Реферат по предмету "Международные отношения"


Деятельность Исламской республики Иран в рамках Организации экономического сотрудничества

Реферат:
Деятельность Исламскойреспублики Иран в рамках Организации экономического сотрудничества

В последние десятилетия XX в. процессырегиональной интеграции стали ведущей тенденцией в мировой геополитике. Послераспада двухполюсной системы мира на повестку дня был поставлен вопрос овозможности создания системы многополюсной, где роль полюсов могли бы игратьразличные региональные структуры. Руководство Исламской Республики Иран,разделявшее эти идеи, в начале 90-х годов сделало ставку на созданиерегиональной группировки исламских государств. Образованная по его инициативеОрганизация экономического сотрудничества (ОЭС) могла бы со временем статьодним из полюсов новой геополитической системы.
Организация экономического сотрудничествавключает в себя 10 государств: Иран, Пакистан, Турцию, Афганистан, Азербайджан,Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан с общимнаселением более 300 млн. человек и площадью 7,2 млн. кв. км. Эта организацияпо охвату территории и количеству населения является вторым региональнымобъединением в мире.
ОЭС была создана на базе организации Региональноесотрудничество ради развития (РСР), учрежденной Ираном, Турцией и Пакистаном в1964 г. В 1979 г. после свержения шахского режима и установления Исламскойреспублики в Иране деятельность РСР была приостановлена. Однако спустя 5 летИРИ стала инициатором процесса восстановления этой региональной структуры. Ееруководство, ощутившее за годы ирано-иракской войны изоляцию на международнойарене и провозгласившее лозунг «Ни Запад, ни Восток» ориентиром своейвнешнеполитической и экономической деятельности, в условиях развала экономикистраны видело возможность выхода из экономической блокады в восстановлениисотрудничества с соседними государствами. Стремление Ирана к внутрирегиональнойинтеграции нашло поддержку руководства Турции и Пакистана.
При воссоздании организации важную роль сыгралгеополитический фактор, в основе которого лежит не только географическаяблизость этих стран, но и наличие у них объективно-исторической взаимосвязи,сходства экономических структур, общих культурных и духовных ценностей.
В январе 1985 г. в Тегеране на встречепредставителей Ирана, Турции и Пакистана было принято решение объединить усилияв области экономики с целью создания условий для регионального экономическогопрогресса. Название организации РСР было изменено на ОЭС, однако за основу еедеятельности было взято Измирское соглашение 1976 г., в котором определеныследующие приоритетные направления регионального сотрудничества:
– развитие торговли путем обеспечениясвободного доступа на рынки друг друга, сотрудничество в области промышленностипутем создания совместных предприятий для удовлетворения нужд региональногорынка;
– осуществление совместной банковскойдеятельности;
– создание единой транспортнойинфраструктуры.
При воссоздании организации подчеркивалось, чтоона открыта для других азиатских государств, и отмечалось, что ОЭС может статьосновой исламского общего рынка.
Структура организации в основном была сохранена впрежнем виде. Высший орган ОЭС – Верховный Совет Министров (с 1991 г. работаетна уровне министров иностранных дел). Он определяет генеральную линиюдеятельности организации, вырабатывает основные направления сотрудничества.Органом, осуществляющим текущую работу организации, является Совет генеральныхдиректоров министерств иностранных дел трех стран, штаб-квартира которогонаходится в Тегеране. При нем действует секретариат. Работа по выработке иосуществлению проектов, соглашений проходит в специальных управлениях(директоратах): промышленности и сельского хозяйства, торговли и инвестиций,энергетики, минеральных ресурсов и защиты окружающей среды, транспорта и связи.Для разработки и согласования долгосрочных программ сотрудничества, изучениявозможностей экономической специализации стран был создан Совет планированияОЭС.
За период с 1985 по 1990 гг. деятельность ОЭСсводилась в основном к изучению возможностей и перспектив дальнейшегосотрудничества. Определенные усилия предпринимались для налаживания торговыхотношений, однако преимущественно на двусторонней основе. На товарообмен междустранами приходилось не более 1% их суммарного внешнеторгового оборота.Обсуждались вопросы создания единой транспортной системы.
В начале 90-х годов деятельность ОЭС получилановый импульс, что было связано с изменением политической ситуации в Западной иЦентральной Азии и повышением роли этого региона в мировой политике, а также сновым внешнеполитическим и экономическим курсом иранского правительства,принятым после окончания ирано-иракской войны.
На повестку дня был поставлен вопрос о расширениигеографических рамок организации. После распада СССР, новые независимыегосударства Средней Азии и Закавказья, стремившиеся как можно быстрее укрепитьсвою международную легитимность и выйти из-под влияния России, в которой онивидели угрозу своей независимости, обратили свои взоры к ближайшим соседям.Турция, Иран, а также Пакистан предприняли усилия для заполненияобразовавшегося политического и экономического вакуума в этих странах ипривлечения их в свое региональное объединение.
Представители Азербайджана, Казахстана,Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана были приглашены вфеврале 1992 г. на встречу руководителей стран ОЭС в Тегеран, где заявили освоей готовности стать членами ОЭС. Тегеранский саммит получил широкийрезонанс, так как на нем были закреплены новые геополитические реалии наазиатском континенте – выход на международную арену новых мусульманскихгосударств и их стремление к участию в региональной интеграции. В ноябре 1992г. на встрече министров иностранных дел ОЭС в Исламабаде было официальноутверждено членство новых государств. В организацию был принят и Афганистан. 28ноября был объявлен праздником – Днем организации экономическогосотрудничества.
Вступление новых членов в ОЭС было весьмапозитивно встречено ее основателями. Руководители трех стран отмечали, что этобудет способствовать повышению престижа организации и значительному расширениюее экономических возможностей. Они не скрывали, что видят в бывших советскихреспубликах новый рынок, кладовую природных ресурсов, широкие возможности длятранзита товаров и грузов на Дальний Восток, в Сибирь, Юго-Восточную Азию,Западную Европу, что означает получение выхода на все мировые рынки.
Необходимо отметить, что Иран, Турция и Пакистан,принимая решение о приеме новых членов в ОЭС, продемонстрировали единство ввопросе отношения к южным районам бывшего СССР, хотя преследовали различныеполитические и экономические цели. Так, Иран, играющий наиболее активную роль вОЭС, не скрывал своей заинтересованности превратить ОЭС в организацию по защитерегиональной безопасности, претендуя на роль лидера в нем. Экс-президент ИРИХашеми-Рафсанджани заявлял, что «члены ОЭС и страны бассейна Персидскогозалива, объединившись политически и экономически, смогли бы стать значительнойсилой и в регионе, и на международной арене». Используя свое географическоеположение, ИРИ заявила о стремлении стать ключевым звеном в формирующихсятранспортных потоках между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Турция, с одной стороны, выступала в роли «моста»между Западом и Востоком, прокладывая путь для Европы в страны региона ивыполняя в ЕС советнические функции как эксперт по разрабатываемым в ОЭСпроектам, а, с другой стороны, сама стремилась играть роль региональнойсупердержавы и возглавить, при возможности, другой «Общий рынок».
Пакистан, со своей стороны, пытался утвердиться висламском регионе и полнее использовать потенциал разностороннегосотрудничества со среднеазиатскими странами. Причем каждая сторона намереваласьчерез эту организацию усилить свое влияние на новые государства, а повозможности, и при определенных условиях, контролировать и сдерживатьдеятельность своих соперников.
Вскоре после расширения состава ОЭС проявилисьразличия во взглядах членов этого регионального объединения на его роль и местов системе межгосударственных отношений. Иран и Пакистан выступили запревращение ее из экономического регионального союза в политическую организациюи пытались склонить других ее членов к активному участию в решении политическихвопросов. Однако новые члены ОЭС были за сохранение чисто экономическогохарактера организации, так как их целью было использование географических,финансовых, технических, промышленных возможностей соседних государств дляполучения свободного выхода на мировые рынки и подъема экономики своих стран.
Прошло десятилетие деятельности ОЭС в расширенномсоставе. Можно подводить определенные итоги. Первое пятилетие стало периодоморганизационного становления, выработки основных направлений экономическойстратегии и определения приоритетов на будущее, установления международныхсвязей. Эти годы характеризовались оживленными двусторонними и многостороннимиконтактами на различных уровнях, утверждением большого количества программ иразработкой проектов. В последующие пять лет на смену эйфории по поводурасширения ОЭС и широкой пропаганде грандиозных проектов пришло осознаниереальных факторов, выступающих ограничителями процесса региональной интеграции.Активность участия некоторых членов, особенно вновь вступивших государств, вструктурах ОЭС заметно снизилась. Многие подписанные документы до сих пор нератифицированы, проекты, осуществить которые предполагалось до 2000 г.,отложены. Не работают такие важные институты организации, как Банк торговли иразвития, Страховая компания, Научный фонд ОЭС. Руководство ОЭС прилагаетусилия для оживления деятельности организации. Была изменена структурасекретариата, сокращено количество комитетов (они теперь преобразованы вуправления) и изменена направленность их деятельности. Проводится пересмотрнамеченных программ и проектов. Активизируются внерегиональные связи, делаетсяставка на осуществление проектов с учетом привлечения международных структур ифинансовых институтов. Несколько сместились и политические акценты. ОЭС нерассматривают как блок исламских государств, противостоящий Западу. В условияхпроцесса глобализации и либерализации торговли ОЭС пытается найти своедостойное место в мировой экономической системе, чтобы противостоять возможнымвызовам «посредством укрепления национальных и региональных экономик, повышенияуровня духовности, развития производства культурной продукции и защитысуверенитета и независимости государств».
