Реферат по предмету "Психология"


Основные этапы развития психологии

Технологический институт
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа
по дисциплине «Инженерная психология»
на тему «Основные этапы развития психологии»

2008

Содержание
О развитии психологической науки(довундтовский период)
Вильгельм Вундт и развитиесовременной психологии
Феноменологическая и метафизическаяпарадигмы в психологии
О становлении отечественнойпсихологии (советский период)

О развитии психологической науки (довундтовский период)
Становлениепсихологического знания имеет длительную историю. Возникновение его элементовследует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервыеосознал, что он существенно отличается от всего другого в окружающем мире.
Вформировании научной психологической идеи (для европейской психологии) наиболееяркую роль сыграли философы и философские школы Древней Греции (например,Милетская и Эфесская). Один из тезисов ученых этих школ: душа выделяется изматериальных явлений, но материальное и духовное едины по своей первооснове(первоматерии). Первоматерия связывалась с одной из стихий (воздух, вода,огонь). Гераклиту (530-470 гг. до н. э.) душа как особенное огненное начало ворганизме обязано названием «психея». Психологическая идея всегда была в центреразвития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качествеодного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона,Аристотеля. Развитие философии на протяжении последующих веков сыграло важнуюроль в становлении психологического комплекса знаний.
До нашихдней дошли разработки врача-философа древности Гиппократа, который, основываясьна смешении жидкостей организма, представил четыре типа темперамента человека:сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Хотя сегодня функциональныемеханизмы, положенные в основу гиппократовской классификации, не могут бытьприняты, определения типов остались и действительно отражают темпераментныеособенности человека.
Однаковместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в областиестественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений оборганизме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все болеевыявлялось />/>противоречие философского психологического знания одуше и естественнонаучного знания о человеке. В то же время ни философскаяпсихология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить навопрос, как снять это противоречие.
Этаобъективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала разрешения.Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной исоциальной жизни. Разрешение кризисной ситуации имело важнейшим следствиемвыделение психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов и средств.Начало становления психологии связано и с пересмотром позиций относительнопредмета этой науки. Большую роль здесь сыграли немецкие ученые, вплоть дозакрепления термина «психология» за определенной областью знания. Однако толькодеятельность В. Вундта сыграла решающую роль в обретении психологией статусасамостоятельной науки.
Вильгельм Вундт и развитие современной психологии
Дляобретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание в1879 г. в Германии, в Лейпцигском университете, первой в мире лабораторииэкспериментальной психологии. В личности В.Вундта как бы сконцентрировалисьобъективные противоречия науки, породившие кризисную ситуацию в области знаний очеловеке. Действительно, В.Вундт получил медицинское образование, сначалаработал в области физиологии, а затем в области философии. Может быть, поискпутей разрешения противоречий своего собственного знания сыграл не последнююроль в том, что психология была определена как наука о сознании человека,которое должно изучаться экспериментально. В качестве основногоисследовательского метода был избран метод интроспекции, т.е. организованногопо специальным правилам самонаблюдения. Цель исследования — получение данных оструктуре сознания через выделение «чистых» его элементов. В короткое времябыла создана экспериментальная база, организован выпуск психологическогожурнала, было положено начало периодическим форумам психологов мира — проведению международных психологических конгрессов. В вундтовском институте (вкоторый была преобразована лаборатория) образовалась международная школаподготовки профессиональных психологов, обеспечившая возможность формированиямировой организационной структуры психологической науки. Научное направление школыВ.Вундта получило название структурализма. Оно интенсивно развивалось еще почтиполвека, особенно в США (Э. Титченер).
Становлениепсихологии активизировало научный поиск не только в направлении структурализма.Почти в тот же временной период в США развивается направление, получившееназвание функционализма. Начало ему было положено В.Джемсом. Основные позициифункционализма отражают движение психологической мысли не только в направлениирасширения описательно-объяснительных возможностей, но и возможностей решенияпрактических задач. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в качествеисследовательских методов использовалась не только интроспекция, но также инаблюдение, и анализ результатов деятельности. Психология определялась какнаука о деятельности сознания. Сознание представляет собой неделимоединамическое целое (поток); оно связано с телесными условиями; процессысознания обеспечивают адаптацию человека к новому; психические операции ителесная активность обеспечивают связь с внешней средой в качестве инструментаудовлетворения потребностей; сохранение жизненного опыта и его оценканеобходимы для саморегулирования поведения.
