5
РЕФЕРАТ
На тему:
„ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА”
Виконав:
Слухач магістратури
„Правознавство”
КИЇВ - 2008
Особенности системы воспитания в правоохранительном органе
В любом деле главное - люди.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общественных ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни.
Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс формирования и совершенствования социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств.
Воспитание превращается в виде педагогической деятельности, когда делается целеустремленным, когда организуется и проводится подчиненная его цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, методами, приёмами, средствами воспитания, апробированными в опыте разработанными педагогической наукой.
Целью системы воспитания является содействие совершенствованию воспитанности каждого сотрудника коллектива, обеспечивающих их самореализацию и самоутверждение, а также успешное решение профессиональных задач.
Основные задачи системы воспитания в правоохранительном органе:
максимальное использование возможностей, для содействия сотрудникам в совершенствовании их социальных качеств, самореализации и самоутверждении в интересах их самих и решения задач, стоящих перед правоохранительным органом;
удовлетворение потребностей сотрудников в профессиональном , правовом, гуманитарном, моральное культурном и ином цивилизованном совершенствовании своих социальных достоинств;
обеспечение контроля над всеми воспитывающими персонал факторами, а также их коррекция в интересах достижения благоприятного для него и борьбы за укрепление законности и правопорядка результатов;
контроль за происходящими в личности сотрудников и в коллективе изменениями, относящимися к признакам воспитанности, и педагогическое сопровождение их самовоспитания;
создание в правоохранительном органе воспитывающего коллектива;
профилактика профессиональной деформации личности сотрудников, возникновения в коллективе правоохранительного органа негативных, противоправных, неуставных и аморальных проявлений;
использование всех воспитательных возможностей самой правоохранительной деятельности, которой сотрудники напряжённо занимаются весь день и отрыв от которой для участия в специальных, массовых, воспитательных мероприятиях нежелателен;
проведение индивидуальной воспитательной работы как главного направления в целенаправленных воспитательных воздействиях на сотрудников, отвечающих условиям занятости их профессиональной деятельность и специфике практического органа, призванного практически решать задачи;
организация системы специальных общих воспитательных мероприятий в допустимом объёме. Педагогически правильная организация системы воспитания в правоохранительном органе включает пять основных направлений воспитательной работы:
создание воспитывающей среды, обеспечение воспитывающего характера правоохранительной деятельности и руководства ею, обеспечение воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном орган применение специальных общих форм воспитательной работы, стимулирование самовоспитание.
Педагогические принципы воспитания сотрудников:
A) Содержательные принципы воспитания:
Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания; принцип опережающего характера воспитания и педагогического оптимизма;
принцип гражданственности; принцип гуманистической направленности;
принцип научности;
принцип воспитывающей деятельности;
принцип воспитывающего управления;
принцип воспитывающего коллектива, воспитания в коллективе и через коллектив;
принцип воспитывающей внешней среды;
принцип единства воспитания и самовоспитания.
B) Методические принципы:
принцип гибкого комплексирования и использования разных методов воспитания, средств и приёмов;
принцип единства и согласованности педагогических воздействий;
принцип сотрудничества и партнерства;
принцип активизации рефлексии личности.
Морально-психологическая подготовленность - необходимый компонент (вид, грань, характеристика) профессиональной подготовленности сотрудника правоохранительного органа, отвечающий моральным требованием правоохранительной деятельности и обеспечивающий её осуществление в строгом соответствии с высокими моральны] нормами.
Системная структура морально-психологической подготовленности: морально-психологические знания, взгляды, убеждения; морально-психологические мотивы; морально-психологические умения и навыки; морально-психологические качества.
Морально-психологическая подготовленность - мощная, современная система внутренних сил и норм поведения, система ценностей, сохранению которой и следованию которой неуклонно подчиняет своё поведение должным образом подготовленный сотрудник. Это важнейшая часть нового общечеловеческого мировоззрения - гуманного, демократичного, отвечающего требованиям правового и цивилизованного общества, альтернативы котором будущем нет.
