Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознания подростка

Христофорова Валентина Кельсиевна, аспирант,заведующая Центром Психологической службы Алматинского областного институтапрофессионального развития кадров.
Культурноепространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”.Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемыдуховного воспитания и нравственного самосознания подростка.
Впедагогической науке, психологии нет специально обозначенного понятия “нравственноеразвитие ребёнка”.
Понятие“нравственное развитие личности ” звучит в контексте теории развития личности.Понятие “нравственность” и “мораль” часто отождествляются. Но мораль – этокатегория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя,отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложноеразвитие внутри личности. Понятие “нравственное развитие” какпсихопедагогический процесс не только правомерно, но и необходимо, так как оноимеет внутренний характер, а развивать можно то, что уже заложено в человеке. Нравственноеразвитие – это не формирование отдельных качеств личности, а развитиецелостного качества, базирующегося на эмоционально- волевой сфере личности.
Процесснравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуально и поэтомуглубоко индивидуален. Процесс нравственного развития подростков носит личностнообусловленный характер. Необходим учёт возрастных и индивидуальных особенностейучащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формированиеличностных свойств и качеств. Не составляют исключения из этого правила честь идостоинство личности, основой которых является высокий уровень самосознанияучащихся, их способность к рефлексии нравственной самооценке и самоуважению.
Направленноена себя мышление наиболее отчетливо проявляется в подростковом и старшемшкольном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним изцентральных личностных новообразований.
Вподростковом возрасте отношение школьников к учебной деятельности претерпеваетсерьёзные изменения. Прежде всего, снижается их учебно-познавательнаямотивация. Для того чтобы школьник-подросток относился к учебе более осознанно,знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностныйсмысл. Но этого часто не происходит.
Помочьподросткам стать активными, сознательными учениками, относиться к учебнойдеятельности как к лично значимой может коучинг. Коучинг – формаконсультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых длянего целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала,развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Это процессвыявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения, помочьему прийти к этому осознанно. Как пишут Парслоу и Рэй, “Вы не можете никогоничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привестилошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!” (Парслоу.Э, Рэй.М.2003)
Коучпомогает подростку учиться на собственных ошибках, что даёт ему возможностьполучить новый ценный опыт в достижении цели, что позволит ему осознаннопродвинуться вперёд. При этом создаётся активная атмосфера становления личностиподростка, её нравственного самосознания и духовности.
Поэтомуэтот возраст является наиболее благоприятным периодом целенаправленногоформирования чести и достоинства личности. Надо отметить, что процесс формированияпроявляется на протяжении длительного времени и требует специального внимания,наблюдения и коррекции.
Вкритических ситуациях, как взрослые, так и подростки, не имея твёрдых моральныхпринципов, очень скоро на горьком опыте убеждаются в том, что равнодушие кморали, безнравственность в конце концов разрушают душевную гармонию, делаютчеловека рабом собственных желаний, вводят его в отчаяние и, в случаенарко-зависимости, заражения венерическими инфекциями или СПИДом, обрекают егона болезнь и смерть.
Важносегодня показать тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можнопрожить счастливую жизнь, как научиться отличать правильные и неправильныепоступки и видеть их последствия, верить в свою уникальность, отличать факторы,помогающие человеку добиваться действительно прочных отношений с близкими идрузьями, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своейответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной,социальной, духовной.
Психологическиеисследования морального развития прошлого столетия были во власти трёхтеоретических подходов: психоаналитического, первоначально сформированногоФрейдом (1933), теорий социального научения (Хартсхорн и Мэй, 1928-1930), иКогнитивного, предложенного Пиаже (1932) и Кольбергом (1958) Психоанализконцентрировался на моральных чувствах, типа чувства вины, бихевиористскийподход – на изучении поведения, когнитивный подчеркивал структуру моральногоразмышления.
Кольбергактивно претворял свою теорию в практику в основном по трём направлениям:
1.разработка специальных программ нравственного развития в форме обсуждениядилемм;
2.дополнение традиционных школьных программ нравственным компонентом;
3.создание “справедливых школьных сообществ” чьей целью было преобразование всейструктуры управления школой.
Кольбергопределил, что переход с одного уровня морального развития на другойосуществляется при столкновении с моральными суждениями высокого уровнясоздающее ситуацию конфликта мнений и ценностей. Это становится возможнымблагодаря способности встать на позицию другого, увидеть проблему другимиглазами.
Этиусловия в полной мере соблюдаются при использовании моральных дилемм внравственном воспитании. Сравнение экспериментальной группы подростков, гдепроводилось обсуждение моральных дилемм, с контрольной, в которой подобнойработы не проводилось, показало значительное продвижение морального развитияподростков экспериментальной группы.
Такимобразом, как показывают исследования, есть возможность создания специальныхпрограмм нравственного воспитания детей, развития у них самосознания на основеморальных дилемм.
Обсуждениедилемм по принципу: “Я бы в этой ситуации поступил так, как …”
— позволяет глубоко проработать проблему, понять скрытые качества и взаимосвязи вещей;
— создаёт ситуацию столкновения мнений и точек зрений, что готовит к многообразиюих в реальной жизни;
— способствует определению личной позиции в данной ситуации;
— приучает к размышлению перед принятием решения, формируя ответственность;
— помогает лучше понимать другого, развивая толерантность.
Сознательноеразвитие в себе нравственности невозможно начать или слишком рано, или слишкомпоздно. Человек развивает в себе положительные черты в течение всей жизни,принимая высоконравственные решения – даже в самых сложных ситуациях.
Список литературы
ЗыряноваН.М. Коучинг в обучении подростков. 2004 год
Мэй,Лэнк. Власть обучения. 19994 год
БайярдР., Байярд Л. Ваш беспокойный подросток. 19991 год
ВыготскийЛ.С. Проблема возраста. 1984 год
ЭриксонЭ. Детство и общество. 19992 год
ПиажеЖ. Избранные психологические труды. 1969 год
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта collegy.km.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.