--PAGE_BREAK-- (11)
В качестве критериев оценки могут быть приняты как количественные, так и качественные измерители. В последнем случае оценки качественного параметра (например, имидж изделия или фирмы, производящей данное изделие) могут быть также сделаны в соответствии с рекомендациями, приведенными в таблице 1. Получив оценки уровней отдельных параметров изделия, рассчитывается уровень конкурентоспособности всего изделия с помощью обобщенной функции желательности F:
, (12)
где f — значение функции желательности для i-го параметра изделия; n — количество анализируемых параметров изделия. При сравнении значений F различных изделий, определяется изделие, обладающее в данное время наилучшей совокупностью потребительских свойств. Данному изделию будет соответствовать наибольшее значение обобщенной функции желательности. Метод определения конкурентоспособности с использованием функции желательности также имеет ряд недостатков:
— при расчете конкурентоспособности не учитывается различное влияние разных параметров на конкурентоспособность продукции;
— для каждого из параметров предлагается определять только одну аппроксимирующую функцию. Это не всегда может обеспечить необходимую достоверность расчетов, особенно при использовании в качестве аппроксимирующей линейной функции.
3) Определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации.Желательным является выбор такого объекта, у которого значение любого признака является лучшим по сравнению с другими рассматриваемыми объектами. Очевидно, что такой объект не всегда существуют и у каждого есть свои преимущества и недостатки, особенно если S >> 1. Поэтому выбор такого объекта не всегда возможен. В этом случае одним из наиболее распространенных методов решения является метод, основанный на выделении множества Парето из множества всех объектов1. Следовательно, существуют следующие методы оценки конкурентоспособности товара: определение конкурентоспособности продукции методом расчета единичных и групповых показателей, в основе которого лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности; определение конкурентоспособности с использованием функции желательности; определение конкурентоспособности продукции методом многокритериальной оптимизации.
1Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. — №1.
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ГРАНИТ-СЕРВИС»
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА И ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАО «ГРАНИТ-СЕРВИС»
ЗАО «Гранит-Сервис» было создано 28 января 1998г. Офис компании расположен в Екатеринбурге. За годы своего существования предприятие зарекомендовало себя на рынках Екатеринбурга, Урала, Сибири, а также многих регионов России и дальнего зарубежья, как надежный и честный деловой партнер. На сегодняшний день, являясь соучредителем ассоциации предприятий камнедобывающей отрасли «Центр Камня», ЗАО «Гранит-Сервис» представляет собой стабильную, динамично развивающуюся компанию, занимающуюся разработкой собственного карьера розовых гранитов, находящегося в поселке Малышево, в 85 км от Екатеринбурга, а также производством брусчатки, бордюров, облицовочных плит из добытого на Малышевском месторождении камня. На протяжении вот уже девяти лет компания успешно поставляет природный камень с богатейших месторождений Италии, Греции, Бразилии, Китая, Украины, России; занимается поставками камнеобрабатывающего оборудования известных фирм Италии, Германии, Китая, импортом строительной техники и оборудования, а также алмазного и абразивного инструмента по обработке природного камня. Из числа зарубежных партнеров, наиболее долгие и прочные деловые отношения завязаны с компаниями-производителями из Италии. Также достаточно долгим и плодотворным является сотрудничество с фирмами-партнерами из Китая. В настоящее время компания предлагает своему потребителю широкий ассортимент товаров и услуг. Стабильная сырьевая база, появившаяся в результате долгих, честных и надежных контактов с поставщиками, позволяет в кратчайшие сроки, без какой-либо доли риска, поставлять заказчику гранит и мрамор, как отечественного, так и импортного производства в плитах и слэбах. С 2008 г. компания «Гранит-Сервис» произвела запуск линии по производству гранитного, кубовидного щебня обладающего идеальными характеристиками для применения в как в дорожном строительстве, так и в бетонах.
Компания уделяет большое внимание подбору и обучению персонала. Здесь трудятся опытные квалифицированные люди – мастера своего дела, способные выполнить отделочные работы любой степени сложности с применением природного камня, керамогранита и композитного материала. Качество выполненных ими работ полностью удовлетворяет запросы самых взыскательных заказчиков. Специалистами ЗАО «Гранит Сервис» были произведены облицовочные работы на таких значимых объектах, как: Площадь «Октябрьская» г. Екатеринбург; Дворец Правосудия г. Екатеринбург; Тюменский областной суд г. Тюмень; Гостиница «Эрмитаж» г. Екатеринбург; Банк «ГАЗИНВЕСТ» г. Екатеринбург; ЗАПСИБГАЗПРОМ г. Тюмень; Деловой центр «Атриум-Палас-Отель» г. Екатеринбург; Клубный дом «Тихвин» г.Екатеринбург; ФГУП ПО «УОМЗ» г.Екатеринбург; Христианский Храм в Пензенской области; Здание «Запсибкомбанк» г. Тюмень; Центр культуры в п. Болчары Тюменской области; Святотроицкий собор г. Екатеринбург. В составе предприятия эксплуатируются две импортных линии по распиловке и полировке гранитных плит и плиты средних пород (мрамор, доломит, известняк и т.д.).
Гранитная линия состоит из 3-х распиловочных ортогональных станков ( 2 станка фирмы Терцаго и 1 станок фирмы Бомбиери-Вентурри), полировального комбайна и сопутствующих станков фирмы Терцаго проектной мощностью 48,0 тыс.м2\год.
Линия по переработке средних пород состоит из 2-х распиловочных ортогональных станков и полировального комбайна фирмы Терцаго проектной мощностью 72,0 тыс.м2/год. Кроме вышеперечисленных станков, имеется канатный распиловочный станок для пассировки блоков и ряд станков для нанесения фасонов и фасок, изготовления тел вращения, моек, столешниц и т.д.
Всe вышеуказанное оборудование смонтировано в главном корпусе площадью 8064 м2 (4 пролета высотой 12м, размерами 84 м на 24 м), оснащенного грузоподъемными механизмами. Распиловочное отделение оснащено двумя кранами, грузоподъемностью 10 т, отделение фактурной обработки одним краном грузоподъемностью 5 т, а так же в двух других пролетах смонтированы три кран-балки грузоподъемностью 5 т. Переходная галерея соединяет главный корпус с отдельно стоящим 4-х этажным административно- бытовым корпусом площадью 2984м2. Кроме этого, на территории предприятия имеется склад сырья общей площадью 3520 м2, оборудованный козловым краном грузоподъемностью 32 т и пролетом 32,06 м. Имеется гараж из 8 боксов и автозаправочная станция. Водоснабжение осуществляется 2-мя заводскими артскважинами. Канализация бытовых стоков производится через заводскую КНС в городские сети.
Обеспечение теплом и электроэнергией осуществляется централизовано по тепловым и электрическим сетям местных энергоснабжающих предприятий.
Отсутствие собственных карьеров ограничивает развитие мощностей и влияет на себестоимость продукции. Компания «Гранит-Сервис» предлагает своим заказчикам широчайший спектр квалифицированных услуг по разным направлениям деятельности, среди которых, лидирующее место занимают услуги по работе с натуральным камнем. Специалисты компании производят качественную нарезку камня, его укладку, а также облицовку камнем общественных помещений, жилых домов, коттеджей и квартир. В последнее время данное направление приобретает все большую популярность, а в связи с этим становится и все более востребованным. Одним из интереснейших направлений в работе компании является работа с габионами, применяемыми для возведения подпорных стенок, укрепления насыпей автомобильных и железных дорог, речного и морского берегоукрепления, для стабилизации почвенной эрозии и консервации грунта и осуществления ландшафтных работ. Материал, с которым работают специалисты компании, обладает высочайшим качеством. Качество и цена товаров и услуг соизмеримы, а это является немаловажным фактором, дающим потребителю возможность сопоставить свои запросы в соответствии с затратами, выбором желаемого материала, а также архитектурными тенденциями времени.
Современные технологии, применяемые в производстве, и значительные производственные мощности предприятия позволяют выпускать широкий ассортимент продукции природного камня:
— слэбы из мрамора и гранита;
— плиты для облицовки стен, полов, фасадов любой толщины и различной фактуры обработки (полированные, пиленые, шлифованные, лощеные, термообработанные, «скала»), стандартные размеры плит: 300*300мм;
— архитектурно-строительные изделия из мрамора и гранита: ступени, подоконники, колонны, балясины, карнизы, плинтусы;
— камины, фонтаны, столы и столешницы различных форм;
— мемориальные изделия;
— брусчатка, бортовой камень;
— декоративный мраморный и гранитный щебень фракции 5-20мм, отсев фракции 0-5мм.
Рассмотрим потребность рынка в изделиях из природного камня.Основными потребителями облицовочных изделий Свердловской области являются: Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Первоуральск, Полевской. Основным потребителем экспорта является Россия: Центральный, Южный регионы, Поволжье. Так же имеется спрос на продукцию из камня природного странами бывшего СНГ и дальним зарубежьем – США, страны Евросоюза. Эти традиционные зоны крупного потребления являются перспективными рынками реализации облицовочных изделий из гранита и камня природного. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 2009 г. свидетельствуют о том, что в настоящее время ситуация на региональных рынках России не стабильна. В ряде областей (Челябинской, Тюменской, Курганской) хотя и наблюдается оживление спроса на каменную продукцию, однако бюджетное финансирование строительных проектов делает их менее привлекательными. Крупнейшим потребителем облицовочных изделий является г. Екатеринбург (около 80% потребления в Свердловской области).
Можно выделить три основные сферы применения облицовочных изделий из природного камня на региональных рынках: строительство, ландшафтная архитектура и изготовление надгробных памятников. Наиболее емким рынком является строительство. Здесь потребляется около 80% облицовочных плит (различного формата). На изготовление надгробных памятников идет 10% облицовочных плит и 10% используется в ландшафтной архитектуре. В строительстве большая часть изделий используется:
— при строительстве объектов соцкультбыта и административных зданий и сооружений (до 60-70%);
— при строительстве дорог, тротуаров, площадей, надземных и подземных переходов (до 30-40%). Изделия из природного камня широко используются при отделке метро, офисных зданий, восстановлении и строительстве соборов, церквей. Основными областями применения облицовочных плит в строительстве зданий и сооружений являются изготовление полов (около 35% изделий), облицовка фасадов (22%). Около 29% изделий используются для внутренней облицовки стен, изготовления лестничных маршей, подоконных и других плит при отделке интерьеров. Кроме упомянутых ранее направлений применения облицовочных изделий, в 2002-2009 гг. появятся новые перспективные рынки. Один из таких рынков – индивидуальное жилищное строительство. Его объем и предъявляемый им спрос на каменную продукцию неуклонно растет с каждым годом. Перспективным рынком сбыта каменной продукции является рынок слэбов – не окантованных плит из природного камня — заготовок для производства крупноформатных и нестандартных изделий. Архитектурные изделия: большим спросом пользуются и применяются в строительстве плиты облицовочные колотые типа «скала», а так же сложно-архитектурные изделия: цилиндрические, эллиптические и многогранные колонны; плинтусы, карнизы и капители; арки, балясины; столешницы, крышки барных стоек, мойки и др. Основными потребителями изделий из камня являются: строительно-отделочные управления крупных строительных организаций; управления капитального строительства; дирекции строящихся зданий и сооружений министерств и ведомств; крупные камнеобрабатывающие и добывающие предприятия, которые объединяют свои возможности, для выполнения объемных заказов. В настоящее время ими потребляется около 85% изделий из природного камня. В последнее время на смену крупным заказчикам изделий из природного камня (величина разовых заказов до 5 тыс.кв.м) пришли мелкие заказчики: банки, страховые компании, крупные ОАО, ООО (разовые заказы до 500 кв.м). Доля потребления ими изделий из природного камня в 2009 г. достигла 15% и неуклонно растет. Основополагающими факторами формирования спроса на каменную продукцию у хозяйствующих субъектов являются цена и декоративность. Отечественные потребители, как правило, не дифференцируют спрос по типоразмерам плит. Наибольшим спросом пользуются недорогие изделия. Значительное влияние на формирование спроса на те или иные виды каменной продукции оказывают архитектурно – строительные мастерские, дизайнерские фирмы. Продажа изделий осуществляется чаще всего в ходе прямых контактов между покупателем и продавцом. Данный способ удобен для покупателя, который может непосредственно ознакомится с возможностями завода, качеством предлагаемого товара, а так же скорректировать заказ исходя из соотношений качества и непосредственно отпускной цены, которая может гибко меняться в зависимости от объема и ассортимента заказа. Все большее распространение получает торговля через агентов-реализаторов имеющих представительства в областных и районных центрах. Основное влияние на формирование конъюнктуры на региональном рынке слэбов и облицовочных изделий из природного камня в настоящее время оказывают три основных фактора: динамика промышленного производства; инвестиционный кризис, следствием которого является падение объемов государственного строительства; динамика развития негосударственного сектора, который предъявляет быстро растущий спрос на облицовочные изделия. Камнеобрабатывающая сфера России представлена, ориентировочно, десятью крупными заводами, стабильно работающими на данный момент:
— ОАО «Мрамор» г. Балаково Саратовской области, рынок сбыта – Саратовская область, Россия;
— ЗАО «Коелгамромор» г. Екатеринбург, рынок сбыта – Екатеринбург, свердловская область;
— ООО «Мраморпромресурс» г. Чебаркуль Челябинской области, рынок сбыта – Челябинская область, Россия;
— Компания «Мраморгаз» г. Екатеринбург, рынок сбыта – Екатеринбург, Свердловская область, Россия. Таким образом, ЗАО «Гранит-Сервис» предлагает своему потребителю широкий ассортимент товаров и услуг. Стабильная сырьевая база, появившаяся в результате долгих, честных и надежных контактов с поставщиками, позволяет в кратчайшие сроки, без какой-либо доли риска, поставлять заказчику гранит и мрамор, как отечественного, так и импортного производства в плитах и слэбах. Перспективным рынком сбыта каменной продукции является рынок слэбов – не окантованных плит из природного камня — заготовок для производства крупноформатных и нестандартных изделий.
2.2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРА ЗАО «ГРАНИТ-СЕРВИС»
Существует два основных метода оценки качества продукции.
1. Экспресс-оценка качества продукции. Данный вид оценки эффективен для продукции, которая должна удовлетворять требованиям норм, стандартов и других обязательных документов, призванных гарантировать необходимый уровень ее качества. Оценка производится по ограниченному кругу показателей, причем результатом оценки по каждому показателю является ответ «да» или «нет». Наличие хотя бы одного ответа «нет» говорит о недопустимо низком качестве оцениваемой продукции.
Положительная оценка продукции по данному тесту говорит о принципиальной возможности представления ее на рынок, но не гарантирует успеха, поскольку не учитывает уровня качества конкурирующей продукции.
Перечень показателей экспресс-оценки продукции ЗАО «Гранит-Сервис» приведен в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели экспресс-оценки продукции ЗАО «Гранит-Сервис»
№
Показатели оценки
Оценка
Да
Нет
1
Соответствие всем пунктам Технического задания заказчика
V
2
Соответствие требованиям действующих норм, стандартов
V
3
Наличие эксплуатационной документации
V
4
Комплект отправки полон
V
5
Имеется возможность монтажа оборудования поставщиком
V
6
Имеется возможность сервисного обслуживания, проведение
текущего и капитального ремонта по первому требованию
заказчика и т.д.
V
Товаропроизводитель составляет подобный перечень показателей экспресс-оценки своей продукции, руководствуясь возможной реакцией потребителей, спецификой продукции, уровнем качества конкурирующей продукции и т.д. Необходимо периодически ревизировать этот перечень, повышения уровень «жесткости» критериев оценки и, способствуя, тем самым, повышению качества работы предприятия и выработке высокой корпоративной культуры.
2. Сравнительная оценка качества товаров. Данный метод (процедура) оценки призван выявить конкурентоспособность предлагаемой продукции по сравнению с известными лучшим аналогом, принятым за эталон, предполагает прохождение ряда этапов: продолжение
--PAGE_BREAK--
а) составление группы экспертов;
б) выбор продукта-аналога;
в) выбор показателей для сопоставления;
г) проведение оценки обоих продуктов по каждому показателю;
д) обработка результатов оценки.
Приведем краткую характеристику каждого этапа:
а) Число экспертов может быть произвольным. Наиболее оптимальное число 10-15. При числе экспертов, более 1, возникают различия в оценках различными экспертами сравниваемых продуктов по одному и тому же показателю.
