ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Челябинский институт (филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:
По дисциплине: сертификация системкачества товаров и услуг.
Вариант № 10
Выполниластудентка
2010года обучения
КорсуковаЕкатерина
Группа31 ТС Шифр 07-40
2009-2010
Содержание
Введение
1. Внешние и внутренние причины,вызывающие необходимость сертификации СМК
2. Назначение, сходство и различиестандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Сертификация системыменеджмента качества — это процедура подтверждениястепени соответствия и результативности системы менеджмента качестватребованиям ИСО 9001 (ISO 9001).
Цель проведениясертификации системы менеджмента качества — определить:
· степеньсоответствия системы менеджмента качества проверяемой организации требованиямИСО 9001 (ISO 9001);
· результативностьсистемы менеджмента качества.
Условием проведениясертификации системы менеджмента качества, в системе «Первый Регистр»,является наличие в организации документально оформленнойи внедренной системы менеджмента качества .
Работыпо сертификации систем менеджмента качества, в системе «ПервыйРегистр», проводят аккредитованные органы по сертификации и испытательныелаборатории (центры), включенные в Реестр системы.
К работепо сертификации систем менеджмента качества, в системе «ПервыйРегистр», привлекают экспертов (аудиторов) по сертификации системкачества, зарегистрированных в Реестре системы, и, при необходимости,технических экспертов.
Область применениясистемы менеджмента качества определяет и заявляет заказчик, областьсертификации системы менеджмента качества определяет органпо сертификации по результатам аудита.
1.Внешние и внутренние причины, вызывающие необходимость сертификации СМК
В условиях современныхрыночных отношений в борьбе за потребителя производители вынуждены постоянноподтверждать свою способность стабильно производить продукцию надлежащегокачества, приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям потребителя,демонстрировать свою надежность и респектабельность. Предприятия, желающиесвободно торговать на рынке в недискриминационных условиях, мечтающие о коммерческомуспехе, должны представлять доказательства наличия у них действующих системкачества, как гарантии своей надежности и стабильности.
Первые стандарты насистемы качества были разработаны в Великобритании в семидесятых годах прошлогостолетия, а с середины восьмидесятых годов ХХ века Международная организация постандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов (МС) по этомувопросу, получивших известность в мире как стандарты серии 9000.
Принципиальным вразработке стандартов ИСО серии 9000 является включение в них минимальногоколичества требований к системе, необходимых для создания определеннойуверенности в способности предприятий выполнить запросы потребителя. Появлениестандартов ИСО на системы качества стало ответом на вопрос — каким критериямдолжна отвечать система качества, чтобы с достаточной уверенностью можно былосделать вывод о надежности поставщика, о возможности предприятия обеспечиватькачество.
Принятие международныхстандартов ИСО серии 9000 создало единую нормативную базу для сертификациисистем качества во многих странах.
Международные стандартыИСО серии 9000 были созданы в 1987 году. За период, прошедший с момента ихопубликования, дважды был осуществлен пересмотр стандартов. В результатепересмотра 1994 года – были разработаны стандарты ИСО 9001 – ИСО 9003:1994,содержащие конкретные требования к системе качества для разных этаповжизненного цикла продукции – в форме 20 элементов. В нашей стране действовалироссийские версии международных стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001–96, ГОСТ Р ИСО9002–96, ГОСТ Р ИСО 9003–96, определяющие требования к системам качества наразличных стадиях жизненного цикла продукции. Широкое внедрение МС ИСО серии9000 началось с 1997 года.
Очередной пересмотрстандартов ИСО серии 9000 был осуществлен в 2000 году. Новая версия МС ИСО посравнению с предыдущей претерпела существенные изменения. В значительной мереэти изменения связаны с достижениями в области менеджмента качества. Системаменеджмента качества по новой версии МС ИСО 9000 базируется на восьмиуниверсальных принципах менеджмента качества — принципов TQM — ираспространяет подходы, используемые при управлении качеством, на все стороныдеятельности организации. В МС ИСО серии 9000 версии 2000 года более четкосформулированы требования к достижению удовлетворенности потребителей, введеныпринципы процессного подхода к деятельности организации и постоянногоулучшения.
