1
2.1 Механизмы эмиссии
Полная эмиссия автотранспортного средства зависит от трех основных факторов:
режим движения транспортного средства
его скорость
расстояние пройденного пути
Кроме основных факторов на эмиссию также влияют:
пробег автотранспортного средства (степень его износа)
марка автомобиля
масса автомобиля
степень очистки топлива
температурный режим
Режимы движения
Выделяют четыре основных режима движения:
холостые обороты
разгон
маршевый режим
торможение
Все движение транспортного средства состоит из последовательных изменений этих четырех режимов.
Изменение режимов движения приводит к немедленному изменению состава и концентрации выбросов:
Диаграмма 2. Изменение выбросов в зависимости от режимов движения
Диаграмма показывает, как изменяется эмиссия основных загрязняющих веществ при изменении режимов движения.
Эмиссия сильно зависит от состояния двигателя:
В начале поездки, когда двигатель еще не разогрет, происходит неполное сгорание топлива, что приводит к дополнительной эмиссии паров бензина и несгоревших углеводородов. Особенно вреден т.н. “холодный старт”, т.е. запуск холодного двигателя. Двигатель работает нестабильно, испытывая большие нагрузки. Значительно увеличивается расход топлива, а, следовательно, и эмиссия.
В конце поездки, когда автомобиль уже припаркован на стоянку, но двигатель еще горячий, происходит дополнительное испарение топлива в атмосферу.
Скорость движения имеет непосредственное влияние на эмиссию.
Пример:
Эмиссия углеводородов уменьшается с повышением скорости, эмиссия окислов азота - увеличивается.
Диаграмма 3. Зависимость эмиссии от скорости движения транспортного средства
Вывод:
Механизм выброса должен рассматриваться комплексно, с учетом всех возможных составляющих. В противном случае возможна ситуация, когда применяемые односторонние меры не только не улучшат экологической ситуации, но могут усугубить ее.
Для принятия обоснованных решений по защите чистоты воздуха требуется всесторонний анализ процесса загрязнения. Точность анализа повышается при увеличении объемов статистических данных.
2.2 Механизмы распространения
Разработка и оценка мероприятий транспортного контроля TCM (Traffic Control Measure) в отношении загрязнения воздуха требует детального изучения механизма распространения выбросов.
Пример:
Концентрация угарного газа (CO) достигает наиболее высоких отметок на перегруженных автодорогах и быстро снижается при удалении от мест с высокой интенсивностью движения транспорта. Изменение концентрации низкоуровневого озона (О3) по мере удаления от дороги происходит значительно медленнее, чем угарного газа.
В этих условиях выбор эффективных мер по снижению загрязнения воздуха является крайне сложным. Если для снижения концентрации СО достаточно локальных мероприятий ТСМ, то для снижения концентрации озона нужны мероприятия более широкого радиуса действия.
3. Меры по снижению загрязнения воздуха выбросами автотранспорта
В таких развитых странах как США и Англия оценка влияния на окружающую среду является составной частью дорожного планирования и проектирования.
Однако многие быстро развивающиеся страны, такие как Индия, например, страдают от экологических проблем транспортного характера.
Эти проблемы возникают из-за быстрого роста населения и связанных с ним потребностей в транспортировке. Транспортные потоки значительно возрастают, возрастает протяженность маршрутов и транспортная перегруженность на них, усиливая влияние на окружающую среду.
Все меры по снижению уровня загрязнения воздуха выбросами автотранспорта могут быть разделены на технические меры и организационные меры.
Технические меры
эффективное использование топлива (уменьшение массы автомобиля, уменьшение мощности двигателя, использование неполноприводных автомобилей для городских условий, улучшение аэродинамики, электронное зажигание, электронный контроль впрыска),
использование систем очистки выхлопных газов (каталитические конвертеры),
эффективная очистка топлива (очистка от серных примесей, использование высокооктановых бензинов без содержания свинца),
новые эффективные двигатели
- дизельные
- газовые
- электрические
новые виды топлива: метанол, пропанол.