б) и в) Подготовительные процедуры выполняет (в соответствии с п. а)) выбранный эксперт или группа экспертов (на предприятии или практических занятиях). В результате формируется таблица 3.
г) Фактическая оценка обоих продуктов по каждому показателю по десятибалльной, например, шкале. Оценка производится тем же экспертом (группой экспертов).
Существуют различные методы оценки:
— все показатели эталона (аналога) принимаются за 10, а значения показателей нового (анализируемого) товара могут быть и больше, и меньше 10;
— значения показателей обоих товаров могут отличаться от 10. При этом несколько различаются и методики обработки результатов.
В обоих случаях могут применяться и присваиваться коэффициенты значимости (весовые коэффициенты) параметрам (показателям).
Таблица 3 – Сравнительная оценка качества двух товаров (эталон для сравнения – гранитная плита компании «Мраморгаз»)
Проанализировав результаты таблиц 2 и 3, можно сделать вывод, что продукция ЗАО «Гранит-Сервис» соответствует требованиям действующих норм, стандартов; соответствует уровню потребительских цен; обладает свойствами ударопрочности и долговечности; соответствует запросам потребителей по набору технических параметров.
2.3 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ЗАО «ГРАНИТ-СЕРВИС»
Данная методика оценки конкурентоспособности товара предприятия разработана на основе опросных листов или анкет. Опрошенные респонденты (эксперты) отбирались по следующим принципам: по принадлежности к данной отрасли (специалисты предприятия ЗАО «Гранит-Сервис») и по принадлежности к данной дисциплине (студенты – будущие специалисты экономики предприятия). Анкетные данные были сведены в таблицу 4 (в которой были отобраны наиболее важные и весомые показатели относительно данного вида продукции).
Таблица 4 — Бальная оценка товара относительно показателей ЗАО «Гранит-Сервис»
Наименование показателя
Показатель
Плита облицовочная
Плита модульная
Архитектурные изделия
Гипотетический товар
Все важности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Цена
Эконом.
4
0,112
4
0,112
5
0,14
5
0,14
2. объем выпуска продукции
Эконом.
5
0,15
4
0,12
5
0,15
5
0,15
3. Количество приобретаемого товара
Эконом.
4
0,14
4
0,14
4
0,14
4
0,14
4.Упаковка
Технич.
5
0,13
3
0,078
5
0,13
5
0,13
5. Качество
Технич.
4
0,096
5
0,12
3
0,072
5
0,12
6. Сервисное обслуживание
Технич.
5
0,16
5
0,16
5
0,16
5
0,16
7. Форма расчета
Эконом.
3
0,12
4
0,16
4
0,16
4
0,16
Итого:
Таблица 5 — Экспертная оценка (сделанная на основе анкетирования по показателям, приведенным в таблице 4)
Показатели
Эксперты
I
II
III
IV
V
VI
VII
1
10
9
9
7
8
7
9
2
9
7
6
7
9
10
7
3
5
6
7
9
4
10
8
4
6
10
9
6
5
9
10
5
8
8
8
6
6
9
9
Итого
7,6
8
7,8
7
6,4
9
8,6
Суммарная оценка экспертов
54,4
где I – первый показатель (цена);
II – второй показатель (объем выпуска продукции);
III – третий показатель (количество приобретаемого товара)
IV – четвертый показатель (упаковка);
V – пятый показатель (качество);
VI – шестой показатель (сервисное обслуживание);
VII – седьмой показатель (форма расчета);
1,2,3,4,5 – эксперты;
1-10 – балльные оценки экспертов (1-наименьшая оценка, 10-наибольшая).
В целях дальнейшего расчета конкурентоспособности гранитной плитки просуммируем все веса важности каждого изделия соответственно экономических и технических показатели и найдем их коэффициенты по следующим формулам:
Кэ= Кэ1 + Кэ2 +…+Кэп
Кт = Кт1 + Кт2 +…+Ктп
Плита облицовочная:
Кэ = 0,112 + 0,15 + 0,14 + 0,12 = 0,522
Кт = 0,13 + 0,096 + 0,16 = 0,386
Плита модульная:
Кэ = 0,112 + 0,12 + 0,14 + 0,12 = 0,372
Кт = 0,078 + 0,12 + 0,16 = 0,358
Архитектурные изделия:
Кэ = 0,14 + 0,15 + 0,14 + 0,16 = 0,59
Кт = 0,13 + 0,072 + 0,16 = 0,362
Далее рассчитаем интегральный показатель по следующей формуле:
Ки = Кэ*Кт
Плита облицовочная: Ки = 0,522*0,386 = 0,201
Плита модульная: Ки = 0,372*0,358 = 0,133
Архитектурные изделия: Ки = 0,59*0,362 = 0,213
Из вышеприведенных расчетов можно сделать вывод, что наибольшей конкурентоспособностью среди изделий из гранита ЗАО «Гранит-Сервис» обладают архитектурные изделия, т. к. их интегральный показатель равен 0,213 и соответственно наименьшей конкурентоспособностью обладает плита модульная: Ки = 0,133.
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ (ПОДДЕРЖАНИЮ) КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА ЗАО «ГРАНИТ-СЕРВИС»
В сфере производства важнейшими путями повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров являются: обеспечение заданного уровня их качества, разработка новых видов продукции, упаковывание в привлекательную по внешнему виду и размерам упаковку, уменьшение издержек производства. Ограничение активного воздействия на повышение конкурентоспособности товаров требует обоснованного отбора и применения методов обеспечения конкурентоспособности, которые необходимо рассматривать как наиболее эффективные пути повышения конкурентоспособности. Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации. С целью повышения конкурентоспособности товара ЗАО «Гранит-Сервис» можно предложить бесплатную мойку изготовленных и установленных компанией мраморных лестниц, полировку мраморных фасадов. Также следует оформить рекламные буклеты с фотографиями продукции ЗАО «Гранит-Сервис», организовывать выставки продукции, на которые следует высылать приглашения потенциальным потребителям. Помимо этого, повысить конкурентоспособность товаров можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности. Система обеспечения конкурентоспособности состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая). Компонентами «входа» системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. В целях обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на «входе» были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность получения таких ресурсов находится в прямой зависимости от уровня конкуренции среди поставщиков, т.е. тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков. На уровень конкурентоспособности и качества продукции влияет множество различных показателей. Достичь необходимого уровня качества и конкурентоспособности товара можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве. По содержанию и направлению такие способы можно объединить в четыре взаимосвязанные группы: технические, организационные, экономические и социальные. Технические: использование достижений науки и техники в процессе проектирования изделий; внедрение новейших технологий производства и строгое выполнение технологической дисциплины; обеспечение необходимой технической оснащенности производства; усовершенствование использованных стандартов и технических условий. Организационные: внедрение современных форм и методов организации производства и управления; усовершенствование методов контроля и развитие массового самоконтроля на всех стадиях изготовления продукции; расширений прямых хозяйственных связей между продуцентами и покупателями (потребителя); обобщение и использование передового отечественного и зарубежного опыта в сфере повышения конкурентоспособности продукции. Экономические и социальные: использование согласованной системы прогнозирования и планирования необходимого уровня качества изделий; установление принятых для продуцентов и потребителей цен на отдельные виды товаров; использование эффективной мотивации труда всех категорий персонала предприятия; всесторонняя активизация человеческого показателя и проведение кадровой политики, адаптированной к рыночным условиям управления.
Среди технических способов (показателей) повышения качества товара ЗАО «Гранит-Сервис» определяющее место принадлежит постоянному усовершенствованию проектирования, технико-технологической базы предприятия. Это обусловливается тем, что необходимые основы технического уровня и качества изделий формируются в процессе их проектирования. Именно в этом цикле происходит комплекс лабораторно-исследовательских и конструкторских работ, направленных на обеспечение необходимых (желаемых) технико-экономических параметров образцов продукции. Про решающее значение стадии проектирования для достижения уровня качества согласно с требованиями рынка, свидетельствует тот факт, что более 50% отказов технических устройств создают дефекты, допущенные при проектировании изделия. Достижение запроектированного уровня качества продукции возможен только при помощи условии высокой технической оснащенности производства, внедрения новой технологии, строгого выполнения технологической дисциплины. продолжение
--PAGE_BREAK--