объекта и отразить в описи. При этом нужно составитьакт и указать причины и лиц, которые виновны в несвоевременном отражениисоответствующих изменений в учетных регистрах.
Для учета результатовинвентаризации объектов основных средств используется инвентаризационнаяопись(форма № ИНВ. – 1), которая утверждена постановлением Госкомстата России.Все итоги в опись заносятся ручным или автоматизированным способом. Описьсоставляется в двух экземплярах.
Машины, оборудование итранспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводскогоинвентарного номера, организации – изготовителя, года выпуска, назначения,мощности и т.д. Основные средства, которые на момент проведения инвентаризациинаходятся вне организации(автомашины, отправленные в капитальный ремонт машиныи оборудование и т.п.) инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства,которые не подлежат восстановлению, инвентаризационная комиссия составляетотдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведшихэти объекты к непригодности(порча, полный износ и т.д.). одновременно синвентаризацией собственных средств проверяются средства, которые находятся наответственном хранение или арендованные. По указанным объектам составляетсяотдельная опись, в которой дается ссылка на документы, которые подтверждаютпринятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Выявленные приинвентаризации расхождения фактического наличия имущества с даннымибухгалтерского учета (на основе инвентарных карточек, описей и другихдокументов) подлежат регулированию. Они обобщаются в ведомости результатовинвентаризации.
Излишки основных средствподлежат оприходованию по рыночной стоимости (на дату проведенияинвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01 «Основныесредства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственной деятельностиорганизации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При недостаче и порчеобъектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01«Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Привыявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средстваоценивают по продажным(рыночным) ценам, которые действовавшим в даннойместности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 «Недостачии потери от порчи ценностей» в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочимоперациям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основныхсредств отражают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» икредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолжности еевиновником соответствующую часть списывают со счета 98 «Доходы будущихпериодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если конкретныевиновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, тонедостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредитасчета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на финансовые результаты укоммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческойорганизации.
При инвентаризациинематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающихправа организации на его использование, правильность и своевременностьотражения нематериальных активов в балансе.
Нематериальные активы,принятые на учет, организация включает в состав своего имущества.
Для оформления даныинвентаризации нематериальных активов используется инвентаризационная описьнематериальных активов (типовая форма № ИНВ – 1а). Опись составляется комиссиейв одном экземпляре. В инвентарных описях фиксируется фактическое наличиеобъектов нематериальных активов по наименованиям и по назначению.
Для отражения результатовинвентаризации нематериальных активов по которым выявлены отклонения от учетныхданных, составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации основныхсредств ( типовая форма ИНВ – 18). Форма данной сличительной ведомостииспользуется потому, что типовой формы отражения результатов инвентаризациинематериальных активов не разработано. Сличительная ведомость составляетсябухгалтером и хранится в бухгалтерии.
Выявленные приинвентаризации расхождения между фактическим наличием нематериальных активов иданными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета вследующем порядке:
1.    излишкинематериальных активов приходуются по рыночной стоимости на дату проведенияинвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Приэтом выясняется, когда и по распоряжению кого были приобретены неучтенныеобъекты нематериальных активов и куда списаны соответствующие расходы.
2.    недостачаобъектов нематериальных активов относится за счет виновных лиц.
 Если виновные лица неустановлены или суд отказался во взыскании убытков с них, то убытки отнедостачи объектов нематериальных активов списываются на финансовые результатыорганизации.
 Выявленные в ходеинвентаризации излишки нематериальных активов принимаются к учету в составевнереализованных доходов и отражаются проводкой:
Дт 04 «Нематериальныеактивы»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы»
По недостающим объектамнематериальных активов списывается сумма накопленной амортизации:
Дт 05 «Амортизациянематериальных активов»
Кт 04 «Нематериальныеактивы».
Затем списываетсянедостача объектов нематериальные активов по остаточной стоимости:
Дт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Кт 04 «Нематериальныеактивы»
Если виновное лицо установленои признало свою вину, то сумма недостачи относится на счет данного виновноголица по остаточной стоимости объекта. Для этих целей в бухгалтерском учетеиспользуется счет 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет«Расчеты по возмещению материального ущерба». Данная операция отражаетсязаписью:
Дт 73 « Расчеты сперсоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материальногоущерба».
