Реферат по предмету "Разное"


А. Б. Долгопольский пособие по устному переводу с испанского языка для институтов и факультетов иностранных языков

Г. Я. ТУРОВЕР И. А. ТРИСТА А. Б. ДОЛГОПОЛЬСКИЙПОСОБИЕ ПО УСТНОМУ ПЕРЕВОДУ С ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ИНСТИТУТОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов институтов и факультетов иностранных языковСканирование, распознавание, проверка: Аркадий Куракин (ark # mksat. net), окт-2004. Отсканирована вся теория, а также словари и справочные сведения. Пропущены тексты упражнений. Примечание: изложенные в настоящем учебнике теоретические положения (лингвистические основы перевода) носят общий характер и будут интересны также переводчикам других языков. ^ ИЗДАТЕЛЬСТВО „ВЫСШАЯ ШКОЛА" Москва— 1967 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее пособие предназначается для студентов старших курсов институтов и факультетов иностранных языков. Его задачей является развитие навыков устного перевода с испанского языка на русский. Оно может быть использовано также для повышения языковой квалификации преподавателей испанского языка и совершенствования навыков устного перевода лицами, самостоятельно изучающими испанский язык. Из вышеуказанной задачи вытекают следующие цели преподавания устного перевода как самостоятельной дисциплины: 1. Отработка правильного зрительного и слухового восприятия и понимания устной и письменной речи на иностранном языке. 2. Развитие памяти переводчика, т. е. достижение наиболее полного запоминания прослушанной иностранной устной речи или прочитанного иностранного текста без записи, или полное восстановление их по сделанной записи. 3. Приобретение специальных переводческих навыков по быстрому переключению переводчика с русского языка на иностранный и наоборот (автоматизации речи при переводе), а также быстрое и правильное нахождение соответствующих эквивалентов на языке, на который ведется перевод. 4. Достижение правильного фонетико-интонационного оформления перевода, точное соблюдение ритма языка, на который ведется перевод с соответствующей передачей стилистических особенностей переводимой устной речи или текста. Данное пособие рассчитано на 200—250 аудиторных часов, и работу над ним можно начинать со студентами, имеющими3 подготовку по испанскому языку в объеме трех курсов Отделения испанского языка. Пособие составлено на основе опыта преподавания устного перевода с испанского языка на русский на факультете переводчиков при I МГПИИЯ имени Мориса Тореза и опыта переводческой работы авторов. Пособие состоит из введения, где излагаются лингвистические особенности устного перевода с испанского языка на русский, а также рассматриваются некоторые вопросы стилистической транспозиции при устном переводе, и основной части. Основная часть делится на четыре подраздела, охватывающие главные виды деятельности устного переводчика: I. Перевод с листа: А. Устный перевод лексики, лексических сочетаний (штампов) и фразеологии по теме (лексический диктант-перевод). Б. Устный перевод текста с предварительным чтением и разбором текста в классе. В. Устный перевод текста, предварительно подготовленного дома. Г. Устный перевод текста с предварительной (3—5 минут) подготовкой в классе. Д. Устный перевод с листа без подготовки. II. Последовательный перевод: А. Письменный пофразный перевод-диктант. Б. Абзацно-фразовый перевод на слух с записью.* В. Последовательный перевод с записью. Г. Перевод звукозаписи с записью. Д. Радиоперевод с записью. * Авторы отказались от изложения в данной книге скорописи, применяемой при устном переводе, ввиду имеющегося учебного пособия «Запись речи при последовательном переводе» (под общим руководством В. Ю. Розенцвейга, Москва, 1963, стеклографическое издание) и готовящейся к изданию специальной работы Р. К. Миньяра-Белоручева по условной записи устной речи. III. Перевод на слух без записи: А. Микрореферирование. Б. Абзацно-фразовый перевод без записи. В. Двусторонний перевод. IV. Синхронный перевод: А. Прослушивание иностранного текста через наушники (понимание). Б. Прослушивание иностранного текста через наушники и повторение его в микрофон. В. Синхронное чтение перевода (прослушивание иностранного текста через наушники и синхронное чтение заранее подготовленного перевода текста на русский язык). Г. Синхронно-зрительный перевод (прослушивание иностранного текста через наушники и синхронный перевод его по письменному тексту оригинала). Д. Перевод смысловых отрезков без текста оригинала. Е. Синхронный перевод в замедленном темпе. Ж. Синхронный перевод в нормальном темпе. При отборе текстового материала авторы стремились к тому, чтобы он отвечал следующим требованиям: 1) обязательная подлинность текстов; 2) разнообразие тематики; 3) возрастающая степень трудности текстов по мере прохождения соответствующих разделов. Этим требованиям отвечают газетно-информационный материал, выступления по радио, телевидению и в печати государственных и политических деятелей стран, говорящих на испанском языке, беседы, интервью, пресс-конференции, выступления на собраниях, совещаниях, конференциях, симпозиумах, конгрессах и т. п. известных деятелей науки, культуры и искусства, говорящих на испанском языке. Текстовой материал охватывает общественно-политическую, социально-экономическую, страноведческую, юридическую, культурную и специальную тематику.5 По степени трудности материал пособия представлен следующим образом: 1. Отдельные короткие газетно-информационные сообщения с ограниченным количеством незнакомой лексики и с известными грамматическими конструкциями. 2. Небольшие статьи (речи) со знакомой лексикой, в которых, однако, имеются некоторые синтаксические трудности (изменение порядка слов, усложненность периодов, обилие эллиптических конструкций и т. д.). 3. Тексты (речи, выступления) с некоторым количеством незнакомой (по преимуществу специальной) лексики и сложным синтаксическим построением. 4. Тексты (речи, выступления) любой допустимой лексико-грамматической и синтаксической трудности. Авторы будут весьма благодарны за все критические замечания и пожелания, сделанные в адрес настоящего пособия.Авторы^ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОДА!. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕРЕВОДА Перевод с одного языка на другой — это создание текста на другом языке, равнозначного в смысловом и стилистическом отношении оригинальному тексту. Равнозначность перевода предполагает, что человек, слышащий или читающий перевод, должен: 1) получить всю ту информацию, сообщаемую в тексте, которую получает лицо, слушающее или читающее оригинал, 2) получить то же впечатление о настроении говорящего или пишущего, которое получает слушающий или читающий оригинальный текст, о его отношении к высказываемому и об эмоциях, которые он желает вызвать, 3) получить то впечатление о личности говорящего или пишущего (например, о его профессии, особенностях интеллекта и т.п.), которое получает человек, слушающий или читающий оригинальный текст. Первое требование называется требованием смысловой (семантической) точности, второе и третье требование вместе составляют требование точности стилистической. Как мы можем, исходя из такого понимания смысловой точности, проверить, нет ли в переводе смысловых ошибок. Идентичность информации здесь можно проверить посредством постановки вопросов. Существование смысловой ошибки в переводе доказывается только тогда, когда мы можем поставить такой вопрос, касающийся содержания текста, на который человек, прослушавший (прочитавший) оригинальный текст, и человек, прослушавший (прочитавший) перевод, дадут разные ответы (в частности, и тогда, когда читатель перевода не сможет ответить на вопрос по содержанию текста, на который отвечает человек, читавший оригинальный текст). Разумеется, при этом предполагается, что читатель обоих текстов обладает теми же предварительными сведениями (например, если один и тот же человек прочтет сначала перевод, а потом оригинал). Приведем несколько элементарных примеров. При переводе с русского языка на испанский фраза «Среди членов Конгресса — 250 американцев» переведена так: "Entre los miembros del Congreso figuran 250 americanos". Ошибку перевода можно выяснить, задав, например, такой вопрос человеку, слушавшему русский оригинал, и человеку, слышавшему испанский перевод: «Сколько граждан США было на конгрессе?» Тот, кто слышал русский текст, ответит: «250». Тот же, кто прочтет испанский текст, не сможет ответить на такой вопрос, ибо такой испанский текст означает: «Среди делегатов Конгресса — 250 представителей стран Западного полушария». Испанский перевод, оказывается, сообщает не ту информацию, какую содержал русский оригинал. Другой пример: название французского фильма « Le grand chef » переведено на русский язык как «Великий вождь». Ошибка перевода выясняется, если мы зададим французу, прочитавшему название фильма по-французски, и русскому, прочитавшему перевод названия по-русски, один и тот же вопрос: «Произведение какого автора, по вашему мнению, экранизировано в этом фильме?» Француз ответит: «По всей видимости, рассказ О’ Генри». Действительно, рассказ О’ Генри «Вождь краснокожих» называется по-французски « Le grand chef ». Русский, прочитав название «Великий вождь», не сможет, конечно, догадаться, какое произведение экранизировано. Переводя научную статью с испанского языка на русский, название статьи "El observatorio del volcán Paracutin" перевели так: «Вулканологическая станция на вулкане Паракутин». Смысловая ошибка обнаруживается, если зададим вопрос: «Находилась ли станция непосредственно на горе или около нее?» Человек, прочитавший русское название (в отличие от испанского читателя), скажет: «Станция находилась на горе» и при этом исказит истину (которую можно выяснить из текста статьи). Название статьи следовало бы перевести так: «Вулканологическая станция у вулкана Паракутин». Название статьи "Su pueblo natal" переведено как «Местечко, где он родился». Зададим читателю русского текста и читателю испанского текста вопрос: «Как вы думаете, в какой стране родился герой?» Прочитав заглавие в русском переводе, читатель ответит: «Видимо, где-то в Польше, на Украине, в Белоруссии или в Прибалтике». Действительно, слово местечко по-русски применяется к маленьким городам именно этих районов Восточной Европы. Перевод с помощью слова местечко был бы уместен, если бы герой родился действительно в этих местах. В противном случае уместно слово «селение» или какое-нибудь другое, соответствующее русскому словоупотреблению в отношении соответствующих стран. Из ответов на этот вопрос становится ясно, что читатель перевода получил не те сведения, которые получает читатель оригинала. Следовательно, перед нами смысловая ошибка. Разумеется, здесь речь идет не столько о практическом методе проверки точности перевода, сколько об осмыслении понятия «смысловая точность». Переводчик должен уметь сопоставлять два текста (оригинал и перевод, или два варианта перевода) по смыслу — т.е. не по смыслу отдельных слов, а по смыслу сообщения, содержащегося в тексте. Требования смысловой точности ничего общего не имеют с требованием буквального перевода. Буквалистический перевод очень часто бывает весьма далек от смысловой точности. Это можно видеть хотя бы из приведенных выше примеров со словом «американский» и с переводом названия фильма «Вождь краснокожих». Переводчик имеет право отходить от буквального перевода слов во имя достижения общей точности смысла и стиля. На практике это значит, что переводчик, уяснив себе смысл текста, должен передать его на русском языке теми средствами, которые наиболее адекватно передают этот смысл. Несколько иные требования предъявляются к переводу юридических и дипломатических текстов. Здесь, при прочих равных условиях, мы должны выбирать из всех правильных (в смысловом и стилистическом отношении) переводов тот, который наиболее буквален. Но, учитывая желательность такого пословного соответствия, мы все же никогда не должны жертвовать ради этого смысловой или стилистической точностью. Точный, но не буквальный перевод всегда безусловно лучше буквального, но не точного. Требование стилистической точности ставит перед переводчиком серьезные и не просто решаемые задачи. Для переводчиков устных ораторских выступлений с испанского языка на русский основная трудность связана с различиями стилистических систем этих двух языков. В русском языке ораторские выступления стилистически довольно близки к деловому или научному стилю. Таковы нормы ораторского стиля в русском языке. Всякое отклонение от этой нормы (например, непомерно широкое употребление возвышенных и патетических слов) будет восприниматься как намеренное отклонение от нормы или даже как неумение владеть стилем (последнее обычно вызывает комический эффект). В испанской стилистической системе ораторская речь далека от сухой деловой и во многом близка к поэтической речи. Нормой для испанской ораторской речи оказывается обилие возвышенных, патетических слов, изысканных синонимов, необычных сравнений, образов и пр. Поскольку это норма, она и воспринимается как обычное следование канонам ораторской речи. При буквальной передаче стилистических особенностей испанского ораторского стиля на русский язык получается часто не тот эффект, который вызывает испанский текст у носителя испанского языка: получается отклонение от нашей стилистической нормы, непомерная — в отношении наших норм — напыщенность, которая воспринимается как нечто странное или подчас комическое. Приведем пример. При возобновлении занятий в небольшой военной школе в Мексике начальник училища произносит речь, начинающуюся словами: La órbita helicoidal que nos impone la ley de nuestra existencia vuelve a reunimos hoy en este recinto. Если мы вздумаем переводить это стилистически буквально, то получим: «Винтообразная орбита, навязываемая нам законом нашего существования, вновь соединяет нас сегодня в этом помещении». Разумеется, такой перевод может вызвать лишь улыбку, да и вряд ли он будет понятен. В таких случаях следует приближать стиль перевода к тому стилю, который принят для ораторских выступлений в стилистической системе русского языка. Это значит, что нужно в некоторой степени снижать стилистическую напыщенность. С другой стороны, мы не можем идти по этому пути слишком далеко. Не всегда можно полностью и до конца уподоблять испанский ораторский стиль привычному русскому. Если мы это сделаем, мы подвергнемся другой опасности: текст, во всех отношениях подобный русскому ораторскому выступлению, будет полностью лишен национального колорита стран испанского языка и, что особенно 10 опасно, может приобрести национальный колорит языка перевода. Тем самым мы нарушим третье требование к переводу: человек, слушающий (читающий) перевод, должен получить то же представление о личности говорящего (пишущего), что и человек, слышавший (или читавший) оригинал. Получается, что переводчик, сталкивающийся с ораторским текстом, особенно насыщенным возвышенными словами, изысканными синонимами и пр., должен снижать возвышенность стиля, но лишь до некоторой степени. Переводчик должен стремиться сохранить некоторое впечатление возвышенности стиля, которое будет создавать испанский или латиноамериканский национальный колорит. Приведенная выше фраза из речи начальника училища может быть переведена, если мы отойдем от буквального смысла слов и передадим общий смысл фразы более подходящими средствами русского языка, например, так: «Сейчас, как и в прошлые годы, мы вновь встречаемся с вами в этом зале после каникул; встречи, расставания и новые встречи — таков круговорот жизни нашего училища». В таком переводе сохраняется некоторый оттенок «красивости» оригинала, ассоциируемый в нашем сознании со спецификой романских стран, но, с другой стороны, устранена излишняя образность оригинала и возвышенность его словаря, производящая, с точки зрения наших норм, комическое впечатление. Особенно большой перестройки требует ораторский текст в тех случаях, когда ораторское выступление касается не очень важного повода (открытие выставки детского рисунка, выступление в прениях на научной конференции и т.п.) — то есть тогда, когда напыщенность стиля в русском переводе особенно нетерпима. Если же мы переводим речь на важную политическую тему, выступление в международной организации и т.п., то в этом случае возвышенность стиля в русском переводе может восприниматься как нечто не выходящее за рамки допустимого (ибо соответствует важности содержания), и в таких случаях можно зачастую обойтись и без стилистической перестройки.^ II. ОСОБЕННОСТИ УСТНОГО ПЕРЕВОДА В процессе устного перевода переводчик сталкивается с некоторыми специфическими трудностями, отсутствующими при письменном переводе. Важнейшие из них — следующие:111. ^ Ограниченность времени при устном переводе. Переводчик письменного текста имеет некоторое время на обдумывание своего перевода, на обращение к словарям, на оценку разных вариантов перевода и выбор лучшего. При устном переводе переводчик не может ни пользоваться словарем, ни обдумывать свой перевод. Это значит, что устный переводчик должен выработать у себя автоматизированные навыки перевода: у него должно быть безукоризненное знание лексики, позволяющее находить эквивалент немедленно и без обдумывания. К каждому термину, к каждому фразеологизму, к каждому штампу нужно иметь наготове перевод. Вместе с тем переводчик должен уметь улавливать общий смысл даже в случае незнания каких-либо редких слов. В связи с особой сложностью устного перевода к нему предъявляются не столь строгие требования, как к переводу письменному. Некоторые стилистические шероховатости или мелкие неточности перевода, недопустимые при письменном переводе, остаются в пределах допустимого при устном переводе. Смысловая основа текста должна быть передана при устном переводе в любом случае. Второстепенные же детали передаются более или менее полно в зависимости от возможностей. Иногда при устном переводе приходится жертвовать второстепенными деталями из-за недостаточно точного знания слова или реалии, из-за того, что переводчик недослышал или — при последовательном переводе — не смог запомнить соответствующего слова; иногда при синхронном переводе у переводчика может не хватить времени на перевод некоторых второстепенных деталей. При письменном переводе текстов специального характера (научных, технических или связанных с некоторыми необщеизвестными областями действительности) переводчик регулярно обращается к научным справочникам, энциклопедиям, научным работам на соответствующую тему. Выполняя устный перевод, нельзя в процессе перевода прибегать к справочной литературе. В таких случаях самый правильный выход из положения — предварительное изучение соответствующей терминологии обоих языков и ознакомление с соответствующими областями знания (в пределах, необходимых для понимания смысла текстов). 12 Вспоминается такой случай: на одном из международных кинофестивалей в Москве демонстрировался немецкий научно-популярный фильм о пауках. Фильм переводился синхронно с немецкого языка на русский, а с русского —• на прочие рабочие языки фестиваля (английский, французский, испанский и китайский). Некоторые переводчики (в том числе переводивший с немецкого языка на русский) предварительно ознакомились со статьями энциклопедий, касающимися пауков, и изучили соответствующую терминологию. Некоторые же переводчики (в частности, очень квалифицированный переводчик на английский язык) этого не сделали, и в результате перевод фильма на английский язык был испорчен: переводчик, не зная английских терминов и даже не понимая подчас русского текста, был вынужден во многих местах фильма молчать. 2. ^ Невозможность обратной корректировки. При письменном переводе переводчик начинает с общего ознакомления со всем текстом и поэтому может переводить начальные части текста, зная о содержании последующих. Многие неясности в начальных частях текста разъясняются в свете последующих частей. Иногда переводчик, переводя последующие части текста, обнаруживает, что где-то в предыдущих фразах он совершил ошибку. При письменном переводе он может исправить эту ошибку. У устного переводчика положение иное. Переводя начальные части текста, он еще не знаком с последующими и не может учесть их при переводе начальных частей. Переводя же последующие фразы, он уже не может ничего исправить в предыдущих. Это очень существенная трудность в устном переводе. Некоторые неопытные переводчики пытаются ее обойти, поправляясь на ходу или сообщая слушателям, что в предыдущей части перевода были допущены ошибки. Такие поправки, отвлекая внимание слушателей от содержания текста и переключая его на процесс перевода, приносят больше вреда, чем пользы. К этому приему можно прибегать лишь в самых исключительных случаях, когда основная мысль текста искажена существенным образом. Трудности, связанные с невозможностью обратной корректировки текста, иногда можно облегчить. На научных конгрессах, например, часто публикуются тезисы докладов. Предварительное (до перевода) ознакомление с тезисами позволяет заранее уяснить основную мысль доклада.13 Если нет тезисов, но известна тема выступления (или, по крайней мере, тема, которая будет обсуждаться на заседании), переводчик может заранее прочесть работы того лица, которое собирается выступать. Из этих работ можно ближе познакомиться с проблемами, подлежащими обсуждению, и выяснить точку зрения автора на эти проблемы. А это позволит легче понять (а иногда и заранее предсказать) главную мысль выступления. Переводчик, которому предстоит переводить политические выступления (например, в международных организациях) также нередко может заранее ознакомиться с выступлениями и статьями соответствующего оратора (или других представителей того же государства) на тему предстоящего заседания. Выяснение точки зрения соответствующего лица (государства) на вопрос, подлежащий обсуждению, значительно облегчает задачу переводчика. Разумеется, к такого рода методам имеет смысл прибегать главным образом в тех случаях, когда соответствующая область знаний мало знакома переводчику. Переводчик же, длительное время работающий на конгрессах и конференциях, касающихся определенной области, или в международных организациях, приобретает опыт, знакомится с соответствующим кругом понятий, неоднократно слышит выступления одних и тех же лиц по одной и той же тематике, и тогда уже трудности в понимании смысла сводятся к минимуму. Невозможность обратной корректировки может быть нередко преодолена путем применения метода корректирующей компенсации. Переводчик, не зная смысла последующей фразы и в связи с этим не вполне точно понимая смысл переводимой, вынужден прибегать к обобщенному переводу, давать слова наиболее широкого, наиболее обязывающего (наименее информативного) значения. В дальнейшем, услышав последующую фразу и в свете ее уточнив себе смысл предыдущей (уже переведенной), переводчик осуществляет обратную корректировку не путем оговорки («Приношу извинения, я перевел неверно, надо было перевести так-то»), а путем внесения соответствующего уточнения в самый текст последующей фразы. Например, если в предыдущей фразе сказано "el procer de la libertad", и мы не знаем, идет ли речь о С. Боливаре, X. Артигасе или другом герое национально-освободительного движения в 14 Латинской Америке, мы можем передать эту мысль наиболее общим образом: «один из великих героев освобождения Латинской Америки». Если же из последующих фраз станет ясно, о ком идет речь (например, будет упомянута битва, в которой участвовал Симон Боливар, или выяснится, в какой стране действовал "el gran general"), мы можем внести соответствующее уточнение в текст последующей фразы: «Этот герой — имя его Симон Боливар — сказал в августе 1813 года...» Здесь мы видим, как важно в случаях неясности давать наиболее общий, наименее конкретизированный перевод. В самом деле, если бы переводчик, не зная точно, кто такой "el procer de la libertad", понадеялся бы на свою интуицию и перевел бы «Хосе Артигас», а потом оказалось бы, что это Боливар, компенсирующая корректировка была бы уже невозможна, ошибку уже нельзя было бы исправить. При последовательном устном переводе невозможность обратной корректировки касается лишь целых абзацев, целых частей текста, переводимых за один раз: переводя один абзац, мы не в состоянии учесть значение последующих абзацев или отрезков речи. В пределах же такого отрезка обратная корректировка вполне возможна. Наоборот, при синхронном переводе мы переводим начало фразы, еще не зная ее конца, а следовательно, невозможность обратной корректировки касается здесь отдельных фраз и даже частей фраз. Это ставит синхронного переводчика перед дополнительными трудностями грамматического и лексико-семантического порядка, о которых мы будем говорить в следующем разделе.^ III. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА С ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ Процесс перевода с иностранного языка на родной отличается от процесса перевода с родного языка на иностранный своими специфическими трудностями. При переводе на иностранный язык переводчик без труда понимает оригинальный текст, и вся сложность перевода заключается в формулировке текста на иностранном языке. При устном переводе с иностранного языка на родной основная трудность состоит в понимании оригинального текста, тогда как выражение понятой мысли на родном языке обычно не вызывает больших затруднений.15 Переводчик, устно переводящий на родной язык, стоит перед бóльшими опасностями, нежели переводчик, переводящий на иностранный язык. В самом деле, переводчик, в достаточной мере владеющий иностранным языком, всегда может так или иначе передать на иностранном языке понятную ему мысль. В крайнем случае он выразит ее недостаточно точно, со стилистическими или иными ошибками, но основная мысль будет передана, и акт общения состоится. Если же переводчик, переводящий с иностранного языка, не поймет текста, то произойдет самое худшее — перевод не состоится, то есть мысль, подлежавшая переводу, вообще не будет передана. Именно поэтому в известном смысле правильна кажущаяся парадоксальной мысль: переводить на иностранный язык легче, чем на родной. Что же может препятствовать пониманию иностранного текста? Рассмотрим этот вопрос подробнее. А. Фонетические трудности Бывают случаи, когда переводчик не может разобрать слова текста. Это может произойти по трем причинам: а) плохо работает техника (наушники и т.п.), б) переводчик плохо знаком с фонетикой соответствующего национального варианта испанского языка (аргентинского, кубинского и пр.), в) переводчик не может фонетически опознать незнакомое или мало знакомое слово. Устранение технических неполадок не зависит, разумеется, от искусства переводчика, хотя и в этом случае положение переводчика не всегда безвыходно (о роли контекстной догадки см. ниже.) Плохое понимание текста в связи с незнанием фонетических особенностей соответствующего национального варианта испанского языка может быть предотвращено. Переводчик должен приобрести опыт слушания испанской речи во всех ее вариантах. Для этого используется радио, грампластинки и особенно устное общение с носителями всех национальных вариантов испанского языка. При этом особое внимание следует обращать на варианты фонемы, исчезающие в произношении. В кубинском произношении исчезает, например, интервокальное d, почти исчезает s перед многими согласными и т.д. В результате, для неопытного уха такие, например, противоположные по смыслу фразы, 16 как "nos pagaron" и "no pagaron" оказываются неразличимыми. Зная, какие согласные в соответствующем варианте языка обычно исчезают, мы можем мысленно их подставить и опознать слово (например, в форме [u'te] опознать usted). Сознательное изучение всех национальных фонетических вариантов испанского языка позволит избежать трудностей такого порядка. С трудностями фонетического опознания недостаточно знакомых слов хороший переводчик сталкивается в основном в двух случаях: а) при переводе специальных терминов, б) при переводе имен собственных. Если имя собственное нам незнакомо, расслышать его подчас очень трудно: в таких случаях контекст не помогает, а замена одного звука другим превращает одно имя собственное в другое, также существующее или способное существовать в языке. Чтобы справиться с этой трудностью или по крайней мере уменьшить ее, переводчику следует: 1) быть очень хорошо знакомым с той темой, которая обсуждается, а также с именами лиц и с названиями географических объектов, которые могут упоминаться в связи с этой темой. В частности, надо знать имена ученых, упоминаемых в связи с темой, обсуждаемой на научном конгрессе (для этого можно внимательно просмотреть библиографию в справочнике по соответствующей области; конечно, запоминать эти фамилии нет необходимости, достаточно знать их пассивно — уметь узнавать на слух); если тема заседания — политическая, нужно знать имена политических деятелей, которые также нетрудно найти в справочниках; 2) хорошо знать распространенные в странах испанского языка фамилии (см. упражнения на стр. 49). Следует добавить, что при передаче на русский язык имен собственных следует исходить из того звучания, которое имя собственное имеет в произношении Испании (а не стран Латинской Америки): всякое 11 передавать через ль, даже если имя собственное —• аргентинское или уругвайское (в Аргентине и Уругвае 11 произносится близко к русскому ж); всякое у передавать через [j ], а не [з] и т.п. Переводчик должен не просто воспроизводить услышанные звуки, а как бы устно транскрибировать их, произнося их так, как принято произносить транскрибированные русскими буквами испанские имена собственные: аргентинское Lavalle произносится по-русски «Лавалье» (а не «Лаваже»), фамилия Muñoz произносится не «Мунёс», 2-2263 17 что было бы ближе к испанскому произношению, а «Муньос» (то есть [mun'jos] «Муньёс»), Valladolid произносится по-русски не [baλađo'liđ] (как в испанском), а совсем иначе— [valjada'lit ] «Вальядолид». Б. Лексические трудности Устный переводчик в процессе перевода не может обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Это вызывает специфические трудности, для преодоления которых приходится сочетать несколько приемов работы. Человек, готовящийся к деятельности устного переводчика, должен самым тщательным образом изучить всю лексику, характерную для выступлений на конгрессах и конференциях научного характера. К такой лексике, помимо собственно политической (или научной), относится и процедурная лексика, изучению которой в настоящем пособии посвящен особый раздел. Если переводчику предстоит перевод выступления в какой-то определенной специальной области (например, на научном конгрессе, где работа, к тому же, распределяется часто по узко специализированным секциям), необходимо, как уже отмечалось, предварительное изучение соответствующей терминологии, испанской и русской литературы по соответствующему кругу вопросов. Очень часто в текстах (в частности, публицистических, ораторских) употребляются образования из латинских и греческих корней (в частности, новообразования, не зафиксированные никакими словарями). Их можно понять только тогда, когда переводчик знаком с применяющимися в испанском языке корнями латино-греческого происхождения, а также с системой префиксов и суффиксов при этих корнях. Приведем несколько примеров: El gran lirófora. Слово lirófora может быть понятно, если знать значение корня -for- (phor) 'носить’: lirófora — 'лироносец’, то есть 'поэт’. Su tradición milenaria. Слово milenario содержит общеизвестный корень mil- тысяча и элемент -en- в значении 'год'—тот же, что в словах quinquenal 'пятилетний’, bienio 'двухлетие’ и т.д. Этот элемент -en- восходит к латинскому -еnn- из annus 'год’. Следовательно, milenario значит 'тысячелетний’.18 Espacio ultraterrestre — 'внеземное пространство'; centuria — 'столетие’ (от cent- 'сто’); copartícipe — 'соучастник’. Все эти слова можно легко понять и перевести при знании латинских корней. Moverse en la disyuntiva — 'стоять перед альтернативой’. Слово disyuntiva членится на префикс dis- (исп. des- раз-) и корень -yunt- из лат. junct- 'соединять'; ср. русское слово 'дизъюнкция’, обозначающее логическое отношение «А или В». La más edificante demostración. Вспомнив значение глагола edificar и смысл суффикса -ante (-ente, -iente) а также учтя контекст, мы поймем, что это значит 'самое плодотворное (конструктивное) доказательство’. 4) Одна из существенных трудностей в понимании испанских ораторских, публицистических (а отчасти и научных) текстов связана с характерной стилистической особенностью испанского ораторского и публицистического стиля: уместным и красивым элементом слога считается обращение к гуманитарной эрудиции автора, частым ссылкам на исторические события древности, средневековья и истории Латинской Америки (не всегда имеющим прямое отношение к теме выступления), ссылкам на литературные сюжеты, на персонажи христианской и античной мифологии и т.п. Умение переводить подобного рода ссылки требует от переводчика серьезной эрудиции в античной мифологии, древней, средневековой и новой истории, знания текста Ветхого и Нового Заветов, знакомства с именами Августина, Иеронима, Фомы Аквинского и других наиболее популярных «отцов церкви». Без знания христианской мифологии и фразеологии нельзя понять, что guerra apocalíptica значит 'война, ведущая к уничтожению человечества’, a profesión de fe — это 'символ веры’. Наконец, переводчику должны быть известны события и имена из истории стран Латинской Америки после Колумба. Очень важно знать тех, кого в Латинской Америке называют proceres de la libertad — героев борьбы за национальную независимость стран Латинской Америки, героев народных восстаний: Zamora, Mambises, Pancho Villa и т.д. Чтобы правильно перевести фразу из речи уругвайского делегата ООН: el general Garzón, bravo jefe oriental, мы должны знать во-первых, что Уругвай официально именуется República Oriental del Uruguay, и следовательно,19 прилагательное oriental может означать 'уругвайский’, а во-вторых, что генерал Гарсон участвовал в национально-освободительном движении Уругвайского народа против испанцев. Без изучения испанской истории нельзя понять слово foral в речи того же уругвайца: Nuestro amor por la libertad y nuestro culto del derecho vienen de nuestro más remoto pasado histórico, de las reminiscencias forales... Слово foral — это производное от слова fueros, означающего 'муниципальные свободы’ и 'муниципальные законы’ испанских городов Средневековья. Знакомство с новой историей также, разумеется, необходимо. Иначе нельзя понять, что скрывается за словами la gesta de San Francisco 'великий подвиг в Сан-Франциско’ (имеется в виду создание Организации Объединенных Наций) и что такое Sociedad de las Naciones. Что означает фраза Después de la independencia, el Perú tuvo la iniciativa de los congresos de Lima, precursores, con el de Panamá, de la solidaridad continental (из речи в ООН)? Для понимания этой фразы полезно знакомство с историей Латинской Америки: на Панамском конгрессе 1826 года и на Лимских конференциях 1847— 1848 и 1864—1865 годов было положено начало движению латиноамериканской солидарности. 5) Немалую трудность представляют часто применяемые в испанской ораторской речи латинские обороты и целые фразы. Для их понимания недостаточно запомнить небольшое число оборотов, приводимых в словаре «Ларусса» и т.п. (ipso facto, in situ, bona fide, sine die и пр.), а требуется более глубокое знакомство с латынью. В речи перуанского делегата в ООН в том месте, где говорится о юридических традициях Перу, упоминается юридический принцип jus inter omnes gentes и книга голла


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.