Реферат по предмету "Философия"


О субъекте познания и активности мышления



Содержание

Введение

1. Источники знания, два вида опыта

2. Идея как объект сознания. Теория первичных и вторичных качеств

3. Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции

4. Виды познания и степень их достоверности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования. XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и тождества нового мировоззрения. Начиная с XVII века, бурно развивается естествознание. Большой вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р.Декарт, Г.Лейбниц. Развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией. Крупными философами в Европе XVII века являются Ф.Бэкон, С.Гоббс, Дж. Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Возникает не только подлинное научное естествознание, но и опирающееся на науку и ее философское осмысление качественно новая картина мира. Борьба против схоластики выдвинула на первый план вопрос о методе познания, который был тесно связан с вопросами теории познания; именно этим вопросам посвящено главное произведение Джона Локка - "Опыт о человеческом знании", над которым он работал почти 20 лет и опубликовал в 1790г. Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм породило основные направления европейской философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Локк является продолжателем "линии Фрэнсиса Бэкона" в европейской философии конца XVII -- начала XVIII века, его с полным основанием можно назвать основоположником "британского эмпиризма". Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. В. И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие "вышли из Локка". В лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке.

1. Источники знания, два вида опыта

В своем главном научном труде "Опыт о человеческом разуме" Джон Локк определил свою задачу так: выяснить, откуда происходит человеческое знание, насколько оно достоверно и где его границы. Это характерно для философии Нового времени и, в особенности, для британской философской традиции - философия не про то, что есть в мире и как оно есть, но про то, как "снаряжен" человек, чтобы знать, что есть и как есть. Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Первый вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла, это выразить отношение к имевшей широкое распространение теории "врожденных идей", ведущей свое происхождение от античного и средневекового платонизма, в XVII в. обновленной Декартом и так называемыми кембриджскими платониками. Выступая против Декарта, который обосновал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения и категорически отвергал возможность существования такого рода идей. Если бы идеи были врожденными, писал он, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу. Однако в этом случае не составляло бы большого труда сформировать у ребенка знание математики, языка, моральных норм. Но все воспитатели знают, что научить ребенка писать и считать очень сложно, причем разные дети усваивают материал с разной скоростью. Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нигде не наблюдается. Более того, писал Локк, мы знаем, что у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о Боге. Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Джона Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей. Локк показывает, что "всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности".

Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. "Там, где нет идей, нет и знаний". Но поскольку Д.Локк отверг существование врожденных идей, то закономерно встал вопрос: каков же источник этих идей? Джон Локк ясно формулирует исходный принцип эмпиризма: "На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами, доставляет нашему разуму весь материал мышления". Локк уверен, что знание о мире может быть достигнуто только с помощью чувственного опыта и последующего размышления по поводу этого опыта. Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта: внешний и внутренний и в соответствии с этим указывает два эмпирических источника наших идей: ощущение и рефлексия. "Если спросят меня, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: когда он впервые получает ощущение". Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. "Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях", - основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей материального мира на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают простые идеи, имеющие реальное (объективное) содержание, разум же при этом пассивен. Таковы, например, идеи, приобретаемые посредством зрения, слуха, осязания, обоняния. Доказывая, что нет врожденных идей, Локк утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), и именно благодаря опыту общения с внешними вещами, на нем появляются первые записи в виде ощущений и чувств, образов вещей и их качеств.

О внешнем опыте как источнике идей, Локк пишет так: "Наши чувства, будучи обращены к отдельным чувственно воспринимаемым предметам, доставляют уму разные, отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разными путями, которыми эти предметы действуют на них. Таким образом, мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького и сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Чувства доставляют уму от внешних предметов то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум, я называю ощущением". Так устанавливается, согласно Локку, неразрывная связь между ощущениями, восприятиями и большинством наших идей, которые достаются человеку без больших усилий с его стороны, так как разум при этом пассивен.

Откуда же человек получает весь материал рассуждения и знания? Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию: "Наше наблюдение, направленное на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления". Деятельность нашего ума, к которой Локк причислил мышление, сомнение, веру, рассуждение, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Внутренний опыт или рефлексия - наблюдение за деятельностью нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Джон Локк замечает, что рефлексия предполагает особо направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Она может не развиваться у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Внутренний опыт - опыт самосознания, наблюдения человека за операциями собственного сознания. Сознание - есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме.

Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д. Локк подчеркивает мысль о том, что "этот источник идей каждый человек имеет целиком внутри себя", что он "не имеет никакого дела с внешними предметами и, хотя этот источник не есть чувство, тем не менее, он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством". При получении идей рефлексии, наш ум не пассивен, а активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых из простых идей как материала и основания для остального, строятся другие. Благодаря этой способности ум имеет больше возможности разнообразить объекты своего мышления больше того, чем ему доставили ощущение или рефлексия. Но, все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д. Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. Локк четко указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений.

Под опытом Локк понимал совокупность всего того, с чем человек имеет дело на протяжении всей своей жизни". "В опыте заключается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит". По мнению Локка, содержание опыта - это, прежде всего, ощущения, поступающие от органов чувств и доказывающие "существование внешних вещей". Таким образом, Джон Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики.

Однако впоследствии Локк внес некоторые корректировки в свою теорию познания. Примечательно, что в работе "О воспитании разума" Джон Локк внес в трактовку tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми "чистая доска" оказывается не такой уж "чистой". Он подчеркивал развитие задатков, которые "природа закладывает в нас". О том, что человеческая душа изначально не "чистая доска", на которой опыт и воспитание могут наносить любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих рассудков: "… природные конституции людей создают в этом отношении такие широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в состоянии эти различия преодолеть". Немалую роль играют и различия в природном "темпераменте".

В этом смысле оправдано возражение Локку со стороны Лейбница: "Эта чистая доска, о которой столько говорят, представляет, по-моему, лишь фикцию, не существующую вовсе в природе и имеющую своим источником несовершенные понятия философов". Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения - "незаполненный чистый лист", неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств.

Как мы можем видеть, Локк все же признал роль врожденных задатков в воспитании.

2. Идея как объект сознания. Теория первичных и вторичных качеств

Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Понятию "идея" Локк придает особое значение, существенно отличное от толкования идей в предшествующей, последующей и современной ему философии. "Все, что ум воспринимает в себя и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю "идеею", силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Потому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть ощущения, или восприятия в процессах нашего разумения, я называю их идеями".

"Так как каждый человек осознает, - пишет Локк, - что он мыслит и что то, чем занят ум во время мышления - это идеи, находящиеся в уме, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные идеи. Прежде всего, стало быть, надо исследовать, как человек приходит к идеям".

"Идеи, как их понимает Локк, находятся не где-то в потустороннем мире, как полагал Платон, и не в некоем абсолютном духе, как станет в последствии думать Гегель. Их место - только в человеческом уме. Их источник - ощущения и рефлексия, выделяющие идеи как своего рода элементы разума.

Вслед за Р. Бойлем, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Группируя идеи соответственно "качествам", Локк отправляется от идущего еще от Аристотеля и весьма популярного в науке и философии XVII в. разделения качеств на первичные и вторичные. Следуя прочной традиции, примыкая к Галилею, Декарту, Гоббсу, Бойлю и другим современным ему учениям, Локк именует первичными качествами форму (фигуру), плотность, протяженность, движение или покой, объем, число. Одни словом, все то, что тогдашняя математизированная физика считала определяющими свойствами или качествами тела, зачислялось мыслителями XVII в. в разряд первичных качеств.

Но Декарту было важно подчеркнуть, что эти "качества", которые наука относит к самим телам, в то же время имеют "интеллектуальную природу" и в реальных телах непосредственно, телесно не наличествуют. Локк же, в противовес картезианству, настаивал на том, что первичные качества, как их представляют наука и философия, неотделимы от тел. Это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства, они изучаются точными науками. Таким образом, Локк называет первичными качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях.

Идеи первичных качеств - это копии самих этих качеств. Только идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные качества свойства этих тел. Для материалиста и сенсуалиста Локка очень важно, что такие идеи "сообразны действительности вещей, они реальны", потому что соотнесены с качествами самих вещей, "действующих на ум естественным путем" и "адекватны", потому что разум ничего не привносит в верное отображение чувственными идеями самих вещей.

Что же касается вторичных качеств, а ими считались звук, цвет, запах, вкус, тепло, боль, Локк присоединялся к сложившейся интерпретации: они относятся скорее к познающему субъекту и определяются его ощущениями, хотя, в конечном счете, вторичные качества связаны с качествами первичными, т.е. телесными. Если обратиться к локковскому примеру со снежным комом, то к первичным качествам, неотделимым от самого тела, можно отнести круглую форму, размеры, тогда как белизну, холод следует причислить к качествам вторичным.

Вторичными Локк назвал качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам но на самом деле, не находятся в самих вещах. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи - это "субъективные номинальные сущности", вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения. То, что в идее представляется приятным, голубым или теплым, в самих вещах есть только объем, фигура и движение недоступных восприятию частиц. Вторичные качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий. Например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека.

Однако при всем различии между первичными и вторичными качествами в них есть и нечто общее: и те и другие производят свои идеи через "толчок". Так фиалка через "толчки" недоступных восприятию частиц материи, различающихся объемом и фигурой, степенями и видами своих движений, производит в душе идеи голубого цвета и запаха этого цветка.

Учение Локка о различии между первичными и вторичными качествами представляет собой развитие идей, намеченных древнегреческим атомистом Демокритом, а в Новое время - возрожденных Декартом и Галилеем. Учение это опирается на абсолютизирующее противопоставление субъективного объективному.

У Локка обращение к традиционному различению первичных и вторичных качеств выполняет важные функции философского гносеологического объяснения: здесь находят свое продолжение линии материализма и сенсуализма.

3. Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. По содержанию простые идеи, в свою очередь, разделяются на идеи первичных и вторичных качеств. К идеям первичных качеств Локк относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, в каком бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи. Такие качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи. К простым идеям вторичных качеств Локк относит идеи, отражающие вторичные качества, которые по его мнению не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.

Простые идеи - это идеи, доставляемые при посредстве:

1) одного органа чувств (так, свет и цвет доставляются только зрением);

2) нескольких чувств (идеи пространства, протяженности, формы, покоя и движения);

3) рефлексии (идеи восприятия, мышления, хотения);

4) всех видов ощущения и рефлексии (например, удовольствия или страдания).

Свое исследование простых идей и их возникновения Локк оценивал как "верную историю первых начал человеческого знания" Если в восприятии простых идей ум, согласно Локку, несвободен и пассивен, то сложные идеи создаются благодаря активности ума, его самостоятельности и свободе. Впрочем, и здесь свобода ограничена, ибо сложные идеи ум составляет из идей простых. Примеры сложных идей - красота, благодарность, человек, войско, Вселенная.

Джон Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

1) соединение нескольких простых идей в одну сложную;

2) сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну;

3) обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности, или абстрагирование общих идей от других (так образуются все общие и всеобщие идеи).

Таким образом, сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума.

Элементами опыта, "нитями", из которых соткано сознание, считались идеи, которыми правят законы ассоциации. Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия).

Локк признает, что слово "модус" он употребляет в необычном смысле. К идеям модусов или "эмпирических субстанций" он относит зависимые идеи (таковы идеи "треугольника", "благодарности", "красоты" и т.д.) - идеи, зависимые от субстанций (первичных оснований). Идеи отношения состоят в рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой. К идеям отношений философ относит идеи "отец - сын", "муж - жена", причины и следствия, тождества и различия. Примером идеи субстанции может быть идея свинца: мы получаем ее, соединяя идею беловатого цвета с идеями определенного веса, ковкости и плавкости. Два вида таких идей: простые субстанции, существующие отдельно (например, идея человека или овцы), и идеи некоторых субстанций, соединенных вместе - собирательные (например, армия людей или стадо овец). Под субстанцией Локк понимал субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств.

При образовании сложных идей, душа, согласно Локку, активна.

Локк также поставил вопрос об истинности идей, то есть об идеях ясных, отчетливых и смутных, о реальных и фантастических. Для Локка это значило установить отношение идей к действительности.

О "заведомой" адекватности простых идей мы уже говорили. Сложные идеи, в отличие от простых, не имеют, согласно Локку, непосредственного отношения к действительным вещам и их существованию. Локк, например, готов согласиться с картезианцами в том, что треугольник, эта характерная математическая идея, существует лишь "идеально" в уме математиков.

Учение об образовании идей у Локка соотносится с учением о языке. Язык состоит из слов. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Слова обозначают не непосредственно вещи, а идеи вещей. "Если бы мы были в состоянии добраться до первоисточников уже образованных людьми слов, мы смогли бы свести их к чувственным идеям, а через них - к чувственным телам". Кроме того, мышление без языка невозможно. По существу, не поняв, что такое язык, не поймешь и того, что такое мышление.

Онтологические, логические и гносеологические аспекты в Локковом толковании языка тесно связаны с аспектами коммуникативными, то есть с проблемами человеческого общения. "Слова - чувственные знаки, необходимые для общения. Логико-гносеологические аспекты занимают в Локковой теории языка самое заметное место: разбирается вопрос о назначении слов, о собственных именах, общих терминах (знаках общих идей), о способах образования общих и всеобщих идей.

Особый интерес представляет разработанная Локком концепция абстрагирования или теория образования наиболее общих понятий.

Проблема абстрагирования в истории философии рассматривалась, прежде всего, как проблема соотношения единичного и общего в познании, тесно связанная с определением роли языка. В средневековой философии эта проблема решалась с двух диаметрально противоположных позиций - номинализма и реализма. Номиналисты утверждали, что общее есть просто имя - номен (название). В реальности существуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что общая идея существует реально, а единичное лишь отражение реального существования идеи этих вещей. Д. Локк стремится найти новый способ решения этой проблемы на основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие идеи образуются путем отвлечения от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Так, например, если из сложных идей конкретных людей исключить только то, что есть особенного в каждом из них, и удержать только то, что у них есть общего и затем это общее обозначить словом "человек", то получится отвлеченная идея "человека".

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные вещи. Общие идеи - это продукт абстрагирующей деятельности разума, "общее и всеобщее не относятся к действительному существованию вещей, а созданы разумом для его собственного употребления и касаются только знаков - слов или идей". Слова же, выражающие общее, - лишь знаки общих идей. Но в конечном итоге, согласно Локку, общие идеи, будучи продуктом разума, "имеют своим основанием сходство вещей". Правда, движение от сложных, отвлеченных идей и их имен к самим вещам - процесс весьма трудный. Он порождает многочисленные ошибки и заблуждения, чреватые серьезными последствиями для практики, науки и философии. Очень часто это связано с неверным употреблением слов. Поэтому Локк уделяет огромное внимание связи идей со словами, терминами и именами, создавая философию языка, одну из наиболее развитых в его время.

Концептуализм Локка представляет собой серьезно ослабленный средневековый номинализм за счет усиления материалистических тенденций. Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном. Локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

4. Виды познания и степень их достоверности

Локк различал три вида познания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное) познание и интуитивное.

Самый достоверный род познания, по Локку, - интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т.п.

На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредованно, через систему посылок и выводов, путем рассуждений и умозаключений.

Третий род познания - чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством демонстративного познания - бытие Бога, посредством сенситивного познания - существование других вещей.

Заключение

Потребности развивающихся естествознания и философии Нового времени заключались в нахождении строгой, научной формы познания. Философия XVII в. отличается критицизмом, поиском научного метода, исследованием природы достоверности и ее отношения к истине, к предметному. Вопрос обоснования научности знания - вопрос об отношении субъекта и объекта, мышления и бытия - является центральным как для философии опыта, эмпиризма, так и для философии "естественного света разума" - рационализма, или рассудочной метафизики. Если первое направление пыталось постичь единство субъекта и объекта из опыта, то второе - из чистого разума, из его идеи о субстанции, из сферы абстрактно-всеобщего.

Для развития эмпиризма Джоном Локком характерно усугубление противоречия между субъективным и объективным - между фактами опыта и идеями разума, явлением и сущностью, особенным и всеобщим, чувственно конкретным и абстракциями рассудка. Являясь по существу теоретическим осознанием естествознания, это направление развивало преимущественно предметную определенность познания, его содержание. Мышление основывалось на непосредственной, первоначальной, а потому и самой неистинной ступени познания - чувственном сознании, которое и выступило критерием истинности, объективности. Поэтому подлинно объективным считалось чувственно единичное, данное в опыте, а всеобщие определения мышления (субстанция, пространство, время и т.д.) рассматривались как лишь субъективные определения, имена. Объективная рефлексия самого предмета познания, раскрытие всеобщего в самом особенном и единичном, как его собственная закономерность, воспринимается опытным мышлением как исключительно субъективная рефлексия. Следовательно, всеобщее, закон, сущность воспринимаются как существующие только в форме субъективности.

Так, "простые идеи", непосредственные данные чувств, для Локка объективны, а "сложные идеи" и "идеи модусов", возникающие в результате абстрагирования, субъективны, недействительны, суть лишь подпорки многообразных чувственно воспринимаемых свойств, "простых идей". Общее и универсальное не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления и касаются только знаков - слов и идей.

Концепция мышления как tabula rasa, концепция пассивности субъекта познания, с необходимостью ведет к дуализму первичных и вторичных качеств, сущности и явления, опыта и разума, бытия и мышления. Наличное

бытие сущности есть мышление в форме его всеобщности и необходимости.

Внешний мир существует для субъекта познания не сам по себе, а в определенной форме отношения мышления к бытию, сообразно которой и раскрывается его определенность.

Список использованной литературы

1. Реале Д., Антисери Д. "Западная философия от стоков до наших дней".

В 4-х томах, 1993-1997г.

2. Спиркин А.Г. Философия, учебник, 2000г.

3. философский энциклопедический словарь, - М: Инфра - М, 2002.

4. Зайченко Г.А. "Локк. Очерк творчества". - М., 1973.

5. Нарский И.С. "Философия Дж. Локка". - М., 1960.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Literature And Life Essay Research Paper Evan
Реферат Кадровый менеджмент и его задачи на стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации и спада в организации
Реферат Йоханан Гиркан
Реферат John Proctor Faced WIth Death Essay Research
Реферат Preschool Education Essay Research Paper Preschool education
Реферат Грихальва, Хуан де
Реферат Economic Impact Of High Gas Prices Essay
Реферат Техника гребли веслом на туристической байдарке, катамаране, рафте
Реферат Особливості біогеоценозів у техногенних умовах
Реферат Early Autumn Essay Research Paper Early AutumnWhat
Реферат Личность преступника: понятие, цели изучения, типология
Реферат Анализ системы управления качеством и разработка организационных мероприятий по повышению ее эффективности на ООО "Фрегат"
Реферат «Дифференциальный подход к лечению чрезмыщелковых и надмыщелковых переломов плечевой кости у детей» 14. 00. 35 детская хирургия
Реферат Актуальность данного опыта состоит в том, что для обучения дошкольников элементарным математическим представлениям необходима системная работа, которую лучше осуществлять через игру
Реферат «многочлены с одной переменной», рекомендованная для углубленного изучения математики в школе, является одной из немногих тем,относящихся к алгебре в том смысле, который вкладывается в это слово в математической науке. В отличие от большинства тем шк