Реферат по предмету "Иностранный язык"


Устная и письменная речь

ПЛАН
1.Основные требования, предъявляемые к устной иписьменной речи
2.Краткая история русского литературного языка

1.Основные требования, предъявляемые к устной иписьменной речи
Речевоеобщение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложномединстве и социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковоеместо по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления,образования, юриспруденции, искусства и средств массовой информации имеют местои устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдаетсяих постоянное взаимодействие и взаимопроникновение.
Основойи письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущаяформа существования русского языка. Литературная речь – это речь, рассчитаннаяна сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляетсяориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средствомобщения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. онификсируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих нормспособствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации.(1, с54).
Устнаяи письменная речь – это две формы существования языка. Естественно поэтому, чторяд требований применим как к устной, так и к письменной речи. Это требования:
1.Содержательностиречи;
2.Ее логичности,точности и ясности;
3.Литературнойправильности, благозвучия.(2, с 189).
Первое требование-требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что самхорошо знаешь. Лишь тогда рассказ человека будет хорош, интересен, полезен иему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях,когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование-требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошеезнание того, о чем человек говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части в другую, не повторятьодного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованностьвыводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Под точность речипонимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения,чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой целинаилучшие языковые средства — такие слова, сочетания, которые передают именноте черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатстваязыковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова,синонимы, наиболее подходящие содержанию рассказываемого.
Ясность речи — это еедоступность, тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата.Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовныеинтересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами,цитатами.
Третье требование – этотребование литературной правильности, благозвучия. Различают правильностьграмматическую (построение предложений, образование морфологических форм),орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной –орфоэпическую, произносительную.
Произносительнаясторона речи — это хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдениеправил орфоэпии — произносительных норм литературного языка. Умение говорить (ичитать!) выразительно, достаточно громко, (но не кричать!), владетьинтонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
Речь только тогда взаимодействуетна читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительностьречи — это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способностьвоздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выборомслов, настроением рассказа.(3, с 8).
Таким образом, двеформы выражения языка тесно взаимосвязаны, поэтому хорошо развитая устная речьблаготворно влияет на навыки письменной речи, и, наоборот, письменная речьспособствует развитию и совершенствованию устной речи. Хорошая речь может бытьполучена только при соблюдении всего комплекса требований.
2.Краткаяистория русского литературного языка
История русскоголитературного языка как самостоятельная научная дисциплина возникла в 20 веке.Хотя изучение особенностей русского литературного языка относится к оченьранней поре, так как «смутные и односторонние, но жизненно – действенные,практические представления о процессе исторического развития языка неизменносопутствуют эволюции русского книжного языка и предшествуют зарождению научнойистории русского литературного языка».
Начиная с 18 века,велись наблюдения над связями русского литературного языка с другимиславянскими и европейскими языками, над составом церковнославянского языка, егосходством с русским языком и отличием от него.
Для осознаниянациональной специфики русского литературного языка было чрезвычайно важносоздание в 1755 году «Российской грамматики» М.В.Ломоносова. Выход в свет«Словаря Академии Российской» (1789-1794), появление учения М.В.Ломоносова отрех стилях русского литературного языка, изложенного в рассуждении «О пользекниг церковных», «Риторике» и «Российской грамматике», так как создатель теориивпервые указал на основные элементы русского литературного национального языка,предвосхищая пушкинскую стилистику.(4, с 18).
Вопрос о происхождениирусского литературного языка не решён специалистами, более того, ониутверждают, что окончательное решение не близко.
Столь пристальныйинтерес к проблемам происхождения русского литературного языка объясняется тем,что от того или иного понимания процесса образования древнерусского литературногоязыка зависит вся концепция его дальнейшего развития, формированиянационального литературного языка с 17 до 19 в.(6, с 53).
История русскоголитературного языка со своей очевидностью убеждает, что язык весьма чуткореагировал на различные изменения в истории народа и прежде всего вобщественной жизни, что история появления и употребления многих слов ивыражений находит свое обоснование в развитии общественной мысли. Так, напримерв 40 – 60 – х годах 19 века входят во всеобщее употребление такие слова, каксоциализм, коммунизм, конституция, реакция, прогресс и т.д.(5, с 4).
В результатеОктябрьской революции существенно расширился самый состав носителейлитературного языка, так как уже в первые годы после революции к литературномуязыку стали приобщаться массы трудящихся, ранее не имевших для этоговозможностей.
В советскую эпохуизменилось соотношение литературного языка и диалектов. Если раньше диалектыоказывали известное влияние на литературный язык, то после революции, благодарямощному развитию культуры и распространению знаний через школы, театр, кино,радио, — население стало энергично приобщаться к средствам литературноговыражения. В связи с этим многие черты местных говоров начали быстро исчезать;пережитки старых диалектов сохраняются сейчас в деревне преимущественно устаршего поколения.
Русский литературныйязык освободился в советскую эпоху от влияния классовых жаргонов,существовавших в прошлом и в известной степени оказывавших влияние на нормылитературного языка. (5, с 415).
В конце 19–начале 20 в.,были опубликованы библиографические обзоры, которые подводили итоги изучениюрусского литературного языка. Котляревский А.А. Древнеусская письменность: Опытбиблиологического изложения истории ее изучения. – 1881; Булич С.К. Очеркистории языкознания в России. – 1904; Ягич И.В. История славянской филологии. –1910.
В 20 веке историярусского литературного языка становится предметом особого внимания.
Особенно много сделалдля создания науки русского литературного языка В.В.Виноградов, переченьосновных трудов которого по истории русского литературного языка и языкаписателей насчитывает более двадцати работ.(4, с 19).
Оставили глубокий следв разработке истории русского литературного языка труды Г.О Винокура: «Русскийлитературный язык в первой половине 18 в.», 1941; «Русский язык», 1945; «Кистории нормирования русского письменного языка в 18 в.» 1947; и др.
Для решения проблемпроисхождения русского литературного языка, становления русского национальногоязыка большое значение имели исследования Л.П. Якубинского – «Историядревнерусского языка», изданная в 1953 г., и «Краткий очерк зарождения ипервоначального развития русского национального литературного языка», изданныйв 1956 г.
Вопросу о происхождениирусского литературного языка, проблемам формирования русского национальногоязыка, истории русского литературного языка старшего периода (Московскогогосударства) посвящены работы Ф.П.Филина.(4, с 21).
Богатство и мощьрусского литературного языка создавалась благодаря непрекращающемуся воздействиюна литературный язык живого общенародного языка. Язык Пушкина, Гоголя,Тургенева, Салтыкова – Щедрина, Л.Толстого и многих других корифеев русскогообразного слова своей яркостью, силой, подкупающей простотой обязан в первуюочередь живым источникам народной речи.
Таким образом, историярусского литературного языка – это прежде всего история непрерывного и всеразвивающегося процесса литературной обработки богатств общенародного языка итворческого обогащения и пополнения их за счет новых языковостилистическихценностей.(5, с 46).

Список литературы
языклитературный письменный речь
1.Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. Проф. В.И.Максимова. 2-е изд., стереотипное. – М; Гардарики, 2004. –413 с.
2.Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособиепо развитию речи: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч.-щ по спец. №2001.- 2-еизд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1987. – 288 с.
3.Львов М.Р. Методика развития младшихшкольников: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.-176 с.
4.Ковалевская Е.Г. История русскоголитературного языка: Учеб. Для студентов пед, ин-тов и ин-тов по спец. «Рус.яз. и лит.» — 2-е изд., перераб. – М.: Прсвещение, 1992. – 303 с.
5. А.И.Ефимов История русскоголитературного языка
6.Вербицкая Л.А. Давайте говоритьправильно: Науч. Попул. – М.: Высш.шк., 1993. – 144 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.