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Разница между рыночной ибалансовой стоимостью недостающего объекта нематериальных активов такжеотносится на счет виновного лица и одновременно эта сумма отражается в составебудущих доходов организации на счете 98 «Доходы будущих периодов», на субсчете«Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовойстоимостью по недостачам ценностей»
В счет погашенияпричиненного ущерба виновное лицо внести денежные средства в кассуорганизации, на расчетный счет организации в банке или эти суммы могут бытьудержаны из его заработной платы:     
Дт 50 «Касса», 51«Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кт 73 «Расчеты сперсоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материальногоущерба».
Одновременно сумма доходовбудущих периодов в части, пропорциональной поступившему платежу, включается всостав прочих доходов организации:
Дт 98 «Доходы будущихпериодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц,и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Прочие доходы».
При отсутствии виновноголица недостача списывается в состав внереализованных расходов:
Дт 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Прочие расходы»
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей».
Сумма нанесенного ущербаот недостачи нематериальных активов списывается на убытки:
Дт 99 «Прибыли и убытки»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
Сумма внереализованногодохода, полученная в результате возмещения работником суммы недостачи,списывается:
Дт 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кт 99 «Прибыли и убытки»
3.2Инвентаризация готовой продукции и товаров
Инвентаризации готовойпродукции и товаров осуществляется в соответствии с Методическими указаниями поинвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49. Результатыинвентаризации (излишки, недостачи, пересортицы) отражаются в учете всоответствии с положениями статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете».
Основная задачаинвентаризации готовой продукции и товаров – проверить соответствиефактического наличия готовых изделий на складе и в отгрузке учетным данным. Одновременновыявляются изделия, которые не оформлены приемно-сдаточными накладными, фактыпересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции и товаров, проверяютдокументальную обоснованность остатка средств по счету расчетов с покупателямии заказчиками, выявляют просроченную оплату выставленных счетов.
Порядок проведенияинвентаризации готовой продукции и товаров в основном такой же, как и по другимматериальным ценностям, входящим в состав материально — производственныхзапасов. Отличие заключается в том, что товары и готовые изделия в некоторыхслучаях хранятся не только на складах самой организации, но и в структурныхподразделениях (цехах, магазинах на балансе организации) и в другихорганизациях на ответственном хранении. В бухгалтерском учете и в описях ониотражаются отдельно, но как единое целое.
Инвентаризацию готовойпродукции и товаров следует проводить в довольно короткие сроки, посколькудвижение готовых изделий и товаров происходит, как правило, интенсивнее, чемсырья и материалов. При этом проверяют не только наличие готовых изделий итоваров путем подсчета, обмера, взвешивания, но их комплектность, сортность идругие качественные характеристики. В инвентаризационных описях указывают,кроме кода наименования и количества готовой продукции и товаров, ееноменклатурный номер, сорт, марку и другие отличительные признаки, которыепредусмотрены в стандартах и технических условиях на готовую продукцию итовары.
На неполноценную изалежалую продукцию составляют отдельные описи. В опись не включаются теизделия, которые пришли в негодность, на эти изделия составляют специальныйакт, в котором указывают причины и виновников порчи готовой продукции и суммупотерь от порчи.
При инвентаризациитоваров, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складахдругих организаций, проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующихсчетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальныеценности, которые находятся в пути, приводятся по каждой отдельной отправкетакие данные: количество, стоимость, дата отгрузки, перечень и номерадокументов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерскогобаланса.
В описях на товарно-материальныеценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, приводятся по каждойотдельной отгрузке следующие данные: наименование покупателя, наименование товарно-материальныхценностей, сумма, дата выписки расчетных документов, дата отгрузки и номеррасчетного документа.
Товарно-материальныеценности, которые хранятся на складах в других организациях, заносятся в описина основании документов, которые подтверждают сдачу этих ценностей наответственное хранение. В таких случаях в описях указываются наименованиетоварно – материальных ценностей, количество, стоимость ( по данным учета),сорт, дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и датыдокументов.
