Реферат
По дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ
На тему:
«КУЛЬТУРА И УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Вопросы обеспечения кадровой безопасности персонала на рабочих местах остаются актуальными во все времена. Каждая уважающая себя компания обеспечивает безопасный климат и проводит политику по предотвращению проявлений насилия на рабочих местах. Любые условия и факторы, способствующие формированию неблагоприятной рабочей обстановки, должны быть устранены.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Само понятие психологической игры введено Э. Берном в работе «Игры, в которые играют люди». В основе психологической игры лежат трансакции, имеющие манипуляционные корни. Под трансакцией понимается акт воздействия или единица общения.
Трансакционный анализ Э. Берна представляет собой концепцию, в которой взаимодействие людей анализируется с точки зрения трех основных эго состояний «я»: Родитель, Ребенок и Взрослый.
Понятийный аппарат данной концепции включает ряд терминов, раскрываемых в работе подробно: процедуры, ритуалы, времяпровождение, игры, близость, деятельность. Игры отличаются от всех этих понятий наличием скрытого выигрыша. «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпровождения двумя основными характеристиками: скрытыми мотивами и наличием выигрыша.
Процедуры бывают успешными, ритуалы эффективными, а времяпровождение выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда драматическим. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом» [2].
Распознавание эгосостояний осуществляется посредством анализа интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевых клише, присущих конкретному типу ролей.
Эверетт Шостром на основе концепции Э. Берна выделяет определенные типы манипуляторов и показывает, что современные манипуляторы в общении используют целые системы манипуляций [4].
Манипулятивные системы Э. Шостром выделяет четыре основных типа манипулятивных систем.
1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он опирается на бессилие других и добивается контроля над ними. Его любимая техника -- «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах.
2. Пассивный манипулятор -- противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым. В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение.
Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. Лучшие его помощники -- вялость и пассивность.
3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь -- битва, а люди -- соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он обладает чертами пассивного и активного манипулятора.
4. Безразличный манипулятор. Он старается быть индифферентным, уходит от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны. На самом деле ему не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру. В «безразличность» часто играют супружеские пары. Угрозы развода служат прекрасным примером того, как манипулятор старается завоевать партнера, а отнюдь не разойтись с ним.
Скрытое внутриорганизационное управление людьми осуществляется на основе использования поведенческих моделей, связанных с вышеназванными манипулятивными системами.
В роли активного манипулятора в российских компаниях чаще всего выступают начальники любого уровня, карьеристы (амбициозные молодые специалисты), сотрудники, состоящие с руководством компании в дружеских или родственных отношениях, охранники, администраторы.
Он воздействует на коллег и подчиненных путем применения грубой силы (оскорбления, крика) или более изощренными способами: психологическим давлением, тонкими интригами. Активный манипулятор часто объясняет свою непримиримость к ошибкам и недостаткам других заботой о процветании компании, хотя его личная выгода состоит в том, чтобы быстро продвигаться вверх по карьерной лестнице. Он непременно использует оплошность или ошибку сотрудника для последующего воздействия на человека через чувство вины.
Все люди для активного манипулятора -- соперники, реальные или потенциальные. При этом он стремится собрать вокруг себя группу лояльных и преданных ему сотрудников, которых при случае он будет защищать. Плата за подобную защиту для его коллег будет слишком высока. Более позитивным из активных манипуляторов является человек, занимающий позиции старшего товарища, «палочки-выручалочки», эксперта, наставника, «отца родного» (назовем этот тип «Спасителем»). Все жертвы воспринимают и оценивает его положительно, поскольку он никогда не действует грубо. Роль «Спасителя» в коллективе чаще играют люди в возрасте, опасающиеся конкуренции со стороны амбициозной молодежи и не умеющие (или не готовые) жестко играть по их правилам. «Спаситель» управляет окружающими за счет убеждения всех в собственной незаменимости и осуществления навязчивой опеки. Цель -- повышение социального статуса, моральные и материальные бонусы.
Соревнующийся манипулятор часто является прототипом активного: он рассматривает жизнь в коллективе как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть. Цель -- власть и контроль над окружением. В условиях постоянной конкуренции на рынке очень полезно направить такого манипулятора в нужное для компании русло -- на борьбу с конкурентами.
Пассивный манипулятор чаще всего играет роль жертвы. Это может быть жертва развода, детей, мужа, грубого начальника, тяжелых обстоятельств, горькой судьбины, ранней любви, необ думанного поступка и т.п. Стратегия жертвы состоит в том, чтобы привлечь внимание коллег к собственным проблемам («Я такая несчастная, мне так сейчас плохо, и потому мне срочно нужна помощь») и заставить помогать себе, пусть даже за счет их собственного рабочего времени и в ущерб обязанностям. Позиция может быть такой: «Мне так плохо, что не подходите ко мне со своими глупыми вопросами, заданиями, работой…» Цель -- снять с себя ответственность за свои действия и ошибки.
Женщины-манипуляторы, относящиеся к типу «Жертва», обожают ссылаться на свои якобы «куриные мозги», «техническую тупость» и полное отсутствие логики. В результате мужчина-сослуживец или начальник проникается глубоким сочувствием и уже не так строго оценивает ее ошибки или оплошности в работе. В роли манипуляторов жертв на работе могут выступать люди, испытывающие стрессовые перегрузки при самом разном уровне личной ответственности: бухгалтеры, секретари, новые сотрудники, линейные менеджеры, продавцы, водители.
Безразличный манипулятор интригует людей своим безразличием, демонстративным равнодушием. Уж он-то явно объективен, поскольку не заинтересован ни в чем. Как правило, это сотрудник, обладающий авторитетом или талантами. Такие люди подчеркнуто внимательны и любезны. Они держат дистанцию и избегают демонстрировать свои истинные чувства. Однако за кажущимся безразличием всегда стоит глубокая личная заинтересованность, которая абсолютно неожиданно для других может проявиться и привести к победе, ошеломив окружающих.
Выбор стиля манипуляции зависит от двух моментов: от личностных особенностей человека (флегматику не сыграть роль активного манипулятора, а для сангвиника очень тяжела роль слабой беззащитной жертвы) и от места в должностной иерархии (чем оно выше, тем больше появляется возможностей для перехода от пассивных к активным манипуляциям).
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Скрытое психологическое принуждение человека в практике социального управления является по своей природе рефлексивным. В социальной психологии рефлексия означает осознание человеком того, как его воспринимают и оценивают окружающие. Человек ведет себя в коллективе определенным образом в результате ожиданий именно этого поведения с его стороны («ты начальник, поэтому ты должен поступать так», «на твоей-то должности лучше сидеть и не высовываться»). Есть хорошее выражение «короля играет свита» (the retinue plays the king). Ваше решение предопределяется другими. Каким образом? Создается мнение, которым человек уже приведен в состояние, когда он и сам готов принять нужное решение. Дальше, для повышения вероятности того, что он это решение реально примет, его аккуратно и в полном соответствии с законодательством «стимулируют», «подталкивают» и одновременно перекрывают возможности ухода в сторону. Окружающие навязывают человеку определенную стратегию поведения, причем делают это не прямо и грубо, а признавая за ним право на подобное поведение, подыгрывая его решениям, сопровождая их одобрением и поощрением. В качестве такого «подыгрывания» могут выступать манипуляции и акты манипулятивного воздействия. Любые обманные движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) представляют собой реализацию рефлексивного управления.
Манипулирование может быть простым (в виде одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия) или сложным (включать комплекс разнообразных приемов). Для обозначения сложных видов деятельности по тайному принуждению людей используются такие понятия и термины, как манипулятивные технологии, психологические операции, политические, рекламные, пропагандистские кампании, политические игры, информационно-психологические операции, лоббирование, кризисные технологии (crisis management) и т.д. В этом случае человек становится объектом воздействия не на межличностном уровне, а со стороны коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения в основном с использованием средств массовой коммуникации.
Кризис-менеджмент включает в себя технологии обеспечения принятия решений на основе созданного мнения. Эти технологии базируются на использовании личностных характеристик, интересов, структуры деловых, должностных и личных связей и т.п. При этом кризис-менеджмент не просто создает мнение, но и обеспечивает принятие нужных решений и совершение действий в соответствии со сформированным мнением, в чем его главное функциональное отличие от рекламы и PR. Необходимость использования кризисных технологий напрямую связана с рыночными отношениями и растущей конкурентной борьбой. Отразить атаки конкурента, увеличить свои прибыли и тем самым окончательно завоевать рынок, победив всех соперников, -- первостепенная задача любого бизнеса.
Естественно, сделать это сложно, поэтому не случайно управление кризисами базируется на разведывательных методах и технологиях. Это методы агентурной бизнес-разведки в сочетании со специфическими «кризисными» технологиями, позволяющими использовать получаемую разведывательными методами информацию для извлечения прибыли и решения экономических задач в интересах определенных социальных субъектов. Что же можно отнести к таким технологиям? Кризис-технологии -- широкая категория технологий, связанных со сбором, хранением, анализом и обеспечением доступа к информации с целью принятия оптимальных деловых решений, а также успешным ведением конкурентной борьбы.
Методы ведения информационной разведки близки к традиционной разведывательной деятельности: выявляются возможные источники угроз, изучаются источники информации, разрабатывается модель системы угроз и управляющих воздействий при их обнаружении, разрабатывается методика проведения бизнес-разведки (системы извлечения знаний из разных источников информации). Практическое использование данных технологий позволяет постоянно отслеживать и анализировать информацию о работе конкурентов, их планах, новинках, реакции рынка на новые предложения.
К кризисным технологиям относится ведение конкурентной борьбы любыми методами и способами: проведение операций по срыву переговоров конкурентов, захвату новых рынков сбыта, кадровое ослабление конкурентов, построение сетей влияния (поддержки, лоббирования) в государственных и иных органах и организациях, нанесение ущерба имиджу конкурентов и защита своего, лоббирование решений, нужных своей компании, и организация провала решений в пользу конкурента. Таким образом, работа одновременно идет по двум направлениям: активное наступление на конкурента и защита своих позиций. Активными наступательными операциями занимаются обычно внешние кризисные агентства, а конкурентной защитой внутренних интересов -- соответствующие структурные подразделения в самой компании. Конкурентная разведка, поскольку постоянно работает во враждебной внешней среде, располагает навыками привлечения людей к сотрудничеству или подавления их активности. С ее помощью можно активно «формировать» окружающую действительность. Для этого в ход идут механизмы влияния на массовое сознание или отдельного человека. Для каждой из целевых аудиторий создается запланированное мнение. Арсенал кризис-менеджмента использует различные каналы доставки информации: СМИ, внутрифирменные служебные записки, разговоры в компаниях на отдыхе, письма, телефонные звонки и т.д.
Еще одним важным принципом формирования мнений в кризис-менеджменте является «принцип подстраховывающих мероприятий». В этом случае используют несколько каналов доставки информации для создания мнения. На практике это выглядит так: если информацию надо довести до должностного лица, то оно услышит ее в разговоре на отдыхе (например, компания за соседним столиком «случайно» и громко обсуждает тему), затем -- в передаче новостей той радиостанции, которую должностное лицо обычно слушает в машине, потом -- в обзоре печати, подготовленном референтом. При этом конкурентная разведка действует преимущественно скрытно, ее общение с журналистами, представителями власти, клиентами предприятия, его контрагентами или конкурентами происходит через других людей либо под прикрытием (в дозволенных законом и этикой конкретного общества пределах). В основе действий лежит стратегическая и тактическая дезинформация, блеф, манипулирование общественным мнением. Начальник кризисной структуры в западной корпорации является одним из руководителей высшего ранга и обладает многими правами: правом вето на прием или увольнение сотрудников, внесения изменений в действия других подразделений, самоличного распоряжения средствами кризисного фонда и т.д. [5].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. -- http://polbu.ru/grachev_manipul/.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. -- СПб., 1992.
3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -- СПб., 1992. -- С. 37.
4. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. -- Минск, 1992. -- С. 15-32.
5. Технологии разведки для бизнеса. -- http://www.it2b.ru/print4.view1.page13.html.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |