Содержание
Введение
Анализдинамики рыночной ситуации
Определениеконкурентного статуса базовой фирмы
Определениеконкурирующих фирм
Обоснованиевыбора конкурентной стратегии базовой фирмы
Вывод
Литература
Введение
Целью данногорасчётно-аналитического задания является выявление и анализ динамики рыночнойситуации на примере рынка состоящего из 4 фирм. При выполнении данной расчётнойработы необходимо определить сектора, занимаемые данными фирмами по рыночнымдолям, по характеру изменения их конкурентной позиции. Кроме того, следуетопределить конкурентный статус каждой из предложенных фирм и установитьвозможные варианты развития событий в конкурентной борьбе.
По итогам произведённыхрасчётов, как вывод, по отношению рыночных долей базовой фирмы к остальнымфирмам следует определить диапазон изменения соотношения рыночных долей фирмы истепень остроты конкуренции на рынке и выяснить перспективы конкурентныхотношений между базовой фирмой и соперниками по рынку. Как итог следует выбратьнаиболее подходящую для базовой фирмы стратегию развития.
Необходимые входныеданные представлены в таблице № 1 согласно варианту индивидуального задания.
Таблица 1ИсходныеданныеСубъекты рынка услуг Ёмкость реализованной продукции, тыс. тонн Первый год Второй год Базовая фирма А 1500 700 Фирма Б 1200 1400 Фирма В 900 700 Фирма Г 1500 1300 Всего 5100 4100
Анализдинамикирыночнойситуации
Анализ ретроспективнойситуации на рынке даёт возможность смоделировать «стартовую» позициюбазовой фирмы и других фирм, оперирующих на рынке, и, позволяет установитьхарактер конкурентного поведения фирм в условиях повышения их деловойактивности в течение рассмотренного периода времени. Анализ ретроспективнойситуации на рынке начинаем с определения ёмкости реализованных фирмами ниш вцелом по рынку:
/>,
где /> и /> — ёмкость соответственнореализованной рыночной ниши и рынка услуг отдельных его субъектов; i– шифр фирмы.
/> тыс.тонн
Далее определяемрыночную долю каждой из фирм. Пример расчёта показан для фирмы А, результатырасчёта по остальным фирмам сведены в таблицу 2.
/>,
где i– шифр фирмы;
/>
Таблица 2 Анализретроспективной ситуации на рынке (первый заданный год)Субъекты рынка Ёмкость реализованных ниш фирм Рыночные доли фирм, % Базовая фирма (А) 1500 29 Фирма Б 1200 24 Фирма В 900 18 Фирма Г 1500 29 Рынок в целом 5100 100
Целью дальнейшегорешения является определение сектора рынка, к которому стремится каждая фирмаиз числа рассмотренных, что позволяет уверенно оценить степень силы ужезавоеванной этой фирмой рыночной позиции.
Задание решается поалгоритму, который предусматривает реализацию следующих шагов:
1.Значенияпоказателей рыночной доли фирмы расставляются в порядке увеличения и строитсяпоследовательность:
D1≤D2≤…≤Di≤…≤Dm,
где i– шифр фирмы (/>); Di– рыночная доля фирмы i.
DВ≤DБ≤DГ=DА;
18%(В) ≤24%(Б) ≤29%(Г)=29%(А).
При этом величина DВ=18%принимается далее в качестве минимального значения доли фирм, а величина DГ=DА=29%-в качестве максимального значения.
2.Находитсясреднее арифметическое значения рыночной доли фирм, оперирующих на рынке:
/>,
левее от которого,выявляются фирмы с более низкими, а правее с более высокими рыночными долями.
3.Рассмотреннаясовокупность фирм разбивается на два подмножества (/> и />) по правилу:
/>
Очевидно, что вподмножество /> попадаютфирмы, рыночная доля которых находится в интервале />, а вподмножество /> войдутфирмы с рыночной долей из интервала />.
Таким образом,получаем:
DВ 18%
DБ 24%
DГ>/> 29%>25%
DА>/> 29%>25%
/>
4.Процедура дифференциациифирм по рыночной доле продолжается теперь уже в рамках подмножеств/> и />. С этой цельюдля соответствующих интервалов изменения рыночных доль фирм /> и /> определяютсясредние арифметические значения/>
/>
/>
5.Фиксируютсяграничные значения показателя рыночной доли фирм для формирования секторов МI – МIV:
/>
18%;21%;25%; 29%; 29%
6.Фирмывсей рассмотренойсовокупности распределяются по секторам рынка по правилу:
/>
где:МI – фирмы – лидеры рынка;
МII – фирмы с сильной конкурентной позицией;
МIII– фирмы со слабой конкурентной позицией;
МIV – фирмы аутсайдеры рынка.
/>
На основе полученныхрезультатов формируется таблицу 3, в которой отражены рыночные позиции фирм суказанием для каждой соответствующего сектора рынка.
Таблица 3 Рыночныепозиции фирм в первый годСубъекты рынка Рыночная доля фирмы, % Секторы рынка Базовая фирма (А) 29
МI фирма – лидер рынка Фирма Б 24
МIII – фирма со слабой конкурентной позицией Фирма В 18
МIV – фирма аутсайдер рынка Фирма Г 29
МI фирма – лидер рынка
Исходя из полученныхрезультатов мы можем сделать некоторые выводы о начальной позициирассматриваемых фирм.
«Стартовая»рыночная позиция базовой фирмы (А) сильная, так как находится в секторе рынка МIи соответственно является лидером. Но по показателям рыночной доли базовойфирме А не уступает фирма Г, которая также является лидером на рынке, имеярыночную долю в 29%. Фирму Г можно назвать реальным конкурентом фирме А,который представляет для последней угрозу, так как их рыночные доли одинаковы.
Что касается остальныхдвух фирм Б и В, то это фирмы с более слабой позицией на рынке. Фирма Бобладает мелкими долями рынка, но действует, не покидая его. Её ролевой статусхарактеризуется зависимым конкурентным статусом и слабыми на данном рынкеконкурентными позициями. Фирма В является аутсайдером рынка.
Произведённый вышеанализ ситуации на рассмотренном рынке даёт представление о её состояниивначале заданного периода времени. Теперь нужно рассмотреть характер еёразвития на протяжении всего периода, для того, чтобы определить тенденциюизменения показателя рыночной доли фирм, которые оперируют на рынке, иопределить, как изменялись (улучшались, ухудшались) их рыночные позиции.
Алгоритм определенияпоказателей для анализа ситуации на рынке на протяжении всего периодааналогичен вышеизложенному алгоритму, поэтому основные результаты расчётовсводим в таблицы 4 и 5.
Таблица 4 Анализтекущей ситуации на рынке (за весь заданный период)Субъекты рынка Ёмкость реализованных ниш фирм Рыночные доли фирм, % Базовая фирма (А) 700 17 Фирма Б 1400 34 Фирма В 700 17 Фирма Г 1300 32 Рынок в целом 4100 100
Таблица 5 Рыночныепозиции фирм в конце периодаСубъекты рынка Рыночная доля фирмы, % Секторы рынка Базовая фирма (А) 17
МII – фирма с сильной конкурентной позицией Фирма Б 34
МI фирма – лидер рынка Фирма В 17
МIII – фирма со слабой конкурентной позицией Фирма Г 32
МI фирма – лидер рынка
Исходя из полученныхрезультатов мы можем сделать некоторые выводы о текущей позиции рассматриваемыхфирм.
Текущая рыночнаяпозиция базовой фирмы (А) сильная, так как находится в секторе рынка МIIи соответственно является фирмой с сильной конкурентной позицией. Но попоказателям рыночной доли базовая фирма А находится только на втором месте,тогда как первое место, место неоспоримого лидера рынка, делят между собоюфирмы Б и Г. Что касается фирм В, то это фирма сослабой конкурентной позицией на рынке. Фирма Б обладает мелкими долями рынка,но действует, не покидая его. Её ролевой статус характеризуется зависимымконкурентным статусом и слабыми на данном рынке конкурентными позициями.
Принадлежность фирм ксекторам по характеру изменения конкурентной позиции определяется по следующемуалгоритму:
1. Определяем значенияпоказателя темпа прироста (положительного, отрицательного) рыночной доли фирм />.Пример расчёта темпа прироста дан для фирмы А. Результаты по остальным фирмамсведены в таблицу 6:
/>
где: />рыночные доли фирмы і соответственнов первом и последнем годах заданного периода времени;
n– количество лет в рассматриваемом периоде, принимаем n=3 года;
/>
2. Находится среднееарифметическое значение показателя темпа прироста рыночной части фирм:
/>
где: />показатель темпа прироста i-йфирмы;
m– количество рассматриваемых на рынке фирм, шт;
/>
3. Рассмотренныефирмы разбиваются на подмножества/> по правилу:
/>
Очевидно, что вподмножество /> попадаютфирмы, темпы прироста рыночной доли которых находятся в интервале />, а вподмножество /> войдутфирмы с рыночной долей из интервала />.Таким образом, получаем:
TА -13,8%
TВ -2,0%
TГ>/> 3,0%
TБ>/> 13,9%>0,28%
/>
4. Процедурадифференциации фирм по рыночной доле продолжается теперь уже в рамкахподмножеств/> и/>. С этой цельюдля соответствующих интервалов изменения рыночных доль фирм /> и /> определяютсясредние арифметические значения/>:
/>
/>
5. Фиксируютсяграничные значения рыночной части фирм для формирования секторов NI – NIV :
/>
/>
6. Фирмы рассмотреннойсовокупности распределяются по секторам рынка в соответствии с показателемтемпа прироста их рыночной доли по правилу:
/>
где:NI — фирма с быстро улучшающейсяконкурентной позицией;
NII — фирма с улучшающейся конкурентнойпозицией;
NIII — фирма с ухудшающейся конкурентнойпозицией;
NIV — фирма с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.