Если готовая продукция итовары поступили во время проведения инвентаризации, то их принимают вприсутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную опись.
Значительно облегчаетсяработа по инвентаризации готовой продукции и товаров, если они имеют штриховыекоды, а организации обладают соответствующей техникой для их считывания иобработки полученных данных. Таким образом, уже при поступлении таких изделий ворганизацию можно перенести информацию об их отличительных признаках, цене ит.п. в память компьютера. Таким же способом фиксируют данные об отпуске товарови продукции покупателям. Работа облегчается тем, что в любой момент компьютерможет выдать данные об остатках и движении товаров и продукции любогонаименования. Исходя из этого значительно легче становится установить причинывозникновения расхождений данных учета и результатов инвентаризации.
Выявленные излишкиготовой продукции и товаров оцениваются по рыночной стоимости на датуинвентаризации. Их общая стоимость, принятая к бухгалтерскому учету, включаетсяв составы внереализационных доходов организации, что отражается бухгалтерскойзаписью:
Дт 43 «Готоваяпродукция», 41 «Товары»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Прочие доходы»
Излишки по пересортицепринимаются к бухгалтерскому учету на счет 94 «Недостачи и потери от порчиценностей» в зачет недостачи:
Дт 43 «Готоваяпродукция», 41 «Товары»
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Выявленные недостачиготовой продукции или товаров по местам хранения списываются по учетным ценам:
Дт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Кт 43 «Готоваяпродукция», 41 «Товары».
При отнесении недостачина виновное лицо делают запись:
Дт 73 « Расчеты сперсоналом по прочим операциям»
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Если виновное лицо неустановлено или судом отказано во взыскании, недостача относится на финансовыерезультаты деятельности предприятия:
Дт 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Прочие расходы»
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»

4. Инвентаризациянезавершенного производства
К незавершенномупроизводству относятся продукция, не прошедшая всех стадий обработкипроизводственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшиеиспытаний и технической приемки.
Для уточнения учетныхданных о незавершенном производстве в установленные сроки производятинвентаризацию незавершенного производства.
При инвентаризациинезавершенного производства необходимо_
·                 Определитьфактическое наличие деталей, узлов, агрегатов и незаконченных изготовлением исборкой изделий, находящихся в производстве;
·                 Определитьфактическую комплектность незавершенного производства;
·                 Выявить остатокнезавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам,выполнение которых приостановлено.
В зависимости отспецифики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимосдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты,а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапезакончена.
Проверка заделов(деталей,узлов, агрегатов) незавершенного производства производится путем фактическогоподсчета, обмера, взвешивания.
Описи составляют отдельнопо каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименованиязаделов, стадии или степени их готовности, количества или объема.
Сырье, материалы ипокупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиесяобработке, в опись незавершенного производства не включают, а инвентаризируют ификсируют в отдельных описях. Забракованные детали в описи незавершенногопроизводства не включают – по ним составляют отдельные описи.
При выявлении недостачили излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников иготовит предложения о порядке их списания.
По выявленным недостачамили излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерскиезаписи.
На общую сумму выявленныхнедостач:
Дт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Кт 20 «Основноепроизводство»
Кт 23 «Вспомогательноепроизводство»
На сумму недостач по винеработников цехов:
Дт 73 «Расчеты с персоналомпо прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
При отсутствии виновныхлиц:
Дт 25«Общепроизводственные расходы»
Дт 26 «Общехозяйственныерасходы»
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»и других счетов
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
На сумму излишков:
Дт 20 «Основноепроизводство»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы».

5. Инвентаризацияматериалов
 
Сохранность и правильноеоформление по движению материально – производственных запасов подтверждаетсярезультатами периодически проводимой инвентаризации.
Прежде чем приступить кпроверке фактического наличия материалов, рабочая инвентаризационная группаобязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места храненияценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всехвесоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получитьпоследние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов илиотчеты о движении материальных ценностей.
Инвентаризация проводитсяпо местам хранения запасов и при присутствии материально – ответственных лиц.