Сертификация системкачества, функционирующих на предприятиях различных отраслей промышленности исфер экономики, стала элементом культуры производственно-хозяйственнойдеятельности и одним из серьезных факторов конкурентоспособности. Побудительныммотивом в пользу сертификации систем менеджмента качества (СМК) является восновном необходимость выполнения определенных требований: условия контракта,участие в различных тендерах и конкурсах, лицензирование и распределениегосударственных заказов, сертификация определенных видов продукции.
Сертификация СМК внашей стране осуществляется в соответствии с правилами, регламентированнымиГОСТ Р 40.001–95. Цель сертификации – заверить потребителей продукции (услуг),поставщиков и другие заинтересованные стороны в способности изготовителяобеспечить их продукцией (услугами), соответствующей установленным требованиям.
Сертификация системкачества проводится в рамках:
o обязательнойсертификации продукции, если это предусмотрено схемой сертификации:
o добровольнойсертификации продукции и системы качества, если это продиктовано интересамизаявителя.
На сегодняшний деньсуществует более 30 систем сертификации, в рамках которых проводитсясертификация СМК. Эта ситуация обусловила необходимость определения единогоорганизационного порядка проведения сертификации СМК в России. С этой целью приГосстандарте России был создан Совет по координации деятельности в областисертификации СМК.
Одной из добровольныхСистем сертификации систем качества является Регистр систем качества, созданныйпри Госстандарте России.
Для обеспечениядеятельности Регистра систем качества введены в действие нормативные документы:
o ГОСТР 40.002–2000 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основныеположения;
o ГОСТР 40.003–2000 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядокпроведения сертификации систем качества и сертификации производств;
o ГОСТР 40.005–2000 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества.Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств.
Сертификация системкачества должна проводиться аккредитованными органами по сертификации. При этомсам Орган по сертификации должен соответствовать требованиям, установленнымГОСТ Р ИСО /МЭК 62–2000 “Общие требования к органам, осуществляющим оценку исертификацию систем качества”. Сертификацию проводят аттестованные эксперты посертификации систем качества, требования к которым изложены в
Сертификацияпредставляет собой процедуру проверки и оценки какого-либо объекта насоответствие установленным требованиям. Требования к объектам проверки должнысодержаться в нормативных документах. Требования к СМК, проверяемые при сертификациисистем качества, содержатся в разделах 1–8 МС ИСО 9001:2000 ( российскаяверсия — ГОСТ Р ИСО 9001–2001) “Системы менеджмента качества. Требования”.Эти требования являются общими для применения в любых организациях независимоот их размера, вида деятельности, выпускаемой продукции или услуг. С учетомспецифики конкретного предприятия некоторые требования раздела 7 “Процессыжизненного цикла продукции” могут быть исключены при разработке СМК. Следуетиметь в виду, что исключать можно только те требования раздела 7, которые невлияют на способность организации выпускать продукцию или оказывать услугу,соответствующую требованиям потребителей.
Особенности стандартаМС ИСО 9001:2000 или его российской версии определяют и особенностисертификации СМК по его требованиям. Исходным условием проверки на соответствиетребованиям этого стандарта является определение правомерности области егоприменения. Для этого орган по сертификации должен выполнить следующие видыработ:
o провестипервичный анализ заявки на сертификацию СМК с целью определения областидействия будущего сертификата;
o провестианализ принятых заявителем исключений из требований стандарта;
o провестианализ обоснования области применения в Руководстве по качеству.
Следующий этап –проверка системы менеджмента качества по требованиям стандарта. Проверкуцелесообразно начинать с реализации фундаментальных требований ГОСТ Р ИСО9001–2001 таких, как постоянное улучшение системы; процессный подход кменеджменту качества; ориентация на удовлетворенность потребителей ифактическая удовлетворенность потребителей; анализ документации и управленияею. Далее следует переходить к проверке полноты всего комплекса требований,содержащихся в разделах 5–8 стандарта, и реализованных в документах СМКзаявителя.
Заключительным этапомявляется анализ и классификация наблюдений (несоответствия по категориям,уведомления). В зависимости от количества и значимости выявленных в ходепроверки несоответствий принимается решение о соответствии или несоответствииСМК требованиям стандарта. На основании акта оценки СМК руководителем органа посертификации принимается решение о выдаче (или об отказе в выдаче) сертификатасоответствия.
Сертификация СМК насоответствие требованиям МС ИСО 9001:2000 представляет собой “моментальный снимок” —оценку независимым аккредитованным органом состояния процессов управлениякачеством на предприятии в определенный момент времени. Сертификат соответствияна СМК предприятия играет созидательную роль в формировании надежной репутациии доверия у партнеров по бизнесу. Чтобы служить эффективным средством оценки исовершенствования деятельности организации результаты сертификации должнырегулярно проверяться и подтверждаться.
В настоящее время вРоссии действует несколько десятков различных систем добровольной сертификации.Одной из самых популярных таких систем является сертификация систем менеджментакачества на основе стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Как известно, стандарты ИСО9000 были приняты Международной организацией по стандартизации в 2000 году ивключают в себя требования, основные положения и рекомендации по разработке,внедрению и совершенствованию систем менеджмента качества на предприятии. Вавгусте 2001 года постановлениями Госстандарта РФ были введены в действие трианалогичных стандарта, на основе которых, в целом, и проводится сертификацияСМК в системе ГОСТ Р.
Сертификация СМК наоснове стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 заключается в действиях проводимых поустановленной схеме специально уполномоченной третьей стороной с цельюподтверждения соответствия данной СМК требованиям стандарта ИСО 9001. выдачусертификата соответствия осуществляют органы по сертификации систем менеджментакачества, имеющие аккредитацию в системе ГОСТ Р. При этом каждый такой орган посертификации имеет свою определенную область аккредитации и. соответственно,имеет право выдавать сертификаты только для предприятий конкретной сферыдеятельности. Внедрение стандартов ИСО 9001 может рассматриваться в качествереального инструмента для повышения эффективности деятельности организации,когда руководство ощущает потребность в применении таких стандартов. Возможен ивторой вариант, когда стандарты внедряются просто для получения сертификатасоответствия, который может быть необходимым организации, например, для участияв тендере. В этом случае, обычно ограничиваются выполнением формальныхтребований органа по сертификации, и фактически вся реальная система управлениякачеством на предприятии, по сути, остается в стороне.
Сегодня сертификацияСМК на базе стандартов ИСО 9001 в системе ГОСТ хоть и является добровольной, ностановится все более необходимой. Особенно, в сертификатах соответствия СМКнуждаются строительные компании. Дело в том, что уже в этом году прекращаетсявыдача лицензий организациям на осуществление строительной деятельности, аединственным необходимым документом, подтверждающим качество выполняемых работи услуг в строительной сфере, будет являться как раз сертификат соответствиястандартам ИСО 9001. Стоит отметить, что руководители большинства крупных строительныхкомпаний еще задолго до этих перемен в законодательстве, осознали необходимостьпрохождения сертификации СМК на базе ИСО 9001, ведь для участия в тендерах, гдеглавным заказчиком является частная иностранная компания, уже достаточно долгоевремя требуется именно сертификат ИСО 9001. Сама процедура сертификации СМК наоснове стандарта ИСО 9001-2001 состоит из двух основных этапов. На первом этапеорган по сертификации осуществляет проверку представленной организациейдокументации и ее соответствие требованиям стандарта. Затем осуществляетсяаудит практической деятельности предприятия на предмет соответствия ихпроцессам, описанных в документации. На основании результатов проверкипринимается решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствиястандарту ИСО 9001-2001.
2. Назначение,сходство и различие стандартов ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Проведемсравнительный анализ стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 И 9004-2001 на примередвух разделов.
ü Раздел«4 Система менеджмента качества»:
СтандартГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержит подраздел «4.1 Общие требования». В немперечислены требования, которым должна следовать организация при внедрениисистемы менеджмента качества: “Организация должна разработать, задокументировать,внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества,постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящегостандарта”. Пояснения по поводу постоянного улучшения СМК приводятся встандарте ГОСТ Р ИСО 9004. В нем говорится о том, что следует внедрить иподдерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную дляпостоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетомпотребности заинтересованных сторон. Высшему руководству необходимо создатьорганизацию, ориентированную на потребителя”. Стандарт обеспечивает концепциювнедрения системы качества, суть которой заключается в том, чтобы сначалаудовлетворить требования и нужды основной заинтересованной стороны — потребителя, а затем успешно удовлетворять требования всех остальныхзаинтересованных сторон. Понятие «заинтересованные стороны» включаетв себя: потребителей и конечных пользователей; работников организации;владельцев (инвесторов); поставщиков и партнеров; общество.
Рассмотримподраздел «4.2 Документация». Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 включает пункт«4.2.1 Общие требования»: “Документация системы менеджмента качества должнавключать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в областикачества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемыенастоящим стандартом; г) документы, необходимые организации для обеспеченияэффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи,требуемые настоящим стандартом”. Далее перечисляются требования, которым должнасоответствовать вся документация СМК организации.
ИзГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Характер и степень документированности должны отвечатьконтрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям иожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраиватьорганизацию”. В стандарте приводятся рекомендации для учета руководством, сцелью обеспечения документации, отвечающей потребностям и ожиданиямзаинтересованных сторон. Кроме этого, рекомендации руководству организации,предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджментакачества. Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством сцелью улучшения деятельности организации.
ü Раздел«6. Менеджмент ресурсов»:
ГОСТР ИСО 9001-2001 подраздел «6.1. Обеспечение ресурсами»: Организация должнаопределить и обеспечивать ресурсы, требуемые для: а) внедрения и поддержания в рабочемсостоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения еерезультативности; б) повышения удовлетворенности потребителей путем выполненияих требований. В это время в ГОСТ Р ИСО 9004-2001 говорится о наличие ресурсовдля функционирования и улучшения системы менеджмента качества, а такжеудовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон. К ресурсам можноотнести работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию,поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы.
Рольперсонала в построении СМК, безусловно, является определяющей. В разделе «6.2Человеческие ресурс» ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы общие требования кперсоналу: «6.2.1 Общие положения»: “Персонал, выполняющий работу, влияющую накачество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученнымобразованием, подготовкой, навыками и опытом”. Без уважения и соблюденияперсоналом требований, обусловленных политикой и нормативной основой, построитьэффективную СМК в принципе нельзя. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководству следуетулучшить результативность и эффективность организации, в том числе системуменеджмента качества, через вовлечение работников и их поддержку. В качествепомощи в достижении целей улучшения своей деятельности организации необходимопоощрять вовлечение и развитие своих работников посредством признания ивознаграждения; постоянного анализа потребностей своих работников и другого, втом числе постоянного анализа потребностей своих работников”.
ГОСТР ИСО 9001-2001 подраздел «6.3 Инфраструктура»: “Организациядолжна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянииинфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям кпродукции”. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководству следует определитьинфраструктуру, необходимую для процессов жизненного цикла продукции, учитываяв то же время потребности и ожидания заинтересованных сторон”. Процессопределения инфраструктуры проводится не только с точки зрения целей,функциональности, но и исходя опять таки из потребностей и ожиданий заинтересованныхсторон.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.4 Производственнаясреда»: “Организация должна создавать производственнуюсреду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, иуправлять ею”. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководство должно обеспечиватьпозитивное влияние производственной среды на мотивацию, удовлетворенность иработу персонала с целью улучшения деятельности организации”.
Стандарт ГОСТ Р ИСО9001-2001 не содержит прямых указаний по управлению финансами. Однако, другойстандарт той же серии — ГОСТ Р ИСО 9004-2001 определяет, что менеджментресурсов включает деятельность по установлению потребностей в финансовыхресурсах и их источников в подразделе «6.8 Финансовые ресурсы». Например,контроль за финансовыми ресурсами включает сравнение фактического применения сплановым и принятие необходимых действий. Нельзя не согласиться с мнениеммногих специалистов в области менеджмента качества: система управленияфинансами является составной частью СМК. Ни один из процессов системы не сможетбыть эффективным, если он не будет обеспечен всеми необходимыми видамиресурсов, в том числе финансовыми точно в срок и в необходимом объеме.
Японскиепредприниматели одними из первых поняли, насколько важно в условиях ужесточенияконкуренции правильно организовать и использовать информационные потоки. В ИСОсерии 9000:2001 информация также считается важнейшим ресурсом предприятия и ейотводится второе по значимости место после человеческих ресурсов. В ГОСТ Р ИСО9004-2001 подраздел «6.5 Информация», хотя информация и ставится лишь начетвертое место, однако она рассматривается как фундаментальный источникразвития базы знаний организации, необходимой при принятии решений и способнойстимулировать нововведения.
ГОСТР ИСО 9004 – 2001 рассматривает кроме вышеперечисленных подразделы: 6.6Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы. Таким образом стандарт содержитрекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чемГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельностиорганизации, а также ее эффективности и результативности, а следовательно, ипотенциала по улучшению всей деятельности организации.
Врезультате сравнительного анализа вышеуказанных стандартов можно сделатьследующий вывод: в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержаться общие требования попостроению СМК, которые организация должна неукоснительно выполнять. В ГОСТ РИСО 9004-2001 носит рекомендационный характер. В этом стандарте по сравнению сГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качествопродукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованныхсторон и деятельность организации в целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется какруководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цельпостоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО9001-2001.
Связь с ГОСТ Р ИСО9004-2001
ГОСТ Р ИСО 9001—2001 иГОСТ Р ИСО 9004—2001 были разработаны как согласованная пара стандартов насистемы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применятьтакже независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные областиприменения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для ихиспользования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001—2001устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могутиспользоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификацииили заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджментакачества при выполнении требований потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004—2001содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджментакачества, чем ГОСТ Р ИСО 9001—2001, особенно по постоянному улучшениюдеятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ РИСО 9004—2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководствокоторых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти зарамки требований ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Однако он не предназначен для целейсертификации или заключения контрактов.
Выводы
В современных условияхвысокое качество продукции является одним из главных факторов успехапредприятий, обеспечение их конкурентоспособности, экономический эффект. Каждоепредприятие должно иметь подробный план повышения качества продукции решающегоусловия конкурентоспособности вырабатывать ясную и обоснованную программууправления качеством. В условиях жесткой конкуренции на рынке изготовительстремится добиться стабильного качества своей продукции, используя все инструменты,выработанные мировой практикой. Одним из них является система менеджментакачества, комплексно охватывающая все аспекты деятельности предприятия иполучившая широчайшее распространение и признание во всем мире. Системаменеджмента качества (СМК) является частью общей функции управленияпредприятием, связанная с формированием и реализацией целей политики в областикачества.
Управление качествомкак всякое управление, не может осуществляться без соответствующей информации.Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство смаркетингом и патентно-лицензионной деятельностью. Управление качеством связанотакже со стандартизацией, так как его основной нормативной базой являются, какправило, стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентированпорядок проверки и оценки качества.
Одной из основныхфункций управления качеством является контроль качества, который осуществляетсясоответствующими средствами измерений. Отсюда — необходимость метрологическихзнаний, в том числе знание организации метрологического обеспеченияпроизводства на предприятиях.
И, наконец, управлениекачеством обязательно требует знания действующего законодательства в областикачества для усвоения потребителями и производителями своих прав, обязанностейи ответственности, связанных с обеспечением качества продукции.
В настоящее времякачество из второстепенного фактора становится важнейшим условием успешнойдеятельности предприятий и оздоровления экономики страны в целом. Поэтому, какбы ни было трудно, но для выживания в рыночных условиях предприятиям постояннопридется решать проблемы, связанные с обеспечением требуемого качествапродукции.
Обеспечение качествавсегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходитсясталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Эффективнымсредством успешного решения этой задачи является реализация положениймеждународных стандартов ИСО серии 9000. В них изложены толькостандартизованные элементы доказательств гарантирующего уровня качества ирекомендации по построению системы качества.
Но кроме этого, системакачества должна базироваться на новой философии качества, новой культурепроизводства, что всецело зависит от воли и желания руководителя предприятия итех традициях и опыте, которые он должен создать, поддерживать и развиватьлучшее из прежних.
Список использованнойлитературы
1. О.П.Глудкин, Н.М.Горбунов. Всеобщееуправление качеством. — М.: Радио и связь. 1999.
2. М.Г.Круглов, С.К.Сергеев. Менеджментсистем качества. — М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.
3. М.Г.Круглов, Г.М.Шишков. Управлениекачеством TQM. — М.: МГТУ «СТАНКИН».
4. Материалы журнала «Стандарты икачество» 1999 — 2001 г.
5. Материалы журнала «Методы менеджментакачества» 1999 — 2001 г.
6. Материалы сайта www.stq.ru
7. Материалы сайтаhttp://www.iso9000.by.ru
8. Материалы сайтаhttp://www.finexpert.ru
9. Материалы сайта www.itbc.ru
11. ГОСТ Р ИСО 9001:2001
12.ГОСТ Р ИСО 9004:2001