Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О психологических аспектах формирования личности руководителя органов внутренних дел

О психологических аспектах формирования личности
руководителя органов внутренних дел

Д. А. Волохов

Кадровая
проблема в органах внутренних дел сложна, многогранна и злободневна.
Социально-экономические и политические преобразования в стране способствовали
зарождению в системе МВД ряда тенденций, заставляющих кардинально пересмотреть
прежние позиции и искать новые формы работы с личным составом, в том числе
формируя и культивируя новые направления в области руководства.

Этот
тезис полностью подтвердило проведенное нами в 2000-2001гг. комплексное
исследование руководящего состава ОВД различных регионов Российской Федерации.
В исследовании принимали участие руководители ОВД республик Удмуртия,
Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Хакасия,
Ставропольского, Краснодарского, Красноярского, Хабаровского краёв,
Воронежской, Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Волгоградской, Читинской, Брянской
областей, общей численностью 52 человека - в основном руководители среднего и
высшего звена. Средний возраст исследуемых (респондентов) 36 лет, в должности
руководителя подразделения ОВД, каждый из них прослужил не менее двух лет. Все
испытуемые являются старшими офицерами.

Прежде
всего респонденты, участвовавшие в нашем исследовании, охарактеризовали
причины, породившие проблемную ситуацию в органах внутренних дел. В контексте
темы данной статьи мы назовём лишь некоторые из них:

Обострение
социальных проблем в обществе (резкая социальная дифференциация; обнищание
значительной части населения, снижение занятости и угроза безработицы, тяжелое
положение здравоохранения, образования, культуры и т.п.), породившее у
определенной части руководителей и сотрудников ОВД ощущение безысходности,
чувство неуверенности в себе, в своих возможностях, в завтрашнем дне.

Традиции
авторитарного стиля руководства. Не одно поколение наших сотрудников
воспитывалось по канонам, сформулированным дежурными постановлениями и решениями,
которые нужно было послушно исполнять. Руководителей устраивали послушные
исполнители, а не думающие личности, с чувством собственного достоинства,
осознающие свои права в обществе. Тем более эта ситуация обостряется, когда
дело идет о специалистах, работающих в органах внутренних дел, облеченных
определённой юридической властью, возможностями закона и применением его очень
часто не в пользу общего дела.

Низкий
уровень психолого-педагогической подготовки руководителей ОВД. Как показал наш
опрос, психолого-педагогическую подготовку (или соответствующие курсы) имеют не
более 30% руководителей и специалистов, большинство из них нуждаются в
специальной подготовке к работе с личным составом, а также в обучении методам
психокоррекции. Следует подчеркнуть особо, что в настоящее время в России не
ведется профилизированной подготовки юридических кадров для работы с личным
составом, кроме того, для такой работы нужны особые специалисты.

Высшая
психологическая, педагогическая, юридическая и социальная школы медленно
перестраиваются в подготовке слушателей, которые в скором времени станут
специалистами - руководителями ОВД.

Если
перевести данную ситуацию на психологическую практику, мы увидим: авторитарный
стиль руководства, характерный для традиционной системы управления органами
внутренних дел, подавляет социальную активность личности, регламентация и
формализм в оценке деятельности руководителя и сотрудников ОВД ведут к снижению
мотивации достижений в профессиональной деятельности. Восприятие сотрудников как
однородной (серой) массы без учета уровня развития и индивидуальных
особенностей каждого приводит к тому, что способные теряют активность, потому
что она не нужна по уровню легкости реализации поставленных задач, а испытавшие
трудности в их реализации, не важно по какой причине, теряют уверенность в
своих силах, а затем и интерес к профессиональной деятельности. Методика
управления любым подразделением ОВД ориентировала руководителей на
среднестатистического сотрудника, без учета индивидуальных личностных качеств,
способностей и умения подчиненных. В результате в каждом коллективе
формировалась значительная группа "середняков". А если такая ситуация
длится годы - пропадает вера в свои возможности, формируется "выученная
беспомощность", затрудняющая самореализацию личности.

Подобная
ситуация, обостренная социально-экономическими проблемами, в одних случаях
приводит к отказу сотрудников от профессиональной деятельности, в других - к
неврозам, психическим расстройствам и как следствие - увольнению из органов внутренних
дел. Высшее руководство МВД, психологи и сотрудники подразделений кадров с
тревогой обращают внимание на заметно увеличившееся число увольнений из органов
внутренних дел. Такая реакция на трудности жизни, заставляющая спрятаться, уйти
от проблем, замкнуться в собственных переживаниях по природе своей - проявление
пассивности, неспособности найти в себе силы к преодолению препятствий.

Исправить
положение могут во многом целенаправленные, научно обоснованные, психологически
выверенные усилия руководителя ОВД, в функциональном назначении которого
выделяется способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество
между личностью сотрудника, с одной стороны, и обществом, различными
государственными, общественными структурами, с другой. Он выполняет
своеобразную роль третьего лица, связующего звена между личностью, микросредой
и обществом.

Поскольку
руководитель ОВД, участвующий в процессе управления и работающий с личным
составом, имеет дело с личностью сотрудника и её окружением, то понимание
проблем профессионального становления, развития и поведения сотрудника в
конкретной ситуации (среде) необходимо. В числе умений руководителя можно
выделить следующие:

умение
выявить информацию для оценки ситуации;

умение
наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

умение
применять знания по теории личности и методы диагностики;

умение
создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной
деятельности, влиять на общение и отношения между сотрудниками, на ситуацию в
микросоциуме, стимулировать, побуждать к той или иной деятельности;

умение
сочувствовать, сопереживать, активизировать усилия подчиненных по решению
собственных проблем, добиться их доверия;

умение
обсуждать самые острые темы в позитивном, эмоциональном настрое без нажима и
угроз.

Как
показало наше исследование, руководитель ОВД, работая с личным составом,
практически, четко должен знать, понимать и уметь комбинировать следующие
элементы управленческо-психологической деятельности:

изучение
личного дела сотрудника, анализ причин его удач и неудач;

проведение
комплекса диагностических мероприятий и на их базе составление программы и
рекомендаций собственной деятельности и деятельности всех сотрудников и служб,
соприкасающихся с данным сотрудником;

в
случае необходимости снятие с сотрудника стресса и выяснение причин, приведших
к его возникновению, чтобы избежать появления и развития депрессивного
состояния, которое неизбежно приведет к элементам агрессии как в
профессиональной деятельности, так и в межличностном общении;

по
мере необходимости проведение (или организация) лечебных мероприятий;

стимулирование
профессионального роста сотрудника и принятие мер к его скорейшей адаптации в
коллективе через курс специальных заданий, учитывая индивидуальные способности.

В
ходе нашего исследования, в процессе творческой деятельности с респондентами,
мы пришли к выводу о необходимости анализа и самоанализа деятельности
руководителя ОВД по нескольким основным вопросам:

Достигнуто
ли взаимопонимание между руководителем и сотрудником или группой сотрудников?

Говорят
ли сотрудники со своим руководителем "по душам", советуются ли по
личным вопросам?

Хорошо
ли знает руководитель ОВД профессиональные и личностные достоинства и
недостатки своих подчиненных, опирается ли на их лучшие качества в своей
работе?

Хорошо
ли руководитель ОВД знаком с условиями быта своих подчиненных, с их
увлечениями, способами проведения досуга и семейным положением, в широком
смысле?

Достаточно
ли часто руководитель ОВД является инициатором и (или) участником общественных
и культурно-массовых мероприятий (имеются в виду соревнования, посещения
театров, выставок, празднование знаменательных дат, дней рождений и т.д.)?

С
охотой ли сотрудники идут на межличностный вербальный контакт со своим начальником?


Обращаются
ли подчиненные к своему начальнику за советом или содействием по разрешению
любого рода конфликтных ситуаций?

Стремятся
ли сотрудники порадовать руководителя бережным отношением к нему или друг к
другу?

Решает
ли руководитель ОВД все воспитательные задачи в коллективе или с сотрудником
силами самого сотрудника или самого коллектива, ориентируясь на сложившееся
общественное мнение?

Может
ли руководитель с уверенностью сказать, что в его отсутствие вверенное ему
подразделение и, в частности, каждый его сотрудник будут справляться со своими
профессиональными обязанностями, сохраняя единство коллектива, его
корпоративную культуру и поддерживать намеченные тенденции развития?

Обращаются
ли к данному руководителю за советом руководители других подразделений, и
является ли его стиль руководства показательным, признанным руководителями
высшего звена?

Часто
ли руководитель испытывает моральное удовлетворение, получает удовольствие от
общения со своими подопечными?

Работа
с личным составом любого из подразделений ОВД с целью создания монолитного
коллектива, а как следствие мобильного профессионального звена системы ОВД,
бесспорно, требует от руководителя данного подразделения как развития
личностных лидерских качеств, так и многогранных обширных знаний и умений в
различных областях психологии, педагогики и управления персоналом, а также
самоотверженной работы. Проведенное исследование убедило нас, что руководитель
ОВД, работающий с личным составом, должен обладать: знанием того, что нужно сотрудникам,
открытостью, направленностью на сотрудников, временем для каждого в
отдельности, способностью поддерживать и ориентировать, в критических ситуациях
- мужеством идти на рассчитанный риск, способностью чувствовать и предвидеть
возможные проблемы и конфликты, последовательностью и, если необходимо,
строгостью, принципиальной доброжелательностью, абсолютной надежностью,
креативностью, высокой выносливостью. Именно поэтому к чертам характера
руководителя ОВД, выражающим его профессионально психологическую
направленность, можно отнести:

Морально-волевые:
целеустремленность в осуществлении профессиональных и управленческих задач,
самообладание как устойчивость нравственных проявлений, настойчивость в
реализации задач; требовательность как обоснованное проявление строгости.

Эмоционально-нравственные:
преобладающее хорошее настроение, способность к чувствованию, к сопереживанию,
отзывчивость, умение увлекать, вести за собой.

Профессиональный
такт: чуткость, справедливость, гуманность, выдержка, деликатность,
терпеливость, уважение прав подчиненных.

Стиль
уважения к сотрудникам: доверие к сотрудникам, опора на положительные качества
подчиненных, оптимизм, доброта.

Характер
взаимоотношений с людьми: простота и теплота, отношения доброжелательности,
чувство личной ответственности за порученное дело.

Нравственное
достоинство: моральный долг, принципиальность.

Нравственная
активность руководителя ОВД: творческое горение, способность не проходить мимо,
энтузиазм в реализации любого рода задач.

Культура:
культура поведения; культура внешнего вида; манера речи, соответствие внешних
требований нравственной сущности руководителя.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.