Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Субстациональная и процессуальная модели формирования мотивации к добровольческой деятельности

Михаил Щербаков, Юлия Качалова
Глава 1. Архетипические и эволюционные корнидобровольчества и альтруизма
Давниетрадиции работы на добровольных началах, имеющиеся в США, где каждый второйвзрослый в среднем по 3-5 часов в неделю уделяет добровольческой деятельности,с одной стороны базируются на философии социального обмена [1], но с другойстороны, имеют древние архетипические корни.
Воснове добровольческого труда лежит идея служения, эволюционировавшая из идеи“принесения жертвы”. Во всех архаических обществах существовали традициижертвоприношения могущественным природным силам — божествам или духам — расположение которых влияло на стихии, урожайность почвы, приплод скота и т.д.,в конечном итоге, на выживание и благополучие людей.
Зависимостьчеловека от природных сил почти полностью сошла на нет в обществахиндустриального типа с сопутствующей ему урбанизацией, большим скоплением людейв городах, развитой промышленностью и технологией. На первое место выступаютсоциальные отношения между людьми. Эти отношения, с одной стороны, регулируютсясоциальными институтами и, в первую очередь, государством, но, с другойстороны, проникнуты неким “духом” — то есть тем, что Юнг и Вернадский называликоллективным состоянием сознания, а Алтман и Фурумото немецким словом Zeitgeist- “дух времени”, включающий господствующие в обществе идеи, социальные,экономические и политические силы [2].
Этотмногофакторный дух — “неизвестная переменная”, неподвластная воле индивидуума,подобна могущественной природной силе, которая может влиять на благополучиеконкретного человека, семьи, микро социума.
Проследить,как представления о характере силы, которую требуется расположить к себе (илиобезопасить себя от ее гнева), трансформировались от природного к социальному,можно на примере изменения содержания празднования 1 Мая.
Ив Европе, и в России в тех районах, где основной способ хозяйствованияоставался аграрным, в канун 1 мая люди направлялись в леса, где они срубалидерево, которое потом приносили в деревню, украшали и при всеобщем ликованииустанавливали посреди деревни, а срезанными ветвями украшали каждый дом.Сходные обычаи установления Майского дерева (Майского столба, Майского куста,Майской куклы) просуществовавшие в сельскохозяйственных провинциях Англии,Франции, Германии, Швеции, Чехии и других Европейских странах, как и в России,до конца 19 века. Джеймс Дж. Фрезер, исследовавший истоки различныхтрадиционных обрядов, пишет, что эти ритуалы были направлены на то, чтобыпривлечь к каждому дому, к каждому деревне благодеяния, находящиеся во властидуха растительности [3].
Виндустриальных районах этот праздник, имевший своим изначальным содержаниемритуальное празднование весны, возрождение растительного мира, моление о дождеи урожае, изменился до неузнаваемости. Поскольку в индустриальном обществхарактер силы, от которой зависит выживание и благополучие людей,трансформировался от природного к социальному, то и 1 Мая, оставшисьпраздничным днем, трансформировался в ритуал социальной солидарности.Фактически ритуалы празднования 1 Мая в индустриальном обществе, былинаправлены на то, чтобы каждый отдельный участник празднования обезопасил себяот гнева “социального божества”, продемонстрировав ему собственную силу,выраженную в социальном единстве с другими представителями своего класса. И впервом и во втором случае, праздничные ритуалы, несмотря на разницу в формах,фактически преследовали одну и ту же цель – отведение опасности голода, которыйв первом случае возникал в результате неурожая, а во втором – в результатеувольнения с предприятия и невозможности найти работу, обеспечивающуюпропитание.
Сравнениеэтих праздничных ритуалов наглядно демонстрирует смещение фокусавзаимоотношений человек-природа на взаимоотношения человек-социум, характерноедля современного общества. Возвращаясь к корням добровольчества, можно сделатьвывод о том, что идея принесения жертвы природному божеству,трансформировавшаяся с развитием общества и монотеистических религий в служениебогу, перешла в идею добровольного служения “духу социума”.
Этосвидетельствует о том, что, невзирая на изменение формы ритуала наповерхностно-адаптативном уровне, его архетипический смысл и символизм,порожденный глубинными, трансперсональными слоями сознания, остается одинаковыми для представителя архаического общества и для представителя индустриальногообщества.
Работана добровольных началах в контексте сформировавшихся на Западе рыночныхотношений, нашла свою философско-психологическую основу в теории социальногообмена, согласно которой люди обмениваются не только материальными благами, нои социальными товарами – любовью, услугами, информацией, статусом. Этоозначает, что проявляя “альтруизм” по отношению к ближнему, человек производитедва уловимые расчеты о вознаграждении, которые предшествуют действию. Вкачестве вознаграждения могут выступать соображения карьеры, повышениесоциальной приспособляемости, уменьшение чувства вины и упрочение своего “Я”,укрепление чувства собственного достоинства и т.п. И хотя вопрос о том, можноли поступки, предопределенные соображениями о “вознаграждении” от “духасоциума”, считать истинно альтруистическими или же замаскированным эгоизмом,является спорным, идеи добровольного служения “духу” социума и социальногообмена на Западе позволяют людям получать удовольствие от оказания помощидругим и вести себя скорее просоциально, чем антисоциально.
Эволюционнойосновой того, что можно отнести к проявлению альтруистического поведения вживотном мире, является доминанта выживания семьи, стаи (стада) над выживаниемотдельной особи у тех животных, которые ведут соответствующий (семейный,стайный, стадный) способ существования.
Вероятно,такой “животный” альтруизм проявлялся и в доисторических человеческихсообществах на тех стадиях, когда индивидуальное самосознание пребывало взачаточном виде, и индивид еще не ощущал своей разделенности с племенем(группой), а его персональное существование представляло несравнимо меньшуюценность, чем существование группы.
Развитиеиндивидуального самосознания, выделение собственного существования изсуществования группы приводит к формированию “эгоистического поведения”, тоесть мотивации к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Это –стадия развития индивидуального сознания, которую можно назвать “бунтоминдивида против вида”, когда индивид обретает собственную ценность. “Я”начинает воспринимать себя отдельно от “они” и как несравнимо большую ценность,нежели “они”. Однако, как писал Адам Смит в 1759 году в “Теории моральныхчувств”, “каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложеныопределенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считатьих счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого не получает ничего, заисключением удовольствия видеть это счастье”. Как показали исследованияХоффмана в 1981 году, даже младенцы одного дня от роду начинают плакатьсильнее, когда слышат плач других. Из этого, делается вывод, что человекусвойственно врожденное чувство эмпатии, то есть восприимчивость к состояниюдругого человека.
Эмпатияили сочувствие к другому человеку чаще всего отмечается между родственниками,людьми, живущими вместе или плотно общающимися. В ситуациях, представляющихнепосредственную угрозу жизни, люди, в первую очередь, оказывают помощь членамсемьи, друзьям, соседям, и только потом незнакомцам [4]. В тех относительноредких случаях, когда с риском для жизни человек спасает совершенно чужихлюдей, можно предположить о состоянии сознания, при котором стирается границамежду “я” и “не я”. Это состояние “прозрачности” поверхностного слоя, редкоедля представителя иудео-христианской культуры, является одним из этаповдостижения просветления в восточных путях освобождения. Например, практикадза-дзэн направлена на спокойное, некомментирующее осознание всего, чтопроисходит здесь и сейчас, которое сопровождается ощущением “неразличения” себяи внешнего мира. Важно отметить, что хотя дзен не приписывает действиям никакойопределенной направленности, так как не имеет ни цели, ни мотивов, он, неколеблясь, обращается к тому делу, которое возникает перед ним, как необходимое[5]. При этом реакция на ситуацию — как происходит в случаях, когда с рискомдля жизни человек спасает совершенно чужих людей — является мгновенной.
Глава 2. Сравнительный анализ субстациональной ипроцессуальной моделей формирования мотивации к добровольческой деятельности
2.1. Cубстациональная и процессуальная модели мировосприятия
Дальнейшеесравнение и анализ субстациональной и процессуальной моделей формированиямотивации к добровольческой деятельности сложно проводить, не коснувшисьвкратце сути субстациональной и процессуальной моделей мировосприятия кактакового.
1.В первом случае мир воспринимается на набор сущностей — объектов и явлений. Вовтором случае — как набор взаимоотношений и процессов. Это два разныхвосприятия, определяют различие в предпосылках мысли и в методе мышления.А.Уотс обращает внимание на то, что в английском языке — и в русском тоже — существует четкая разница между предметами и действиями. В китайском языкепредметы также являются действиями.
2.Западное мировосприятие построено на дуализме: божественное противопоставляетсятварному; духовное — материальному; добро — злу; познающий — познаваемому,субъект — объекту и т.д.
Изначальныйдуализм заложен в идее, подчеркивающей различие между Богом и миром, в идее,что Бог создает мир наподобие архитектора. Он находится вне и над миром — созданным им и не тождественном ему, и хотя он в какой-то степени и имманентентварному миру, но только настолько, насколько архитектор имманентен зданию,которое он строит или художник картине, которую он рисует. При этомподчеркивается скорее не его имманентность, а его трансцендентность. Поотношению к человеку иудео-христианская традиция отождествляет Бога — сконвенциями морального и логического порядка. И это поистине катастрофа, потомучто когда человек ощущает, что он не соответствует самым корням и основам бытия- Абсолюту — в нем образуется чувство вины, которое проявляется либо вотрицании своей собственной природы, либо в отрицании бога.
3.Дуалистическое мировосприятие и способ мышления порождают жесткое разделениемежду “я” и “не я”, между субъектом и объектом. Между ними всегда стоитпроблема, которая требует от субъекта совершения определенных действий. Так,например, изначальная проблема — не соответствие человека Абсолюту — требуетопределенных действий, предписанных церковью, направленных на уменьшениечувства вины, на уменьшение взыскания со стороны Абсолюта, на получениепоощрения от него. Можно сказать, что дуалистический способ мышления порождаетпроблемное восприятие мира. Даже если мы и преодолеем одну проблему, тут жевозникнет новая, а за ней — следующая, потому что присутствие проблемы — этовстроенная погрешность дуалистического мировосприятия.
4.Поскольку в дуалистическом мировосприятии всегда имеется проблема, то всегдаприсутствует и цель: “решить проблему”, то есть определенным образомвоздействовать на “объект”, чтобы в результате изменились некоторыехарактеристики объекта и он перестал восприниматься субъектом как проблема.Способ проживания жизни, построенный на дуалистическом мировосприятии, мы будемназывать субстациональным или ориентированным на проблему.
5.В восточной философской и духовной традиции нет дуализма — все вырастает из даои все есть дао [6], дао — не трансценденция, а имманентность миру. А поэтомувсе принимается таким, как есть. Дуалистическое противопоставление “я” и “не я”отсутствует. Личность, с одной стороны, и мир, с другой, — это не более, чемабстрактные границы, описывающие конкретную реальность их взаимодействия.Человек принимает сам себя как часть мира и мир вокруг себя как часть себя. Втакой системе мировосприятия человек мыслит и ощущает себя как “я и остальноймир”, субъект неразделим с его окружением, а поэтому между ними не стоитпроблемы.
Вотличие от западной духовной традиции, указывающей ЧТО надо делать, чтобысправиться с проблемой — правильную тактику, восточная традиция предлагает КАКправильно делать — правильную стратегию, а что делать — не имеет определенногозначения. Критерием правильности в последнем случае является собственносостояние “делающего”, его целостность, естественность, ощущение гармонии свнешним миром. При этом “делание”, “делающий” и “объект действия” являютсясоставными единого процесса. Поэтому этот способ проживания жизни мы будемназывать процессуальным или ориентированным на состояние.
Анализисточников, посвященных архаическим обществам, их верованиям, обрядам ([7], [8],[9], [10], [11] и др.), позволяет схематично воспроизвести процесс формированияпроцессуального и субстационального мировосприятий из нерефлексированноевосприятие уровня всеобщего единства в архаическом обществе.
Табл.1.
Архаическое общество:
нерефлексированное восприятие уровня всеобщего единства;
представление о наличии в мире “неизвестных сил”, влияющих на жизнь племени и отдельного представителя.
Соотнесение с этими силами путем ихинтериоризации и экстериоризации.
Политеистические общества
Усиление экстериоризации
Представление о множестве божеств, никак не связанных с человеком, чуждых ему, с которыми невозможно отждествиться. С ними можно вступать во взаимоотношения, можно добиваться от них помощи и расположения (или отвести от себя их гнев и последующие бедствия), если предложить им что-то очень ценное.
Появляется идея жертвы, которая только тогда является жертвой, когда представляет ценность для жертвующего.
Появляется идея дуализма. Усиление интериоризации: установление взаимоотношений “неизвестными силами” посредством ритуального отождествления себя с ними (с духами предков, с тотемным животным, с “помощниками” и “покровителями” и т.д.). Взаимоотношения с “неизвестными силами” строятся естественным путем, как в семье, где старшие естественным образом заботятся и наставляют младших. От младших не требуется каких-то особенных действий (например, принесения ценной жертвы), доказывающих, что они заслуживают расположения и помощи старших. От них требуется естественное поведение — вежливое обращение за помощью, выказывание почтительности, проявление благодарности.
Монотеистическое общество Дальнейшее развитие экстериоризации — идея трансцентдентного бога (Абсолюта):
библейский апофеоз идеи о принесении в жертву самого ценного — своего сына. Только тот, кто проходит подобный тест на лояльность может рассчитывать на расположение свирепого и мстительного Иеговы.
Христианская идея о принесении в жертву самого себя.
Дальнейшее развитие интериориации — идея имманентного дао:
“Вот вещь, в хаосе возникающая прежде Неба и Земли родившаяся. Одиноко стоит она и и не изменяется. Повсюду действует и не знает усталости. Ее можно считать матерью всего сущего под небесами. Я не знаю ее имени, но я называю ее Дао” (Лао-Цзы ).
Идея о единстве всего сущего.
Идея о следовании пути как выборе правильной жизненной стратегии. Служение как совершение духовного подвига, подразумевающая принесение важной для человека жертвы (его имущества, части его человеческой природы, в отдельных случаях его жизни) и получение за это награды (в той жизни или в этой). Служение как естественное следование правильному пути. При этом отсутствует идея, что за каждое доброе дело ты получаешь запись в статье приход на твоем духовном счету. Лучше всего это выражено фразой, часто употребляющейся в русских народных сказаках: “делай что должно и будь что будет”. Современный социум Добровльческая деятельность, основанная на теории социального обмена. Выгода от принесения “жертвы” (добровольного труда на благо социума) легко формализуема: почетные грамоты, привлекательный имидж, дополнительные очки при поступлении, приеме на работу и т.д. Добровльческая деятельность как следствие проявление эмпатии. Отсутствие конкретной выгоды при совершении благого дела. Стратегическая цель — ощущение правильной жизненной линии, естественности, возможности быть самим собой.
2.2. Сравнительные характеристикисубстациональной ипроцессуальной моделей формирования мотивации к добровольческой деятельности
Опираясьна приведенные выше рассуждения, рассмотрим две модели формирования мотивации кдобровольчеству: субстациональную модель, ориентированную на действие (работу спроблемой и получение результата), и процессуальную, ориентированную насостояние…
Врамках субстациональной модели мотивирующая группа ставит перед человекомвполне определенную цель и демонстрирует шаблон поведения, приводящий к еедостижению. Обычно “правильность” предлагаемого шаблона поведенияобосновывается “авторитетным” мнением. “Авторитет” может быть реальным лицомили группой, символом, абстракцией (в предельном случае — это авторитетАбсолюта). Подкрепляющим фактором является обещание “вознаграждения” при соблюденииправильного паттерна поведения или предостережение о возможных неприятныхпоследствиях в случае отказа от его соблюдения. При частом и регулярномповторении, предлагаемый шаблон интегрируется в поведение, и человек начинаетдействовать в соответствии с ним.
Врамках процессуальной модели мотивирующая группа вовлекает человека в некийпроцесс, направленный на резонансное взаимодействие с окружающим(и) в какой-тообласти смыслов. В ходе этого резонансного взаимодействия человек получает опытглубоких переживаний (состояний). Дальнейшие действия человека обусловлены этимсостоянием, потребность в действии возникает в результате эмпатии. При этомсами действия не могут быть столь однозначно и жестко регламентированы ипрогнозируемы, как в субстациональной модели.
Хотямы сравниваем субстациональную и процессуальную модель формирования мотивации кдобровольчеству как некие полюса, на практике обычно используется нечтосреднее. Группа, практикующая субстациональную модель вовлечения в действие, втой или иной степени предлагает людям испытать некие состояния. И наоборот,человек из ощущения своей взаимосвязи, из точки единения с чем-то, получаетстоль сильный импульс к действию, что передает его всем окружающим, заражаетсвоим состоянием всех остальных. Однако, мы опять-таки говорим о том, на чеммотивирующая группа делает основной акцент — на проблеме и действии или насостоянии людей.
Дляудобства сравнения и анализа сведем в таблице особенности каждой из моделей вих чистом виде.
Табл.2
Сравнительныехарактеристики субстациональной и процессуальной моделей формирования мотивациик добровольческой деятельностиТип модели Субстациональная Процессуальная модель Цель мотивирующей группы Решение проблемы (изменение состояния предмета действия или формирование желаемого поведения) Изменение состояния объекта мотивации Стратегия мотивация Предложение “внутренних и внешних” вознаграждений. Предложение получить опыт глубоких “состояний” Психологическая основа Социальный обмен Эмпатия, расширенное состояние сознания Что передается объекту мотивации “Авторитетный” шаблон правильного поведения, позволяющего прийти к поставленной цели. Особая атмосфера, особая энергия среды, позволяющая прийти к нужному состоянию Каким образом передается Через стандартные каналы информации и рекламы, лозунги, призывы, массовые образовательные программы и т.д. Через участие в совместных и индивидуальных действиях (ритуалах), практиках, формирование субкультуры Действия объекта мотивации Жестко регламентированы и четко организованы инициатором Являются следствием состояния объекта мотивации, не могут быть заранее четко определены инициатором Выбор предмета действий Осуществляется мотивирующей группой Осуществляется объектом мотивации и может существенно отличаться от предложенного мотивирующей группой Требования к мотивирующей группе Должна уметь четко формулировать свою цель, уметь хорошо организовывать действия и разбираться в “системе вознаграждений” Должна ясно и глубоко осознавать свою миссию, быть достаточно гибкой и открытой для обсуждений, уметь заряжать своим “состоянием” Движущий мотив мотивирующей группы Получение “внутренних и внешних” вознаграждений, реализация определенных личных амбиций Личные ценности, понимание своей миссии, следование правильному пути
Табл.3
Пример,поясняющий стратегию мотивирующей группы при использовании субстациональной ипроцессуальной моделей.Субстациональная модель Процессуальная модель Цель Стратегия Цель Стратегия Добиться чистоты в окружающем город лесном массиве
Договориться с администрациями близлежащих учреждений (например, школ) об организации субботников, участники которых получат поощрение;
договориться с городской (или областной администрацией) о принятии организационно-административных мер, например, перекрытии вьездов в лес транспорту и наложении взысканий на нарушителей Сформировать у жителей города состояние любви к лесу, исходя из которого они естественным образом перестанут мусорить
Предложить целевой группе проводить регулярные мероприятия в лесу (например, праздники и ритуалы) предварительно очищая и убирая “ритуальное пространство”;
постепенно расширять целевую группу, привлекая к мероприятиям в лесу членов семей, друзей и знакомых представителей целевой группы
2.3. Результаты экспериментальной проверки субстациональнойи процессуальной психологических моделей мотивации к добровольческойдеятельности
Практическаяапробация субстациональной и процессуальной моделей формирования мотивации кдобровольческой деятельности была осуществлена нами в ряде пилотных проектов.Изначальная задача, которую мы ставили перед собой, сводилась к тому, чтобыадаптировать те модели и стратегии формирования мотивации к добровольческойдеятельности, которые успешно использовались западными общественными группами.Цель этой работы заключалась в формировании у населения ряда городовЕвропейской России, где проходила апробация моделей, мотивации кдобровольческой деятельности, направленной на развитие местных сообществ.
Нампредставлялось крайне важным способствовать созидательной активности людей, ихвключенности в жизнь, через которую формируется вера в собственные силы, всобственную значимость, чувство собственной идентичности, без чего человеклегко становится объектом манипуляций, легко впадает в иррациональную веру,принимая за истину мнение авторитета или большинства. Наиболее очевиднымспособом формирования рациональной, основанной на собственном опыте, веры всобственные силы и собственную значимость, представлялось приобщение людей кконкретным делам, направленным на благо их сообществ, дающим видимые, ощутимыерезультаты.
Первыйшаг в данном направлении был сделан в ходе проекта “Вовлечение граждан врешение проблем местного сообщества: разработка модели на примере городаКалуги”, в рамках которого в 1999 году была разработана и проведена 3-хмесячнаянеполитическая общественная кампания. Цель кампании заключалась в том, чтобынаселение ощутило сопричастность к изменению условий жизни в своем городе. В2000-м году аналогичные кампании были проведены в городах Обнинске и Клину. Основнойцелевой группой кампании во всех трех городах была выбрана молодежь [12].Основными исполнителями кампании были местные общественные группы, работающие смолодежью. Общественной кампании в каждом городе предшествовал социологическийопрос населения, проводившийся с целью выявления одной из наиболее острых, помнению населения, проблем сообщества, и степени готовности населения включитьсяв ее решение.
Общественныегруппы, прошедшие специальный отбор и обучение, должны были предложитьконкретный способ улучшения проблемной ситуации, убедить людей в действенностиэтого способа, в течение определенного срока реализовать с помощьюдобровольного участия населения предложенный способ, так чтобы люди моглипочувствовать значимость своего участия и его результаты. Основной фокусвнимания общественных групп был направлен на формирование у населения мотивациик добровольческой деятельности.
Социологическиеопросы населения, проводившиеся в завершении каждой из кампаний, показали, чтопри относительно высокой известности среди населения кампаний в целом, а такжеих отдельных акций, уровень реальной активности населения, определявшийся наосновании количественных показателей его участия в кампаниях, оказывался нижезапланированного при разработке кампаний.
Детальныйанализ кампаний, выявивший незначительные организационные просчеты в ходе ихпланирования и выполнения, показал, что все общественные группы, участвовавшиев проведении кампании и бывшие их ядром, использовали практически исключительносубстациональную модель формирования мотивации.
Очевиднымиплюсами субстациональной модели являются:
Технологичность.
Простотав отношении тех требований, которые предъявляются к мотивирующей группе — необходимым качествам формулирования цели, планирования и организации действийнесложно обучить почти любого человека, особенно если он уже является лидеромгруппы.
Очевидностьв критерии оценки. Действительно, изменение “состояния предмета действия”гораздо легче поддается измерению, нежели изменение “состояния объектамотивации”.
Субстациональнаямодель хорошо работает, если требуется быстро усовершенствовать какой-то объект(например, очистить или благоустроить территорию) или сформировать первичнуюмотивацию за счет системы внутренних и внешних вознаграждений. Ее использованиедля формирования устойчивой мотивациидает ощутимый результат в той культуре,где трансформация личности традиционно связана с правильным социальнымповедением, где выполнение внешних правил имеет принципиальное значение. Способпередачи авторитетного шаблона “правильного” поведения, предлагаемыйсубстациональной моделью, предполагает, что люди привыкли с почтениемотноситься к внешним установлениям, привыкли глубоко впитывать и осознавать теморальные принципы, на которых эти нормы основаны, а не просто копироватьпредлагаемый им шаблон, подражая тому, кто в данный момент является«авторитетом». Без подобной традиции, конечно, можно провести ПРкампании и сформировать поведенческую привычку, основанную на подражанииавторитету, но она будет крайне неустойчива и при появлении альтернативного“авторитетного” шаблона поведения с легкостью изменится. Если цельюмотивирующей группы было вовлечение людей в усовершенствование какого-тообъекта (например, чистоты территории), то ей придется уделять постоянноевнимание поддержанию состояния усовершенствованного объекта. В противномслучае, оно очень быстро возвратится к исходному, и все усилия пойдут впустую,поскольку в российском контексте отсутствует традиция достижения личностныхизменений через усовершенствование внешнего пространства или через социальныевзаимодействия.
Использованиекластерной модели сознания для понимания специфики российской культуры,позволяет сделать вывод, что само по себе вовлечение в действия на социальномпоприще, апелляции к соблюдению правильных социальных норм и хорошемуповедению, применяемые в субстациональной модели, не затрагивают “средусознания” [13].
Вроссийской же культуре именно изменение среды сознания под воздействиемвнутренних напряжений традиционно связано с личностными трансформациями.Субстациональная модель формирования мотивации к добровольческой деятельностине фокусируется на этих параметрах сознания. Поэтому результаты ее применениясильно отличаются на Западе и в России. И то, что хорошо работает в США,приводит к довольно незначительному эффекту на российской почве, с чем мы истолкнулись в ходе выполнения кампаний. В результате, невзирая на довольновысокий уровень информированности о кампании и даже наличие первичногоинтереса, применение субстациональной модели для формирования мотивации кдобровольческой деятельности продемонстрировало низкую эффективность по двумкритериям:
а).адекватности затраченных мотивирующей группой ресурсов
б).по продолженности действия, то есть сохранению результата на протяжении болееменее длительного срока.
Результатыприменения субстациональной модели формирования мотивации к добровольческойдеятельности в Калуге, Обнинске и Клину продемонстрировали ее возможности дляформирования первичной мотивации. Однако, мотивирующим группам не удалосьдобиться пролонгированной (участие в акциях на протяжении 3-х месяцев) иустойчивой мотивации (участие в деятельности группы после завершения кампании)новых добровольцев.
Вследующей серии пилотных проектов, проведенных в Москве, Архангельске,Новороссийске, Пензе, Петрозаводске, Самарской области, общественными группами,прошедшими специальный отбор и обучение, использовалась процессуальная модельформирования мотивации к добровольческой деятельности. Основная цельтрехмесячных проектов, которые выполнялись этими общественными группами,фактически была идентична той цели, которая стояла перед общественными группамив Калуге, Обнинске и Клину: формирование у населения мотивации кдобровольческой деятельности. Основной целевой группой по-прежнему быламолодежь.
Длятого, чтобы сформировать у общественных групп понимание процессуальной модели,были проведены три образовательные программы “Модели формирования устойчивыхсообществ” (июль 2001 г), “Организационные и психологические аспекты проведениямассовых акций” (декабрь 2001 года), “Маркетинговые и психологические основывовлечения людей в некоммерческие проекты” (июнь 2002 года).
Входе проведения обучения выявились следующие трудности, присущие для пониманияпроцессуальной модели:
процессуальнаямодель обращается к такими неуловимым и расплывчатым для понимания наментальном уровне понятиям как “состояние”, “атмосфера”. Будучи глубокоперсональным, опыт состояний трудно передать вербально.
Использованиепроцессуальной модели требует от мотивирующей группы специфического наборалидерских качеств. Причем это не профессиональные навыки организации ипланирования, полученные вследствие обучения, а результат собственнойинтенсивной духовной работы. Можно дать внешний импульс, к тому, чтобы человексо временем открыл в себе и самостоятельно развил подобные качества, но научитьим невозможно.
Использованиев образовательных программах техник измененных состояний сознания; ритуалов,воздействующих на архетипические области сознания; эмоциональных процессов,связанных с представлениями о собственной идентичности, позволило участникамполучить трансперсональный опыт (переживание глубоких “состояний сознания”). Ихотя изменение состояния мотивируемого объекта, которое является цельюмотивирующей группы, использующей процессуальную модель, довольно трудноизмерить, определенные выводы можно сделать, воспользовавшись качественнымиметодами — фокус-группами или глубинными интервью. Такое исследование былопроведено автором и его результаты будут представлены ниже.
Длятого, чтобы опыт переживания глубоких “состояний сознания” не осталсявнутренним и непроявленным, он должен быть спроецирован на плоскость социальнойреальности.
Особенностьупомянутых выше образовательных программы заключалась в том, что она:
а).интегрировала тренинг личностного развития с тренингом профессиональным,развивающим умение убеждать, структурировать идеи, вычленять главное; строитьработу в команде и т.д.
б).через активизацию трансперсональных областей сознания давала участникамглубокий экзистенциальный опыт и побуждала их вывести переживание “состояния”на уровень осознания. Создавала связь, своего роста “мосты”, между глубокимличностным переживанием и пониманием ценностей, обуславливающих деятельность насоциальном поле.
в).исходя из этого осознания, побуждала воплотить полученный персональный опыт впрактические действия на социальном поле.
Обычнопрограммы личностного развития, в фокусе которых стоят задачи самоисследованияи самопознания, дают участникам переживание глубокого экзистенциального опыта.Однако, осознание этого опыта и то, как он скажется на жизни или напрофессиональной деятельности участников в дальнейшем, выходит за рамки этихпрограмм. Образовательные программы, направленные на повышение профессиональногоуровня участников (тренинги по организационному развитию, стратегическомупланированию, социальному маркетингу, фандрайзингу, ПР, менеджменту, защитеправ и т.д.) передают участникам определенную сумму знаний, навыков и умений,которые должны сказаться на их профессиональной деятельности. Они содержатминимум личностных интервенций и не требуют от участников изменения уровняосознанности по отношению к работе как части жизни и осмысленияэкзистенциальных ценностей.
Нопоскольку, для лидеров некоммерческих организаций ясное и глубокое осознаваниесвоей миссии, ценностей и смысла деятельности является не менее важным, чемпрофессиональное мастерство, наши программы объединяли тренинг личностногоразвития с тренингом повышения профессиональных знаний и навыков. Еще однаважная особенность наших программ заключалась в том, что после их прохождениявыпускникам предоставлялась возможность реализовать новый подходнепосредственно в своей работе.
Практическаяапробация процессуальной модели формирования мотивации к добровольческойдеятельности осуществлялась на базе трехмесячных проектов 10 общественныхгрупп, состоявших из выпускников наших программ.
Четырегруппы в Пензе, Архангельске, Новороссийске и Москве осуществляли трехмесячныепроекты, разработанные по единому сценарию, и в них наиболее четко представленаразработанная схема применения процессуальной модели формирования мотивации кдобровольческой деятельности.
Табл.4
Схемаприменения процессуальной модели в 4-х однотипных трехмесячных проектах, осуществленныхв Пензе, Архангельске, Новороссийске и МосквеЗадача Метод, использовавшийся мотивирующей группой Процессы в сознании с позиции КМС Результат Формирование первичной мотивации Проведение 1 мая массового праздника, имеющего общую ценностную ориентацию (“День солидарности с собой”), но не имеющего национального, идеологического или религиозного смысла. Активизация содержания архетипических слоев за счет обращения к устойчивой традиции, резонансная подстройка к коллективной энергии. Участие в разовом мероприятии группы — 3800 человек Формирование пролонгированной мотивация Проведение совместных ритуалов, разработка и использование символики, связанной с групповой идентичностью; создание атмосферы — индукция состояния Подстройка поверхностных и подповерхностных кластеров к глубинным за счет резонансной внешней энергии, образуемой группой Участие в деятельности группы на протяжении хода проекта — 455 человек Устойчивая мотивация Проведение добровольческих акций экологического характера Резонансное взаимодействие с природными источниками энергии и с групповой энергией Участие в деятельности группы после окончания проекта — 144 человека
Группам,применившим процессуальную модель, удалось добиться пролонгированной мотивации(ок. 12% от имевших первичную мотивацию) и устойчивой мотивации (ок. 31,6% отимевших пролонгированную мотивацию). Мы считаем, что эти показатели могут бытьувеличены, если мотивирующая группа сможет создать поддерживающую микросреду,для того, чтобы личностные изменения, произошедшие в человеке в результатеопыта “состояний”, не исчезли под воздействием нерезонансной внешней энергии.
Список литературы
Р.Дюкарев,К.Фокс, О.Холмз, К.Эбнер. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций.М, Центр развития образования, 1998.
Д.Шульц,С.Шульц. История современной психологии. Евразия, С.-Петербург, 2002.
ДжеймсДж. Фрезер “Золотая ветвь”, М., 1986 стр. 121-134.
Д.Мэйерс.“Социальная психология”, С. – Петербург, 1999 стр. 588-594
А.Уотс. “Путь дзэн”. София, Киев, 1993.
А.Уотс. “Дао путь дзэн”.
А.Н.Афанасьев.“Древо жизни”. М, 1982.
МирчаЭлиаде. История веры и религиозных идей. Том II. М., 2002.
Э.Б.Тэйлор. “Миф и обряд в первобытной культуре”. Смоленск., “Русич”, 2000.
Личность,культура, этнос: современная психологическая антропология под ред. А.А.Белика.М., 2001.
О.Диксон,И.Ядне. “Шаманские прктики в кланах ворона и малого лебедя”, М. 1997.
Ю.Н.Качалова “Вовлечение граждан в решение местных проблем: описание модели,апробированной в городе Калуге”, М., 2000.
М.А. Щербаков. 7 Путешествий в структуру сознания. М. 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.