Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Босяцкая тема в творчестве М. Горького

1.  Новаяэпоха в русской литературе на рубеже XIX-XXвеков
 
1.1.     Задачиперед русской литературой
Начавшийся в России на рубеже двух веков третий, пролетарский периодрусского освободительного движения обусловил принципиально новый этап развитиярусской литературы. В эти годы перед русской социал-демократией встали задачи,какие еще не вставали ни перед одной социалистической партией в мире. И в числеих – создание литературы, которая не только бы шла в ногу с революционнымдвижением пролетариата, но и освещала бы ему путь к победе. Тесно связанная сосвободительным движением, русская литература превращалась в самую идейнуюлитературу мира. Ленин указывал путь к этой литературе, когда писал о передовомруководителе рабочих масс как о «народном трибуне», который должен уметь«откликаться на все и всякие проявления произвола и гнета… пользоваться каждоймелочью, чтобы излагать перед всеми свои социалистические убеждения исвои демократические требования, чтобы разъяснять всем и каждомувсемирно-историческое значение освободительной борьбы пролетариата».
1.2.     Сущностьтворчества Горького
Горький подверг переоценке старые духовные ценности под знаком новыхидей, расширил границы художественного познания действительности. Онориентировался на нового читателя из народа – «пытливого и жадного до книг» — истремился пробудить в людях действенное отношение к жизни, увлечь нареволюционную борьбу с ненавистным строем. «Нужны подвиги, подвиги! – восклицалписатель. – Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата,тревожили все и, сотрясая, толкали вперед».
В годы революционного подъема имя Горького стало символом революционнойборьбы.
Расцвет декадентства в начале ХХ века, волна мистики, широкоераспространение антиобщественных, реакционных и индивидуалистических идей влитературе вызвали необходимость сплочения идейно-прогрессивной литературы,которая могла бы противостоять литературе распада, способствовать революционнойборьбе и продолжать лучшие общественные традиции русской литературы. Этойзадаче была подчинена вся деятельность Горького, как литературная, так иобщественно-организаторская. Героико-легендарные и аллегорические образы в творчествеГорького объективно отражали важнейшие исторические процессы. Они выражалиреальную, зревшую в гуще народных масс идею революционного уничтожениясамодержавно-капиталистического строя в стране.
Горький видел страдания народа, находившегося в царской России в условиях«всякого рода гнета». Он в то же время наблюдал, как росла сила народногосопротивления, особенно в среде пролетариата, который в 90-е годы провел ужеряд крупных политических стачек и демонстраций. Еще во время общения с рабочимитифлисских железнодорожных мастерских – в 1891-1892 годах – у Горького сложилсятвердый взгляд на рабочих как на нравственно благородных людей, смелых,мужественных, бесстрашных в борьбе. Горький знал среди них людей, жизненныеинтересы которых простирались дальше забот о личной сытости. Встречи и общениеГорького  с революционными рабочими, а также развернувшееся в 90-х годахреволюционное движение пролетариата стали истоком того героического оптимизма,который нашел художественное выражение в бессмертных образах его первыхромантических произведений. Недаром современники воспринимали горьковскиепроизведения как революционные призывы.
Горький принимает активное участие в революционных событиях. С 1902 годаон становится не только читателем, но и горячим сторонником ленинской «Искры».На страницах «Искры» Горький нашел ту «стройную и ясную мысль», поискамикоторой отмечено все его раннее творчество, мысль, которая глубоко вошла всознание писателя и определила направление его последующей литературнойдеятельности.

2.  «Босяцкая»тема в творчестве М. Горького
В раннем творчестве Горького выделяют произведения романтические иреалистические, к созданию тех и других побудила начинающего писателя самжизнь.
Обращение Горького к теме босячества  имело социальную основу: в ту пору,когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до пятимиллионов людей, не имевших возможности найти применение своим силам, — этобыли преимущественно разорившиеся крестьяне.
«Бродяжничество, нищенство и босячество приняло по всей стране самыенеприкрытые формы. Сотни тысяч людей условиями быта были поставлены внечеловеческих жилищ… Во многих городах жилище босякам заменяли склепы накладбищах, или они просто жили «у генерала Лопухова», то есть под лопухом в канаве.Явление было до ужаса одинаковым на огромном пространстве страны, хотя людиназывались по-разному: голяки, зимогоры, раклы посадские, жулябия, жиганы,дикари, кадеты, ночные птицы, мартышки, скакуны, галахи и т.д. – некоторые изэтих прозвищ уже нуждаются в расшифровке как древние письмена».