Целью морально-психологической подготовки (МПП) выступает подготовка персонала правоохранительных органов к высокоморальному поведению и правильному решению профессионально-моральных вопросов в любых условиях, формирование высокого уровня морально-психологической подготовленности у каждого сотрудника, как важнейшего компонента его профессиональной подготовленности и как особого профессионального свойства его личности.
Основные задачи МПП:
подготовка сотрудников к решению задач правоохранительной деятельности в условиях стремления общества к построению современного, цивилизованного, гуманного, демократического, правового общества;
формирование и развитие морально-психологических основ к добросовестной службы, верности профессиональному долгу, Присяге, Закону;
развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, обеспечивающих профилактику злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;
формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения поведения при решении профессиональных задач;
формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;
сплочение коллективов правоохранительных органов на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувств долга, ответственности, чести;
повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.
Содержание МПП:
человек, общество, мораль;
право и мораль,
моральные вопросы профессионального долга сотрудника, военнослужащего внутренних войск, должностного лица;
профессиональная деонтология и этика юриста;
морально-психологические аспекты решения профессиональных задач;
морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника с гражданами, профессиональный этикет;
морально-психологические вопросы поведения сотрудника в коллективе;
морально-психологические особенности действий сотрудника в экстремальных условиях;
морально-психологические основы поведения сотрудника в быту, основы здорового образа жизни;
вопросы морали в работе сотрудника на собой.
Виды МПП:
по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем! прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий);
по разным правоохранительным органам: МПП личного состава ОВД, СБУ, налоговой милиции, прокуратуры и др.;
по разным специальностям сотрудников: криминальной милиции, спецотрядов, инспекторов ДЛИ, участковых и др.;
по конкретным профессиональным задачам: к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских споров и др.;
подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи;
по должностному положению: всего персонала, рядовых работников, руководителей.
Организация МПП по двум направлениям:
МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач;
МПП в процессе специального курса.
Основные элементы оптимальной методики занятий по МПП:
диалогичность, обмен мнениями, суждениями, доказательствами, обоснованиями; свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок, каждым обучающимся; искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода о острых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;
ликвидация и профилактика формализма, показухи, скуки на занятиях; требование аргументированного морального обоснования личных мнений, оценок, суждений обучающимися;
организация руководителем занятий соударения мнений обучающихся, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;
коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений, оценок; теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место в жизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе, недавно или только что происшедших;
коллективная моральная проработка предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучаемых действий;
активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологических качеств, изменений навыков, привычек, взглядов обучающимися;
расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя);
коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных нор или их детализации, конкретизации для своего правоохранительного органа, части, коллектива или даже себя лично;
обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;
совместный поиск ответов на причины не приживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточно авторитета сотрудников у населения, путей их повышения;
обсуждение путей совершенствования своей МПП.
Главным методом проведения занятий выступает особый метод - метод ситуативного морального выбора ("моральных дилемм", моральных казусов). Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается заранее подготовленная ситуация, характерная наличием выраженного морального аспекта.
Разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность и другой метод - "Я сам" (в вариантах "поведение" и "сверка"). Позволяет формировать не только умственные моральные умения и навыки, но и привычки, установки, навыки и умения действий и поведения. "Я сам поведение" метод базируется на особой методической разработке, воплощенной в "Учебной книжке-памятке". Она выдаётся каждому обучающемуся и содержит три части; рекомендации по организации работы, методические рекомендации и лист самоконтроля. Сердцевина её - методические рекомендации.
Правовое воспитание сотрудников правоохранительных органов - главное в их профессиональном воспитан Важнейшая задача его - обеспечение образцового соблюдения законов в правоохранительной деятельности каждым сотрудником, юристом, воспитание в духе неукоснительного соблюдения законности. Правовая воспитанность характерна:
обострённым чувством справедливости, нетерпимостью ко злу, бесчеловечности, преступности и преступникам;
беспредельным уважением к закону и законности, отношение к ним как и к высшим социальным и личным жизненным ценностям;
рассмотрением законного решения всех вопросов как проявления высшей справедливости,
сформированностью жизненных целей, планов, намерений личного участия в защите прав и свобод граждан в борьбе с преступностью,
постоянным стремлением к выбору и использованию только правомерных, строго законных способов решения профессиональных задач и решения личных жизненных проблем;
непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам.
Фундаментом правового воспитания выступает морально-психологическая подготовка сотрудника. Дефекты ней - нечестность, непорядочность, безответственность, утраченное чувство долга и чести, ощущение вседозволенности, профессиональная неустойчивость, жадность, продажность и т.п., выступают главной личной причиной нарушений законности, особенно таких, как: корыстные злоупотребления, превышение власти, укрытие преступлений от учета, мздоимство, коррумпированность. Лишь отношение к закону, контролируемое самым надёжным и суровым "внутренним прокурором" - совестью, обеспечивают законность действий сотрудника всегда и везде.
Умения по основным стадиям правоприменительного процесса:
умение провести анализ фактических обстоятельств, которые образуют фактический состав данного дела, и решить вопрос об относимости их к юридическому составу (правонарушение, проступок, преступление);
умение выбирать (найти) правовую норму (принцип, принципы) и удостовериться в правильности их текста:
умение осуществить толкование юридических норм и "наложить" их на конкретную ситуацию;
умение принять решение в соответствии с правовыми предписаниями и государственным интересам, т.е. сформулировать индивидуальные государственные веления.
Профессиональная деформация - негативные проявления изменений в личности профессионала, вызваны противоречивым влиянием профессиональной деятельности и отрицательно сказывающиеся на неё. В сущности, это регресс в воспитании личности. Он особенно опасен у сотрудников правоохранительных органов, ибо профессиональна; деформация чаще всего рукоприкладство, угрозы оружием, незаконные задержания и аресты, силовое принуждение к даче признательных и свидетельских показаний, неадекватное ситуации применение оружия и др.
Так, у части сотрудников возникает:
болезненная подозрительность и недоверие ко всем людям. Понятия честь, достоинство, совесть, честное слово превращаются в их сознании в фикцию и единственную ценность приобретает доказанный, законно документированный факт;
утрата чувствительности к человеческой беде, равнодушие к горю, переживаниям, к нравственным и психологическим ранам, к самолюбию и чувству личного достоинства людей, честному имени и др. ("насмотрелся", "напереживался", к делу не подошьёшь");
чисто нормативное мышление, стремление к только формальной правильности своих действий, соблюдении инструкций при игнорировании социальных, моральных, психологических, педагогических и иных соображен перестраховка);
убеждение, что главное в работе не защита конституционных прав граждан, а раскрытие и расследование преступлений;
правовой ригоризм, амбициозность - вера во всесилие закона, убеждение, что только совершенствованием законодательства можно улучшить дело; что лишь ужесточение уголовных наказаний, увеличение прав правоохранительных органов может дать результат, а всё другое - разговоры, "игрушки", мелочь;
чувство непогрешимости и вседозволенности, упоение властью над людьми, стремление к подавлению воли человека и подчинению своей.
Профессиональная деформация, как правило, захватывает личность в целом. У следователей, например, она обнаруживается в "оборонительном поведении" (необходимости принуждать себя к работе, не перестраховываться), отказе от творческого подхода, склонности к косности, рутине, волоките, правовом нигилизм, ложной корпоративное!! ("чести мундира"), карьеризме, индивидуализме, альянсу с коммерческими структурами (в лучшем случае регулярным дармовым выпивкам, в худшем - предательству интересов службы).
Возникновение признаков и проявлений профессиональной деформации во многом определяется индивидуальной подверженностью ей, зависящей от воспитанности сотрудника, уровня его культуры, морально-психологической подготовленности, воли, умения осуществлять самооценку и предъявлять требования к себе и др.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |