Человек ловится на мелочах, в крупном можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную суть души, ее
Сергей Есенин в одном из своих стихотворений сказал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Немного переделав высказывание Есенина, мы можем сказать наоборот, лишь, столкнувшись лицом к лицу с мелочами в характере, поведении человека, мы можем лучше узнать его. Общее впечатление человек может производить обманчивое. И лишь мелочи раскрывают человека во всей его красе. Подобное можно сказать о Молчалине — одном из героев комедии Грибоедова «Горе от ума».
С первых сцен о Молчалине мы узнаем немного, и о некоторых свойствах его скрытной и льстивой, лакейской натуры можем только догадаться. До поры до времени он действительно молчалив, бессловесен.
Но вот внезапно появляется Фамусов и застает его со своей дочерью Софьей. От страха перед Фамусовым Молчалин совсем теряет дар речи. Он может только с трудом вымолвить: «Я-с, сейчас с прогулки», «Я слышал голос воли». Но пока Софья отвлекает внимание Фамусова, рассказывая ему свой воображаемый сон, Молчалин постепенно овладевает собой. Самообладания и притворства ему не занимать, и он начинает вновь играть в деловитость, всем своим видом показывая «усердье к письменным делам»: «С бумагами-с», «Я только нес их для докладу, // Что в ход нельзя пустить без справок, без иных, // Противоречия есть, и многое не дельно».
Во всей красе Молчалин раскроется в дальнейшем — в диалоге с Чацким, в откровениях с Лизонькой, на вечере у Софьи, в финальных сценах комедии.
«Пригретый» Фамусовым, Молчалин ловко играет роль влюбленного в Софью человека:
Молчалин: И вот любовника я принимаю вид
В угоду дочери такого человека…
Лиза: Который кормит и поит,
А иногда и чином подарит?
И Молчалин действительно хорошо притворяется в любви к Софье, хотя основная его мечта — это не Софья, а карьера. Ради карьеры он идет на все. За несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин уже успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три награжденья», стал секретарем Фамусова, зачислен по архивам. Но главное — Молчалин сумел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства. Для того чтобы добиться своих низменных целей «и награжденья брать и весело пожить», Молчалин не брезгует ничем:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
Приобрел Молчалин и за это время и «опекунов», которые помогут устроиться и пробиться в жизни:
Молчалин. Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Что же пленило Софью в Молчалине?
«Молчалин, за других для себя забыть готов.
Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть?
Сидим, а на дворе давно уж побелело…»
Позже Софья припишет Молчалину и массу других добродетелей: скромность, застенчивость, чувствительность, предупредительность:
Возьмет он руку, к сердцу жмет.
Из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Молчалин застенчив, «враг дерзости», «робок» — вот Молчалин в представлении Софьи. Конечно, давая такое описание Молчалину, Софья прежде всего характеризует саму себя. Но ведь и Молчалин должен был особенно постараться, притвориться, что бы так пускать песок в глаза.
И именно Чацкий дает точное определение Молчалину:
Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвие печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Но поначалу Чацкий всерьез не принимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин — полное ничтожество, «жалкое созданье»:
Услужлив, скромненький. В лице румянец есть,
Вот он на цыпочках и не богат словами…
В свою очередь Молчалин ни во что не ставит Чацкого. В его глазах Чацкий — неудачник. Неудачник в любви, ибо он не знает о равнодушии к нему Софьи, неудачник в жизни: «Вам не дались чины, по службе неуспех?» Поэтому Молчалин так откровенен с Чацким, снисходительно поучает его, раскрывая свою душу, свои истинные мысли. И чем больше приоткрывает свою личину Молчалин, тем тверже Чацкий убежден, что Софья никак не может полюбить Молчалина:
С такими чувствами, с такой душой
Любим!.. Обманщица смеялась надо мной!
В общем и целом игра Молчалина удалась: Фамусов ему благоволит, Софья его любит или думает, что любит, Чацкого, который понял его, никто не будет слушать. Но не все коту масленица. И он попадается на ерунде, на мелочи. Его интрига с Лизой открылась, и в мгновенье ока весь замысел, который с таким трудом возводил Молчалин, рухнул.
Но, несмотря на неудачу, Молчалин вышел сухим из воды. Гнев Фамусова обрушился на Софью, Лизу, но не на Молчалина.
Чацкий недооценил Молчалина. Между тем в России наступало время Молчалиных, время чинов и чиновников, время приспособленцев и «деловых» людей. А. А. Лебедев так писал по поводу Молчалина: «Ненависть к Молчалиным пришла тогда, когда выяснилось, что они-то и есть вечно молодые старики российской истории.
Чацкий сошел со сцены.
Молчалин остался.
Онегин прошел.
Молчалин остался.
Печорин погиб. Молчалин остался.
Ушли герои молодого Герцена, потом — Рудин, Рахметов, Базаров…
Молчалин остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть — они были сильны чужой силой. Их нельзя было убить презрением или смехом — их достоинство было в чужом авторитете».
Молчалин оказался живучим, неуязвимым. Молчалины представляли ту силу, которую невозможно было одолеть. И осознав это, Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!»