Активизацияпсихологической мысли, особенно в связи с запросами сферы труда, имеларезультатом то, что в конце XIX в.в США возникло новое научное направление в психологии — бихевиоризм. Оносыграло исключительную роль в развитии психологической науки, ееэкспериментальных методов и связей с практикой. Возникновение этого направлениясвязано с именами Э.Торндайка и Д.Уотсона. Основная концепция этого направлениябазировалась на том, что предметом психологии является не сознание и недеятельность сознания, а поведение. Поведение выражается в тех или иных по/>/>/>ступках, действиях, реакциях и зависит от внешнеговоздействия (стимула). Можно сопоставлять характеристики стимула ихарактеристики поведения. Задавая определенные характеристики стимула, можнополучить планируемый эффект и, если необходимо, закрепить эту связь. Выявлениевнутренних, собственно функциональных психологических механизмов не требуетсядля установления зависимостей «стимул — реакция». Концепция бихевиоризмапродолжает развиваться и в наши дни. Она получила подтверждение и признание впрактике организации трудовой деятельности, обучения и психотерапии.
Движениепсихологической мысли, исходя из логики познания, должно было осуществляться ив направлении познания глубинных функциональных механизмов психики.Действительно, на рубеже XIX — XX вв. возникло новое научноенаправление, получившее название психоанализа. Оно утвердило пониманиепсихологии как науки не только о сознании, но и о бессознательном. Венскийпсихиатр и психолог З.Фрейд предложил концепцию, согласно которой:
1.  Психическое существует каксознательное, предсознательное и бессознательное. Психическое организовано вличностную структуру — «Ид [оно] — Эго [я] — Суперэго [сверх-я]». «Ид» включаетпсихические формы, которые никогда не были сознательными, а также формы,вытесненные из сознания. Вытесненный материал способен влиять на психическуюдеятельность. «Ид» — резервуар психической энергии. «Эго» — психика, связаннаяс внешним миром. «Эго» развивается из «Ид» по мере становления личности. «Эго»управляет «Ид» в отношении приемлемости удовлетворения потребности. «Суперэго»развивается из «Эго». Осуществляет цензуру поведения и мыслей и хранениесоциальных норм через функциональные механизмы совести, самонаблюдения иформирования идеалов.
2.  Существует психическая энергия,которая реализуется в личностной структуре. Существуют побуждающие силыудовлетворения потребностей — энергия либидо и агрессивная энергия.Функциональные механизмы личностной структуры стремятся обеспечить динамическоеэнергетическое равновесие и перераспределение психической энергии на целидуховной и интеллектуальной жизни. Сон и сновидения выступают как факторы,способствующие сохранению энергетического равновесия. Факторами нарушенияэнергетического равновесия являются следующие:
а)тревожность, вызванная неудовлетворенной потребностью;
б)фиксация, означающая удовлетворение потребности способом, не соответствующимстадии психосексуального развития.
/>Возможно, это положение втеоретическом построении З.Фрейда послужило отправной точкой для разработки К.Юнгомконцепции коллективного бессознательного. Коллективное бессознательноесодержит, по Юнгу, психический материал, не возникающий в личном опыте.
Психоаналитическаяконцепция стала знаменательным событием в мировой науке. Ее развитие связано стакими именами, как К.Юнг (коллективное бессознательное), А.Адлер(индивидуальная психология) и др. В наше время психоаналитическая концепцияостается одной из основных в психологии личности, а психоанализ — одним изосновных методов психотерапии.
Историямировой психологии насыщена концепциями, также сыгравшими существенную роль вее становлении и развитии (ассоциативная психология, глубинная психология,гештальт-психология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология идр.). Однако структурализм, функционализм, бихевиоризм и фрейдизм создалифундамент научной самостоятельности психологии с символом вундтовской школы. Вних прослеживается общая динамика познания: от структуры к функции; от внешнихпроявлений к внутренним причинам. Именно в этих концепциях, в вундтовскойпотенциально, а в других реально были осуществлены связи с практикой в сферахобучения, труда и лечения. Таким образом, были заложены основы практическойпсихологии, сыгравшей затем решающую роль в развитии психологии как науки.Мировая психология в целом интенсивно развивалась в различных направлениях.Одним из приоритетных направлений становится познание личности и социальнойсферы проявления ее активности. Вместе с тем интенсивно проводятся исследованияпо поиску физиологических коррелятов психического, в том числе связанных свозрастом и полом человека. Одновременно идет процесс специализациипсихологического знания применительно к сферам общения и социальноговзаимодействия, трудовой деятельности, образования, воспитания, здоровья.Разрабатываются методы психологической диагностики и оценки, а также активныеметоды психологии, предполагающие психологическое воздействие с целью полученияположительного для человека результата. Надо отметить, что продолжаются, хотя иоказываются оттесненными как бы на второй план, исследования души, духа, духовности.
Естественно,что развитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности,имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественнойпсихологии.
Психологическаяидея духовного начала в человеке и бессмертия души в российском научном знаниитакже развивалась, главным образом в трудах философов и богословов. Иной взглядна психику, взгляд физиолога, был предложен И.М.Сеченовым в «Рефлексахголовного мозга» (1863 г.). В укреплении позиций рефлексологической идеи иактивизации исследований в области психологии важную роль сыграла и первая вРоссии лаборатория экспериментальной психофизиологии Казанского университета.Экспериментальная психология была одной из главных исследовательских программ этойлаборатории. Организовал лабораторию в 1885 г. В. М. Бехтерев вскоре послесвоего возвращения из Лейпцига, где ознакомился с деятельностью школы В.Вундта. В лаборатории экспериментальной психофизиологии началась реализациятворческих планов В. М. Бехтерева, которые затем нашли воплощение ворганизованном им институте по изучению проблем мозга и психическойдеятельности. В. М. Бехтеревым в одном из фундаментальных трудов — «Объективнаяпсихология» — была сформирована концепция психологии как науки, использующейобъективные методы. Была предложена и программа развития психологической науки.В своем понимании психики и психического В.М.Бехтерев исходил из принципиальныхсеченовских положений. В это же время всемирное признание получили работы И.П.Павловапо условным рефлексам. В итоге трудами И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павловав отечественной психологии был утвержден приоритет рефлексологического подхода.Это имело немаловажное значение для развития всей мировой психологии.
Феноменологическая и метафизическая парадигмы в психологии
Цельпоследующих рассуждений состоит в том, чтобы приблизиться к задаче освобождениянаучного мышления в психологии от догм и договоренностей, появившихся илиимеющих вероятность появиться в результате принятия той или иной парадигмы.
Знаниесодержания своего сознания и знание о том, что данное держание сознанияпереживается, есть, безусловно, достоверное явление, не имеющее примесидогматических наслоений. Это знание непосредственно совпадает со своимпредметом, является простым созерцанием своего предмета. Пока не нарушено этонепосредственное тождество между сознанием и его предметом, мы находимся напочве без условной достоверности и не можем ошибаться. Данность сознания, какпервоначальный факт, который просто непосредственно наблюдается, не может вызватьвозражений.
Всесодержание сознания разделяется самим же сознанием на два класса. Элементыодного класса идентифицируются сознанием, как внешние по отношению к нему инезависимые от него. Элементы другого класса — как внутренние элементы сознанияи зависимые от него. Другими словами, одни элементы содержания сознания самимже сознанием объективируются, идентифицируются как принудительно данныесознанию, внешние по отношению к нему объекты. Другие — субъективируются,идентифицируются сознанием как внутренние элементы, принадлежащие сознанию,порождаемые им, зависимые от него. Такое представление содержания сознаниядвумя классами вызывает искушение довериться этому разделению и придатьобъективированной части содержания сознания статус объективной реальности. Нокак только мы поддадимся этому искушению, так сейчас же теряется безусловнаядостоверность нашего знания, открывается возможность ошибок и законноеоснование для всяких сомнений. Достоверность теряется как минимум по двумпричинам:
1.  В содержании сознания нетнепосредственного признака для различения, где дана только внутренняяобъективированная реальность, а где объективная реальность, пусть дажепоследняя и представлена в сознании.
