Реферат по предмету "Политология"


Система учреждений ООН по защите прав человека

Министерство образования Республики Беларусь
Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова
 
 
 
 
 
Кафедра политологии
 
 
 
«Системаучреждений ООН по защите прав человека»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил студент
физико – математическогофакультета
Vкурса группы В
Злобин Ю.Л.
 
 
Могилев, 2002

СОДЕРЖАНИЕ
История создания системы ООН… 3
Организация Объединенных Наций. 3
Специализированные учреждения ООН… 7
Региональные международные организации. 12
Правосубъектность участников международных отношений. 13
Система ООН и мирное разрешение международных споров. 14
Историясоздания системы ООН
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизмуправления мировым сообществом и в ее современном виде складывалась напротяжении длительного времени. В середине девятнадцатого столетия появилисьпервые международные межпра­вительственные организации. Появление этих орга­низацийбыло вызвано двумя взаимоисключающими причинами.
Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократическихреволюций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости.
Во-вторых, успехами научно-технической рево­люции, породившимитенденцию к взаимозависимо­сти и взаимосвязанности государств.
Первоначально главной целью межгосударственно­госотрудничества в рамках международных органи­заций   можно   было  считать контроль  над интеграционными процессами.
Важным этапом на пути создания международной организациибезопасности явилась конференция со­юзных держав в Москве 30 октября 1943 г. ВДек­ларации 1943 г., подписанной представителями СССР, США, Великобритании иКитая, эти держа­вы провозгласили, что они признают необходимость учреждения ввозможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания меж­дународногомира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всехмиролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые.
Особенности этой организации: ярко выражен­ныйполитический характер, проявляющийся в ори­ентации на вопросы мира,безопасности и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосудар­ственногосотрудничества.
Важнейшие этапы созда­ния ООН:
·    Конференция в Думбартон-Оксе(1944), на кото­рой были согласованы основные принципы и па­раметры  механизма деятельности  будущей организации.
·    Крымская конференция (Ялта,февраль 1945) с участием глав трех правительств — советского, британского иамериканского — приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США вапреле 1945 г.
·    Конференция в Сан-Франциско,проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 г. и завершившаяся принятиемучредительных документов Организа­ции Объединенных Наций. 24 октября 1945 г.Устав ООН вступил в силу.ОрганизацияОбъединенных Наций
Устав ООН является единственным международ­нымдокументом, положения которого обязательны для всех государств. На основеУстава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров исоглашений, заключенных в рамках ООН.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности,Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке. Секре­тариат иМеждународный Суд.Генеральная Ассамблея
Генеральная Ассамблея - совещательный предста­вительный орган, в которомпредставлены все госу­дарства — члены ООН. Наделена в соответствии с УставомООН рядом весьма важных функций в рас­смотрении кардинальных вопросов мировойполитики:
·     укрепление международного мира,
·    смягчение международнойнапряженности,
·    сокращение вооружений иразоружения,
·    создание условий для развитиядружественных отношений и сотрудничества между государ­ствами в самых различныхобластях.
Общая компетенция Генеральной Ассамблеи (ст. 10 Устава):
·    обсуждать любые вопросы или дела впределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органовООН;
·    делать рекомендации государствам — членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам;
·    рассматривать общие принципысотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности;
·    обсуждать широкий круг проблемсотрудниче­ства государств в политической, экономической, социальной,экологической, научно-техничес­кой и иных областях и выносить рекомендации поним.
Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регу­лярныесессии, которые открываются в третий втор­ник сентября, а также специальные ичрезвычайные специальные сессии.Совет Безопасности
Это орган, состоящий из 15 членов: пять членов Совета— постоянные (Россия, США, Великобрита­ния, Франция и Китай), остальные десятьчленов (по терминологии Устава — «непостоянные») избира­ются в Совет всоответствии с процедурой, предус­мотренной Уставом (п. 2 ст. 23).
Совет Безопасности может принимать согласно Уставу ООНюридические акты двоякого рода: реко­мендации и обязательные решения. Основнойформой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений напротяжении всей его дея­тельности являются резолюции.
Согласно Уставу ООН Совет Безопасности долженфункционировать непрерывно и осуществлять «быст­рые и эффективные действия» отимени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопаснос­ти должен бытьвсегда представлен в месте пребыва­ния ООН.Международный Суд
Международный Суд состоит из 15 независимых судей,избранных вне зависимости от их граждан­ства из числа лиц высоких моральныхкачеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначенияна высшие судебные долж­ности, или являющихся юристами с признанным ав­торитетомв области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей иСоветом Безо­пасности на срок девять лет с правом переизбрания. МестопребываниеСуда — Гаага.
Только государства могут быть сторонами по де­лам,разбираемым Судом. Суд обычно проводит пле­нарные заседания, но он может также,если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемыекамерами.
Решения Суда считаются обязательными для го­сударств — сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства,возложен­ного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другойстороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решитьо принятии мер для приведения решения в исполне­ние» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).
Помимо судебной Международный Суд осуществ­ляет иконсультативную юрисдикцию.Экономический и Социальный Совет(ЭКОСОС)
Состоит из 54 членов, которые избираются Гене­ральнойАссамблеей сроком на три года в соответ­ствии с процедурой, предусмотреннойУставом (ст. 61). Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосовприсутствующих и участвую­щих в голосовании.
ЭКОСОС осуществляет координацию экономичес­кой исоциальной деятельности ООН и ее 16 специа­лизированных учреждений, а такжедругих институ­тов системы ООН.
В круг ведения ЭКОСОС входят:
·    созыв многочисленных международныхконфе­ренций;
·    подготовка для представленияГенеральной Ас­самблее проектов конвенций по различным вопросаммежгосударственного сотрудничества;
·    согласование деятельностиспециализированных учреждений ООН;
·    представление Совету Безопасностиинформа­ции и оказание ему помощи.
ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну органи­зационнуюи две регулярные сессии. Начиная с 1992 г. Совет собирается на одну 4- или5-недель-ную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение годаработа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно со­бираютсяи представляют доклады Совету.
ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий:
·    Статистическую комиссию,
·    Комиссию по народонаселению,
·    Комиссию социального развития,
·    Комиссию по правам человека,
·    Комиссию по положению женщин,
·    Комиссию по наркотическимсредствам.
К числу вспомогательных органов относятся 5 ре­гиональныхкомиссий:
·    Экономическая комиссия для Африки(со штаб-квартирой в Аддис-Абебе),
·    Экономическая и социальнаякомиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок),
·    Европейская экономическая комиссия(Же­нева),
·    Экономическая комиссия дляЛатинской Аме­рики (Сантьяго),
·    Экономическая комиссия дляЗападной Азии (Багдад).
Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянныхкомитетов:
·    по программе и координации;
·    по природным ресурсам; -
·    по транснациональным корпорациям;
·    по населенным пунктам;
·    по неправительственныморганизациям;
·    по переговорам смежправительственными уч­реждениями.
Свыше 600 неправительственных организаций имеютконсультативный статус при ЭКОСОС.
Неправительственные организации, которым пре­доставленконсультативный статус, могут направлять наблюдателей на открытые заседанияЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменныезаявления, касающиеся деятельности Совета.Совет по опеке
Состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США,Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Изпервоначальных 11 подопечных территорий десять в ходе работы Сове­та получилинезависимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, ОбъединеннаяРеспублика Танзания, Самоа, Науру и Папуа-Новая Гвинея. На его рассмотренииосталась только одна — Тихоокеан­ские острова (Микронезия), — находящаяся подуп­равлением США. В ведении Совета по опеке еще находится Республика Палау.Секретариат ООН
Один из главных органов ООН. Он состоит из Ге­неральногосекретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации.Содержание работы Секретариата:
·    осуществление операций поподдержанию мира с санкции Совета Безопасности;
·    организация и проведениемеждународных кон­ференций по проблемам мирового значения;
·    составление обзоров мировыхэкономических и социальных тенденций и проблем;
·    подготовка исследований по такимвопросам, как разоружение, развитие, права человека;
·    устный и письменный переводвыступлений и документов и распространение документации.
Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке,имеются также подразделения Секрета­риата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке идругих городах.Генеральный секретарь ООН
Возглавляет Секретариат и является главным ад­министративнымдолжностным лицом. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей порекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого можетбыть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Гене­ральной Ассамблееежегодный отчет о работе Орга­низации, а также доводит до сведения СоветаБезопасности любые вопросы, которые, по его мне­нию, могут угрожать поддержаниюмеждународного мира и безопасности.Комиссия ООН по правам человека
Это главный орган ООН, который проводит поли­тику,направленную на соблюдение и защиту прав человека. Она была создана в 1946 г.по инициативе ЭКОСОС. В 1993 г. с целью координации и усиле­ния роли ООН вдеятельности по соблюдению прав человека был образован пост Верховногокомиссара по правам человека. Назначаемый на четырехлетний срок Верховныйкомиссар выполняет широкий круг обязанностей:
·    содействует защите ирезультативному исполь­зованию всех прав человека;
·    поощряет международноесотрудничество в об­ласти защиты прав человека;
·    активизирует и координирует работупо защи­те прав человека в рамках системы ООН;
·    содействует развитию новых формнорматив­ных документов и способствует ратификации договоров по решению проблемв этой области.
Верховныйкомиссар наделен полномочиями осу­ществлять ответные действия при серьезномнаруше­нии прав человека и предпринимать шаги по предотвращению этогонарушения.Специализированныеучреждения ООН
Специализированные учреждения ООН — этомежправительственные организации универсального характера, осуществляющиесотрудничество в специ­альных областях и связанные с ООН.
Статья 57 Устава ООН перечисляет их характер­ныечерты:
1) межправительственный характер соглашений о созданиитаких организаций;
2) широкая международная ответственность        врамках их учредительных актов;
3) осуществление сотрудничества в специальныхобластях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
4) связь с ООН. Последняя устанавливается иоформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с организацией иутверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовуюоснову сотрудничества ООН со специализированным учреждением.
В настоящее время существует 16 специализированныхучреждений ООН.                  
ЭКОСОС уполномочен:
·    согласовывать деятельностьспециализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендацийим, а также Генеральной Ассамб­лее и членам Организации;
·    принимать меры для получения отних регуляр­ных докладов;
·    обеспечивать взаимное представительствоСовета и учреждений для участия в обсуждении вопро­сов в Совете, его комиссияхи в специализи­рованных учреждениях.
Специализированные учреждения можно разде­лить на следующиегруппы:
·    организации социального характера(МОТ, ВОЗ);
·    организации культурного игуманитарного харак­тера (ЮНЕСКО, ВОИС);
·    экономические организации (ЮНИДО);
·    финансовые организации (МБРР, МВФ,МАР, МФК);    
·    организации в области сельскогохозяйства (ФАО, ИФАД);
·    организации в области транспорта исвязи     (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ);
·    организация в области метеорологии(ВМО).Международная организация труда (МОТ)
Создана в 1919 г. на Парижской мирной конфе­ренции какавтономная организация Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 г.Специализиро­ванное учреждение ООН с 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве(Швейцария).
Целью МОТявляется содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной спра­ведливости,улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся.
Особенностью МОТ является трехстороннее пред­ставительствов ее органах: правительств, предпри­нимателей и трудящихся (профсоюзов).
Главными органами МОТ являются Генеральнаяконференция. Административный совет исекретари­ат — Международное бюро труда. Генеральная конференция можетсобираться на очередные (еже­годные) и специальные (по мере необходимости) сес­сии.На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два — отправительства и по одному — от предпринимателей и профсоюзов… В пе­риод междусессиями Генеральной конференции ра­ботой организации руководитАдминистративный совет, избираемый Генеральной конференцией на 3 года. Онсостоит из 56 членов.Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ)
Создана в 1946 г. на Международной конферен­ции поздравоохранению в Нью-Йорке. Устав всту­пил в силу 7 апреля 1948 г.Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).
Целью ВОЗ является достижение всеми народа­ми возможновысшего уровня здоровья.
Основные направления ее деятельности:
·    борьба с инфекционными болезнями,
·    разработка карантинных исанитарных правил,
·    проблемы социального характера,
·    предоставление помощи вналаживании систе­мы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями.
Высшим органом ВОЗ, определяющим ее полити­ку,является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все членыорганизации. Она созывается ежегодно.
Исполнительный комитет ВОЗ, состоящий из пред­ставителей30 государств, избираемых ассамблеей на 3 года, собирается не реже двух раз вгод. Админи­стративным органом является Секретариат во главе с генеральнымдиректором.
В рамках ВОЗ действуют шесть региональныхорганизаций:
·    стран Европы,
·    Восточного Средиземноморья,
·    Африки,
·    Северной Америки,
·    Южной Америки, Юго-Восточной Азии,запад­ной части Тихого океана.Организация Объединенных Наций повопросам образования, науки и культуры(ЮНЕСКО)
Учреждена в 1945 г. на Лондонской конферен­ции. ЕеУстав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО — специализированное уч­реждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция).
ЮНЕСКО ставит своей задачей содействоватьукреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества вобласти просвеще­ния, науки и культуры, использования средств мас­совойинформации, дальнейшего развития народного образования и распространения наукии культуры. Высшим органом является Генеральная конферен­ция, состоящаяиз представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии одинраз в два года. Исполнительный совет является главным руководящим органомЮНЕСКО В период между сес­сиями Генеральной конференции. Он состоит изпредставителей 51 государства, избираемых на четы­ре года на основесправедливого географического рас­пределения. Административно-техническиефункции выполняет Секретариат во главе с генеральным ди­ректором, назначаемымна шесть лет.Всемирная организация интеллектуальнойсобственности (ВОИС)
Учреждена в 1967 г. на состоявшейся в Стокголь­меконференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о созданииВОИС вступила в силу в 1970 г. Специализированное учреждение ООН с 1974 г.Штаб-квартира находится в Женеве.
Цель организации - содействовать охране интел­лектуальной собственности во всем мире,способство­вать претворению в жизнь международных соглаше­ний в этой сфере,осуществлять административное управление различными союзами в области охраныинтеллектуальной собственности, не нарушая их ав­тономии.
Высшими.органами ВОИС являются Конферен­ция, в которую входят все государства – членыВОИС, и Генеральная ассамблея, состоящая из тех государств-членов, которыеявляются также членами Парижского или Бернского союзов.
Координационный комитет состоит -из 47 госу­дарств — участников Конвенции 1967 г, которые яв­ляются также членами исполкомовПарижского или Бернского союзов.
Имеется также административно-технический секретариат- Международное бюро во главе с гене­ральным директором.Организация Объединенных Наций попромышленному развитию (ЮНИДО)
Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17ноября 1966 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. В апреле 1979 г.Конференция по преоб­разованию ЮНИДО в специализированное учрежде­ние принялаУстав ЮНИДО, который вступил в силу в 1985 г., после чего ЮНИДО стала специали­зированнымучреждением ООН. Местонахождение ЮНИДО — Вена (Австрия).
Целями ЮНИДО являются содействие промыш­ленному развитию развивающихсястран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установле­нии новогомеждународного экономического порядка.
Высшим органомявляется Генеральная конферен­ция, состоящая из всех государств-членов,очередные сессии которой созываются один раз в два года. Руководящим органомЮНИДО в перерыве между сессиями конференции является Совет по промыш­ленномуразвитию в составе 53 членов. Члены Сове­та избираются на четыре года. Своизаседания он проводит раз в год.Международный банк реконструкции иразвития (МБРР), Международный валютныйфонд (МВФ), Международная ассоциацияразвития (МАР), Международнаяфинансовая корпорация (МФК)
МВФ и МБРР были созданы на конференции в Бреттон-Вудсе(США) как специализированные уч­реждения ООН финансового характера. Фонд началфункционировать с 1945 г… Банк — с 1946 г. МФК была создана в 1956 г., а МАР — в 1960г. как фили­алы МБРР. Местонахождение — Вашингтон (США), у МВФ естьотделения в Париже и Женеве, у МБРР — в Париже и Токио.
Эти четыре организации тесно связаны друг с другом.Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами двух филиалов — толькочлены МБРР. В организациях применяется система взве­шенного голосования, прикоторой каждое государ­ство получает количество голосов пропорционально размерукапитала, вложенного в ресурсы организа­ции.
Цели Международного валютного фонда: коорди­нациявалютно-финансовой политики государств-чле­нов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платеж­ных балансов иподдержания валютных курсов.
Высший орган Фонда - Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по од­номуего заместителю от всех государств-членов. Созывается ежегодно на сессии.Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет в составе дирек­тора-распорядителяи 22 исполнительных директо­ров, избираемых на два года.
Цели МБРР -содействие реконструкции и раз­витию экономики государств — членов Банка, поощ­рениечастных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производстваи др.
Высший орган МБРР - Совет управляющих, орга­низованный на тех же началах, что и Советуправ­ляющих Фонда. Директора-исполнители образуют исполнительный орган Банка.Президент Банка ру­ководит штатом его служащих.