/>
7. На основаниирезультатов реализации описанного алгоритма формируется таблица 6, в которойотображается характер изменений конкурентной позиции всех фирм, которыеоперируют на рынке:
Таблица 6Конкуретныепозиции фирмСубъекты рынка Темпы прироста рыночных долей фирм Характер изменений конкурентных позиций фирм Базовая фирма(А) -13,8%
NIV Фирма Б 13,9%
NI Фирма В -2,0%
NIII Фирма Г 3,0%
NII
Таким образом, из приведенныхрасчётов видно, что за прошедший определенный период пребывания фирм на рынке,по нашему условию 3 года, базовая фирма ухудшила свои позиции в сравнение сначальным положениям на рынке и является аутсайдером по темпу прироста вразмере (-13,8%).
Что касается фирмы Б,то её положения за 3 года улучшилось и на данный момент работает с быстроулучшающейся конкурентной позицией с темпом прироста в 13,9%.
Небольшой приростпоказала фирма Г (3,0% ). Фирма В значительно снизила свою конкурентную позициюи продолжает её снижать, будучи фирмой с ухудшающейся конкурентной позицией(-2,0%).
Определениеконкурентного статуса базовой фирмы
Результаты расчётов,выполненных в первой части, дают чёткое представление о положении рассмотренныхфирм на рынке, что и характеризует их конкурентный статус. Все эти результатыобъединяются в конкурентную карту рынка, представленную в виде таблицы 7, вкоторой фиксируется конкурентный статус всех заданных фирм путём отношениякаждого из них к одному из типовых положений 1-20:
Таблица 7Конкурентнаякарта рынкаХарактер изменения конкурентной позиции портов Конкурентные позиции фирм Позиция лидера Сильная позиция Слабая позиция Позиция аутсайдера Быстрое улучшение 1 Б 5 9 13 Улучшение 2 6 Г 10 14 Ухудшение 3 7 11 В 15 Быстрое ухудшение 4 8 12 А 16
При данной раскладкефирм на рынке реализуется как односторонняя схема, так и двухсторонняя схема. Впервом случае при односторонней схеме фирма-лидер Б испытывает противодействиесо стороны фирм с более слабым конкурентным статусом.
Двухсторонняя схемаотношений характерна для остальных трёх фирм, каждой из которых противостоятсоперники как с более сильным, так и более слабым конкурентным статусом.
Для фирмы Г характернапозитивная тенденция развития, которая служит толчком для усиления её статуса,для фирм «В» и «А» — противоположная тенденция.
Базовая фирма «А»должна отражать давление сильных конкурентов и препятствовать проникновения всвои ниши других фирм и пытаться улучшить свою позицию за счёт ближайшихконкурентов.
В данной фирменаблюдается тенденция быстрого ухудшения при слабой позиции на рынке. Фирма «В»с одной стороны будет стремиться атаковать ближайших соперников со статусомсильнее, и с другой стороны бороться с конкурентами слабее. Фирма «Б»должна направить свои усилия на укрепление занятого положения, не давая другимфирмам проникнуть в свои реализованные ниши.
Определениеконкурирующих фирм
Суть данного задания состоитв определении конкретных фирм и степени остроты конкуренции этих фирм с базовойфирмой.
Этот проблема решаетсяпутём сопоставления рыночной доли базовой фирмы с рыночной долей каждой изфирм, которые работают на рассматриваемом рынке.
Возможные отношениярыночных долей находятся в интервале, который может быть разбит на подинтервалыпо степени остроты и конкурентной активности, проявляемыми фирмами.
Пять подинтерваловпредставлены в таблице 8.
Таблица 8 Подинтервалывозможных отношений рыночных долейРасчётные подинтервалы Диапазон изменения соотношения рыночных долей фирм Степень остроты конкуренции фирм Инициаторы конкуренции на рынке 1 0 — 0,5 Практически нулевой - 2 0,51 — 0,75 Слабая с возможным ростом Фирма-конкурент 3 0,76 — 1,35 Гранично острая Обе фирмы 4 1,36 — 1,75 Слабая с возможным угасанием Базовая фирма 5 1,76 — 2 больше Практически нулевая -
Для решения заданиянеобходимо найти соотношения рыночных долей фирм KDпоформуле: /> где/> - рыночные доли фирмА, Б, В и Г соответственно, %;
/>
/>
/>
Полученные результатызаписываются в таблицу 9, где указываются также фирмы-инициаторы конкурентнойборьбы на рынке.
Таблица 9Выявлениеконкурирующих фирмФирмы Соотношения рыночных долей фирм Фирма – инициатор конкурентной борьбы А-Б 0,5 - А-В 1,0 обе фирмы А-Г 0,53 фирма — конкурент
По сравнению с первымгодом базовая фирма А ухудшила свои позиции на рынке, таким образом оструюконкуренцию с фирмами Б и Г она не проводит. Конкуренция с фирмой «Б»практически нулевая, поэтому между фирмами конкурентная борьба не наблюдается. отсутствует.Конкуренция с фирмой Г также слаба, но возможен рост конкуренции между ними вбудущем, поскольку фирма Г улучшает свою позицию на рынке и в будущем являетсяугрозой для функционирования и вообще существования фирмы А на рынке. Сильнаяконкуренция фирмы А фирмой В имеет место быть из-за практически одинаковогоположения этих фирм на рынке. Как фирма А, так и фирма В имеют на рынке слабуюпозицию и характеризуются её дальнейшим ухудшением. Поэтому между этими фирмамисуществует борьба за выживание на этом рынке. Фирма А будет пытаться улучшитьсвоё положение за счёт ближайшего конкурента, которым является фирма В.
Обоснование выбораконкурентной стратегии базовой фирмы
Выбор конкурентнойстратегии фирмы непосредственно связан и даже может предопределятьсяопределенной целью актуальной для неё в рассматриваемый момент или периодвремени. В обобщенной постановке цели функционирования фирм соответствует некийуровень их экономического состояния, достижения которого фирмы считаютнеобходимым для сохранения и/или упрочнения их позиций на рынке.
Базовая фирма (А) имеетневысокую рыночную долю. Для укрепления положения на рынке фирме предлагаетсядобиться конкретного приращения рыночной доли за определенный период времени,т. е выбор стратегии завоевания лидерства по рыночной доле. Такая стратегиястановится приоритетной целью для фирм, стремящихся к обеспечениюдолговременных прибылей при минимальных ценах на свои товары.
В начале она былапредставлена как фирма с самой большой долей на рынке, но по истечению 3 летфирма показала резкое ухудшение своего состояния и конкурентоспособности поотношению к фирмам В и Г которые имели стартовые позиции хуже чем у фирмы А.
Фирме А необходимопридерживаться стратегии «обеспечения выживания». Такаястратегия становится приоритетной целью фирмы, когда на рынке резко обостряетсяконкуренция (особенно при падении спроса на продукцию данной фирмы) илисущественно меняются потребительские потребности клиентуры. И в одном и вдругом случаях фирма вынуждена снижать цены на свою продукцию (в пределах доуровня производственных издержек) с надеждой, что такой шаг будетспособствовать увеличению числа клиентов. При учете «жизни» фирмы за3 года у неё не очень хорошо получается завоевывать и улучшать свои позиции нарынке, поэтому описанная стратегия является единственно правильным вариантомдля дальнейшего существования фирмы.
Вывод
В данной работе былпроведен анализ динамики рыночной ситуации на примере рынка состоящего из 4фирм. Были определены сектора занимаемые данными фирмами по рыночным долям, похарактеру изменения их конкурентной позиции. Для фирм был определенконкурентный статус и установлены возможные варианты развития событий вконкурентной борьбе. По отношению рыночных долей базовой фирмы к остальнымфирмам определили диапазон изменения соотношения рыночных долей фирмы и степеньостроты конкуренции на рынке. Выяснили перспективы конкурентных отношений междубазовой фирмой и соперниками по рынку. Как итог была выведена стратегияразвития базовой фирмы, приоритетной целью стало укрепление позиций на рынке порыночной доле.
Литература
1. Выборконкурентной стратегии фирмы. Методические указания по практическим занятиямдисциплины: «Актуальные проблемы теории конкуренции». Магамадов А.Р.,Решетков Д.М
2. Конспектлекций по дисциплине «Актуальные проблемы теории конкуренции».