В процессе проведенияинвентаризации решается широкий перечень вопросов:
·     Наличие условий,способствующих сохранности материально – производственных запасов, оформлениюих приема и отпуска;
·     Состояниескладского и весоизмерительного хозяйства;
·     Постановкаскладского учета;
·     Выявлениефактического наличия запасов и сопоставление его с данными бухгалтерского учетаи др.
При проведенииинвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лицосуществляет тщательный подсчет, взвешивание и обмер каждого вида (сорта)материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационныеописи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов суказанием номенклатурного номера, вида, группы, партии, сорта в единицах счета,массы или меры. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей сослов материально ответственных лиц или по данным учета без проверкифактического наличия.
Отдельные описисоставляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении наскладах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидированные, атакже на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.
Описи подписываются всемичленами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, чтовсе материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.
Данные инвентаризационныхописей используются для составления сличительных ведомостей, в которыхфактические данные описей сопоставляются с учетными данными.
В целях подтверждениядостоверности результатов инвентаризации по распоряжению руководителяорганизации могут проводиться контрольные проверки с участием материальноответственных и членов инвентаризационной комиссии. Результаты контрольныхпроверок оформляются актом о контрольной проверке правильности проведенияинвентаризации ценностей (ф. № ИНВ – 24) и регистрируются в Журнале учетаконтрольных проверок правильности проведения инвентаризации (ф. № ИНВ – 25).Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризацией обобщаются бухгалтериейв Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ – 26). Вдальнейшем информация, содержащаяся в ведомости, используется как один изосновных источников при анализе эффективности инвентаризаций, проведенных напредприятии в отчетном периоде.
Результаты инвентаризациидолжны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была законченаинвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерскойотчетности.
При выявлении недостачили излишков материально ответственные лица должны дать им соответствующиеобъяснения.
Излишки материалов,выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», асоответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делаетсязапись:
Дт 10 «Материалы»
Кт 91 «Прочие доходы ирасходы»
Недостачи материальныхценностей списываются на счет 94 «недостачи и потери от порчи ценностей» пофактической себестоимости, а по частично испорченным материалам – в суммеопределившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляетсябухгалтерская проводка:
Дт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Кт 10 «Материалы» (по соответствующимсубсчетам)
Списание недостач впределах норм естественной убыли относится в дебет счетов учета расходоворганизации:
Дт 20 «Основноепроизводство», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
При хищении, а такжесверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, делаетсязапись:
Дт 73 «Расчеты сперсоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материальногоущерба»
Кт 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Недостача сверх норместественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники неустановлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исковотражается:
Дт 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Прочие расходы»
Кт 94 «недостачи и потериот порчи ценностей»

6.  Инвентаризацияфинансовых вложений
При инвентаризациифинансовых вложений проверяют фактические затраты в ценные бумаги и уставныекапиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
Основными целямиинвентаризации являются выявление фактического наличия ценных бумаг, егосопоставление с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения вучете долговых обязательств по займам.
При проверке фактическогоналичия ценных бумаг устанавливается:
·    Правильностьоформления ценных бумаг;
·    Реальностьстоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
·    Сохранностьактивов, выраженных в ценных бумагах, путем сопоставления их фактическогоналичия с данными бухгалтерского учета;
·    Своевременность иполнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумагв организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризациейденежных средств в кассе. При этом осуществляется пересчет каждого вида акций,облигаций и других ценных бумаг по отдельным эмитентам с указанием в актеназвания, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения иобщей суммы.
Проверка фактическогоналичия бланков ценных бумаг производится по каждому их виду (например, поакциям: именные, на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетомначальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому местухранения и материально ответственным лицам.
Реквизиты каждой ценнойбумаги сопоставляют с данными описей, реестров, книг, регистровавтоматизированного учета, хранящихся в бухгалтерии.
Инвентаризация ценныхбумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк – депозитарий, т.е.специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатковсумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, сданными выписок этих специальных организаций.
Финансовые вложения вуставные капиталы других предприятий, а также займы, предоставленные другиморганизациям, при инвентаризации должны быть подтверждены соответствующимидокументами.
Выявленные приинвентаризации неучтенные ценные бумаги приходуются по дебету счета 58«Финансовые вложения» с кредита счета 91 «Недостачи и потери от порчи ценныхбумаг списываются со счета 58 в дебет счету 94 «Недостачи и потери от порчиценностей». Некомпенсируемые потери ценных бумаг, связанные со стихийнымибедствиями, пожарами и т.п., списывают с кредита счета 58 в дебет счета 99«Прибыли и убытки».

7.  Инвентаризацияденежных средств
Цель инвентаризацииденежных средств — проверка правил хранения наличных денег, оформленияпервичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовойкниге фактическому остатку в кассе.
Проверка наличия денежныхсредств, ценных бумаг в кассе и кассовых операций начинается с инвентаризацииденежной наличности в кассе.
Перед инвентаризациейденежных средств и ценных бумаг в кассе сначала нужно узнать, сколько касс ворганизации. Если в организации имеется две или более касс, то их следуетопечатать. Инвентаризация проводится в присутствии главного бухгалтера икассира.
Для предупреждениявозможности покрытия из других источников недостачи денег в кассе необходимополучить от кассира расписку о том, что в кассе хранятся деньги, принадлежащиетолько организации. Перед инвентаризацией необходимо уточнить книжный остатокденег, отраженный в кассовой книге.
Если имеются приходные ирасходные документы в кассе, кассир должен составить последний отчет перединвентаризацией и дать расписку о том, что все кассовые документы приложены котчету и неоприходованные денежные средства отсутствуют. Проверенные отчетыподписывает главный бухгалтер. Проверяющий делает на отчетах пометку о том, чтоони составлены в присутствии комиссии.
При проверке фактическогоналичия денежных документов устанавливается сумма, подлинность каждогодокумента и правильность его оформления. Проверка проводится по отдельным видамдокументов с указанием в акте названия, номера, серии и общей суммы. Реквизитыкаждого документа сопоставляются с данными описей, хранящихся в бухгалтерии.
В операционных кассахторговых организаций отражают сумму выручки по последнему кассовому отчету ипоказателям счетчика ККМ. Выплаты по расчетно-платежным ведомостям подмечаютнадписью «До начала инвентаризации по ведомости выплачено». Результатыинвентаризации денег оформляют актом по форме № ИНВ — 15.
В акте инвентаризациикассы указывается остаток ценностей в натуре (количество купюр определенногономинала, количество документов определенного вида) и в суммовом выражении поданным проверки и по данным учета, последние (до инвентаризации) номераприходного и расходного кассовых ордеров.
При недостаче денежныхсредств, выявленных в результате инвентаризации, ревизор должен принятьсоответствующие меры. Прежде всего он обязан выяснить причины недостачи, т.е.получить объяснительную от кассира, рекомендовать руководству предприятияотстранить кассира от исполнения обязанностей, а при крупных недостачах –оформить документы в следственные органы. Выявленные излишки должны бытьоприходованы с увеличением финансового результата (Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Заключение
С помощью инвентаризациипроверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств,выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет неучтенныехозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств,которые числятся у материально ответственных лиц.
Значение и рольинвентаризации очень велика. При ее проведение устанавливается фактическоеналичие ценностей и денежных средств у материально ответственного лица, наличиенеполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности исостояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств,выявляются недостачи, излишки и злоупотребления.
Только благодаря этомуметоду бухгалтерского учета можно установить соответствие между количеством икачеством имущества указанного в бухгалтерском балансе и имущества вдействительности находящимся на предприятии.
Инвентаризация имеетбольшое значение для правильного определения затрат на производство продукции,выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно–материальныхценностей, предупреждения хищений имущества и т.п.
Недостатком в организациии проведении инвентаризации является то, что отдельные вопросы в процессепересчета денежных средств, материальных ценностей и проверки расчетовнекоторые ревизоры передоверяют материально ответственным лицам.
Инвентаризация актуальна,потому что налаживает бухгалтерский учет и с ее помощью мы проверяемфактическое наличие имущества у организации или предприятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.