Организационные меры
улучшение дорожного покрытия для обеспечения плавного движения транспортного потока,
повышение доли общественного транспорта в городских пассажирских перевозках,
эффективное планирование транспортных потоков,
использование HOV - полосы для движения транспортных средств с числом пассажиров не менее 3-х,
ужесточение соблюдения существующих стандартов на загрязнение окружающей среды и разработка новых.
Определение:
Октановое число - условная количественная характеристика стойкости к детонации моторных топлив, применяемых в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания. Октановое число численно равно процентному (по объему) содержанию изооктана (О.ч. которого принято 100%) в его смеси с н-гептаном (О.ч. равно 0%), эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому топливу при стандартных условиях испытания. Октановое число наиболее распространенных отечественных марок бензинов 76-89, авиабензинов 91-95.
[Советский энциклопедический словарь, Москва 1989]
Октановое число - соотношение, описывающее антидетонационные свойства бензина.
Определение:
Детонация моторных топлив - чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в цилиндре карбюраторного двигателя из-за накопления органических пероксидов в топливной смеси. Вызывает характерный металлический “стук”, вибрацию, перегрев двигателя.
[Советский энциклопедический словарь, Москва 1989]
Детонация повреждает двигатель и снижает его эффективность. Существуют два способа борьбы с детонацией:
добавление в топливо антидетонаторов.
увеличение содержания в топливе углеводородных изомеров, отличающихся более плавным сгоранием - увеличение октанового числа
Традиционно в качестве антидетонатора используются соединения свинца (тетраэтил свинца). Современное законодательство запрещает использование бензина с содержанием свинца из-за его высокой токсичности в автомобильных выхлопах.
Топливо с октановым числом 95 и выше не требует применения специальных антидетонаторных добавок. Такой бензин носит название lead-free (без содержания свинца) и рекомендован к применению во всех развитых странах. Существуют также марки бензина с октановыми числами 96, 98, 99 и 100.
3.1 Технические меры
После появления на рынке поступает нового или улучшенного технического устройства для снижения эмиссии транспортного средства, требуется определенное время для того чтобы стали заметны результаты нововведения. В течение этого времени новое оборудование заменяется старым на значительной части автомобилей. Так или иначе, общий уровень эмиссии постепенно снижается по мере того, как распространяются все новые и новые технические усовершенствования.
Турбокомпрессор - устройство, позволяющее повысить мощность двигателя с минимальным увеличением массы. Турбокомпрессор забирает тепловую энергию выхлопных газов и использует ее для сжатия воздушно-топливной смеси, существенно увеличивая мощность двигателя.
За последние 10 лет эмиссия окислов азота и твердых составляющих от работы дизельного двигателя была уменьшена примерно на 50%. Понижая температуру вспышки, уровень выбросов окислов азота может быть сокращен еще больше.
Так же, как и бензин, дизельное топливо нуждается в лучшей очистке. Стандартное дизельное топливо содержит слишком высокий уровень ароматических углеводородов и серы. Однако в последнее время продолжается работа по созданию “экологического дизельного топлива”, в котором содержание серы уже уменьшено с 0.1-0.3% до 0.001%, т.е. в 1000 раз.
При использовании топлива с низким содержанием серы становится возможным использовать окисляющий каталитический конвертер совместно с дизельными двигателями. При этом содержание углеводородов и угарного газа в эмиссии уменьшается до уровня, достигнутого карбюраторными двигателями.
Вид топлива |
теплотворная способность/баррель |
|
мазут |
6 287 000 |
|
реактивное топливо (керосин) |
5 670 000 |
|
автомобильный бензин |
5 253 000 |
|
сжиженный природный газ |
3 955 000 |
|
этанол |
3 400 000 |
|
метанол |
2 720 000 |
|
водород |
1 300 000 |
Однако, проблемы использования новых видов топлива скорее экономические, чем технологические. Технически новые двигатели уже существуют и могут быть запущены в массовое производство при появлении нового топлива при доступном уровне цен. Однако введение нового топлива вызовет необходимость реорганизации системы хранения и транспортировки топлива.
Основная из причин возможного использования альтернативного топлива - понижение выбросов СО2 в атмосферу. Однако для конечной оценки влияния топлива на загрязнение атмосферы нужно просчитать всю цепочку, которую проходит топливо, от добычи сырья до потребления. Возможно, что в этом случае отрицательные результаты влияния нового топлива на экологию не окажутся меньше, чем у традиционного топлива.
В Великобритании, волна интереса к рельсовому транспорту возникла в середине 80-х годов и примерами современной системы электротранспорта стали Манчестерское метро (открыто в 1992) и Шеффилдский Супертрам (1994).
В 1994 г были сданы в эксплуатацию еще две схемы электротранспорта: 27 километровая сеть трамвайных линий в Кройдоне (в составе южной трамвайной сети Лондона) и Западное Мидландское метро (19 км легкий рельсовый маршрут из Бирмингема до Вулверхамптона).
Общественный электротранспорт становится очень привлекательным не только из-за своей экологичности, но и за счет обеспечения пассажиров точной сервисной информацией в реальном времени.
Трамвайные станции оборудуются электронными информационными дисплеями, телефонами и видеокамерами обеспечения безопасности.
В некоторых городах, таких как Гетебург, Амстердам, Париж и Цюрих, трамваи являются частью крупномасштабной транспортной системы управления и системы контроля городского транспортного движения, что позволяет регулировать транспортные потоки и, в целом, снижать вредное воздействие транспортного движения на окружающую среду, органично дополняясь пешеходным и велосипедным движением.
Возможно обеспечивать совместную работу систем легкого рельсового и более тяжелого рельсового транспорта метро, как показывают примеры Амстердама и Осло.
В Амстердаме 17 хорошо организованных легких трамвайных маршрутов эксплуатируются на 130 км двойного пути, одновременно с маршрутом тяжелого трамвая Sneltram, открытого в 1990 году как часть плана городских властей снизить на 50% автодорожное транспортное движение. Sneltram использует, в свою очередь, тоннели метро.
В соответствии с оценкой затрат городских систем электротранспорта, опубликованной Лабораторией Транспортных Исследований Великобритании в 1990 году, лучшими европейскими примерами являются трамвайные линии Нанта, открытые в 1985 году и Гренобля, открытые в 1987 году. Системы метро Лиона, Марселя и Лилля имеют также хороший уровень развития.
Огромные затраты на компенсационные выплаты владельцам земли в городских центрах является основной причиной, которая заставляет прокладывать участки систем легкого рельсового транспорта под землей.
Поднятые над поверхностью земли на эстакады рельсовые пути, как например, лондонский легкий рельсовый Docklands стоят примерно половину от стоимости строительства подземных путей и в два-три раза дороже, чем на поверхности.
Манчестерский Metrоlink имеет участок протяженностью 28 км совмещенный с Британской железнодорожной пригородной линией и 3 км его нового пути проходит по улицам городского центра.
Огромные усилия были предприняты для развития транспортных информационных систем в Европе под эгидой Европейской Комиссии. Программа DRIVE II (Dedicated Roadside Infrustructure for Vehicle Savety - Придорожная Инфраструктура для Безопасности Транспортных средств), нацелена на развитие современной транспортной телематики. Одним из аспектов этой программы является подпрограмма PROMPT (Priority and Information in Public Transport - Приоритетность и Информация на Общественном Транспорте), которая нацелена на технологии, отдающие приоритет общественному транспорту.
Одной из таких технологий является следующая:
Общественному транспорту отдается приоритет при разъездах на пересечениях путем применения устройств на основе ультракрасного излучения в транспортных средствах и индуцированных контуров в ведущем вагоне трамвая для переключения сигналов светофоров. Системы, подобные этой работают быстрее, надежнее и пунктуальнее, позволяя общественному транспорту конкурировать с легковым автомобилем и повысить статус электротранспорта как части экономичной, интегрированной транспортной сети, снижая стресс на окружающую среду.
ПОЛНАЯ ЭМИССИЯ ( добыча + переработка + распределение + потребление) в граммах на 1 км пути при использовании автомобиля Volvo 740 GLВидтоплива |
Дизель-ное топливо |
Метанол |
Бензин |
Электри-чество |
Электри-чество |
Этанол |
|
Источник получения |
Сырая нефть |
Природный газ |
Сырая нефть |
Энергия воды |
Сжигание нефтяного конденсата |
Гидролиз биомассы |
|
CO |
0.53 |
0.91 |
1.03 |
0 |
0.11 |
1.09 |
|
NOx |
1.21 |
0.36 |
0.57 |
0 |
0.55 |
1.04 |
|
Тв. частицы |
0.11 |
0.01 |
0.03 |
- |
1.32 |
0.45 |
|
SOx |
0.38 |
0.09 |
0.35 |
- |
1.32 |
0.45 |
|
CO2 |
219 |
240 |
246 |
0 |
226 |
180 |
|
CH4 |
0.13 |
0.33 |
0.16 |
0.14 |
0.12 |
||
N2O |
0.06 |
0.06 |
0.06 |
0 |
0.04 |
0.06 |
|
Всего углеводородов, CH |
0.27 |
0.55 |
0.62 |
0 |
0.23 |
0.52 |
|
Всего газов, вызывающих “парниковый эффект” |
239 |
263 |
266 |
0 |
240 |
200 |
|
Энергозатраты, кВт/час |
0.79 |
0.973 |
0.923 |
0.375 |
0.27 |
1.772 |
3.2 Организационные меры
Пример
Историческая справка:
В 1970х годах произошло резкое повышение мировых цен на все виды топлива. Ситуация была настолько серьезной, что повлекла за собой экономическую депрессию. Все Западные страны искали пути выхода из энергетического кризиса. Франция развивала ядерную энергетику, тогда как многие другие страны планировали вновь вернуться к использованию минерального угля, огромные запасы которого находятся в США, Австралии и Южной Америке. Президент США Джимми Картер запустил программу по использованию синтетического топлива, получаемого при перегонке угля и горючих сланцев. Эти планы требовали огромных затрат и вели к интенсивному загрязнению атмосферы.
К концу 80-х экономия топлива уже не была больше такой актуальной задачей, как в 70-е годы.
Большие автомобили, джипы и полноприводные машины вновь стали популярны. Национальные требования эффективности использования горючего для новых автомобилей стали менее строгими.
Но при этом основные производители автомобилей наряду с мощными моделями выпустили и прототипы высокоэффективных автомашин, созданных с учетом экологического аспекта. Они использовали следующие известные технологии:
турбокомпрессор, использующий избыточную энергию для повышения производительности двигателя
усовершенствованные дизельные двигатели
обтекаемый аэродинамический дизайн корпуса
широкое использование различных полимеров и легких материалов для уменьшения массы автомобиля
Некоторые из этих прототипов достигли эффективности использование топлива 2.4 литра на 100 км пути при движении по автомагистрали (т.е. с равномерной скоростью). Эти модели так и не стали популярными из-за ориентации рынка в сторону мощных полноприводных автомашин с большим салоном.
Однако, рост плотности транспортного потока и общее увеличение количества транспортных средств в городах, активизация движения в защиту окружающей среды и общественное мнение наращивают спрос на рынке на экономичные и экологичные транспортные средства.
Усилий только автомобилестроительной отрасли недостаточно и большую роль для снижения воздействия транспорта играют меры по управлению движением с помощью политических и экономических мер воздействия.
Загрязнители |
Базовые выбросы,тонн в год |
Рассчитанное изменение выбросов,тонн в год |
|
Углеводороды |
3.447 |
+4.10 |
|
Окислы азота |
4.933 |
-7.36 |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |