Реферат по предмету "История"


Жизнь и деятельность Шокана Уалиханова

ШОКАН УАЛИХАНОВ
(1835-1865)
 
Ш.Ш.Уалиханов – одна из замечательныхличностей в среде казахского народа в дореволюционный период,просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог. Появление наисторической арене такого всестороннего ученого и передового человека совпало сважным этапом истории казахского народа – оживлением развития производительныхсил Казахстана и углублением его столетнего экономического и культурного общенияс Россией.
Огромное значение Ш. Уалиханова для нашейотечественной науки еще в XIX веке было обще известным.   Профессор Н. И.Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивойвостоковедения Шокан Шынгысович Уалиханов: русские ориенталисты единодушнопризнали в лице его феноменальное явление». Ученый и путешественникП.П.Семенов-Тян-Шанский считал Уалиханова одним из «самых просвещенных людей изнациональных окраин». Исследователь Азии Г. Н. Потанин писал: «В среде казаховне найдется ни одного, за которым было бы признать значение, равное с Шоканом».Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшейи чистейшей личностью».
Жизнь идеятельность. Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан –прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище КушмурунКокшетауской (ныне – Северо-Казахстанская) области, в семье старшего султана –правителя Шынгыса Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одногоиз влиятельных, образованных для своего времени людей. Бабушка Шокана былаумной, образованной, знавшей несколько языков женщиной. Она оказала большоевлияние на духовное развитие Шокана Уалиханова. «Для впечатлительного,одаренного от природы мальчика бабушка была неисчерпаемым источником знанийнародной мудрости. В увлекательной форме она рассказывала Шокану старинныеказахские легенды, предания, вспоминала исторические события недавнегопрошлого, в которых сама принимала участие. Светлые воспоминания о бабушке –наставнице, носительнице лучших традиций народа, обычаев – Шокан сохранил навсю жизнь. Он записал ряд памятных встреч с ней. Будучи уже офицером особыхпоручений при генерал-губернаторе Западной Сибири, Шокан, получив сообщение осмерти Айганым, специально поехал в Сырымбет, чтобы попрощаться и проводить еев последний путь»,— писал один из исследователей жизни и деятельности ученогоакадемик Академии наук Казахстана А. X. Маргулан.
После получения первоначального обучения в аулеШокан в 1847-1853годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.
Кадетский корпус – дореволюционное закрытое военное учебноезаведение преимущественно для детей офицеров, основанное в 1730-х годах. Встенах этого учебного заведения будущий ученый получил первые знания, которыепомогли формированию личности Ш. Ш. Уалиханова, его мировоззренческой платформы. Такая жаждазнаний и настойчивость в приобретении их для казахов того времени само по себебыло незаурядным, многозначащим явлением.
На работу в корпусе были приглашены опытныепреподаватели, среди которых были люди, испытавшие влияние русской передовойобщественной мысли, такие как капитан И. В. Ждан-Пушкин,Н. Ф. Костылецкий, друг юности Н. Г. Чернышевского, В. П. Лабодовский,Гансевский. В бытность Ш. Ш. Уалиханова в Омске он общался с образованнымилюдьми города.
В корпусе Уалиханов проявил способности визучении географии, истории, литературы. Он много и вдумчиво читает, какотмечается в ряде воспоминаний современников. Уже тогда он записывалпроизведения казахского фольклора, изучал историческую топографию некоторыхрайонов Степи, делал чертежи и зарисовки архитектурных памятников.
Большое значение для формирования общественно-политическихвзглядов Уалиханова имело его знакомство с представителями передовойдемократической интеллигенции – поэтом С. Ф. Дуровым, писателем Ф.М.Достоевским,в то время отбывавшим ссылку в Омске и Семипалатинске.
В 1854-1857 годах Уалиханов путешествует поСемиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, по Киргизии, где собираетбогатый географический, этнографический и исторический материал о казахском икиргизском народах, о котором высоко отзывался известный путешественник-географП. П. Семенов-Тян-Шанский. Он же рекомендовал Ш. Ш. Уалиханова как обладателясовершенно выдающихся способностей в члены научного Русского географическогообщества, и Шокан был избран в 1857 году в его действительные члены.
В 1858-1859 годах Уалиханов совершает свою знаменитуюпоездку в Кашгарию, в Китай, которая принесла ему славу отважногопутешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды, посвященныеистории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана былиопубликованы на русском, немецком, английском и французском языках.
В конце1859-1861 годов Ш. Уалиханов жил в Петербурге, где работал в высшем военномучреждении – Генеральном штабе, Азиатском департаменте Министерства иностранныхдел, Русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1857году, слушал лекции в Петербургском университете. Он работал над составлением иизданием карт Средней Азии и Восточного Туркестана, принимал участие вподготовке к изданию трудов ученого К. Риттера, обобщал материалы по географии,этнографии, истории Средней Азии и Казахстана, читал лекции о ВосточномТуркестане, Тянь-Шане, Киргизии. В Петербурге познакомился с идеями русскихреволюционных демократов-шестидесятников. Повседневно общаясь с русскимиучеными и писателями, Шокан пробуждал у них интерес к Средней Азии иКазахстану, способствовал укреплению дружеского расположения к народам этихокраин. Поэтам подсказывал сюжеты, темы из восточной жизни. Под влиянием беседс Уалихановым поэт А. Н. Майков написал стихи «В степях», «Альпийские ледники»,«Емшан». В ученой и литературной среде, в которой вращался Ш. Уалиханов вовремя пребывания в Петербурге, он пользовался большим уважением и любовью.Многие потом вспоминали о Уалиханове, писали о нем с душевной теплотой иискренней доброжелательностью.
Весной 1861 года тяжелая болезнь заставила Ш.Уалиханова оставить Петербург. Живя в ауле, он занимался изучением быта,истории народа, собиранием образцов устной поэзии. Много писал об отсталости,средневековье, страданиях бесправных народных масс, томившихся под двойнымгнетом чиновников – колонизаторов и феодалов, об их произволе и насилии. Онвыступает в защиту прав народных масс, против угнетения и несправедливости.
Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30лет. Он похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в250 километрах от Алматы.
Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. Онпрекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековуюдуховную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, внуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии,в выходе из темноты. По своим социально-политическим взглядам Ш. Уалихановпримыкал к прогрессивному демократическому лагерю России, выступавшему против самодержавно-крепостническогостроя, против колонизаторской политики царизма.
Ш. Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, покоторому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества.Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа онвидел в просвещении, в образовании. «Для нормального роста и развития народа, — писал он, — необходимы прежде всего свобода и знания». Вся его деятельностьносит просветительский характер. Ш. Уалиханов сумел глубоко и верно понять историческуюнеобходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможнобыстрее вывести свой народ в ряд развитых народов.
Ш. Уалиханов решительно выступал против царскихколониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие вказахской степи.
В работе «Записки о судебной реформе» Ш.Уалиханов, ставя вопрос о сущности и природе реформ, их экономической исоциальной сторонах, страстно защищает интересы народных масс, высказываетмысль о том, что реформы должны учитывать «насущные нужды народа», «полезны тереформы, которые способствуют улучшению быта человека».
Идеи Уалиханова о необходимости просвещения,образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этомнаправлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитиеобщественной мысли в Казахстане.
Огромно научное наследие Ш. Ш. Уалиханова — «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Тенгри», «Письмопрофессору И.Н.Березину», «Ханские ярлыки», «Образец причитаний», «Песня обАлае», «Киргизское родословие», «О формах казахской народной поэзии»,«Исторические предания о батырах XVIII века», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Запискио киргизах», «Заметки по истории южно-сибирских племен», «Дневник поездки вКульджу», «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «Вооружение киргизв древние времена и их военные доспехи» и другие. Объемистое пятитомноесочинение Ш. Ш. Уалиханова на русском языке было издано Академией наукКазахстана в 1961, а затем в 1972 году. В них поражает одна особенность – сплавстиля ученого и писателя-художника.
Послеокончания учебы в Сибирском кадетском корпусе, находясь на службе, принимаетучастие в крупной военно-научной экспедиции по изучению водного бассейнаИссык-Куля, в сложной дипломатической миссии России с Китаем, в поездке вКульджу, по пути которой посещает ряд пограничных пунктов Западного Китая.Научные результаты этих первых путешествий молодого Ш. Уалиханова отражены вталантливо написанных путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Западнаяпровинция Китайской империи», «Кульджа», «Дневник поездки в Кульджу». В нихмного исторических, этнографических, археологических, фольклорных материалов.Поразительно, что эти дневники, написанные в двадцатилетнем возрасте, являютсяплодом наблюдательного и эрудированного ученого, прекрасно знающего географиюТянь-Шаня и Семиречья, историю и быт, нравы и поэзию народов, населявших этиместа с древних времен.
«Дневник поездки на Иссык-Куль» Ш. Ш. Уалиханованачинается с описания пути из Семипалатинска в Аягуз. В «Дневниках...» даноподробное научное описание надгробного памятника Козы-Корпешу и Баян-Сулу,который находится на правом возвышенном берегу реки Аягуз, против железнодорожнойстанции Тансык.
В дневниках Уалиханова много красочных описанийселений, городов, встреч с жителями незнакомых местностей. Как писатель,молодой Ш.Уалиханов фиксировал все, что увидел в многодневных, многомесячных путешествиях. Вдневниках немало эпитетов и сравнений.
Уалиханов известен как неутомимый собиратель ивдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахскогонарода. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Историческиепредания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» Уалихановприводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданийказахского народа. Он сделал первую научную запись киргизского героическогоэпоса «Манас», сопроводил ее историко-литературным анализом и частично перевелна русский язык. Уалиханов считал «Манас» «национальной святыней киргизскогонарода». «Манас» в оценке Уалиханова — это «энциклопедическое собрание всехкиргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени исгруппированное около одного лица – богатыря Манаса. Это нечто вроде степнойИлиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинскиепознания киргизов и международные отношения их нашли себе выражение в этойогромной эпопее».
Прекрасно зная восточную, русскую изападно-европейскую литературу, Уалиханов изучал художественные памятникиказахского и киргизского народов в сравнительном плане.
Вершину научной славы Ш. Уалиханова составляюттруды, написанные по результатам его Кашгарской экспедиции, совершенной им в1858-1859 гг. Среди них особенно интересна работа «О состоянии Алтышара илишести восточных городов китайской провинции Нан-Лу» (в Малой Бухарин), которуюсовременники считали подлинным географическим открытием. Этот труд Уалихановаявился крупным вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку.
Поездка в Кашгарию, в Восточный Туркестан быласопряжена с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила заУалихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя.Уалиханов был первым ученым, открывшим для науки, для Европы Кашгарию.
Долгое время восточная часть Китая оставаласьзагадкой для науки. Кроме знаменитого землепроходца Марко Поло и голландскогопутешественника Гоэса никому не удалось побывать в этих краях. Попытки ученыхпутешественников Конолли, Стодтарта, позднее Шлагинтвейта не увенчалисьуспехом. Свирепые властители этих краев по дикому обычаю умерщвлять чужеземцевказнили их. Смело отправляясь в столь опасное путешествие, Уалиханову пришлось«превратиться в купца Алимбая». Эту вынужденную роль он играл в течение десятимесяцев, пока не переступил границу родной земли.
Научныйподвиг Уалиханова в свое время стал центром внимания ученого мира России, да ине только ее. Труды Уалиханова об этом крае печатались и в Лондоне, и вБерлине.
Таково было широкое признание русской и мировойобщественностью научной деятельности первого казахского ученого Ш. Уалиханова.Любовь к родной земле, глубокая связь с народом делали Уалиханова великимказахским провидцем, позволяли ему заглянуть далеко вперед. Вся егодеятельность пропитана страстным желанием просветить родной народ, приобщитьего к сознательному определению своей судьбы, развитию национальной культуры всодружестве с передовой русской культурой. Уалихановские традиции былиподдержаны всем ходом общественного развития.
Уалиханов былпередовым деятелем своего времени, замечательным патриотом, ученым,просветителем, отдавшим себя служению своему народу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Регулирование отношений супругов посредством брачного договора
Реферат Этноним «немец» в России XVII XX вв. (к проблеме формирования русской национальной идентичности)
Реферат РЕПО -гражданско-правовой договор
Реферат Референдум в РФ
Реферат Опытно-конструкторские разработки по доизвлечению золота
Реферат 5. Предметы личной гигиены 15 Ассортиментный минимум товаров пересматривается и согласовывается в управлении по потребительскому рынку 1 раз в год
Реферат Решение некоторых вопросов семейного права
Реферат Реформирование территориальных основ местного самоуправления в РФ
Реферат Рецидив преступлений, уголовно-правовое значение и последствия
Реферат Реформа публичной администрации в Украине
Реферат Регистрация граждан по месту жительства и пребывания
Реферат Анализ преступлений против мира
Реферат Somalia 2 Essay Research Paper Somalia is
Реферат The Cold War Era Essay Research Paper
Реферат Рецепция римского права в средневековой Европе