2.  Непонятно, как сознание, со своимипсихическими процессами, состояниями и содержанием, может достоверно постигатьобъект, который находится за пределами психического, откуда можно знать, притомзнать достоверно, что вообще есть нечто, которое в качестве объектапротивостоит сознанию.
Когда жерефлексия поддается искушению и все же принимает безусловную внутреннююдостоверность содержания сознания, объективированного сообразно алгоритмамсамого же сознания, за объективную реальность, придает своемуобъективированному содержанию статус объективной реальности, тогда мы попадаемв ситуацию, Де могут происходить ошибки суждений по поводу объективного знания.
Аналогичныерассуждения справедливы и по отношению к такому безусловному факту внутреннейреальности, как «я», в случае, когда мы объективированному «я» придаем статусобъективной индивидуальности. Рассуждения остаются справедливыми по отношениям к«я», несмотря на то, что между «я» и остальными содержаниями сознания, скоторыми оно соотносится, есть принципиальное различие. Оно заключается в том,последние идентифицируются/> сознанием как многообразные, асопровождающее их всех «я» — как одно и то же. Но несмотря на то, чтовсевозможные содержания сознания соотносятся с одним и тем же «я», из этогоникак не следует, чтобы это «я» было не просто элементом содержания сознания, ачем-то большим. Разумеется, когда мы мыслим, мы не можем сомневаться в себе какмыслящем или в «я» как внутреннем условии мышления. Но ничто не мешает намусомниться в достоверности «я» как реальной, объективной индивидуальности. Издесь нет логического противоречия, ибо сомневающийся и предмет сомнениянетождественны между собой. Первый есть только постоянное содержание сознания,а второй — реальная, объективная индивидуальность. Начальным толчком, поводом ксомнению в достоверной реальности дорогого нам «я» как объективнойиндивидуальности, к подозрению, что оно есть не более чем обычный результатобъективации, служит его неразрывная связь с остальным объективированнымсодержанием сознания. Объективная реальность «я» не может иметь большую достоверность,чем «они», так как «я» по самому содержанию неотделимо от «них». С устранениемвсех этих фактов как сомнительных с точки зрения методического сомнения Декартав «я» как объективной реальности не остается ничего несомненного, а, следуяметодическому сомнению, дающему, как полагают, незыблемость основанию любойнауки, сомнение в реальности объективированных фактов должно допускатьсянеограниченно. Сомневаться нельзя только в наличной действительности сознания,в факте как таковом, в том, что дано. Осознаваемо присутствие ощущений, мыслей,чувств, желаний, следовательно, они существуют как таковые, как сознаваемые,или как содержания сознания сознающего, но не более. Никто не может сомневатьсяв том, что «я» сознается, когда оно им сознается. Но возникает вопрос: что жетакое есть «я»? Исчерпывается ли оно этим своим являемым внутренним бытием,относительно которого нет сомнения?
Психологиякак естественная наука не может ответить на этот вопрос, так какестественнонаучная парадигма принципиально игнорирует вопрос, каковадействительно реальность, независимая от нас, дана ли она нам хоть в какой-томере или нет. За объективную реальность, просто по согласию большинства,догматически, признается объективированное содержание сознания. Задачаестественной науки сводится исключительно к тому, чтобы насколько возможноточно и просто описывать картину мира объективированного, транссубъективного,сравнительно одинаково представленного в содержании сознаний всех людей. Отсюдаполучаем апорию: в рамках естественнонаучной парадигмы невозможно сделать выводо реальности субъекта и объекта психологии, что делает психологию сестественнонаучной парадигмой только виртуальной, конвенциальной наукой, хотя,разумеется, несмотря на все вышесказанное, имеющей ценные приложения. Но вчеловеке все-таки есть стремление именно к подлинному, достоверному знанию,которое отлично от лишь правдоподобного, хотя, может быть, и полезного. Жить идействовать мы, разумеется, вынуждены независимо от того, достоверно или лишь правдоподобнонаше знание, приходится пользоваться тем инструментом, который имеется подрукой. Но как свойственно природе человека желание жить, опираясь надостоверные положения, необходимые и аподиктические, имеющие принудительныйонтологический, а не социологический, конвенциальный характер. А существуют лиабсолютно достоверные, аподиктические положения? Стоит ли пытаться выбраться изпривычной, хотя и не очень-то обнадеживающей, естественной парадигмы? Возможноли это? По крайней мере, путь в область аподиктического, абсолютно достоверногознания, Декарту проложить удалось. В результате проведения им процедурыметодического сомнения выяснилось, что область несомненного все-такисуществует. Но несомненным является только внутренняя реальность, только она итолько в этом качестве существует аподиктически. Отсюда следует, что способомдостижения аподиктического знания является рефлексия, только рефлексивным путеммы можем добыть абсолютно достоверное знание. Разумеется, отнюдь не всеположения, полученные рефлексивно, абсолютно достоверны, однако их достаточномного для того, чтобы заложить прочную аподиктическую базу в основу остального,менее достоверного, знания.
Рефлексияпоказывает, что всякий акт сознания, направленный на какой-нибудь объект, интернационален.При этом сознанию неважно, существует ли данный объект независимо от него.Сознанию важно, что как элемент содержания сознания объект существует, и притомаподиктически. Чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о таких объектах, ихпринято называть интенциональными объектами, или феноменами, а сознание — трансцендентальным «я». Область трансцендентального «я» оказываетсябеспредельно широкой. В нее входят, разумеется, в качестве феноменов, природноепространство и природное время, и сама природа, и обитающие в ней люди, весьмир человека. Все это в качестве феноменов трансцендентального «я» существуетуже не проблематически, а несомненно, и аподиктически.
Рефлексияпоказывает, что переживание мироздания как трансцендентального «я» ипереживание мироздания как объективной реальности определяется двумя различнымиустановками сознания, или предетерминациями: феноменологической, илитрансцендентальной, и естественной, или трансцендентной. Именно естественнаяустановка представляет сознанию объект существующим независимо от него. Объекткак бы отъединяется от соотнесенного с ним субъекта. При этом начинают говоритьо независимых материальных объектах, об объективном мире, в который они входят,о том, что объекты существуют сами по себе, даже если их никто не видит, не слышити о них не думает. Естественная установка свойственна человеку от рождения иналичествует у нас до тех пор, пока мы не осуществим процедуру методическогосомнения. После осуществления процедуры методического сомнения мы приобретаемфеноменологическую, или трансцендентальную, установку. Известны два вариантапроцедуры методического сомнения: декартовский и его модификация — гуссерлевский, получивший наименование феноменологической, или />/>/>трансцендентальной, редукции.Процедура методического сомнения, или феноменологической редукции, заключаетсяв том, что восстанавливается разорванная естественной установкой сознаниянеразрывность в сознании пары понятий «субъект» — «объект», но при этом объектпопадает в полную зависимость от субъекта, становится составной его частью.Доведенная до конца процедура сомнения обеспечивает приобретениефеноменологической установки сознания. Приняв феноменологическую установку, мыимеем дело только с интенциональными объектами. При этом «я» в собственномсмысле слова, или «субъективная часть» трансцендентального «я», — это то,откуда исходит направленность сознания на объект плюс сама эта направленность.Оставшаяся часть трансцендентального «я» — это «объективная часть». Поэтомуможно говорить о субъективном и объективном полюсах актов сознания. Субъект внекотором отношении может быть объектом, иметь «объектную часть», посколькусуть самонаблюдения, рефлексии в том и состоит, что субъект превращает себя вобъект изучения, которое сам же и производит; происходит то, что называетсяобъективацией. Объективация происходит при любой установке сознания,предетерминации, но разные предетерминации дают разный статус объективированнымобъектам.
Послепроведения процедуры методического сомнения или осуществленияфеноменологической редукции выясняется, что, несомненно, аподиктическисуществует лишь одно мое трансцендентальное «я». Неужели все, за исключениеммоего трансцендентального «я», существует только проблематически? Неужели нетничего аподиктически существующего за пределами моего трансцендентальногосубъекта? Гуссерль для преодоления трансцендентального солипсизма рассуждаетследующим образом. Среди феноменов, составляющих мир объектов моеготрансцендентального «я», я замечаю наличие множества психофизических структур,аналогичных моей психофизической структуре, в свою очередь являющейся одним изфеноменов моего трансцендентального «я». Так как моя психофизическая структурапредставляет собой своеобразную «проекцию» моего трансцендентального субъектана мир феноменов, то я при помощи аналогизирующей апперцепции усматриваю, чтоза другими психофизическими структурами тоже стоят другие трансцендентальныесубъекты, существующие независимо от моего. Трансцендентальные субъекты немогут непосредственно сообщаться друг с другом, каждый из них имеет свойзамкнутый мир феноменов. Я могу воспринимать только феномены собственного мира,но не могу непосредственно воспринимать феномены, составляющие миры другихтрансцендентальных субъектов. Чужие феномены не могут быть моими феноменами. Вэтом смысле каждый трансцендентальный субъект представляет собой монаду безокон. Однако опосредованно они общаются, одним из главных средств общения монаддруг с другом является язык.
Трансцендентальныесубъекты имеют общий для всех них мир интенциональных объектов,интерсубъективный мир. Наполняющие его объекты не являются независимыми от трансцендентальныхсубъектов. Они образуются в результате общения трансцендентальных субъектов ипредставляют собой феномены, о которых трансцендентальные субъекты могут говоритьдруг с другом, благодаря которым и относительно которых они могут предприниматьсовместные практические действия.
Следуетзаметить относительно методического сомнения, что оно удовлетворяет одному изосновных требований, предъявляемых к методу как основоположниками учения ометоде Бэконом и Декартом, так и их последователями: результаты, полученные спомощью методического сомнения, поддаются универсальной проверке. Любойтрансцендентальный субъект может лично осуществить умственный эксперимент,состоящий в том, чтобы подвергнуть сомнению все, в чем только можно усомниться.По завершении эксперимента он сам сможет убедиться в том, что являетсясомнительным, а что сомнению не подлежит.
Всякийтрансцендентальный субъект представляет собой уникальную личность, но имеется иобщая для всех трансцендентальных субъектов сторона их существования. Имеютсяопределенные свойства и качества, структуры и механизмы организации,свойственные всем без исключения трансцендентальным субъектам. Всеобщие моментыстроения трансцендентального «я» требуют дальнейшего изучения, так как вобласти трансцендентального «я» остается много неисследованного.
Общиммоментом для всех трансцендентальных субъектов является то, что онииндивидуальны, каждый из них — монада в лейбницевском смысле слова, т.е.воспринимает мир по-своему, в собственной, не совпадающей ни с чьей другойперспективе. Мир трансцендентального «я» имеет «центр», субъективный полюс. На«периферии» располагаются интенциональные объекты, образующие объектный полюстрансцендентального «я». Если считать, что субъектный полюс — это «я» попреимуществу, то интенциональные объекты окружают «центр» «концентрическимиокружностями». Концентрическое строение имеет и сообщество монад. Центральнаямонада — это трансцендентальное «я», рассматривающее сообщество монад, ононаходится в центре сообщества. На периферии находятся другие монады — другиетрансцендентальные «я». Есть изначальный, примордиальный слой феноменов, этофеномены, доступные нам непосредственно. На этом уровне другие трансцендентальныесубъекты даны нам только как примордиальные феномены. Интерсубъективныйуровень, на котором нам уже известно посредством аналогизирующей апперцепции отрансцендентном существовании других трансцендентальных субъектов, как бынадстраивается над примордиальным. Все данные о нем вырастают из данных,полученных на изначальном, примордиальном, базисном уровне феноменологическогоопыта. В примордиальном слое феноменов всякий интенцио-нальный объект состоитиз двух компонентов: индивидуального и универсального. Правда, бывают объекты,в которых индивидуальная сторона отсутствует, таковы чисто универсальные, илиидеальные, объекты, как, например, число, треугольник, красота как такая и т.п. Индивидуальная сторона объектов может быть дана мне />/>/>/>/>двумя способами: посредством чувственного восприятия ипосредством воображения. Универсальная же сторона объектов непосредственнодается мне при помощи чистого рационального усмотрения, при помощи того, чточаще всего именуется интеллектуальной интуицией. Рефлексия различает два видаинтеллектуальной интуиции: категориальную и идеирующую. При помощикатегориальной интуиции охватываются отношения таких понятий, как тождество иразличие, часть и целое, больше и меньше, равенство и неравенство и т. п. Припомощи идеирующей интуиции непосредственно получаются всевозможные виды и роды.
Всодержании сознания явно присутствует требование выйти за пределы исследованиятолько объективированного мира, присутствует искание чего-то более прочного иверного, соответствующего желанию жить сообразно истинному добру, коренномуединству между добром и истиной.
Итак,есть наличная действительность сознания, и в нем же есть явное требованиепознания истины. Посмотрим, куда стремление к истине нас приведет.
О становлении отечественной психологии (советский период)
 
ПослеОктябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психологияпродолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой.Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологиихарактеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес ксоциально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новыенаправления. В области психологии трудовой деятельности, например, возникаетодно из направлений практической психологии — психотехника, в областипсихологии обучения — педология, в области общей психологии — реактология ит.п.
Однако всоветское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласноофициальной установке только таким путем могло быть достигнуто истинно научноепсихологическое знание, только так будут, безусловно, обеспечены передовыепозиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазнойпсихологией… Претворение в жизнь официальной установки потребовало активногоприменения административных методов. Наиболее сокрушительные ударыотечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «Опедологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.), а затем в связи сОбъединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наукСССР, посвященной Павловскому учению (1950 г.).
К концу50-х — началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведенароль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплексапсихологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически этоозначало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основныепсихологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены.Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферыпрактической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопрекиобщей губительной направленности административно-идеологического управленияразвитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологовбыли сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопленияпотенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того,учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л.Рубинштейн,Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.Ц.Пуни,Д.Н.Узнадзе, П.И.Зинченко и многие другие выдающиеся ученые.
Всоветский период отечественными учеными было выработано определение психологиикак науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определениепсихики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теорииотражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозгаотражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического;физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует каксубъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такиеисходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данныхэкспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностямсамого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремлениевыйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Идеяпсихологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека ичеловеческого общества в интеграции с историей человечества и развитиемВселенной, явственно прозвучала в 1968г. С выходом в свет книги Б.Г.Ананьева«Человек как предмет познания» эта идея получает все большее признание. Так,например, В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев (1995г.) рассматривают психологиючеловека как психологическую антропологию и говорят о духовности как о самойглубинной сути человека.
Пусковыммоментом движения отечественной психологии на качественно новый уровень сталирезко возросшие потребности практики в данных о психике человека(характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляцииповедения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организациидеятельностной сферы общества. Естественно, что наиболее остро эти потребностипроявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексноймеханизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческогофактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектированиятехнических устройств. Иными словами, психология была востребована системойпроизводительных сил общества применительно к одному из своих главных элементов— технике. Начало «прорыва» психологии в производство было положено впсихологической школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г.Ананьевым.В 1959 г. Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г.Ананьева, былаобразована первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначальноназывавшейся лабораторией индустриальной психологии). Лаборатория подруководством Б.Ф.Ломова проделала огромную работу по становлению инженернойпсихологии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальныеисследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежностидеятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора припроектировании различных автоматизированных систем управления.Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальнуюпсихологию. Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии,объединяющим практически все возникшие лаборатории и научные группы этогонаправления по всей стране. Были установлены творческие связи с инженерными психологамиСША, ФРГ и других стран.
Б.Г.Ананьев(1907-1972 гг.) — выдающийся ученый-психолог, педагог и организатор науки.Начал свою деятельность в области психологии в институте мозга еще при жизни В.М. Бехтерева в качестве аспиранта. Автор фундаментальных научных работ потеории психологии, проблемам общей и педагогической психологии. По правусчитается основателем и руководителем ленинградской, теперь Санкт-Петербургской,психологической школы, в которой были воплощены многие бехтеревские идеи.Воспитал талантливых ученых. Инициатор создания факультета психологии вЛенинградском (Санкт-Петербургском) государственном 1 университете.
Б.Ф.Ломов(1927-1989 гг.) — выдающийся исследователь, педагог и организатор науки. Авторфундаментальных работ по теории и практике психологии, проблемам инженерной иэкспериментальной психологии. Научный руководитель множества аспирантских идокторских диссертаций. Основатель и руководитель отечественнойинженерно-психологической школы. Организатор первой отечественной лабораторииинженерной психологии, кафедры эргономики инженерной психологии, первый деканфакультета психологии (1966-1967 гг.) в Ленинградском государственномуниверситете. С 1971 по 1989 г- директор Института психологии АН СССР.
Многиепсихологи и инженеры прошли переподготовку в лаборатории- Ежегодно лабораториейпроводились конференции, симпозиумы, семинары. Она обеспечивала публикациюинженерно-психологических материалов, объем которых вряд ли был намного меньше,чем по всем остальным направлениям психологии. В стране началась подготовкаспециалистов по инженерной психологии, стала формироватьсяинженерно-психологическая служба. В целом роль лаборатории Б. Ф. Ломова дляразвития отечественной психологии сравнима, наверное, только с той ролью,которую сыграла в свое время лаборатория В.Вундта.
Активизацияпсихологической мысли и деятельности, вызванная инженерной психологией, имеларезонанс во всех психологических направлениях. В этом отношении наиболеевосприимчивым оказалось социально-психологическое направление, которое в отечественнойпсихологии только лишь еще намечалось. Потребности собственно производственнойсферы и всей социальной сферы уже не могли оставаться неудовлетворенными.Поэтому в инженерно-психологический «прорыв» включилась социальная психология,быстро сформировавшая широкое поле практической деятельности, что былоознаменовано созданием в Ленинградском государственном университете первой встране лаборатории социальной психологии.
Становление инженерной исоциальной психологии, расширения поля практического приложения и повышениеуровня психологических исследований показали значимость психологической наукидля жизни и деятельности общества. Естественно, должна была возникнуть ивозникла проблема психологических кадров, без решения которой психология не моглавыйти на качественно новый уровень.
Открытиев 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственныхуниверситетах создавало реальные предпосылки для развития психологии каксамостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальныйклассификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системыподготовки психологических кадров, расширение психологической подготовкиспециалистов разных специальностей и т.п.
Следующеезнаменательное событие для развития отечественной психологии — это освобождениеот идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразованийобщественно-экономического уклада. Отечественная психология получилавозможность развиваться в системе мировой психологии и использовать еепотенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку,обеспечения его деятельности и взаимодействия.
Прогресспсихологии прямо зависит от потребности общества в психологическом знании и егопрактической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развитиясфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.
Понятиедуховности с позиции сегодняшнего знания уже не представляется ни мистическим,ни просто образным выражением. Оно включает в себя смысл жизни, совесть, высшиенравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. Стало быть,духовность может изучаться, равно как и другие психические явления, с помощьюпсихологических методов. Наверное, есть основания говорить о духовности как обособой форме психического, производной от коллективного бессознательного ипсихического отражения действительности. Скорее всего, эта форма не имеетпрямых физиологических коррелятов, кроме энергетики. С учетом изложенногопсихология может, по-видимому, пониматься как наука о человеке, его духовнойсущности и психическом отражении в их развитии и во всем многообразии формпроявления.
Вструктуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область(общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психологияразвития, психология личности. психофизиология) и отраслевые дисциплины,связанные через свои практические приложения с различными областямичеловеческой жизни и деятельности. Это психология социальная, политичеекая,клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. Впсихологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы,психотерапии, реабилитации, консультирования.
В нашевремя психология представлена в мировой системе научного знания каксамостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные областидеятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Еепрактические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.

Списокиспользованной литературы
1. Аллахвердов В.М. Психология. /В.М.Аллахвердов, С.И. — М.: Проспект, 2005. — 752 с. — ISBN 5-482-00235-7.
2. Петровский А.В. Введение впсихологию / А.В.Петровский. – М.: Академия, 1995. – 496 с. – ISBN 5-7695-0001-8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.