Реферат по предмету "Разное"


1. Древнерусское государство, его образование, основные этапы и сущность этого процесса

1. Древнерусское государство, его образование, основные этапы и сущность этого процесса. Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет». В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. На приглашение откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде. Дружинник Рюрика, Аскольд и Дир, отправившись на юг, захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новгородский князь Олег убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью Киев и Новгород. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в 18 в. «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в 9—10 в. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Еще в 18 в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа: 1 (вторая половина 9—10) — объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации; 2 (конец 10 – 11) расцвет Киевской Руси; 3 (конец 11 — первая половина 12) — начало распада Киевской Руси, феодальная раздробленность. Выделяются два основных класса — крестьяне и феодалы. Класс феодалов составляла военно-княжеская знать с великим князем во главе, бояре, старшие дружинники. Князь Олег правил 30 лет, не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью славян, кривичей, древлян, радимичей, северян, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя. Во внешней политике в первой половине Х в. Русь ставила несколько целей: объединение всех племен восточных славян; обеспечение купцам безопасности в торговле с Балканами и Востоком; овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом. После смерти Олега его дело продолжил Игорь. После смерти Олега от Киева отделился племенной союз древлян. Князь Игорь силой вновь присоединил непокорных к Киеву и обложил их большой данью. В 941 г. Игорь совершил поход на Византию, окончившийся неудачно. В 944 г. он снова пошел на Византию, и ему удалось заставить византийцев подписать договор. Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля отменялась. Была достигнута также договоренность о совместной борьбе против хазар. В 945 г. древлянский князь Мал, поднял восстание против Игоря, во время которого он был убит. В Киеве осталась жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Она отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их столицу Искоростень. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги — Святослав. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли осетин и черкесов на Северном Кавказе. Таким образом, в 964—967 гг. Святослав захватил огромную территорию — от Оки до Северного Кавказа. Итак, в первой половине IX в. в землях восточных славян возникло государство, получившее название «Русь». По имени его столицы — Киева ученые стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло.^ 2. Значение христианизации в социальной, политической, культурной и общественной жизни Руси. В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был, отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего государства. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе, в Крыму. Причины, которые обусловили принятие Русью христианства: язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы; язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, обещая бедным лучшую жизнь в ином мире. Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. В Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для Руси огромное значение: церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва); принятие христианства уравняло Киевскую Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними странами; церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения; принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, при монастырях открывались школы, библиотеки; христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев. Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов.^ 3. Распад Киевской Руси. Новые феодальные центры. Общее и особенное в их истории. С 30-х годов 12 в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу удавалось на время затормозить процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: князья боролись за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества; натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов; развитие боярского землевладения, вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр; рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров; в 12 в. торговые пути стали обходить Киев, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение. Итак, в середине 12 в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале 13 в. их количество увеличилось до 50. Наиболее крупными были княжества: Галицко-Волынское; Владимиро-Суздальское; Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество возникло на территории Галицких и Волынских земель и было крупнейшим на юге Руси. Здесь возникли крупные боярские вотчины. Благоприятный климат, природные почвы, степные пространства создавали условия для пашенного земледелия и скотоводства. Развитие ремесел способствовало возникновению городов. Среди них — Перемышль, Луцк, Берестье. Через Галицкую и Волынскую земли проходили водные и сухопутные торговые пути. Здесь правили потомки Ростислава и Мономаха. В 1153 г. Галицким князем стал воинственный Ярослав Осмомысл. При нем Галицкое княжество достигло своего расцвета, славилось богатством. В последние годы правления между Ярославом и боярством часто возникали конфликты. Его сын Владимир тоже боролся с боярскими кланами и с князем Романом Мстиславичем, который пытался захватить Галич. В 1199 г. ему это удалось, и Романом Волынским было образовано Галицко-Волынское княжество. Роман подавлял боярский сепаратизм. После смерти Романа Галицко-Волынское княжество распалось. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, венгры захватили Галицкое княжество и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба против захватчиков. Она позволила сыну Романа Даниилу укрепиться на Волыни, в 1238 г. взять Галич и вновь объединить Юго-Западную Русь в единое княжество, которое в 1240 г. включало и территорию Киевского княжества. Но экономический и культурный подъем был прерван нашествием Батыя. После разгрома монголо-татарами Галиции и Волыни эти земли были захвачены Литвой и Польшей. Во Владимиро-Суздальской земле плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие. В 1147 г. союзники встретились в Москве, где дан был пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы. В 1157 г. Юрий умер в Киеве и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия — Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. В 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод Большое Гнездо. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в 14 в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель. Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Новгородская земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским. Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Географическое положение Новгорода было исключительно благоприятным для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем. Здесь сложился особый политический строй — феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече — народное собрание. Оно собирало на площади около торга самых знатных людей города — бояр, (400 человек) — столько в Новгороде было боярских усадеб. На нем часто присутствовали и феодально-зависимые люди. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов, возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ, который еще и ведал казной и внешними сношениями. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха — Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Итак, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII—XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.^ 4. Древнерусская культура 9-13 веков. Основные тенденции и этапы ее развития. Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Огромное влияние на культуру в целом оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. Появлялись книги, но стоили они дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», которая была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». В 1049 г. митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати» — знаменитое произведение, которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов церкви. Наибольшую известность получило «Поучение детям» Владимира Мономаха, главная цель которого — необходимость борьбы с княжескими междоусобицами. Зодчество. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы). В XII в. Также строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Дошли до нас новгородские иконы: «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (все 12 в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда». Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатеи, бояре. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. Русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.^ 5. Русские земли и Золотая орда. Полемика по этому вопросу в исторической литературе. 31 мая 1223 г. состоялась первая встреча русичей с монголо-татарами у реки Калки. Не все русские земли выставили свои войска. Откликнулись лишь южные князья. Не было ни смоленского, ни полоцкого, ни рязанского князей, ни новгородских войск. Русские князья потерпели сокрушительное поражение. Оно объяснялось следующими причинами: у русских не было согласия и единства; отсутствовало единое командование; сильнейший удар монгольской конницы обратил в паническое бегство половецкие отряды, своим беспорядочным отступлением они расстроили ряды русских воинов; наметившийся в начале битвы успех галицко-волынских дружин Мстислава Удалого и Даниила Волынского не был поддержан другими князьями. Более того, киевский князь Мстислав Романович, укрепившийся со своим самым сильным полком на холме, два дня наблюдал за разгромом русских дружин. На третий день он добровольно сдался, поверив лживым обещаниям монголов отпустить его и других князей в Киев. В 1227 г умер Чингисхан. Еще при жизни он разделил между сыновьями все завоеванные земли на 4 улуса. Во главе Западного встал его сын Джучи. Чингисхан завещал монголам покорить всю землю вплоть до «моря франков». В 1235 году на курултае в Каракоруме было решено начать новый поход на Европу, и во главе армии был поставлен внук Чингисхана — хан Батый. В 1236 г. орды Батыя разгромили Волжскую Булгарию. В декабре 1237 г. огромное войско вступило в пределы Рязанского княжества. После пяти дней осады Рязань была взята, а жители перебиты. Ни один из русских князей не прислал дружину на помощь рязанскому князю. Затем монголо-татары уничтожили и разорили города Северо-Восточной Руси — Москву, Коломну, Владимир. В течение февраля 1238 г. были взяты 14 городов, и среди них Ярославль, Тверь. В марте 1238 г. полчища Батыя у реки Сить разгромили рать владимирского князя Юрия, сам князь погиб, вся Ростово-Суздальская земля была разорена. Захватив Торжок, монголы пошли на Новгород, но, не дойдя до него 100 верст, повернули на юг. Осенью 1240 г. монголо-татары начали нашествие на Южную Русь и Восточную Европу. Батый опять собрал под свое начало «принцев крови». Они захватили Переславль, Чернигов, пал Киев. Южнорусские земли подверглись страшному разорению. Уцелели только псковские, минские, смоленские и новгородские земли. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья — Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату. Единство Орды держалось на системе жестокого террора. Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени развития монголы не могли навязать жителям русских земель свой язык и культуру. Но Русь на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских ханов. Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком. Экономическая зависимость состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань ежегодно. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Неплательщиков брали в рабство. В 1257 г. баскаки-переписчики появились в Новгороде, но местные жители отказались от переписи, начались восстания. В Новгород приехал князь Александр Невский и ордынские послы. Видя соотношение сил Руси и Орды, и боясь прихода карательного войска, Александр силой принудил новгородцев впустить в город татарских переписчиков. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, всей Северо-Восточной Руси. Все это привело к тому, что монголо-татары перестали ездить по Руси и передали сбор дани русским князьям. В 1263 г. умер Александр Невский, и между князьями начались усобицы за владимирский престол. Русские князья прибегают к помощи ордынцев, которые разоряют русские города. Погибло большинство русских князей и дружинников-бояр, тысячи крестьян и горожан. Многие ремесленники были угнаны в рабство, секреты и приемы мастерства утеряны, исчезли целые ремесла. Разорены города и села. Ордынские властители не содействовали централизации Руси. В их интересах было разжигание вражды между князьями и недопущение их единства. Существует несколько точек зрение на то, как повлияла Золотая орда на развитие Руси: 1. влияние очень значительное, и в большинстве своем позитивное; 2. влияние крайне незначительное (Соловьев); 3. влияние ига заметное, крайне отрицательное.6. Причины, предпосылки и следствия закрепощения крестьян в России. Процесс закрепощения крестьян в Русском государстве начиная с XV в.: По «Судебнику» Ивана III (1497) крестьяне могли переходить от одного феодала к другому за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьев день), при условии уплаты «пожилого». По «Судебнику» Ивана Грозного (1550), крестьяне могли переходить только в один Юрьев день, размер «пожилого» увеличивался вдвое. В 1581 г. был объявлен первый «заповедный год», когда крестьянам запрещалось переходить к другому хозяину. 1592 г. — составление писцовых книг, куда заносились имена крестьян, горожан, владельцев домов. В 1597 г. были введены «урочные лета», по которым помещик имел право разыскивать и возвращать беглых крестьян в течение 5 лет; 1637 г. — 9-летний срок сыска; 1641 г. — 10-летний срок; 1646 г. — перепись всех крестьян. В 1649 г. Земский собор принял новый свод законов — Соборное уложение. В 11-й главе уложения были отменены «урочные лета» и установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков; имущество крестьянина признавалось собственностью помещика и могло быть продано за его долги. Помещик сам наказывал крестьян (кроме государственных преступлений) — крестьянин становился юридически бесправным, его можно было продать, обменять. Укрывательство беглых крестьян наказывалось кнутом, тюрьмой, за убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей. Дворяне могли передавать поместье по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец. Найденные беглые крестьяне принудительно возвращались тем феодалам, от которых они бежали. Во второй половине 17 в. происходит постепенный переход от натурального оброка к денежному оброку и барщине. Таким образом, в середине 17 в. происходит юридическое оформление крепостного права. Крестьяне были подразделены на две большие категории: крепостные и государственные, зависимые от государства. В конце 17 в. 56% крестьян были крепостными, 21 — государственными, 16 — принадлежали церкви, 7% — царскому двору. В это же время постепенно стираются грани между вотчиной и поместьем, между дворянами и боярами. Дворянство усиливается политически и экономически.^ 7. Образование единого Российского государства (15-16 в.). Альтернативы в объединительном процессе. В конце 13 — начале 14 в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей: монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в 13 в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства, без объединения победить было невозможно; развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе; единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей; процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев. Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства: 1 (конец 13-14) хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы; 2 (конец 14-середина 15) дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями; 3 (вторая половина 15 начало 16) образование единого государства. Монголо-татарское иго сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения стала Северо-Восточная Русь. Российское единое государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был по сути своей процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси сложилось самодержавно-крепостническое государство. После смерти Василия II (1462) великим князем становится его сын Иван III (1462—1505). Именно в годы его правления завершился процесс объединения русских земель. При Иване III Новгород окончательно был включен в состав Московского княжества. Иван III организовал хорошо спланированный поход на Новгород. Главное сражение произошло на реке Шелонь. И хотя новгородцы имели огромное превосходство в силах, они потерпели сокрушительное поражение. Самостоятельность Новгородской республики была сильно подорвана. В 1477 г. Иван III предпринял второй поход против Новгорода. В декабре город был блокирован со всех сторон. Переговоры длились целый месяц и закончились капитуляцией Новгорода. В начале января 1478 г. было отменено новгородское вече. Иван III приказал снять и отправить в Москву вечевой колокол. Новгородская республика перестала существовать и вошла в состав Московского княжества. В 1485 г. Иван III совершил поход на Тверь, князь Михаил Тверской бежал в Литву. Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси завершилось в пользу Москвы. Князем в Твери стал сын Ивана III — Иван Иванович. Московское княжество превратилось в общерусское. С 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». При Василии III (1505—1533) присоединены Ростов, Ярославль, Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Объединение русских земель в основном завершилось. Сложилась территория единого Русского государства — самого крупного в Европе. С конца 15 в. оно стало называться Россией. Гербом государства стал двуглавый орел. В этот период оформляются органы государственного управления. Во главе государства стоял великий князь, которому подчинялась княжеско-боярская власть. При нем существует постоянно действующий совет — Боярская дума. В этот совещательный орган великим князем назначаются члены на основе местничества. В конце 15-начале 16 в. создаются приказы — специальные учреждения для управления военными, судебными и финансовыми делами. Самым значительным новшеством Ивана III стала судебная реформа, обнародованная в 1497 г. в виде специального законодательного сборника — Судебника. Судебник Ивана III запретил взятки за судопроизводство и хозяйствование, провозгласил нелицеприятный суд, установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности. Это был крупный шаг на пути создания судебного аппарата в стране. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому. Отныне крестьянин мог уйти от своего феодала за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), т.е. когда заканчивались все сельские работы. При этом он должен был уплатить феодалу за проживание на его земле «пожилое» и все долги. ^ 8. Борьба иосифлян и нестяжателей в 15-16 в. Значение победы религиозной ортодоксии для социально политического развития страны. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В 16 в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков. В конце 15 в. новгородское низшее духовенство заявило, что не признает догмата о троичности Бога, отрицает священность икон и саму церковную организацию. Против них выступил игумен Иосиф Волоцкий (его сторонники стали называться иосифлянами). Он заявил, что еретиков надо заключать в тюрьмы и предавать лютой казни. В то же время так называемые нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что с еретиками надо полемизировать, а не расправляться. Борьба иосифлян с нестяжателями проходила не только по вопросу об отношении к церковным догмам: первые отстаивали их незыблемость и требовали жестокой расправы с еретиками, вторые допускали возможность полемики с инакомыслящими и их помилование. Борьба двух группировок в православной церкви отражала разные взгляды на великокняжескую власть. Иосифляне провозглашали великого князя наместником Бога на земле. Из этого круга церковников вышла теория «Москва — третий Рим», обосновывавшая вселенские претензии Московской митрополии. Противоположная группировка утверждала, что Божья власть выше светской. Наконец, нестяжатели в отличие от иосифлян считали, что монахи должны кормиться личным трудом, и отрицали необходимость монастырского землевладения как средства для поддержания всей обители. В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Многие были сожжены на костре. В 16 в. церковь все более подчиняется княжеской светской власти. Продолжается борьба между иосифлянами и нестяжателями. Последние выступали против массовых казней, призывали церковь, монастыри отказаться от права владения крестьянами и землей. Но в 1531 г. руководители нестяжателей были осуждены церковным собором. До нашего времени дошли сведения о деле боярина Матвея Башкина, который отпустил на волю своих холопов, считая, что Священное Писание запрещает порабощать людей. Сильвестру стало известно, что Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до царя. Башкин был арестован, предан анафеме и казнен.^ 9. Избранная рада. Ее реформы, социальные основы ее политики, значение ее деятельности. К концу 40-х годов 16 века вокруг царя Ивана 4 Грозного сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были «мужи разумные и совершенные». Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя. В 1549 г. был созван первый Земский собор — совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. На основе решений Земского собора в 50-х годах 16 в. были проведены следующие реформы: военная; судебная, был принят новый общерусский Судебник 1550 года; церковная; реформы центрального и местного управлений. В 1550 г. был принят новый Судебник Ивана IV, способствовавший укреплению централизованной власти. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Вводилась смертная казнь «за разбой». Была подтверждена норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году, увеличен размер «пожилого». В 1581 г. впервые были введены заповедные годы. В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав. Он оформил пантеон всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород. Собор не разрешил царю конфисковать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалась также р


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.