За прошедшие десять лет в рамках ОЭС было проведено 7встреч руководителей государств, на которых обсуждались региональные проблемы,утверждены основные направления сотрудничества. Так, на II саммите в 1993 г. вСтамбуле были одобрены Долгосрочные перспективы деятельности ОЭС и Пландействий до 2000 г. Декларация, принятая по итогам VI саммита ОЭС, проходившегов 2000 г. в Тегеране определяет позицию членов этого регионального образованияв условиях глобализации. В октябре 2002 г. состоялся VII саммит ОЭС в Анкаре.Основным вопросом его повестки дня стали проблемы оказания помощи процессувосстановления экономики Афганистана.
Регулярно собирается сессия Совета министров ОЭС(на уровне министров иностранных дел), которая вырабатывает программныедокументы, утверждает основные объекты сотрудничества. В сентябре 1996 г. навнеочередном совещании Совета министров ОЭС в Измире были согласованы и внесеныизменения в Измирский договор 1976 г. (Устав), одобрен план реорганизации ипреобразована структура секретариата и других органов ОЭС.
Руководители стран ОЭС прилагали большие усилиядля укрепления авторитета организации, развития ее связей с другимимеждународными и региональными структурами. В 1994 г. на сессии ГенеральнойАссамблеи ООН ОЭС получила статус наблюдателя. Подписаны соглашения овзаимодействии с ЮНИДО (UNIDO) и ЮНИСЕФ (UNICEF), Фондом населения ООН (UNFPA)и Организацией по продовольствию и сельскому хозяйству (РАО), Конференцией поторговле и развитию (UNCTAD), ЮНЕСКО (UNESCO) и другими. Эти международныеагентства оказывают финансовую и техническую помощь проектам ОЭС. С 1999 г.представители ОЭС участвуют в качестве наблюдателей на сессиях ВТО (WTO),постоянно поддерживают связи с Международным торговым центром (ITC).Заинтересованность к развитию экономических отношений с ОЭС проявили другие региональныеобъединения Азии: АСЕАН (ASEAN), CAAPK (SAARC), ЮНЭСКАП (UNESCAP). ОЭСподдерживает постоянные связи с Организацией Исламская конференция,сотрудничает с Исламским банком развития. В последние годы ОЭС прилагает усилияк привлечению Европейского Союза к участию в региональных проектах, особенно вобласти торговли, транспорта, энергетики и борьбы с контрабандой наркотиков.
За прошедший период организация прошла этапвыработки основных направлений экономического сотрудничества и определенияприоритетов на будущее. В одобренных руководителями всех государств в 1993 г.Кветтинском плане действий и Алматынском основном плане развития транспортногосектора в регионе ОЭС перспективными направлениями были названы: транспорт,коммуникации, торговля и энергетика. В этих документах была поставлена главнаязадача: связать страны-члены ОЭС между собой и с международными рынкамипосредством надежных автомобильных, железнодорожных, морских и воздушныхсообщений, а также сетью нефте- и газопроводов3. Выбор таких приоритетовобъяснялся тем, что создание транспортной инфраструктуры для большинства членоворганизации, не имеющих прямого выхода к морю, является первостепенной задачейкак для развития экономики в самом регионе, так и для его интеграции в мировойрынок.
Была возрождена идея создания Трансазиатскойжелезнодорожной магистрали «Великий шелковый путь», которая связывает регионСреднего Востока с Европой, Дальним Востоком, Индией и странами Юго-ВосточнойАзии. В рамках этого проекта в 1995 г. Иран ввел в эксплуатацию700-километровый участок железной дороги Бафк-Бендер-Аббас, а в 1996 г. былозавершено строительство участка Мешхед-Серакс-Теджен, соединившегожелезнодорожные сети Ирана и Средней Азии. Ввод в эксплуатацию этих участковобеспечивает самый быстрый транзит грузов из Средней Азии к портам Персидскогозалива. Открытие нового железнодорожного пути было использовано ОЭС впропагандистских целях и широко разрекламировано как один из первых и наиболееярких примеров успешной реализации проектов этой организации.
По инициативе ИРИ на III саммите ОЭС в 1995 г.было принято решение разработать комплексную программу развития транспорта врамках региона. Работа над этим проектом была закончена к 1997 г., и наЧрезвычайном саммите ОЭС в Ашхабаде была утверждена Программа действий вобласти развития транспорта и коммуникаций. Десятилетие (1998–2007) былоназвано Десятилетием транспорта и коммуникаций. Этот документ определилмаршруты, которые обеспечат кратчайший выход к портам Персидского залива,Аравийского, Черного и Средиземного морей, и назвал конкретные объекты,строительство и модернизация которых должны быть закончены к 2000 г. дляобеспечения функционирования транспортных коридоров «Запад-Восток» и«Север-Юг». Была поставлена задача предпринять конкретные шаги по ускорениюразвития и эксплуатации трансазиатской железной дороги «Великий шелковый путь»и маршрута Ашхабад-Туркменбаши-Баку (эти проекты осуществляются под эгидойЕвросоюза в рамках программ ТРАСЕКА). Причем членам ОЭС было рекомендованореализацию приоритетных объектов включить в свои национальные программы.Предполагалось также увеличить скорость прохождения контейнерных поездов поэтим коридорам, чтобы за сутки они могли преодолевать до 1000 км. Был намеченплан развития телекоммуникаций и почтовой связи в регионе. Должное вниманиеуделено развитию и реконструкции сети шоссейных дорог.
О своем стремлении оказать содействие ОЭС в этихпроектах заявили ИБР и ЭСКАП, так как их скорейшая реализация позволитзначительно увеличить транспортный потенциал не только внутри региона, но иускорит прохождение грузопотоков из Европы на Дальний Восток, в Южную иЮго-Восточную Азию.
Для активизации сотрудничества в областитранспорта члены организации в 1998 г. подписали Рамочное соглашение потранзиту, однако на сегодняшний день его ратифицировали только Азербайджан,Кыргызстан, Пакистан и Таджикистан.
В последние три года основные усилиятранспортного директората ОЭС были сконцентрированы на организации грузового ипассажирского сообщения на участке Алматы-Ташкент-Туркменабад-Тегеран-Стамбул.Первый демонстрационный рейс грузового поезда по этому маршруту состоялся вянваре 2002 г., а в марте того же года отправился в путь пассажирскийтрансазиатский экспресс. Большая же часть объектов, строительство которых намечалосьзакончить уже к 2000 г., так и не введена в эксплуатацию.
Весной 1995 г. было заявлено о созданииСудоходной компании ОЭС. В ее деятельности принимают участие шесть членоворганизации: Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан и Туркменистан. Былиарендованы два судна у Каспийского пароходства. Предусматривается, что этакомпания в перспективе будет перевозить все грузы стран-членов ОЭС.
Еще в 1993 г. планировалось создать единуюавиакомпанию стран-членов ОЭС, однако из-за недостатка финансовых средствреализация этого проекта отложена. На встрече министров иностранных дел ОЭС вмае 1995 г. было достигнуто соглашение о создании воздушных линий стран ОЭСпутем взаимодействия между авиакомпаниями всех стран. В настоящее времяразрабатывается проект Рамочного соглашения по сотрудничеству в областиавиаперевозок. Столицы всех государств ОЭС и многие крупные города ужесоединены между собой авиатрассами.
Страны-члены ОЭС осознают важность своего регионакак одного из крупнейших производителей нефти и газа и стремятся утвердить заним достойное место на мировом энергетическом рынке. Однако энергетическийфактор в настоящее время усиливает соперничество, а не сотрудничество странрегиона. Западные компании, привлекаемые к разработке углеводородного сырьягосударствами Центральной Азии и Азербайджаном, определяют нефтяную политикурегиона, включая объемы добычи, пути транспортировки, структуру нефтяногоэкспорта. Однако эксперты ОЭС со своей стороны также занимаются разработкойрегиональной системы нефте- и газопроводов. Так было предложено несколькоальтернативных вариантов для выхода на международные рынки. Для нефтепроводовбыли определены маршруты Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Афганистан-Пакистани Средняя Азия к Персидскому заливу через Иран. Газопроводы предполагаетсяпроложить через Туркменистан, Иран и Турцию в Европу, а также из Узбекистана иТуркменистана через Афганистан в Пакистан и далее в Индию. Дополнительно былаотмечена перспективность маршрута из Туркменистана в Восточную Азию через Узбекистан,Кыргызстан и Казахстан. Тема развития коммуникаций стала основной и на Vсаммите стран ОЭС в Алмате в 1998 г., но из-за несовпадения позицийстран-членов ни один из предложенных проектов не был внесен в завершающийдокумент.
Несмотря на большие сложности в координациинефтегазовой политики, страны ОЭС осуществляют отдельные совместные проекты и вэтой области, правда, преимущественно на двусторонней основе. В декабре 1997 г.был введен в эксплуатацию участок газопровода длиной 140 километров, соединившийТуркменистан и Иран. В 2002 г. началось осуществление ирано-турецкого газовогопроекта. На стадии разработки находится проект прокладки газопровода из Ирана вПакистан и Индию. В последний год в связи с некоторой нормализацией ситуации вАфганистане оживлен проект газопровода из Туркменистана в Пакистан и далее вИндию, против которого резко возражает ИРИ, считая его экономически менеевыгодным и безопасным по сравнению с иранским путем.
В рамках ОЭС разрабатываются планы соединенияэнергосистем стран региона и создания единой региональной электросети дляпередачи электроэнергии в районы, где ощущается ее нехватка. Эти работыпланируется провести при финансовом участии ИБР и Мирового банка. Осуществлениепроектов в области транспортировки электроэнергии уже начато между Ираном иТурцией, Ираном и Туркменистаном, Туркменистаном, Таджикистаном и севернымирайонами Афганистана, Ираном и Азербайджаном.
Страны ОЭС предпринимают попытки для созданияобщей системы связи.
Приоритетным направлением сотрудничества врегионе названа торговля. В ее развитии заинтересованы какстраны-основательницы ОЭС, так и ее новые члены. Директорат по развитиюторговли и инвестиций при секретариате ОЭС в целях активизации торговых связейрегиона с другими странами и региональными объединениями на принципах свободнойторговли и оживления внутрирегиональных операций ведет работу по двумнаправлениям: деятельность, направленная на либерализацию торговли, и созданиевозможностей для облегчения торговой деятельности внутри региона. Основноенаправление либерализации торговли – сокращение тарифов и снятие нетарифныхбарьеров в регионе ОЭС. Еще в 1992 г. страны-основатели организации подписалипротокол о 10-процентном снижении тарифов. Для расширения соглашения опреференциальных тарифах в зоне ОЭС была создана экспертная комиссия, котораявырабатывает проект будущего документа на основе предложений, внесенныхстранами-участницами. Так, Иран предлагает распространить торговые скидки навсе товары и льготный тариф увеличить с 10 до 20%, а в перспективе подготовитьграфик полной отмены всех торговых ограничений. Правительство Пакистана в целяхлиберализации торгового режима сократило на 12% тарифы на импортируемые товары.В 2000 г. министры торговли стран ОЭС подписали Соглашение по торговомусотрудничеству, в котором отмечается необходимость согласования тарифнойполитики.
Второе направление деятельности связано супрощением торгового транзита, таможенных процедур, создания информационногобанка данных по торговым операциям и инвестиционным проектам. Для улучшенияорганизации внутрирегиональной торговли было принято Соглашение о транзите иторговле и Соглашение об упрощении процедуры выдачи виз бизнесменам стран ОЭС,вступившие в силу соответственно в 1997 и 1998 гг. Работает Торгово-промышленнаяпалата ОЭС, создаются зоны свободной торговли. За прошедшие годы доказали своюэффективность приграничные торговые рынки. В 2000 г. только вдоль границ ИРИ состранами ОЭС действовало 12 таких рынков. Для увеличения торговых потоковвнутри стран ОЭС проводятся выставки экспортных товаров. В 2002 г. приняторешение об организации постоянной выставки экспортных товаров стран ОЭС вТебризе. На повестку дня поставлены вопросы унификации таможенных правил ивведения в действие международной таможенной конвенции. Деятельность в этомнаправлении осуществляется при содействии МТО. По инициативе секретариата ОЭСдля расширения внешних торговых операций региона совместно с Международнымторговым центром началось осуществление еще одного проекта: проведение регулярныхсеминаров потенциальных продавцов и покупателей (buyers/sellers meetings –BSM.) Цель таких встреч – активное привлечение частных предпринимателей. В 2001г. прошли два семинара, в ходе которых были выделены основные группы товаров,представляющие интерес: текстиль и готовая одежда, сельскохозяйственные ипищевые продукты, товары электронной промышленности, строительные материалы,запчасти для автомобилей.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, уровеньразвития внутрирегиональной торговли продолжает оставаться очень низким. В 1999г. он не превысил 6%, в 2000 г. достиг лишь 7%. Преимущественное развитиеполучают перекрещивающиеся двусторонние связи. Незначительный объемвнутрирегиональных экспортно-импортных операций в сравнении с другими региональнымиобъединениями отмечают и в секретариате ОЭС. Эксперты ОЭС видят основныеограничители дальнейшего расширения торговли в существовании нетарифныхбарьеров, больших задержках при растаможивании, трудностях проведения платежныхопераций, нестабильности и неконвертируемости некоторых национальных валют,неразвитости банковского обслуживания торговых операций, высоких транспортныхиздержках, единообразии производимых товаров, слабом развитии транспортнойсети.
Для финансового обеспечения разрабатываемых проектовстраны ОЭС пытаются скоординировать банковскую деятельность. В 1993 г. былоутверждено решение о создании Совместного банка торговли и развития соштаб-квартирой в Турции, с уставным капиталом в 400 млн. долларов, в которыйтри страны-основатели вносят равные доли. Предполагалось, что он будетфинансировать все проекты и обслуживать торговые операции стран ОЭС. Однакопрактическая деятельность банка еще не получила развития. Была основанастраховая компания, которая также еще не приступила к своей деятельности.
Промышленность и сельское хозяйство – еще одно изнаправлений, по которому страны ОЭС планируют вести взаимное сотрудничество. Внастоящее время эксперты приступили к выработке основных задач и возможныхнаправлений сотрудничества. В области сельского хозяйства, которое являетсяосновным сектором экономики всех стран-участниц, поставлена цель добитьсяполного самообеспечения сельхозпродукцией внутри региона. На заседанииминистров сельского хозяйства стран ОЭС, прошедшем в 2002 г. в Исламабаде, быливынесены на обсуждение следующие проекты сотрудничества: борьба сопустыниванием земель, распространение фруктовых деревьев на карликовом подвое,развитие сотрудничества в области производства семян сахарной свеклы,разработка мер, регулирующих потребности региона в продуктах питания.Планируется привлечение Международной организации по продовольствию дляоказания практической и финансовой помощи в осуществлении вышеназванныхпроектов.
В области промышленного развития идет лишьопределение приоритетов на будущее. Очевидно, что ставка будет сделана наразвитие мелких и средних предприятий. Членам ОЭС рекомендуется более активнопроводить приватизацию на национальном уровне.
Среди направлений, по которым ОЭС осуществляетактивную деятельность, нельзя не отметить борьбу с транспортировкой ираспространением наркотиков. При секретариате ОЭС в 1998 г. созданКоординационный совет по контролю за наркотиками (Drug Control CoordinationUnit), который работает в тесном контакте с организацией по контролю за распространениемнаркотиков при ООН. Соглашение о координации деятельности ОЭС и UNDCP былоподписано в 1995 г. Страны ОЭС стремятся предотвратить дальнейшеераспространение наркотиков в регионе и, по возможности, перекрыть пути ихтранспортировки. В этой области ОЭС достигла определенных успехов, за что ибыла отмечена специальной премией ООН в 1998 г. В осуществляемых организациеймероприятиях участвуют представители Евросоюза, который учредил специальныйфонд для осуществления совместного проекта. С 2002 г. проводится второй этапсовместной операции.
С первых лет своей деятельности организация ведетработу по расширению культурных контактов между странами, подчеркиваяисторико-культурную и религиозную близость народов региона и необходимостьсохранения и восстановления общего духовного наследия, что будет способствоватьдальнейшему развитию всестороннего взаимодействия государств. Это направлениесотрудничества продолжает оставаться приоритетным. В 1995 г. было приняторешение о создании Института культуры ОЭС (Cultural Institute). Устав институтаратифицирован Афганистаном, Ираном, Пакистаном и Таджикистаном. В настоящеевремя им осуществляется совместно с ЮНЕСКО проект по переводу детскойлитературы на языки стран региона. С 1998 г. существует и образовательный институтОЭС (ECO Educational Institute), устав которого поддержали все члены, кромеУзбекистана. Основное представительство этого учебного центра находится вАнкаре, но институт имеет отделения во всех странах. Разрабатываются программыподготовки кадров для реализации задач, поставленных в Измирском договоре,однако до сих пор институт не ведет учебной деятельности. На бумаге осталось ирешение о создании Научного фонда ОЭС (ЕСО Science Foundation).
Надо отметить, что одним из новых направленийсотрудничества стран этого регионального объединения становится взаимодействиев области защиты окружающей среды. На встречах руководителей государств ОЭСбыло уделено определенное внимание этой чрезвычайно актуальной для регионапроблеме. Отмечалось, что странам-членам необходимо «рассмотреть возможностиразработки при финансовом и техническом содействии государств-доноров,региональных и международных финансовых учреждений совместных реабилитационныхпроектов для районов, пострадавших от экологических катастроф, включая бассейнАральского моря, Каспийского моря, Сарезского озера и др.»
В связи с изменением политической ситуации вАфганистане в результате проведения антитеррористической операции роль регионаОЭС значительно возросла. Принимая во внимание тот факт, что в процессурегулирования ситуации в Афганистане и восстановления его экономики вовлеченыразличные международные силы и структуры, государства ОЭС, со своей стороны,пытаются не упустить свой шанс и использовать сложившееся положение дляактивизации деятельности этой региональной структуры и получения дополнительныхдивидендов. Иран, Пакистан и Турция внесли конкретные предложения по оказаниюэкономического содействия Афганистану. Правительство ИРИ приняло решение опредоставлении 50-процентной скидки на транзит грузов для Афганистана черезтерриторию его страны. По инициативе ИРИ вопрос оказания помощи ввосстановлении Афганистана стал центральным на VII саммите ОЭС, проходившем в14 октября 2002 г. По итогам обсуждения этой проблемы было принято решение осоздании специального фонда ОЭС, в котором примут участие все члены всоответствии со своими финансовыми возможностями. Совет министров стран ОЭСпредварительно проработал основные направления оказания помощи Афганистану:развитие сельского хозяйства, особенно животноводства, строительство дорог иустановление коммуникаций между различными регионами страны, восстановлениеэнергоснабжения, оказание помощи в подготовке квалифицированных кадров идругие. ОЭС предполагает не только координировать свою деятельность с ООН, ЕС идругими организациями, но и стремится играть лидирующую роль в процессевосстановления Афганистана.
Итак, подводя итоги деятельности ОЭС задесятилетие, прошедшее после расширения ее состава, можно констатировать, чтоэто региональное экономическое объединение находится только на первом, самомневысоком уровне интеграции – зона преференциальной торговли, однако заложенфундамент, на котором в будущем, при определенных благоприятных условиях, можетразвиваться экономическая региональная интеграция. В пользу этого говорятправильно выбранные организацией приоритеты развития – создание единойразветвленной транспортной сети и либерализация торговли.
В настоящее время на пути развитиявнутрирегиональной интеграции стоит много препятствий, как экономических, так иполитических, идеологических и социальных. В экономической области развитиеэтого процесса тормозят такие причины, как огромная разница в уровняхэкономического развития, отсутствие долговременных экономических стратегий вряде стран, разнотипность экономических структур и слабость рыночных механизмовв экономике вновь вступивших государств, недостаток финансовых средств дляосуществления проектов, отсутствие взаимодополняемости экономик стран-членовОЭС и, как следствие, – единообразие их экспортно-импортной продукции, сильнаяинтегрированность новых членов в экономику бывшего СССР и слабостьвнутрирегиональных торговых связей, отсутствие развитой инфраструктуры, общаятехнологическая отсталость. Среди ограничителей процесса внутрирегиональнойинтеграции надо также отметить отсутствие законодательной базы в рядегосударств для ведения частной предпринимательской деятельности инедостаточность правовых гарантий для привлечения иностранного капитала.
К политическим и социальным факторам, оказывающимнегативное воздействие на укрепление региональной интеграции, можно отнестиследующие:
– отсутствие политической стабильности врегионе (внутренние войны, этнические и религиозные конфликты, политическаяборьба в ряде стран ОЭС), существование пограничных конфликтов;
– сильное влияние в регионе внешних сил,прежде всего США и России, ориентация на которые стран региона усиливаетцентробежные тенденции, определяет различные политические цели и устремлениягосударств, что мешает нахождению общих подходов к решению проблемыбезопасности региона и упрочению политической стабильности;
– превалирование узконациональных интересовнад общерегиональными;
– участие членов ОЭС в других региональных исубрегиональных союзах и объединениях;
– отсутствие необходимого доверия и учетавзаимных интересов.
К сожалению, надо признать, что за десятилетиеострота политических конфликтов в регионе, в которые вовлечены страны ОЭС, неуменьшилась. Единственным примером успешного политического сотрудничества можноназвать межтаджикское урегулирование. До сих пор не решена каспийская проблема,одна из наиболее острых в регионе. Разногласия прикаспийских государств (заисключением России, все они – члены ОЭС) по вопросу правового статусаКаспийского моря не только обостряют двусторонние отношения, грозят новымиконфликтами, мешают выработке совместных решений по вопросам производства итранспортировки углеводородных ресурсов в интересах региона, а не в пользусиюминутных экономических выгод и политических интересов внешних сил.
Расширение военного присутствия стран НАТО натерриториях ряда стран ОЭС в связи с антитеррористической операцией вАфганистане и стремление России не допустить ее полного вытеснения изЦентральной Азии также можно рассматривать как факторы, выступающие противрегиональной интеграции, так как эти процессы влекут за собой усиление общейконфронтации в регионе. Усугубляет внутрирегиональную ситуацию жесткая линияСША по отношению к ИРИ, являющейся наиболее активным элементом интеграционныхпроцессов. Естественно, что укрепление американских позиций в ряде странЦентральной Азии вызывает обострение их отношений с Ираном.
Необходимость стабилизации положения вАфганистане признается всеми государствами ОЭС, однако и по этому вопросу устран региона нет единой позиции, так как этнонациональные и религиозныефакторы берут верх над здравомыслием.
Принимая участие в данном региональномобъединении, все его члены ищут возможности и для альтернативногосотрудничества с государствами этого или сопредельного регионов и созданиясубрегиональных структур. Турция прилагает активное стремление к формированию«тюркского общего рынка», активно участвует в Организации стран Черноморскогобассейна. Пакистан остается активным членом АСЕАН. «Шанхайская пятерка»,Центрально-Азиатский союз, СНГ – в эти объединения входят государстваЦентральной Азии. В декабре 2002 г. лидер Туркменистана – государства,поддерживающего нейтралитет, – выступил с инициативой создания региональногоконсультативного совета глав государств Центральной Азии (включая Афганистан,Иран и Пакистан) для выработки совместных решений по актуальным вопросам.Предполагается, что, помимо политического и гуманитарного сотрудничества, онсможет заниматься и решением вопросов торгово-промышленного взаимодействия,энергоснабжения, приграничной торговли, тарифной политики, транспорта идругими. По-видимому, выдвижение такого предложения можно расценить, какскрытое выражение недоверия ОЭС.
В той или иной форме неудовлетворениерезультатами деятельности ОЭС выражают и другие страны. Средства массовойинформации ИРИ, подводя итог прошедшему десятилетию, характеризуют организациютолько как сообщество соседних государств, отмечая, что «фактически ОЭС непредставляет собой единую систему, внутри которой входящие в нее члены могли быв полной мере обеспечить потребности друг друга в таких областях, как получениевнешних инвестиций, передовых технологий, квалифицированной инеквалифицированной рабочей силы». «Техран таймс» считает, что основные усилияОЭС за первое десятилетие были направлены на создание организационной основы.Дальнейшая ее деятельность будет зависеть от правильно выбранной стратегии. ИРИпридает большое значение развитию региональной кооперации, которая должнаспособствовать более плавному и безболезненному вхождению государств региона вмировой рынок. Основным приоритетом должно стать развитие региональной торговлипутем снятия всех барьеров на пути передвижения людей и товаров.
Иран остается самым активным членом организации,участвуя во всех ее структурах, оказывая постоянную поддержку работе высшихорганов ОЭС, выступая с многочисленными инициативами. Представляется, чтоправительство ИРИ, учитывающее изменения политической ситуации за последниегоды в мире и особенно в регионе и проводящее более либеральный внешнеполитическийкурс, отказалось от планов превращения ОЭС в своеобразный полюс силы илисодружество исламских государств, и ориентация на соседние мусульманскиегосударства уже не является внешнеполитическим приоритетом. Однако руководствоИРИ продолжает рассматривать ОЭС как гаранта региональной безопасности, о чемзаявил М. Хатами накануне VII саммита организации. ОЭС для Ирана остаетсяполитической трибуной и инструментом для укрепления своих позиций в регионе.Однако в большей степени ИРИ заинтересована в реализации экономических (преждевсего транспортных, энергетических) проектов организации, что позволит ей статьделовым центром региона.
экономическийсотрудничество межгосударственный

Списокисточников и литературы
 
1) ВыступлениеПрезидента ИРИ М.Хатами на саммите ОЭС в Тегеране 10.06.2000 // Третий взгляд,2000, № 73, с. 5.
2) Алматынскаядекларация V встречи глав государств и правительств стран-членов ОЭС (Алматы,11.05.1997).
3) МамедоваН.М. Некоторые факторы региональной интеграции как экономической основыбезопасности стран Центральной Азии и Закавказья. – С. 109.
4) www.iran.ru. 22.10.2002.
5) www.ettelaat.com.14.10.2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.