В рассказах о босяках Горький не только обличил «благопристойное»общество, но и отразил зревшие в народе чувства и стремления, протест противлжи и фальши современной жизни, хотя и показал, что это протест стихиен и необретает четкие формы сознания.
«Босяцкую» тему писатель выводит за рамки этнографизма ибытописательства, вскрывая социальную природу босячества, которое былорезультатом трагического положения народа и было связано с проблемой труда прикапитализме.
В реалистических рассказах Горький не идеализировал своих героев –босяков, хорошо понимая, что «люди эти – неизлечимы», они лишь способнывосхищаться героизмом.
В таких рассказах, как «Два босяка», «Мой спутник», «Коновалов», «Бывшиелюди», «Мальва», «Супруги Орловы», «Дед Архип и Ленька», явно ощутимостремление Горького запечатлеть то характерное, что отличает «отверженных» отсытого, самодовольного мещанства, от собственников и накопителей.
Люди, выведенные в этих рассказах, представляют собой галерею разнообразныхтипов.
Изображая этих, выброшенных на дно жизни людей, Горький был далек отбытописательства, он синтезировал, укрупнял черты характера, который наблюдал вдействительности. Созданные им характеры несут в себе приметы времени иобщественных условий, при которых они могли родиться.
Лучшими произведениями Горького о людях, выброшенных из жизни, являютсяименно те, в которых раскрывается напряженная внутренняя борьба между«анархизмом отчаяния» обездоленных и тяготением к созиданию, к подвигу. И Горькийпоказал, что в этой борьбе неизбежно и неумолимо побеждал «анархизм отчаяния».Именно этой мыслью проникнуты рассказы «Коновалов» и «Супруги Орловы».
В хождениях по Руси Горький нередко наблюдал тип бродяги, в которомсочетались невежество и наивная тяга к познанию, отказ на практике от нормморали, установленных обществом, и слепое преклонение перед догматами церкви,внезапные порывы к созиданию при органическом отвращении к повседневному труду.
За пределами общества эти люди оказались именно потому, что они были вчем-то лучше обывателей, неспособных понять, какое духовно нищее существованиеони влачат. Но и порвав с обществом, они ничего не достигли. Их продолжаласнедать тоска. Неуемное стремление к достижению призрачного счастья, цели вжизни срывало их с места, заставляло бродить по необозримым просторам России,искать забвения в пьяном разгуле.
Именно это и составляет основу натуры Григория Орлова («Супруги Орловы»)и Коновалова (одноименный рассказ).
Рассказ «Супруги Орловы» (1897) – это великолепное психологическоеисследование процесса духовного перерождения мещанина в босяка.
В рассказе «Коновалов» показана трагедия трудового человека вкапиталистическом обществе.
Коновалов, натура незаурядная, талантливая, таящая огромную энергию,жаждущая созидать, гибнет, не найдя своего «внутреннего пути» в условияхкапиталистического общества. Протест людей «дна», как показал Горький, неявляясь протестом революционным, осознанным, нес черты народного недовольства ивозмущения. Среди обитателей подвалов, ночлежек, пристаней писатель увиделлюдей сильных, честных, свободолюбивых и самобытных.
К числу «босяцких» рассказов Горького примыкает рассказ «Дед Архип иЛенька», значительный по своим художественным достоинствам и идейномусодержанию.
В этом рассказе писатель обращается к теме украденного детства – теме,так остро прозвучавшей в повести В. Короленко «В дурном обществе». Горькийповествует о странствующих нищих – деде Архипе и его внуке Леньке.
С первых же страниц рассказа у читателя рождается чувство сострадания кэтим обойденным судьбой людям.
Основу рассказа составляет столкновение различных нравственных идеаловдеда и внука. Для деда средство поддержания существования – воровство, а Ленькахочет видеть жизнь чистой и справедливой.
Горький стремился показать, что даже у людей, замордованных подневольнымтрудом, живо чувство прекрасного.
Рассказ «Двадцать шесть и одна» писатель назвал поэмой. Поэтическоечувство красоты, щедро насыщающее это произведение, давало полное право натакое жанровое определение.
Рассказ автобиографичен и навеян впечатлениями того времени, когда А.Пешков работал в крендельной пекарне Василия Семенова в Казани. А время то быломрачное. Много лет спустя Горький, опровергая утверждение, будто бы его сделалимарксистом лишь произведения великих философов, писал: «Вы скажете марксист!Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизмуобучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и русская интеллигенция,которая наиболее поучительна со стороны своей духовной шаткости».
В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький изображает мрачную обстановкубулочной Семенова. Огромная печь похожа на чудовище, готовое поглотитьсогнанных к нему рабов. А сами рабы, грязные, измученные, ненавидят  свой труд.
«Босяцкие» рассказы Горького играют большую роль в русской литературе,потому что проблемы, поднятые в них действительно характерны для общества тоговремени. Рисуя образы босяков, Горький ясно видел, что они не герои и лишь вредких случаях «рыцари на час». Но в сопоставлении с людьми «нищеватого,мещанского типа» в босяке есть та «необыкновенность», которую писательстремился обрисовать как можно ярче, выделить как можно рельефнее.

3.  БорьбаГорького с декадентством
Проблема активного отношения человека к жизни, которую ставит Горький всвоих ранних романтических и реалистических рассказах, сопряжена с требованиемгероико-романтического искусства, способствующего обновлению жизни.
Эта позиция неоднократно и целенаправленно обосновывалась писателем в еголитературно-критических статьях раннего периода. Эстетические взгляды Горькогонашли также свое выражение в таких его произведениях, как «Читатель», «О Чиже,который лгал, и о Дятле – любителе истины», «Об одном поэте», «О черте», «Еще очерте» и других. Эти выступления были направлены против декадентов инатуралистов, порвавших с демократическими традициями русской литературы,ратующих за искусство, свободное от общественных идеалов и отражающеесубъективное восприятие действительности.
Полемизируя с проповедниками безыдейности, Горький в памфлете «О черте»(1899) создает сатирические образы писателей, не имеющих принципов, готовых«быть женихами на всех свадьбах и покойниками на всех похоронах», нопровозглашающих «идеи добра, красоты».
Горький отвергал подобную литературу и выдвигал свою положительнуюпрограмму: о действенной роли искусства в общественной жизни. В статье «ПольВерлен и декаденты» (1896) он подчеркивал, что русские декаденты являютсяпрямыми наследниками тенденций упадка в литературе и общественной мыслибуржуазного Запада, тенденций, возникших в сгущенной атмосфере «пошлой иразвратной жизни» на потребу «жирных и разнузданных купцов, чувствующих себягосподами положения». Он утверждал, что декаденты, на какой бы национальнойпочве они не вершили свою разрушительную работу, «уже в день своего рождениябыли разбиты наголову, явившись на свет невропатами… людьми, которым инаслаждение в бою недоступно».
Горький раскрывает идейное убожество декадентской поэзии, которая отдаетпредпочтение субъективизму или уводит читателя в мир бесплодных фантазий игрез. Он высмеивает поэтов-декадентов за индивидуализм и пессимизм ихискусства. Он утверждает, что «декаденты  и декадентство – явление вредное,антиобщественное, — явление, с которым необходимо бороться».
В ряде произведений, стремясь ответить на вопрос, какая задача стоитперед писателем, Горький также активно выступал и против другогоантиреалистического течения в литературе – натурализма. Натурализм, как идекадентство, был далек от гражданских, общественных идеалов, от типическоговоспроизведения действительности и изображал жизнь в ее разрозненных явлениях,фиксируя их с протокольной точностью.
В своем программном рассказе «Читатель»  (1898) Горький выступает противбескрылого бытописательства. Он говорит, что факт сам по себе, а такженагромождение фактов вне их логической связи не могут объяснить явлений жизни,привести к обобщениям, выделить наиболее типические черты времени. Горькийадресует слова «бытописателям»-натуралистам: «Твое перо слабо ковыряетдействительность, тихонько ворошит мелочи жизни, и, описывая будничные чувствабудничных людей, ты открываешь их уму, быть может, и много низких истин… Тыуверен, что это полезно – рыться в мусоре буден и не уметь находить в нихничего, кроме печальных крошечных истин, устанавливающих только то, что человекзол, глуп, бесчестен… что он бессилен и жалок, один и сам по себе».
Подобному взгляду на литературу Горький противопоставляет задачу идейноговоспитания читателя.
«Цель литературы, — пишет он, — помогать человеку понимать себя самого,поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться спошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев,мужество, делать все для того, чтоб люди могли… одухотворить свою жизнь святымдухом красоты».
С декадентами и натуралистами, с поборниками теории «малых дел» Горькийполемизирует во многих своих произведениях.
В частности, в сказке «О Чиже, который лгал, и о Дятле – любителе истины»(1893) угадываются настроения различных слоев тогдашней интеллигенции,по-разному относившейся к искусству.
Борясь против литературного распада, против декадентства и натурализма,Горький в литературно-критических статьях и в художественных произведенияхнеизменно выступал с требованием действенного искусства для народа,утверждающего высокие идеалы социальной справедливости.
В борьбе с реакционной программой этих течений Горький  опирался навеликие завоевания русского реализма и революционно-демократической критики. Онунаследовал от Белинского, Чернышевского, Добролюбова их глубокий патриотизм,беззаветную любовь к угнетенным и обездоленным, их неукротимую веру всвободолюбивый дух и творческие силы русского народа, их убежденность, веру вего историческое призвание.

4.  БорьбаГорького с «утешительством»
Одним из важнейших принципов горьковской эстетики, который осталсянеизменным на протяжении творческого пути художника, был тезис об активной ролилитературы в общественной жизни, о необходимости пробуждения в народеполитической и гражданской активности, созидательной энергии для переустройстважизни. Активную роль литературы Горький связывает с новым героем,преобразователем жизни.
В произведениях Горького борцам противостояли различные типы утешителей,стремившихся увести в сторону от социальных вопросов современности,расслаблявших сознание народа в его революционной борьбе за переустройствообщества.
Наблюдая жизнь народа, в частности жизнь «дна», Горький не приходил кпессимистическим выводам, так как передовое мировоззрение позволило писателюувидеть в рабочем, своем современнике, истинного героя настоящего и будущего.Собственно, Горькому принадлежит честь открытия для литературы нового героя –характера рабочего-революционера, способного в корне изменить социальные основыжизни.
Сила социального оптимизма, активной устремленности в будущее вгорьковских произведениях столь велика, что приводит к революционным выводамдаже в тех из них, где нет героя, несущего ясно выраженный положительный идеал.Такова пьеса «На дне»: хотя в ней воспроизведена гнетущая картина современностив лице обитателей «дна», она не содержит пессимистического настроя, анаталкивает на революционные выводы, на мысль о необходимости социальногопереустройства общества.
Революционная направленность пьесы «На дне» — в ее глубокомидейно-философском содержании. Пьеса явилась страстным и взволнованным спором очеловеке
В образе Луки Горький изобразил тип утешителя, вредоносный в своейсоциальной сущности, ибо он ослабляет растущее в народе чувство протеста противнесправедливости жизни, выступает за примирение с ней.
С появлением пьесы «На дне» фигура Луки вызвала горячие споры иразногласия среди  исследователей драматургии Горького. Споры шли о том, нет лиразноречия между образом пьесы и спектаклем, поставленным Художественнымтеатром, о сомнениях Горького в отношении Луки, о содержании этого образа ит.д. Рассматривая образ Луки, нужно отделить намерения этого человека отрезультатов его действий и таким образом дать  этому образу объективную оценку.
Поясняя философскую сущность пьесы «На дне», Горький писал: «Основнойвопрос, который я хотел поставить,  — это – что лучше, истина или сострадание?Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание  до того, чтобы пользоваться ложью,как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».
На вопрос: «Что лучше, истина или сострадание?» — Горький всемидейно-художественным строем пьесы отвечает: истина.
Мастерство Горького, чуткость художника подсказали ему такое завершениедействия пьесы, которое, оставляя ночлежников в костылевском подвале, выноситидею пьесы далеко за ее пределы – в завтрашний день человечества. Вспоминаяисторию постановки пьесы Горького «На дне» на сцене Художественного театра,Василий Иванович Качалов писал: «Новый мир открывался перед нами в этой великойпьесе. Страшный мир отбросов общества, искалеченных и загнанных в подвал, насамое дно жизни… Новые герои – романтические босяки – казались нам такимипривлекательными для сценического воплощения. А бунтарство и протест, скоторыми молодой, но уже известный писатель подходил к основам тогдашней жизни,были сродни и бунтарству нашего молодого театра».
Типы утешителей находились в поле зрения Горького на протяжении всего еготворческого пути. В написанной в 1932 году статье «О пьесах» Горький гневноосудил различные виды их, но одинаково сковывающие живое движение жизни,проповедующие «человеколюбие вообще» и парализующие стремление народа ксоциальной борьбе. Субъективную причину утешительства Горький усматривал встремлении к покою «ко всему притерпевшейся холодной души», т.е. в равнодушии кокружающей жизни.
Воплощая тип утешителя в произведениях разных лет, видя и находя его всамых разных социальных слоях, Горький глубоко осуждал в нем его негативноесоциальное качество – гражданскую пассивность, отказ от общественной борьбы,примирение с существующей жизнью.
Идеи утешительства всегда встречали резкую отповедь Горького и напоследующих этапах его творческого пути прежде всего потому, что идеи этидуховно разоружали народ, а Горький жизнь свою посвятил утверждению великихчеловеческих идеалов, великой консолидации трудящихся во имя того, чтобы былисметены те социальные порядки, которые веками уродовали человека.
Псевдогуманистической философии утешителей Горький всегда и неизменнопротивопоставлял подлинный гуманизм действия, активную волю борцов запереустройство жизни. Тяжелые картины жизни, где человек лишен прав идостоинства, вставали со страниц произведений Горького, призывая к активномусопротивлению, ниспровержению тех социальных условий, при которых столь униженчеловек.
Философии утешительства, парализующей волю и творческую энергию человека,Горький противопоставлял активное деяние, воинствующую, наступательную силупролетарского гуманизма, особенностью которого является утверждение такогообщественного строя, при котором человек раскрыл бы свои творческиевозможности.

5.  Вместопослесловия
Горький, глубоко осознавая задачи, вставшие перед отечественнойлитературой в новых исторических условиях, воплотил в своем творчестве героикуреволюционной борьбы народа. Он «крепко связал себя своими великимихудожественными произведениями с рабочим движением России и всего мира».
В чем сущность работы Горького в качестве воспитателя литературныхкадров? На этот вопрос А. Фадеев отвечал так: «Сущность этой его работы состоялав том, что он воспитывал не голыми догматическими лозунгами, высосанными изпальцев, не пустым теоретизированием, а исходил из требований настоящей,большой жизни миллионов людей и из личного опыта каждого литератора – опыта,который он, Горький, стремился расширить, обогатить и поднять до опытамиллионов. Он вникал в самое существо, в самое сердце, плоть и тканьлитературной работы каждого из нас… никто, как Горький, не умел так поощрять иокрылить литератора. И в то же время во всех его статьях – недовольство все ещенизким по сравнению с требованиями времени уровнем литературы…»
Изображение героя в его общественных связях и интересах – это одна изтрадиций социалистического реализма, завещанных Горьким. Она легла в основухудожественной типизации, открывающей перспективу многообразного новаторства.Это естественно, ибо процесс взаимоотношения человека с обществом оченьразносторонен, он открывает возможность для выражения всей глубины его чувств,тогда как изображение художниками-модернистами человека-одиночки, оторванногоот среды, замкнутого в своих переживаниях, обедняет его чувства и разум.Горьковский принцип раскрытия характера, формирующегося под воздействиемвоспитательной силы коллектива, нашел свое выражение в творчестве всехпоколений советских писателей, вносящих свой оригинальный вклад в изображениеположительного героя нашего времени.
Сила горьковского слова — в высокой идейности, в партийнойцеленаправленности.
Горький прекрасно понимал потребности времени, боролся за освоениесоветской литературой классических традиций, за смелое ее новаторство и умениевторгаться в жизнь и осуществлял эти принципы в своем художественном творчествеи публицистике.

Списоклитературы
1.  Волков А.А. А.М.Горький. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.
2.  Лихачев Д.С.,Макогоненко Т.П. История русской литературы. – Л.: Наука, 1980.
3.  Русскаялитература XIX-XX веков. – М.: Просвещение, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.