МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По курсу: «Делопроизводство»
Тема: Документационноеобеспечение управленческой деятельности
Новосибирск, 2010
Содержание
Введение
1. Нормативно-методическая база документационного обеспеченияуправления (ДОУ) её состав, основные государственные составы на документацию, общероссийскиеклассификаторы технико-экономической и социальной информации
2. Хранение документов в электронной форме. Систематизациядокументов. Обеспечение сохранности документов в электронной форме. Архивноехранение
3. Практическое задание
Список литературы
Введение
Делопроизводствоили документационное обеспечение управления — это отрасль деятельности,обеспечивающая документирование и организацию работы с официальнымидокументами.
Документирование- это запись информации на различных носителях по установленным правилам.Результатом документирования является документ — зафиксированная наматериальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ееидентифицировать. Реквизит — обязательный элемент оформления официальногодокумента.
В первойчасти контрольной работы рассмотрена нами нормативно методическая базадокументационного обеспечения управления, а так же основные государственныестандарты на документацию и общероссийские классификаторы технико-экономическойи социальной информации.
Во второй частинашей контрольной работы был рассмотрен вопрос, связанный с хранениемдокументов в бумажном и электронном виде, архивное хранение.
Третьячасть контрольной работы представлена в виде примеров протокола, акта,докладной записки, приказе о приеме на работу, заявление о приеме на работу.
Контрольнаяработа состоит из трех частей, реферата, титульного листа, списка литературы и вобщей сложности составляет 21 страницы.
1. Нормативно-методическая базадокументационного обеспечения управления (ДОУ) её состав, основныегосударственные составы на документацию, общероссийские классификаторытехнико-экономической и социальной информации
ВРоссийской Федерации, если оценивать сложившуюся за прошедший период российскуюгосударственную практику делопроизводства, отсутствует единый орган, несущийвсестороннюю юридическую ответственность за создаваемую и используемуюобществом документацию.
Следовательно,нет единого подхода к вопросам делопроизводства. В некоторых случаях вопросыработы с документами регламентируются высшими органами государственной власти иуправления. Но главное влияние на регламентацию делопроизводства оказываютминистерства и ведомства, в частности, наибольшая роль отводитсяГосударственной архивной службе России.
Государственнаяархивная служба России (Росархив) и ее органы занимаются сбором и хранениемдокументов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющихисторическое, научное, социальное, экономическое или культурное значение. Онисоздают «память» общества, хранят информацию о жизни страны.
Кроме того,Росархив как центральный орган федеральной исполнительной власти несетответственность за организацию и рационализацию делопроизводства в стране. Онразрабатывает нормативы и рекомендации по организации делопроизводства.
Нормативно-методическаябаза делопроизводства — это совокупность законов, нормативных правовых актов иметодических документов, регламентирующих технологию создания, обработки,хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а такжерегламентирующих работу службы делопроизводства — ее структуру, функции, штаты,техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.
Нормативно-методическаябаза делопроизводства включает в себя:
1. законодательные акты Российской Федерации в сфере информации идокументации;
2. указы и распоряжения Президента Российской Федерации,постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;
3. правовые акты федеральных органов исполнительной власти(министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так иведомственного характера;
4. правовые акты органов представительной и исполнительной властисубъектов Российской Федерации и их территориальных образований,регламентирующие вопросы делопроизводства;
5. правовые акты нормативного и инструктивного характера,
6. методические документы по делопроизводству учреждений,
7. организаций и предприятий;
8. государственные стандарты на документацию;
9. унифицированные системы документации;
10. общероссийские классификаторы технико-экономической и социальнойинформации;
11. Государственную систему документационного обеспечения управления.Основные требования к документам и службам документационного обеспечения(ГСДОУ);
12. нормативные документы по организации управленческого труда иохране труда;
13. нормативные документы по организации архивного хранениядокументов.
Кнормативным документам по стандартизации, действующим на территории нашейстраны, относятся:
1. государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);
2. применяемые в установленном порядке международные
3. (региональные) стандарты;
4. правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
5. общероссийские классификаторы технико-экономической
6. и социальной информации;
7. стандарты отраслей;
8. стандарты предприятий;
9. стандарты научно-технических, инженерных обществ и другихобщественных объединений.
Всегосударственные стандарты, действующие на территории нашей страны, объединены вЕдиную государственную систему стандартизации — иерархически организованнуюсистему классификации и кодирования самих государственных стандартов.
Самостоятельныйкомплекс составляют стандарты на унифицированные системы документации и Единуюсистему классификации и кодирования технико-экономической информации:
1. ПР 50-733-93. Основные положения Единой системы классификации икодирования технико-экономической информации;
2. ГОСТ с требованиями по оформлению документов. Установилмаксимальный набор реквизитов, используемых для оформления любогоуправленческого документа, определил правила их записи и расположение на листе.
3. ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации (УСД).Требования к построению формуляра-образца. Установлены форматы бумаги от А3 до А6с альбомным и книжным расположением текста, служебные поля — левое — не менее20 мм, нижнее и правое — не менее 10 мм. Размеры букв — на пишущей машинке —чуть меньше 14 размера шрифта Times New Roman.
4. ГОСТ 6.10.4-84. УСД. Придание юридической силы документам намашинном носителе и машинограмме, создаваемые средствами вычислительнойтехники.
5. ГОСТ Р 511141-98 (1). Делопроизводство и архивное дело. Термины иопределения.
И еще рядГОСТов, перечень которых содержится в ГСДОУ.
Важнымисредствами информационного обеспечения (прежде всего в таких областях, какэкономика, статистика, банковское дело, таможенное дело, внешнеэкономическаядеятельность) являются классификаторы технико-экономической и социальнойинформации. Они обеспечивают интегрированную обработку данных вавтоматизированных информационных системах.
Классификаторытехнико-экономической и социальной информации — нормативные документы,содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных какклассификационные группировки, и присвоенные им коды. Классификации икодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства,информация о которых используется в деятельности органов власти и управления исодержится в унифицированных формах документов.
В настоящеевремя разработано и действует 37 общероссийских и продолжающих действовать«общесоюзных» классификаторов.
Взависимости от области применения классификаторы подразделяются:
1. на общероссийские;
2. отраслевые;
3. классификаторы предприятий.
Общероссийскийклассификатор предприятий и организаций (ОКПО) является составной частью Единойсистемы классификации и кодирования технико-экономической и социальнойинформации (ЕСКК) Российской Федерации, разработан взамен аналогичногоОбщесоюзного классификатора с полным сохранением своего функциональногоназначения.
ОКПО играетважную роль при ведении Единого государственного регистра предприятий иорганизаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).
СубъектамиЕГРПО являются юридические лица, установленные Гражданским кодексом РоссийскойФедерации, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленныеподразделения предприятий и организаций.
Каждыйсубъект ЕГРПО идентифицируется уникальным на территории России 8-разряднымидентификационным кодом ОКПО.
Вделопроизводственной работе при проектировании бланковорганизационно-распорядительных документов целесообразно исходить из реальных«информационных условий»; код проставляется на бланках только при наличии егопрактического использования.
В другихунифицированных системах документации, например банковской, финансовой,отчетно-статистической и др., невозможно себе представить заполненную форму безобязательного кода организации.
Блокидентификации — 7 цифровых знаков плюс контрольное число; закрепляется заобъектом на все время его функционирования.
Кодорганизации по ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственнойвласти и управления). Объектами классификации в ОКОГУ являются:
1. - федеральные органы представительной и судебной власти;
2. - органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3. - органы местного самоуправления; объединения предприятий иорганизаций, выполняющие важные экономические функции в народном хозяйстве. Длякодирования федеральных органов государственной власти используетсяпятиразрядный код.
Общероссийскийклассификатор управленческой документации (ОКУД). Код формы документа долженуказывать на юридическое признание права, на существование данной формыдокумента. ОКУД содержит информацию об унифицированных системах документации иформах документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.
Нормативныедокументы по труду и охране труда являются основанием для определения затратвремени на выполнение конкретных работ по делопроизводству, расчета численностиработников, объемов выполняемых ими заданий, создания благоприятных условийтруда:
1. Трудовой кодекс.
2. Нормативы времени на работы по совершенствованию документационногообеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций.
3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологиии документационному обеспечению органов управления.
2. Хранение документов в электронной форме.Систематизация документов. Обеспечение сохранности документов в электроннойформе. Архивное хранение
Документы —носители первичной информации, именно в документах информация фиксируетсявпервые. Это свойство и позволяет отличать документы от других источников информации— книг, журналов, газет и др., содержащих переработанную, вторичную информацию.Фиксация, отображение информации в документе обеспечивает ее сохранение инакопление, возможность передачи во времени ипространстве, ее многократноеиспользование, возможность обращаться к информации спустя много времени послеее создания.
Возможностьсохранять информацию во времени позволяет различать документы — носителиоперативной информации и документы — носители ретроспективной информации. Всоциальном плане любой официальный документ поли, функционален, то естьодновременно выполняет несколько функций, что и позволяет ему удовлетворятьразличные человеческие потребности.
Любойдокумент, создаваемый в обществе, является элементом системы более высокогоуровня, он входит в соответствующую систему документации в качестве ееэлемента.
Подсистемой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных попризнакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единыхтребований к их оформлению.
Как буквыодного языка составляют алфавит, так и отдельные виды и разновидностидокументов составляют систему документации. До настоящего времени вдокументоведении не существует непротиворечивой научной классификации системдокументации, видов и разновидностей документов. При необходимости используетсяэмпирически сложившееся разделение документов на системы документации.
Отнесениедокументов к той или иной системе начинается с разделения всех документов наофициальные и документы личного происхождения.
К последнимотносятся документы, созданные человеком вне сферы его служебной деятельностиили выполнения общественных обязанностей. Это самая немногочисленная с точкизрения видов и разновидностей система документации, она включает личнуюпереписку, воспоминания (мемуары), дневники.
Официальныедокументы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельностиподразделяются на управленческие, научные, технические (конструкторские),технологические, производственные и др.
Управленческиедокументы составляют ядро учрежденческой документации. Именно они обеспечиваютуправляемость объектов, как в рамках всего государства, так и в отдельнойорганизации. Управленческие документы и составляют собственно объект делопроизводства.
Этидокументы представлены комплексом систем, основными из которых являютсяследующие системы документации:
организационно-правовая;плановая; распорядительная; информационно-справочная и справочно-аналитическая;отчетная; документация по обеспечению кадрами (по личному составу); финансовая(бухгалтерский учет и отчетность); документация по материально-техническомуобеспечению; договорная; документация по документационному и информационномуобеспечению деятельности учреждения и другие системы документации, включая ите, которые отражают основную деятельность учреждения, организации илипредприятия. Например, на производственном предприятии — это производственнаядокументация, в лечебном учреждении — система медицинской документации, в вузе— система документации по высшему образованию и т. д.
Документы,составляющие одну систему документации, связаны единством целевого назначения ив комплексе обеспечивают документирование той или иной управленческой функцииили вида деятельности. Так, документы, составляющие систему плановойдокументации, обеспечивают планирование деятельности учреждения иподведомственной ему системы. Документы, составляющие систему распорядительнойдокументации, обеспечивают регулирование деятельности учреждения и еекоординацию с деятельностью взаимосвязанных учреждений и лиц в постоянноменяющихся социально-экономических условиях.
Эффективностьорганизации текущего хранения документов в значительной степенипредопределяется тем, насколько продумана номенклатура дел предприятия.Номенклатура дел — это систематизированный перечень наименований дел, заводимыхв организации, с указанием сроков их хранения. В свою очередь, делом называетсясовокупность документов или документ, относящийся к одному вопросу или участкудеятельности, помещенных в отдельную папку. Такое определение содержится вГОСТе Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
Номенклатурадел составляется для обеспечения оптимального распределения документов иформирования дел, и, в конечном счете – для обеспечения эффективного поискадокументов в процессе повседневной работы с ними.
Комплексмероприятий по созданию нормативных условий, соблюдению нормативных режимов инадлежащей организации хранения архивных документов, исключающих их хищение иутрату и обеспечивающих поддержание их в нормальном физическом состоянии,обеспечивает сохранность архивных документов в архиве.
Архивразмещается в специально построенном или приспособленном для хранения архивныхдокументов здании или отдельных помещениях здания, удаленных от опасных впожарном отношении объектов (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражии т.п.) и промышленных объектов, загрязняющих воздух (агрессивные газы,цементная пыль и т.п.). Пригодность месторасположения архива определяется сучетом заключений службы пожарной охраны и санэпидстанции о степенизагрязненности воздуха.
Предназначенныедля хранения архивных документов помещения в приспособленных зданиях должныбыть изолированы от остальных помещений здания. Не допускается размещениеархивных документов в помещениях здания, занятого службами общественногопитания, пищевыми складами, организациями, хранящими пожароопасные иагрессивные вещества или применяющими пожароопасные и химические технологии.
Архивныедокументы в архивохранилище располагаются в порядке, обеспечивающем ихкомплексные учет и хранение, а также оперативный поиск.
Порядокрасположения документов в архивохранилище определяется планом (схемой) ихразмещения.
Всепомещения архива, а также стеллажи, сейфы, шкафы и полки нумеруются.
В каждомотдельном помещении стеллажи и шкафы нумеруются самостоятельно слева направо отвхода. Полки на стеллажах и в шкафах нумеруются сверху вниз слева направо.
В целяхзакрепления места хранения и поиска архивных документов в архивохранилищесоставляются постеллажные топографические указатели, а при большом количествефондов пофондовые топографические указатели. Топографические указателисоставляются в карточной или листовой форме в необходимом количествеэкземпляров.
Каждоепервичное средство хранения архивных документов (коробка, папка и т.д.)снабжается ярлыком, на котором указываются название и номер архивного фонда, атакже номер описи дел, документов, номера единиц хранения, находящихся вкоробке.
Надписи наярлыках исполняются типографским способом, тушью или специальными чернымиводостойкими чернилами. Допускается использование штампов и других аналогичныхсредств.
Обеспечениесохранности архивных документов — одно из главных направлений работыархивистов. От того насколько верно была выбрана стратегия хранения документов,зависят их физическое состояние и возможности использования в самыхразнообразных целях.
Процедурыпо обеспечению сохранности электронных документов условно можно разделить натри вида:
1. обеспечение физической сохранности файлов с электроннымидокументами;
2. обеспечение условий для считывания информации в долговременнойперспективе;
3. обеспечение условий для воспроизведения электронных документов втак называемом человекочитаемом виде.
Обеспечениефизической сохранности файлов — проблема практически решенная, причем для всехвидов хранения. Это решение связано не столько с созданием оптимальных условийхранения носителей с электронной информацией, сколько с физическим размещениемэлектронных документов. Для того, чтобы компьютерные файлы не были утрачены, необходимоих хранить в двух или более экземплярах, размещенных на отдельных электронныхносителях (рабочем и резервном носителях). Тогда при утрате одного из носителейможно быстро сделать дубликат файлов с оставшегося.
Повсеместнаяпрактика хранения электронных документов показывает, что их рабочие экземпляры,как правило, размещаются на винчестере или сервере организации, а резервныекопии (экземпляры) могут создаваться на резервном сервере или RAID-массиве,стримерных (магнитных) лентах, магнитооптических и оптических дисках (CD-RW,DVD-RW). Очень немногие владельцы электронных информационных ресурсов выделяютиз них архивную часть и хранят ее исключительно на внешних носителях. Этоестественно: темпы роста объемов хранимых ресурсов отстают от темпов сниженияцен на жесткие диски, что позволяет организациям с большим запасом наращиватьсвой серверный потенциал.
Дляхранения электронных документов в пределах 5 лет вполне надежны любыесовременные носители информации (в том числе, магнитные дискеты). Главноеобращать внимание на репутацию фирмы-изготовителя и страну-производителя, что витоге ориентирует на стоимость носителя, а также соблюдать минимальныетребования к режимам их хранения. Как с любым товаром, здесь действует правило:дешевое хорошим не бывает. По этой же причине при организациидолговременногохранения электронных документов следует, например, выбиратьоптические диски («болванки»), розничная цена которых будет не ниже 22 — 25рублей.
Оптическиекомпакт-диски (CD) непритязательны в хранении и вполне надежны в течение 10 —15 лет. Большего и не требуется. По истечении этого срока неизбежно придетсяили переписывать файлы на другой тип носителя (т.к. невозможно будет считатьинформацию с CD), или конвертировать электронные документы в другие форматы итакже переписывать на современные и емкие носители.
Оптическиедиски считаются самыми долговечными носителями. Некоторые производителиопределяют срок хранения своей продукции чуть ли не в 200 лет. Насколько этообосновано, может показать лишь практика, а она крайне противоречива. С однойстороны, есть свидетельства успешного использования записей на CD в течение 10— 15 лет, с другой стороны, регулярно появляются сообщения об отказахсчитывания информации с этих дисков. При этом в последние годы особенно многонареканий поступало на доступ к файлам, записанным на CD-R1. Аналитики показатрудняются дать исчерпывающее объяснение возможных причин: являются ли сбои вчтении файлов следствием ущербности технологии CD-R или каких-то другихфакторов (нарушения технологии при изготовлении «болванок», нарушения условий ирежима хранения, технологической несовместимости устройств записи и считыванияинформации).
Очень важнособлюдение температурно-влажностного режима хранения электронных носителей.Общие рекомендации таковы: срок сохранения носителем своих качеств тем больше,чем ниже температура и относительная влажность, при которой он постояннохранится.
При выборережимов хранения электронных носителей следует учитывать множество факторов исоотносить интенсивность использования носителей, затраты на поддержаниережимов хранения (которые могут оказаться весьма существенными) с затратами нарегулярное копирование документов на «свежие» носители.
анализприроды электронных документов позволяет определить несколько условий,выполнение которых обеспечивает их сохранность и возможности использования напротяжении десятков лет:
В архивдолжны приниматься и храниться «информационные объекты» (файлы), включающие,главным образом, содержательную и контекстную информацию (данные). Прием нахранение информационных ресурсов в комплекте с исполняемыми программами(оболочками прикладных информационных систем) со временем может вызватьправовые и технологические проблемы их использования. Прием компьютерныхпрограмм необходим в исключительных случаях, когда без этого невозможновоспроизведение принимаемых на хранение электронных документов.
Вкраткосрочной перспективе (5–10 лет) сохранность документов обеспечиваетсясозданием резервного и рабочего экземпляров электронных документов на отдельныхносителях.
Вдолговременной перспективе (более 10 лет) необходимо проведение миграциидокументов в так называемые программно независимые форматы (страховые форматы),причем таким образом, чтобы в дальнейшем полученное поколение документов можнобыло признать подлинниками.
Электронныедокументы в страховых форматах могут оказаться очень неудобными в использованиии могут значительно замедлять время доступа пользователей к архивнойинформации. Оперативность доступа к архивным электронным документам можетобеспечиваться тем, что они будут приниматься, храниться и/или своевременнопереводиться в форматы текущей информационной системы организации/архива —пользовательские форматы. Процедура миграции в пользовательские форматы такжедолжна быть ориентирована на возможное признание полученных документовподлинниками. Эта мера необходима в связи с тем, что заранее трудно определить,какие из форматов (страховые, пользовательские или те, в которых документыприняты на хранение) могут стать основой для создания миграционных страховыхкопий последующих поколений.
Приобеспечении сохранности электронных документов большое внимание следует такжеуделять вопросам информационной безопасности: обеспечению их аутентичности,защите от вредоносных компьютерных программ (вирусов) и от несанкционированногодоступа.
3.Практическоезадание
документ управление классификаторэлектронный
Заявление оприеме на работу. Образец
ДиректоруОАО «Радуга»
ИвановуС.В.
ПетроваВасилия Григорьевича
Заявление
Прошупринять меня на работу старшим инженером с 19.02.2010 г.
18.02.2010 Петров
Протокол. Образец (форма)
ОАО Радуга
ПРОТОКОЛ
"_20_"__мая______2010__ г.
№_75/5/145__________
2010г. ______________
Производствотовара__________________________________________
(заголовок)
Председатель- Иванов И.И.____________________________________
Секретарь — Приходько Т.И.____________________________________
Присутствовали:начальник цеха Ветров Н.Н., главный инженер Петров Е.Н., менеджер по продажамПупкин С.Н., аналитик Сидоров А.А.,_______
(должности,фамилии, инициалы в алфавитном порядке)
Приглашенные:______________________________________________
(должности,фамилии, инициалы в алфавитном порядке)
ПОВЕСТКАДНЯ:
1. Выпускновой упаковки для шоколада__________________________
2. Рыноксбыта ________________________________________________
__________________________________________________________________
СЛУШАЛИ:
ДиректорОАО «Радуга» Иванов И.И. ____________________________
(должность,фамилия, инициалы) (содержание доклада)
начальникцеха Ветров Н.Н _____________ Современные рынки и товары____
(должность,фамилия, инициалы) (содержание доклада)
__________________________________________________________________
(должность,фамилия, инициалы) (содержание доклада)
__________________________________________________________________
(должность,фамилия, инициалы (содержание доклада)
__________________________________________________________________
(должность,фамилия, инициалы) (содержание доклада)
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Принятьновую упаковку для товара______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Председатель ________________ /Иванов И.И. /
(подпись) (фамилия, инициалы)
Секретарь ________________ /Приходько Т.И./
(подпись) (фамилия, инициалы)
В дело № _100____
"_20_"_мая_______ 2010__ г. _____________________
(подпись исполнителя)
М.П. УТВЕРЖДАЮ
Руководителю предприятия
_________Иванову И.И._______
_____________________________
(подпись, фамилия иинициалы)
АКТ
на списаниеиспорченных бланков
трудовыхкнижек
г. 2010__________________ «19»_мая__2010 г.
Наминачальник отдела кадров Шишкина Н.Г., Заместитель начальника отдела кадровШустина Н.М., главный специалист_Шаповалова Г.Г.______
(перечисляютсядолжности, инициалы и фамилии членов
комиссии посписанию бланков)
__________________________________________________________________
составленнастоящий акт о том, что за период с 01.01.2010_____________
по19.05.2010_________на Открытое акционерное общество «Радуга»
(полноенаименование предприятия)
испорчено_ошибочное написание фамилии работника______________
(подробнаяпричина порчи)
_______3____________штук три _________________ бланков трудовых
(количество) (количествопрописью)
книжек (вкладышей к ним), которые "_20__"__мая________2010_____ г.
уничтожены путем сожжения.
Подписи членов комиссии
__ Шишкина Н.Г ___________
__ Шустина Н.М. ____________
__ Шаповалова Г.Г.__________
____________________________
Примердокладной записки
Директору
ОАО«Радуга»
ИвановуИ. И.
Докладнаязаписка
17.03.2010 № 12
г. Барнаул
О замене компьютера
Довожу доВашего сведения, что в настоящее время я располагаю устаревшей модельюкомпьютера, которая имеет ненадежные эксплуатационные качества.
Прошурассмотреть вопрос о замене компьютера на более новую модель.
Менеджер поперсоналу Н.И. Бойко
Списоклитературы
1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98
«Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. N 28)
2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированныесистемы документации. Унифицированная система организационно-распорядительнойдокументации. Требования к оформлению документов» (принят и введен вдействие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст)
3. Общероссийскому Классификатору предприятий и организаций ОК 007-93
4. Басаков М.И. Справочник секретаря по делопроизводству.Издательство «Март», 2006
5. Березина Н.М., Воронцова Е.П., Лысенко Л.М. Современноеделопроизводство. Издательство «Питер», 2006
6. Борискин В.В., Поликарпова Н.М. Документационный системныйкомплекс организации: учебно-методическое пособие. Издательство «Ось-89,2006
7. Кузнецов И.Н., авт. -сост. Деловое письмо: учебно-справочноепособие. Издательство „Издательский дом Дашков и К“, 2008
8. Рогожин М.Ю. Делопроизводство. Издательство»ИндексМедиа", 2007
9. Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству: Руководствок составлению. Издательство «ПРИОР», 2009
10. Храмцовская Н.А., ведущий эксперт по управлению документациейкомпании ЭОС, член «Гильдии Управляющих Документацией» и ARMAInternational Современные проблемы делопроизводства, документооборота иархивного дела (список публикаций)