МАР и МФК, являющиеся филиалами Банка, со­зданы длясодействия развивающимся странам. У них те же органы, что и у Банка.Продовольственная и сельскохозяйственнаяорганизация ООН (ФАО)
Создана в 1945 г. на конференции в Квебеке (Ка­нада).
Цель Организации - улучшение питания и повы­шение уровня жизни, повышение продуктивностисельского хозяйства, улучшение системы распределе­ния продовольствия и др. Приосуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельс­коехозяйство, сохранению природных ресурсов, со­здает специальные программы всферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственнойпрограммой.
Органы ФАО: Конференция в составе всех членов;
Совет — руководящий орган ФАО в период между сессиямиКонференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе сгенеральным дирек­тором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия).Международный фонд сельскохозяйственногоразвития (ИФАД)
Учрежден в 1976 г. на конференции ООН. Согла­шение осоздании ИФАД вступило в силу в 1977 г. Штаб-квартира находится в Риме(Италия).
Цели Фонда -оказание всесторонней помощи в развитии сельского хозяйства развивающимся стра­нами мобилизация дополнительных средств для это­го. Членами Фонда являютсятри категории госу­дарств: развитые страны-доноры (страны — члены Организацииэкономического и социального развития -ОЭСР); развивающиеся страны-доноры(страны-чле­ны Организации стран — экспортеров нефти -ОПЕК); другиеразвивающиеся страны.
Органы ИФАД: Совет управляющих в составепредставителей всех государств-членов, причем каж­дая из трех категорий членовимеет равное количе­ство голосов; Исполнительный совет в составе 18 членов,избираемых Советом управляющих на 3 года; президент Фонда, назначаемый Советомуп­равляющих сроком на 4 года.Программа развития ООН (ПРООН)
Создана на основании резолюции Генеральной Ас­самблеиот 22 ноября 1965 г. путем объединения Расширенной программы технической помощиООН и Специального фонда. Местонахождение — Нью-Йорк (США).
Цель Программы — оказание помощи развиваю­щимся странам в деле их национальногоразвития. Программа финансируется за счет добровольных взносов. Общееруководство Программой осуществля­ет Совет управляющих, состоящий из 48 членов,избираемых ЭКОСОС. Возглавляет ПРООН админис­тратор, который назначаетсяГенеральным секретарем ООН после консультаций с Советом управляющих; егоназначение утверждается Генеральной Ассамбле­ей ООН.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15декабря 1972 г. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Цель Программы- налаживание сотрудничества в деле защиты и улучшения окружающей среды.Руководящим органом Программы яв­ляется Совет управляющих, состоящий изпредстави­телей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей на 4 года.Совет с 1989 г. проводит оче­редные сессии в нечетные годы. Учреждены Секре­тариати Совет по координации деятельности в области окружающей среды. Оба органавозглавля­ются директором-исполнителем ЮНЕП, избираемым ^Генеральной Ассамблеейпо рекомендации Генераль­ного секретаря ООН. Для финансирования Програм­мысоздан добровольный фонд ЮНЕП.Региональныемеждународные организации
Наряду с универсальными международными организациямисуществуют региональные, членами которых являются государства определенногогеогра­фического района. Объектом деятельности таких организаций могут бытьвопросы в рамках регио­нального сотрудничества: совместная безопасность,экономическая, социальная, культурная и другие сферы.
В гл. VIII, IX Устава ООН предусмотрены усло­вияправомерности создания и деятельности регио­нальных организаций безопасности.
Среди значительного числа разнообразных регио­нальныхорганизаций выделяются организации общей компетенции, такие как Организацияафриканского единства. Организация американских государств. Со­дружествоНезависимых Государств и др.Правосубъектностьучастников международных отношений
1. Устав ООН и другие международно-правовые актыпризнают международную Правосубъектность народов.
Практика международных отношений свидетель­ствует отом, что народ (нация) имеет специфичес­кую правоспособность, ограниченнуюрамками права на самоопределение. Национальные образования в системе ООН имеютспециальный статус — ассоции­рованных членов или наблюдателей. Их положениеотличается от статуса государств-членов ограничен­ным объемом прав. В то жевремя специальный ста­тус  позволяет  народу,  не  имеющему своейгосударственности, участвовать в международных от­ношениях, реализуемых черезмеждународную орга­низацию, и оказывается удобным каналом для осуществленияправа наций на самоопределение.
2. Устав ООН (ст. 3 и 4) определяет в качествеполноправного члена организации суверенное государ­ство.
3. Особым правовым статусом в системе ООН обладают международныенеправительственные орга­низации - международные объединения нацио­нальныхгрупп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международномусотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной ииных областях человеческой деятельнос­ти. К ним относятся, например. Всемирнаяфедерация профсоюзов. Международная амнистия, Пагуошский комитет и т.д.
Их правовой статус закреплен в нормах междуна­родногоправа и имеет свою специфику:
·    многие МНПО имеют соглашения оналичии кон­сультативного статуса в самой Организации Объе­диненных Наций и вее специализированных учреждениях;
·    статус МНПО дает ей возможностьучаствовать в международном общении, протекающем в систе­ме ООН;
·    МНПО не обладают правом голоса, невыступают на пленарных заседаниях высших органов между­народных организаций и т.д.;
·    МНПО участвуют в работе всехорганизаций и органов системы ООН практически на равных с официальнымиделегациями государств: предла­гают проекты договоров и конвенций, участвуют вих обсуждении, контролируют их соблюдение после принятия и т.д.
·    организации системы ООН оказываютматериаль­ную и техническую помощь не только государ­ствам-членам, народам,имеющим статус наблюда­телей, но и международным неправительственныморганизациям;
·    организации системы ООНпредусматривают, что к МНПО, не выполняющим своих обязательств передорганизацией или нарушающим нормы об­щего международного права, применяются меж­дународно-правовыесанкции.
4.Физическое лицо (индивид) в системе ООН об­ладает международными правамии обязанностями в трех аспектах:
·    как должностное лицо;
·    как лицо, сотрудничающее сорганизацией;
·    как лицо, получающее защиту оторганизации.
Правосубъектность и правоспособность индивида получилизакрепление в различных международно-правовых документах: уставах международныхорганизаций, решениях и резолюциях высших органов международной организации.Система ООН имирное разрешение международных споров
Учредительные документы межправительствен­ныхорганизаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров,так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. В отношениимежгосударственных конфликтов Органи­зация Объединенных Наций выполняет двефункции:
а) помогает спорящим сторонам найти мирное ре­шение;
б) принимает меры к прекращению военного кон­фликта.
В ст. 33 Устава ООН выделяются две группы мирныхсредств разрешения международных споров:
·    усилиями спорящих сторон;
·    с участием третьей стороны.
К мирным,средствам согласно данной статье от­носятся:переговоры, посредничество, судебная и арбитражная процедуры, иные средстваурегулиро­вания разногласий, принятые в международной практике.
Практика межправительственных организаций системы ООНпозволяет выделить две разновидности переговоров — консультации и обменмнениями.
Консультации -наиболее распространенное сред­ство (метод) участия межправительственных органи­зацийв переговорном процессе.
Наряду с участием в переговорных процессахмеждународные организации системы ООН принима­ют активное участие в расследованииспорных ситуаций.
Процедура расследования протекает чаще всего в двухформах:
а) расследование ситуации администрацией меж­дународногоучреждения — чаще всего ее руководи­телем;
б) расследование обстоятельств спора с помощьюспециального органа, создаваемого организацией, международной   следственной  комиссии,   международной комиссии по установлению фактов, меж­дународнойкомиссии по расследованию и т. д.
Посредничествоявляется методом урегулирова­ния международных споров, при котором третьясторона вмешивается в этот спор, с тем чтобы прими­рить спорящие стороны, выдвигаясвои собственные предложения по взаимоприемлемому компромиссно­муурегулированию.
Примирениекак средство разрешения междуна­родных разногласий предусматривает передачуспора на рассмотрение согласительной комиссии. Данная процедура сочетает в себекак элемент расследова­ния, так и элемент посредничества.
К методам разрешения межгосударственных раз­ногласийследует отнести передачу спора для вынесе­ния решения в политический илинесудебный орган какой-либо международной организации. Государства могутдоговориться, что решения этого органа будут носить обязательный илирекомендательный харак­тер.
Отказ от мирного разрешения международных споров можетрассматриваться как серьезное между­народное правонарушение, влекущеемеждународно-правовую ответственность, воплощающуюся в примене­ниимеждународно-правовых санкций, под которыми следует понимать все меры охранымеждународного правопорядка, закрепляемые в нормах международ­ного права,носящие принудительных характер и применяемые в случае правонарушений к государ­ству.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.