2
Содержание
1. Объект и предмет экономической социологии
2. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни
3. Уровни развития экономической социологии
1. Объект и предмет экономической социологии
Социология (от лат. Societas - общество и греч. Logos - слово) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Первая проблема, которую следует затронуть, относится к соотношению общей социологии и социологии экономической. В свое время один из крупнейших социологов 20 века П.А. Сорокин (1889-1968) достаточно резко выступал против отраслевого деления социологии, полагая, что социология - это единое, интегральное знание о социальном, а каких-либо иных социологий быть не может.
В то же время многие современные исследователи справедливо считают, что социология - многоуровневое, сложно структурированное знание, в котором можно выделить как общие теоретические построения, раскрывающие развитие общества в целом, так и отдельные, частные концепции, затрагивающие многие проблемы конкретных подотраслей общества. Более того, в социологии можно выделить так называемые теории среднего уровня, которые служат инструментом конкретизации теоретических конструкций, применяемых в социальных институтах и при изучении специализированных социальных процессов. Кроме того, как известно, общая социология развивается и на эмпирическом уровне, позволяющем фиксировать социальные факты.
Тем самым достигается возможность более глубокого постижения сугубо социальных аспектов во всех их проявлениях, а это такие, например, феномены как право, мораль, политика, а значит, и экономика, экономические взаимодействия и отношения, словом, все, что происходит в одной из важнейших сфер социальной жизни в целом. Вот почему многие исследователи выделяют такую отрасль общего социологического знания как экономическая социология.
Прежде всего, необходимо определиться с объектом экономической социологии в его соотнесении с объектом общей социологии.
Большинство исследователей социологии полагают, что объектом социологии является общество. В этом социология близка социальной философии, которая также в качестве объекта познавательной активности выделяет общество.
Общество в социологии не выглядит неким монолитом, а напротив, предстает как достаточно сложный объект, имеющий много уровней и аспектов познания. Если, например, социальная философия сосредоточивает внимание на таком моменте изучения общества, как его качественное отличие от природы, то социологию интересуют другие аспекты, а именно, из каких элементов состоит общество, как оно функционирует, сохраняя целостность даже при постоянных изменениях, которые в нем происходят.
Немало разных подходов существует и в выявлении объекта экономической социологии. Как полагают, например, известные специалисты в этой области академик Т.И. Заславская и профессор Р.В. Рывкина, в качестве такового выступает взаимодействие двух подсистем общества: социальной и экономической. Естественно, что сами по себе эти взаимодействия менялись с течением времени в разных проявлениях социального, т.е. в разных сегментах общества. Кроме того, соотношение социальной подсистемы и подсистемы экономической не всегда остается на одном уровне. Объект экономической социологии достаточно сложен. Это не просто взаимодействия, связи и отношения в одной из подсистем общества, а взаимодействие самих подсистем.
Примечательно, что наиболее хорошо исследована одна сторона взаимодействия, то есть воздействие экономической подсистемы на социальную, и это естественно. Давно замечено, что чем лучше положение в экономической подсистеме, т.е. чем больше экономический рост, полнее и эффективнее используются все факторы производства, тем больше у общества должно быть и есть возможностей для удовлетворения материальных потребностей человека, социальных групп. Иными словами, чем лучше положение дел в народном хозяйстве, тем больше возможностей инвестировать в человека (образование, здравоохранение), в строительство доступного по ценам жилья, в развитие индустрии отдыха, развлечений, для поддержки кино, телевидения, других видов искусства и т.п.
Значительно хуже исследована обратная связь, а именно, как социальная подсистема, все, что в ней происходит, влияет на экономическую подсистему. Только с развитием экономической социологии стало возможным полнее исследовать, как качество человека-работника, человека-управленца, историческая и социальная память общества, больших социальных групп, то, что называется национальным характером или ментальностью, воздействует на все происходящее в экономической сфере на уровне ее развития, способности решать перспективные задачи функционирования социума. Кроме того, установки, навыки, мотивы человека играют огромную роль в развитии народного хозяйства, в частности, в обеспечении качества производства товаров и услуг.
Теперь несколько замечаний о содержании самих подсистем, т.е. об экономической и социальной сферах жизни общества и условиях, факторах их взаимодействия.
Экономическая подсистема общества определяется обычно как такая целостная система, которая выполняет функции производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности всего социума.
Эта подсистема, будучи сама сложной системой, образуют, в свою очередь, множество подсистем меньшей сложности. При этом основания выделения подсистем более низкого уровня различны.
Во-первых, выделяют первичный, вторичный и третичный секторы экономики. К первичному принято относить промышленность, к вторичному - сельское хозяйство, а к третичному - сервис, понимаемый в широком смысле. В данном смысле к сервису, т.е. подсистеме обслуживания, относится и строительство, и связь и транспорт. Это то, что обычно называют производственной инфраструктурой. Но во вторичный сектор экономики естественно включено и собственно оказание разнообразных услуг: обслуживание и наладка сложной техники, ремонт производственного оборудования, информационное и коммуникационное обеспечение функционирования всех элементов и т.п.
Во-вторых, деление экономической подсистемы может проходить и по основанию ее легальности или, напротив, нелегальности, закрытости экономики. По такому основанию обычно выделяют легальную («белую») экономику, полулегальную («теневую») экономику и нелегальную (или по-другому, открыто криминальную) экономику. Легальная - это та, данные о которой фиксируются в официальной экономической статистике. Соответственно полулегальная, «теневая» экономика - это та, данные о которой не попадают в официальную статистику, не обсчитываются ею. Это не обязательно что-то откровенно преступное. Например, если преподаватель вуза или школы занимается репетиторством, получая при этом деньги от учеников и не платя при этом налоги, то это тоже относится к теневой деятельности. То же самое можно сказать о тех, кто сдает в поднаем жилье, также не платя соответствующие налоги. По некоторым оценкам в середине-конце 90-х годов в России до 60% от числа всех занятых в народном хозяйстве получали теневые деньги. Что касается криминальной экономики, то все здесь все просто: это такая деятельность, которая не только прямо или косвенно нарушает какие-либо права, нормы, но и открыто противоречит закону. Это производство и распространение наркотиков, продажа оружия, отравляющих веществ, это контрабанда, распространение порнографии, эксплуатация проституток и т.п.
Экономическая социология как частная отрасль социологического знания рассматривает взаимодействие указанных подсистем общества как достаточно сложное, осуществляемое тремя путями.
Во-первых, взаимодействие экономической и социальной подсистем общества рассматривается как функциональное. Воспроизводство, а тем более расширенное воспроизводство общества, то есть появление все большего числа людей зависит не только от того, как выполняет свои функции экономика, но и от того, как реализует свои функции социальная подсистема. Экономика должна делать все необходимое для успешной жизни все большого числа молодых семей, а социальная подсистема обязана формировать вполне определенные качества у молодых людей. Это и любовь к детям, соблюдение верности, наличие чувства долга. В таком взаимодействии не все так просто. Если бы, например, все зависело только от экономической подсистемы общества, то самыми населенными странами давно были бы страны Европы. Ведь именно в них формируется наиболее развитая экономика. Но как мы знаем, эти страны относятся к стареющим, детей там рождается все меньше.
Во-вторых, взаимодействие экономической и социальной подсистем реализуется через частичное переплетение социальных институтов. Например, такой важный социальный институт, как институт кредитной системы, состоит из связей индивидов, занимающих не одинаковое положение. А это означает, что действие данного института насыщено не только сугубо экономическими связями людей, но и связями социальными. Получается, что действие института кредитной системы связано с социальной структурой общества, наличием в нем достаточно емкого среднего класса.
В-третьих, указанное взаимодействие осуществляется и через связь социальных организаций, которые входят в подсистемы. К примеру, любая социальная организация образования (школа, высшее учебное заведение, колледж) не может действовать, не используя средств связи, топливо, электроэнергию и т.п., т.е. так или иначе вынуждена включаться в разнообразные связи с экономическими социальными организациями.
Итак, объектом экономической социологии выступает взаимодействие социальной и экономической подсистем общества.
Теперь о предмете экономической социологии. Известно, что предмет любой отрасли знания - это какой - либо аспект, грань изучаемого объекта. Объект различных наук может совпадать. К примеру, множество отраслей знания изучают человека, но у каждой при этом есть свой, отграниченный предмет, т.е. подход, грань, взгляд на изучаемый объект. Медицина, психология, антропология и т.д., изучая человека, т.е. имея общий объект изучения, рассматривают его по-своему, имеют свой, относительно отграниченный и самостоятельный предмет изучения.
Предметом экономической социологии являются конкретные социальные механизмы взаимодействия указанных подсистем социальной жизни. Обычно выделяют следующие основные характеристики социальных механизмов.
Во-первых, механизм рассматривается как способ регулирования социальных процессов. Например, в последнее время особое значение в нашей стране приобрел социальный механизм регулирования миграции населения. С одной стоны, он должен быть направлен на то, чтобы наилучшим образом обеспечить экономическую подсистему в кадрах определенной квалификации, причем в определенных регионах, в противном случае богатые месторождения разнообразных полезных ископаемых, которые находятся в Сибире, на Дальнем Востоке, так и останутся частью недр, не будут введены в хозяйственный оборот. С другой стороны, с учетом разрушения СССР социальный механизм миграции должен обеспечить адаптацию многих из тех, кто вынужденно оставил обжитые места. Социальная подсистема в этих условиях должна иметь возможность воспринять возможность определенное количество индивидов, прибывающих на место жительство в тот или иной регион. Указанное обстоятельство весьма актуально и для Калининградской области. Известно, к примеру, что из почти 1 млн ее населения около 120 тыс составляют переселенцы, въехавшие в регион только после 1991 года. В настоящее время на основе специального закона начинает реализовываться специальная программа, которая призвана стимулировать переселение в Россию бывших граждан СССР. Естественно, реализация такой программы требует не только пропагандистских усилий, но и вполне очевидных материальных затрат.
Можно привести и другой пример. Известно, что в настоящее время начала осуществляться специальная программа, призванная стимулировать увеличение деторождения. Для этого принято решение о выплате так называемого материнского капитала, для молодых семей предусмотрено также льготное кредитование приобретения жилья.
Во-вторых, социальный механизм имеет свой весьма специфичный субъект. В каждом социальном объекте, будь то учебная группа, персонал фирмы, воинское подразделение и т.п., главным действующим лицом, носителем социального качества выступают индивиды. Своеобразным субъектом социального механизма всегда выступают вполне определенные социальные группы. Речь идет, прежде всего, о тех, кто принимает и вырабатывает определенные решения, жизненно важные для групп, общества в целом, либо напротив, стремятся отодвинуть эти решения, а порой принимает и такие законы, нормы, которые только усугубляют саму проблему, делают ее трудноразрешимой. В рамках каждого социального механизма эти группы выделяются на основе специфики обмена какой-либо деятельностью или материальными благами.
В-третьих, следует иметь в виду, что социальные механизмы инерционны. Они базируются на исторически сформировавшихся структурах, которые получили название социальные институту. Социальные институты участвуют в функционировании всех социальных механизмов. Это дает основание говорить о том, что социальный механизм охватывает несколько социальных институтов. Так например, механизм распределения зависит от политического строя, правовой подсистемы, моральных принципов, по которым живет общество. Что же касается специфичных социальных институтов, которые и делают социальные механизмы инерционными, то можно привести пример с социальным институтом пожизненного найма, который существует в Японии. Казалось бы, такая развитая страна, давно развивающаяся по постиндустриальному сценарию, могла бы обойтись без указанного института, свойственного еще средневековью, но именно инерция делает невозможным отказ от пожизненного найма.
В-четвертых, социальные механизмы включают в себя не только материальные, но и духовные феномены. В частности, к духовным феноменам социального механизма принято относить уровень экономического сознания, степень его зрелости. Действительно, развитое экономическое сознание, понимаемое большинством общества законов функционирования, скажем, рыночных механизмов хозяйствования, глубоко влияют на процессы, происходящие в народном хозяйстве, позволяют решать все более сложные задачи в постиндустриальных условиях. И напротив, если сознание находится в плену устаревших социальных стереотипов, о чем еще будет говориться в дальнейшем, то и сугубо хозяйственные проблемы будут решаться с трудом, постоянно конфликтуя со сложившимися и неизжитыми установками людей.
В-пятых, социальные механизмы содержат как управляемые, так и неуправляемые элементы. К управляемым элементам принято относить сложившиеся в данный момент материальные условия труда, т.е. орудия труда и производства, технологии, средства связи, коммуникации, получения, передачи и обработки информации. К неуправляемым можно отнести, например, традиции, обычаи, которые сложились в данном обществе к данному времени. Этот элемент выглядит инерционным, поскольку не сразу поддается изменению в желаемом направлении.
2. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни
Вторая проблема, которую необходимо рассмотреть при анализе предмета экономической социологии, касается социологического понимания различных моментов экономической сферы социальной жизни, а значит, прежде всего, экономического поведения, экономического сознания.
Экономическая сфера, или экономическая подсистема общества, с точки зрения социологии, - это подсистема общественной жизни, которая функционально предназначена для производства, распределения и обмена материальными благами. Т. Парсонс (1902-1979), к примеру, рассматривал экономическую подсистему как главный адапционный механизм общества в целом. Действительно, по большому счету обществу, основным его группам, категориям нет дела до цен на нефть, на то, есть или нет в данном году урожай основных сельскохозяйственных культур. Ведь пенсии пенсионерам, зарплата работникам бюджетной сферы, стипендии студентам, денежное довольствие военным должны стабильно выплачиваться в любом случае, причем в размерах, которые обеспечивали бы более или менее достойные условия жизни. И именно в экономической подсистеме должны приниматься меры, которые обеспечивают устойчивое, стабильное развитие общества в целом.
Что касается экономического поведения, то это такие поведенческие акты индивидов, малых и больших социальных групп, иных общностей, которые связаны с процессами, происходящими в экономической подсистеме общества.
Можно констатировать, что экономическое поведение связано, во-первых, с приобретением навыков, методов создания материальных благ, их распределения и обмена. Во-вторых, экономическое поведение индивидов, групп непосредственно встроено в сферу производства, во все его процессы. Именно здесь разворачивается основная деятельностная активность человека. В-третьих, это поведение отражается, выражается в процессе распределения материальных благ, а значит, и в их потреблении.
Экономическое поведение - довольно сложно структурированное образование. К примеру, процессы, которые происходят на макроэкономическом уровне, непосредственно, сразу не затрагивают интересы, потребности индивида, группы, общности. Но в то же время определенное экономическое поведение даже незначительных групп может стимулировать инфляцию, вызывать негативные следствия на рынке валюты. В данном случае получается, что малое воздействие может вызвать макроэкономические следствия.
3. Уровни развития экономической социологии
Еще одна проблема уточнения предметного поля экономической социологии связана со структурой самого социологического знания, с выделением, в частности, в экономической социологии различных уровней постижения происходящих процессов.
Первый уровень. Теоретическая экономическая социология. Задачи, которые решаются на этом уровне, сводятся к следующим:
· Разработка общесоциологических концепций, теорий, основополагающих взглядов, идей, раскрывающих положение в экономической подсистеме общества в целом;
· Взаимодействие с другими отраслями социологии, другими сферами познания, близкими к социологическому анализу экономического поведения и сознания. Прежде всего, речь идет об экономической теории, политической социологии, социологии права и т.п.
· Разработка общей методологии, а также конкретных методов, приемов социологического анализа экономической подсистемы общества
· Выработка категориального аппарата, позволяющего социологическими приемами и методами анализировать ситуацию в экономической подсистеме общества. Это могут быть, к примеру, такие категории, как «экономическое сознание», «социальный механизм экономической подсистемы общества» и т.п. При этом экономическая социология использует как понятия и категории, которые выработаны общей социологией, так и разрабатываемые именно в этой частной социологической теории.
Второй уровень. Социологические теории среднего радиуса действия, как их назвал в конце 40-х годов 20 века Р. Мертон (1910-2003). Мертон определил средний уровень социологии как средство конкретизации социологического знания применительно к социальным институтам и социальным процессам.
На этом уровне, например, осуществляется социологический анализ процессов, которые происходят в конкретных экономических институтах. Так, можно говорить, к примеру, об индустриальной социологии; социологии предпринимательства; социологии финансово-кредитной подсистемы экономики и т.п. Это, как видно, и не общие социологические построения, касающиеся масштабных теорий экономической сферы общества, и в то же время это и не эмпирические исследования, не конкретные замеры экономического сознания.
Третий уровень экономической социологии. Эмпирическая экономическая социология. В задачу этого уровня входит мониторинг экономического сознания и поведения, постоянное определение, выявление степени зрелости массового сознания, отслеживание процессов, которые происходят в поведенческой сфере в экономической подсистеме общества.
Список используемой литературы
1. Кривошеев В.В. Основы социологии: Учебное пособие.- Изд. 2-е, перераб. и доп. - Калининград: БИЭФ, 2007 г.
2. Верхович В.И., Зубков В.И. социология. М., 2002
3. Экономическая социология (электронный журнал), сайт: http:// www.ecsoc.msses.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |