ГОУ Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Реферат
по психологии
Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка
Выполнила: ученица 10 «Б» класса
Зубкова М.Д.
Научный руководитель:
Савина О. О.
Москва
2009
Содержание
Введение
Глава I. Физиологические основы процессов взросления
1.1. Понятие подросткового возраста
1.1.1. Временные рамки пубертата
1.2. Физиология пубертата
1.2.1 Половое развитие девочек
1.2.2 Половое развитие мальчиков
1.1 Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст - время изменений и в жизни и в организме человека. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Подростковый возраст - это фаза-период онтогенеза (индивидуального развития), который является переходным этапом-стадией между детством - юностью - взрослостью. [16]
«Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма - половое созревание. Половое развитие неотделимо от общего и происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода времени наступает половая зрелость» [цит. по 14, с. 76]
В медицинской литературе периодизация подросткового возраста проводится с позиций физического и полового созревания. Весь этап взросления здесь определяется как пубертатный (лат. pubertas -- половая зрелость), и его обычно подразделяют на три периода:
· препубертатный -- подготовительный период;
· собственно пубертатный период -- бурная внутренняя
перестройка с наступлением половой зрелости (способность к
размножению);
· постпубертатный -- достижение окончательной биологической зрелости. [12]
Пубертат является индивидуальным и может варьировать в некоторых пределах в зависимости от расовых, географических и иных условий. Условно принято считать возраст от 13 до 17 лет. Рассмотрим подробнее временные рамки пубертата и зависимость времени начала пубертата от различных факторов.
Время начала подросткового возраста варьирует и больше зависит от костного возраста (физиологического), чем от хронологического, а также определяется наследственными и средовыми факторами.
Имеются различия в хронологических рамках взросления в зависимости от пола: подростковый возраст определяется как 13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет--для девочек; юношеский возраст у юношей начинается с 17 лет и заканчивается в 22-23 года, а у девушек он начинается с 16 лет и заканчивается в 19-20 лет [12]
Так же, в книге «Педология» Блонского П. П. упоминается, что «в жарком климате дети созревают при прочих равных условиях раньше, чем в холодном. Но у креолок на Антильских островах половая зрелость наступает в то же время, как и у француженок, тогда как в Африке на той же широте у многих негритянских племён она наступает в 10-11 лет. У родившихся и выросших в Москве татарских детей половая зрелость наступает раньше, чем у русских московских детей». [цит. по 3, с 240]
Ещё одним фактором, влияющим на возраст созревания, являются условия жизни. Подростки, живущие в хороших условиях, развиваются гораздо раньше, чем их ровесники, живущие в тяжёлых условиях (недостаточное питание, тяжёлая работа и т.п.), а так же подростки-спортсмены, имеющие высокую физическую нагрузку. [3]
На территории России с 1950 года началось массовое ускорение темпов полового созревания новых поколений. Современные дети стали достигать полного своего физического роста и полового созревания в среднем на 1,5-2 года раньше, чем предыдущие поколения. Что же касается верхней границы взросления, приобретения социального статуса, то здесь положение изменилось в худшую сторону -- удлинились сроки обучения и приобретения профессии, и это сдвигает начало самостоятельной трудовой деятельности к более старшим возрастным границам.
Недавние исследования учёных института клинической эндокринологии так же показали, что в современном мире возраст наступления пубертата значительно изменился: так, за прошедшее столетие возраст менархе (первой менструации) в Европе снизился почти на пять лет - с 17,6 до 13, 2 лет. Данный факт объясняется как стабильными социально-экономическими условиями, так и улучшением здоровья и качества жизни в исследуемых популяциях. Абсолютное большинство девочек вступает в период полового развития в возрасте от 8 до 13 лет, мальчиков - несколько позже, в 9-14 лет. В популяции девушек московского региона возраст наступления менархе составил 12,7 ± 1,1 лет. [2]
Таким образом, получается, что установление определённых сроков подросткового возраста для всех детей имеет весьма сомнительное значение: действительные для одной группы, они абсолютно не подходят для другой группы подростков. Однако, в книге «Рабочая книга школьного психолога» И. В. Дубровина и др. даются усреднённые временные рамки подросткового возраста в нашей стране, он охватывает период примерно с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах средней школы. [1]
Итак, временные рамки взросления не имеют точные границы, они зависят от:
· Наследственности
· Пола
· Внешних природных факторов
· Национальности и места жительства
· Образа жизни
· Общего состояния здоровья и качества жизни
Как было уже отмечено, подростковый возраст прежде всего возраст полового созревания, который имеет свою физиологию. Её мы и рассмотрим в следующем параграфе.
1.2 Физиология пубертата
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.
Что вызывает деятельность половых желез? По этому вопросу есть множество гипотез, самой правдоподобной из которых по мнению П. П. Блонского, автора книги «Педология», является гипотеза Белова: железы внутренней секреции (в том числе и половые) связаны в своей деятельности друг с другом, следовательно оказывают друг на друга взаимное влияние. В раннем детстве огромную роль играет зобная железа (thymus). Функционирование этой железы, как можно предполагать на основании многих фактов, влечёт за собой пониженную деятельность мозгового придатка (Hypophsis, маленькая железа длиной около 1,3 см и весом менее 0,5 г., расположенного внутри черепа у основания головного мозга). Но пониженная деятельность последней (стало быть, он ещё слабо развит и слабо функционирует) вызывает пониженную деятельность зобной железы. Таким образом, последняя начинает атрофироваться. Явления роста, типичные для раннего детства, прекращаются. Но понижение деятельности зобной железы вызывает повышенную деятельность мозгового придатка. В свою очередь повышенная деятельность мозгового придатка возбуждает деятельность половых желез, которая понижает деятельность мозгового придатка. [3]
Из этой гипотезы можно вывести, что в начале взросления подросток - существо с повышенной деятельностью мозгового придатка (преимущественно передних долей его). Половые железы ещё только развиваются. «Мозговой придаток влияет на кожу - она беднеет жиром и грубеет, на волосы на голове - они делаются более густыми и жёсткими (однако, на половое оволосение мозговой придаток не влияет), изменяет обмен веществ в сторону ассимиляции (усвоения, построения) азотистых продуктов и диссимиляции (разрушения, выведения) углеводородов. Вследствие этого усиливается белковое питание организма, а, следовательно, и рост» [цит. по 3, с 241] Однако, «рост скелета опережает рост мышечной массы, что приводит к нарушениям осанки, некоторой непропорциональности и неуклюжести тела». [цит по 14, с 77]
Со временем возникает всё более стабильная взаимосвязь между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Половые железы становятся всё более развитыми. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к противоположному полу, усиливается половое влечение [14]
Это были общие положения физиологии пубертата, однако развитие мальчиков и девочек существенно отличается друг от друга.
1.3. Нарушение физиологических процессов взросления
1.3.1 Преждевременное половое развитие девочек
Половое развитие определяется как преждевременное при появлении вторичных половых признаков до 8 лет. [5]
Преждевременное половое взросление разделяется на истинное, ложное и неполное.
Истинное преждевременное половое развитие обусловлено ранней активацией гипоталамуса, что приводит к избыточной секреции половых гормонов, так же может быть вызвано опухолями и другими заболеваниями ЦНС, нарушающие равновесие между стимуляцией и торможением секреции гормонов, свойственных препубертатному периоду. Важнейшие особенности истинного преждевременного полового развития:
· Всегда изосексуальное (развитие вторичных половых признаков своего пола).
· Всегда полное, т. е. включает телархе (увеличение молочных желез), адренархе (лобковое и подмышечное оволосение) и ускорение роста.
· Всегда завершенное (преждевременно наступает менархе).
Более чем в 90% случаев преждевременное половое развитие у девочек -- истинное. [9]
Ложное преждевременное половое развитие обусловлено автономной избыточной секрецией эстрогенов в надпочечниках или яичниках либо приемом эстрогенов или гонадотропных гормонов. Ложное преждевременное половое развитие, так же как и истинное, сопровождается ускорением роста. В отличие от истинного преждевременного полового развития, ложное преждевременное половое развитие всегда незавершенное (преждевременное менархе не наступает) и может быть как изосексуальным, так и гетеросексуальным (развитие вторичных половых признаков противоположного пола).
Неполное преждевременное половое развитие
· Изолированное преждевременное телархе.
· Изолированное преждевременное адренархе
· Изолированное преждевременное менархе [15]
Неполное преждевременное половое развитие может быть обусловлено как избытком гонадотропных гормонов, так и избытком половых гормонов и обычно не сопровождается ускорением роста. [9]
Болезни, сопровождающие преждевременное половое развитие являются:
· Кисты яичников
· Различные врождённые болезни (такие как Синдром Рассела--Сильвера, (характеризующееся гормональным нарушением) и др.)
· Различные виды неполного преждевременного развития приводят к таким болезням как синдром Штейна-Левенталя (изолированное телархе приводит к чувствительности рецепторов кожи к андрогенам), первичному бесплодию ( приводит изолированное телархе) и др.
Преждевременное половое развитие у девочек встречается гораздо чаще, чем у мальчиков.
Преждевременное половое развитие -- это появление некоторых или всех вторичных половых признаков у мальчика младше 9 лет. [9]
Причинами преждевременного развития мальчиков являются:
· Повышенная секреция некоторых гормонов (гонадолиберина, гонадотропных гормонов и др.)
· Генетические нарушения
· Заболевания ЦНС -- самая частая причина истинного преждевременного полового развития. (сюда относятся опухоли различных частей головного мозга, инфекции, которые могут вызвать отек головного мозга)
· черепно-мозговая травма
· аномалии развития черепа и головного мозга (например, септооптическая дисплазия - недоразвитие мозга)
· злокачественные новообразования на надпочечниках (крайне редко) [9]
Самое частое осложнение преждевременного полового развития -- низкорослость во взрослом возрасте - из-за быстрого созревания скелета преждевременно закрываются эпифизарные зоны роста. Отставание в росте зависит от срока начала заболевания. Цель лечения преждевременного полового развития -- подавление импульсной секреции гормонов, влияющих на половое развитие.[9]
2.1 Оценка подросткового возраста с точки зрения психологии
Подростковый возраст - определённый отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый возраст рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. [11] «С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Главное, данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе, как члену общества».[цит по 14, с 79]
Итак, подростковый возраст отличается не только кардинальной биологической перестройкой, но и глубокими психологическими изменениями. Разберём более подробно разные стороны психологии подростка.
2.2 Самосознание подростка. Представление о себе, поиск собственного «Я»
Подростковый возраст - это время, когда человек стремится осознать себя как личность. В подростковом возрасте возрастает потребность познать себя (индентификация с собственным «Я») и стремление открыть через постоянные рефлексии свою сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. [10] Подтверждение постоянной рефлексии находили многие психологи, которые неоднократно, в разных странах и в разной социальной среде, предлагали детям разных возрастов дописать по своему разумению неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Результат более или менее одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события, старшие подростки и юноши -- преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Психологическое содержание рассказа волнует их больше, чем его внешний, «событийный» контекст. [6]
При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция - это система установок по отношению к самому себе, это совокупость его самоопределений или образов Я. В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается. [10]
Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Но ведь ребенок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к самопознанию. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком взросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний -- вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?». [8]
Итак, в подростковом возрасте сильно возрастает потребность к саморефлексии и самопознанию, человека начинают волновать его роль в жизни, отношение к себе других людей, у подростка формируется новое представление себя.
2.3 Подросток и семья
«Подростковый возраст - период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии» [цит по 14, c 79] В детстве ребёнок покружён в поле семейной индефикации. «Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве как данность. Родители, родственники, их мир вещей, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной индентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям и ценностям» [цит по 10, с 348] Критика образа жизни родителей становится всё больше, хорошо характеризует отношение подростков к родителям Марк Твен: «Когда мне было пятнадцать мои родители были очень глупыми, а когда мне стало тридцать, они поумнели».
«Несмотря ни на что, относительно крепкими остаются эмоциональные связи подростка с родителями. Стремление освободиться от эмоциональной привязанности у мальчиков больше, чем у девочек. Тем не менее общение родителей и подростка весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо». [цит по 6, с 65]
Также, по мнению автора книги «Подросток. Трудности взросления» В. Г. Казанской в отличие от среднего дошкольника, который ответы на все вопросы ищет у родителей, подросток начинает сам стараться ответить себе на все вопросы, причём его вопросы часто носят экзистенциальный (философский, с обозначением конкретного бытия) характер: «Почему люди говорят одно, а делают другое?», «Почему мне всё запрещают?» и т. д.
Таким образом, основными особенностями общения подростка с семьёй, является стремление к обособлению, освобождению от родительской опеки, а так же критика поступков членов семьи и поиск вариантов семейных отношений отличных от отношений в собственной семье.
2.4 Отношения подростков с ровесниками
Как было сказано выше, подросток стремится открывать новые варианты отношений, поведения, отличные от таковых в семье. Подростки начинают искать себе эталон для подражания и ищут его сверстниках. По ним подросток сверяет свои ценности, он начинает сверять то, что он делает с тем, что от него ждут другие, подросток начинает думать, как привести свои мнения., чувства и поступки в соответствие с уже принятыми в группе. «Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым, являются главными в общении подростка. В связи этим отношение с родителями и учебная деятельность может быть отодвинута на задний план. В подростковом возрасте общение с друзьями и одноклассниками занимает порядка 50 % от всего времени подростка» [цит по 6, с. 55] Так же многочисленные исследования, в том числе и советских научных работников (Лозинский, Залужный и др.), показали, что именно в подростковом возрасте сильно развито вожачество. Главное условие для того, чтобы быть вожаком среди подростков - ум. Но одного ума недостаточно, также огромную роль играет настойчивость, решительность, физическое развитие и сравнительно большие знания. Как отрицательное качество вожака в этом возрасте наблюдается властность. Зная эту особенность подростков, педагогам следует учитывать влияние вожака на группу с тем, чтобы опереться на него или наоборот вовремя вывести его в такую группу, где он уже не может проявлять своих вожаческих качеств. [3]
Итак, в подростковом возрасте сильно увеличивается количество общения с ровесниками. Они ориентируются на сверстников, стараются вести себя так, как принято в той или иной группе ровесников.
Возраст |
Фазы |
|
Раннее детство |
Аутосоциальная: ребёнок интересуется только собой |
|
Примерно от 2 до 7 лет |
Поиск товарищей среди других детей, независимо от их пола |
|
Примерно от 8 до 12 лет |
Гомосоциальная: ребёнок предпочитает играть с детьми своего пола |
|
13-14 лет |
Начало гетеросоциальной: мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу |
|
15-16 лет |
Отдельные юноши и девушки образуют пары |
|
17-18 лет |
Большая часть подростков ходит на свидания; некоторые вступают в брак |
|
«Д. Шеффер описал проводившиеся в Калифорнии на протяжении нескольких лет исследования 16 раносозревших и 16 поздно созревших мальчиков. Он получил схожие с Д. Клозеном выводы: поздно созревшие мальчики были больше напряжены, тревожны и желали привлечь внимание. А вот их раносозревшие сверстники были увереннее, уравновешенней, чаще выигрывали в соревнованиях. Так, наблюдения за этими подростками показали, что раносозревшие подростки находились в более выгодном положении, чем их ровесники-ретарданты, так как показывали более высокие результаты в соревнованиях и были увереннее в себе, в следствие чего пользовались большим авторитетом среди взрослых и сверстников. Кроме этого, возможно ещё одно влияние позднего пубертата на учёбу: например, занимающийся в музыкальной школе по классу скрипки, считает, что именно это занятие мешает ему развиться. К тому же поздносозревающие подростки больше контролируются родителями, в связи с чем могут возникать конфликты». [цит по 6, с 43]
Так же следует отметить, что в отношениях с противоположным полом подросток-ретардант может испытывать некоторые трудности, так как физическая привлекательность (хорошая физическая форма, рост) играет заметную роль в отношении между полами [11]
Однако ретарданты имеют и ряд преимуществ перед своими сверстниками-акселерантами. Рано созревающий мальчик имеет в своем распоряжении меньше времени на то, чтобы консолидировать самосознание и волю, которые нужны, чтобы выдержать испытания пубертатного периода, связанные с гормональными и физиологическими сдвигами, как бы положительно эти сдвиги ни воспринимались. Как полагает американский психолог Гарольд Пескин, мальчик-акселерат, будучи к началу полового созревания хронологически и психологически моложе поздно созревающих сверстников, испытывает большую тревогу по этому поводу. Ретардированный мальчик, имея длинный подготовительный период, может решать свои проблемы более гибко, так же ретарданты, как правило, психологически более тонкие и восприимчивые. [8]
Итак, среди мальчиков чаще в преимущественном положении находятся раносозревающие подростки, однако говорить о том, что раннее созревание более благоприятно для мальчиков-подростков нельзя - для некоторых акселерантов подростковый возраст протекает тяжелее чем у ретардантов, в то время как у ретардантов есть ряд преимуществ перед акселерантами.
3.2 Психологические особенности девушек с разными темпами пубертата
Влияние темпа созревания на девочек изучено хуже, оно более противоречиво. Раннее физическое развитие имеет для девочек несколько иные последствия, чем для мальчика. Мальчику всегда желательно быть больше и сильнее сверстников, так как это повышает его престиж, позволяет вступить в круг старших ребят и уравнивает его по физическому развитию с девочками своего возраста. Акселерированная девочка крупнее не только ровесниц, но и большинства мальчиков-одногодков. В то же время к общению с более старшими подростками она зачастую еще психологически не готова. Это создает целый ряд трудностей. [8]
В книге «Подросток. Трудности взросления» Казанской В. Г. отмечено, что рано созревающие девочки менее общительны и популярны среди сверстников. Они более беспокойны и напряжённы. Над ними часто подшучивают. В итоге такие девочки выбирают себе подруг и друзей постарше, а значит, могут попасть в сомнительные компании, где курят, пьют и «тусуются» на ночных дискотеках. Часто эти девочки начинаются учиться хуже или вообще бросают школу. [6]
Однако, как и у мальчиков, такая зависимость не универсальна. Раннее созревание может быть невыгодно для девочки в один период развития и весьма благоприятно -- в другой. [8] В юношеском возрасте рано созревшие девочки становятся уверенными, чувствую себя более комфортно, чем их поздно созревающие сверстницы. (казанская) Семнадцатилетние акселератки из Калифорнийского лонгитюда ((от англ. longitude - долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых) обнаружили более положительный образ «Я» и окружающего мира, чем их ретардированные сверстницы. У ретардированных девушек-студенток уровень тревожности выше, чем у акселераток и у средних. [8].
Итак, среди девочек в преимущественном положении находятся ретардантки, так как акселерантки часто гораздо крупнее своих сверстников обоих полов, из-за чего возникают трудности в общении. Однако, говорить о полном преимуществе позднего созревания не приходится. Здесь чувство спокойствия и комфорта зависит от времени: в начале пубертатного периода девочки-акселерантки беспокойны и напряжённы, однако в старшем возрасте раносозревшие девушки чувствуют себе более комфортно, чем их сверстницы-ретардантки.
Делая общий вывод по особенностям подростков с разными темпами биологического взросления, нужно сказать о том, что влияние этих темпов на особенности общения со сверстниками и как следствие на самосознание подростка и его отношение к учёбе достаточно велико. Каждый подросток, отличающийся от средних темпов взросления, как акселерант, так и ретардант, сталкивается со своими проблемами, но в тоже время имеет ряд преимуществ перед сверстниками.
Гипотеза о том, что существует взаимосвязь и влияние биологического развития на особенности самосознания и отношений подростков: ранний и поздний пубертат в некоторых случаях может привести к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми, непонимания со стороны окружающих, более критичному отношению к себе, подтвердилась. Однако в неё можно внести несколько уточнений.
Во-первых, ранний и поздний пубертат может привести не только к проблемам в общении со сверстниками и более критичному отношению к себе, но и наоборот, предоставить подростку ряд преимуществ перед своими сверстниками.
Во-вторых, необходимо уточнить особенности взаимосвязи темпов пубертата и особенностей самосознания и отношений подростков друг с другом и с взрослыми, в зависимости от пола. Так как, исследуя отдельно мальчиков и отдельно девочек, многими психологами были получены во многом разные, иногда даже противоположные результаты.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |