Они такие разные: с ямочками на пухленьких щечках и непослушными вихрами на макушке, с ссадинами на коленках и неуклюжими очками на носу, лопуховидными ушами и широкой беззубой улыбкой.
Им, детям, посвящены собрания в школе, бессонные ночи, целые жизни. Марина Ивановна Цветаева посвятила своей дочери Ариадне еще и стихи.
Когда я впервые начала знакомство с лирическими произведениями Марины Цветаевой, в которых так или иначе была затронута тема матери и ребенка, мне открылся совершенно новый мир материнской любви. Даже трудно было вообразить те необычайные отношения, невиданно крепкие и чуткие узы, которыми были связаны мать и дочь – Марина и Аля. С каждым прочитанным произведением приходила мысль о том, что эта тема – та самая грань в поэзии Цветаевой, где ближе всего соприкасаются её жизнь и творчество.
В настоящее время существует довольно обширная литература, посвященная творчеству Цветаевой, – исследования М.Белкиной, А. Павловского, А. Саакянц и других. Однако в прочитанных статьях мы не увидели подробного исследования лирики Цветаевой именно в том аспекте, который рассматривается нами. Практически ни в одной из основных работ о Цветаевой исследователь не уделяет внимания теме матери и ребенка. Тем не менее именно эта тема представляется нам ключевой во всем творчестве поэтессы. Поэтому наше исследование актуально.
Цель работы: исследовать образы матери и дочери на примерах стихотворений «Четвертый год…» и «Ты будешь невинной, тонкой…»
Задачи:
1. Доказать, что тема материнства одна из ключевых в творчестве Цветаевой.
2. Доказать, что лирическая героиня стихотворений, посвященных Ариадне Эфрон, идентична самой поэтессе.
3. Доказать, что в художественном мире М.И.Цветаевой Ариадна представлена как яркая личность и в то же время как продолжение матери.
4. Доказать, что эмоциональные впечатления, полученные Цветаевой в детстве, отразились на отношении к воспитанию дочери.
Методы: сопоставительный анализ стихотворений «Четвертый год…» «Ты будешь невинной, тонкой…», в которых, как нам кажется, образы матери и дочери представлены наиболее ярко.
Нам показалось довольно странным, что замечательные ученые, признанные «цветаеведы» обошли пристальным вниманием тему материнства.
Во-первых, эта тема, как никакая другая, тесно переплетена с биографией Цветаевой, а значит, лирическая героиня в этих стихах наиболее близка самой поэтессе.
Во-вторых, тема дома, детства, матери изначально доминировала в лирике Цветаевой (стихи о маме, родном доме, о себе-ребенке – первое, что она написала). Рождение дочери Али дало новый «толчок» этой теме. Лирическая героиня, повзрослевшая, ставшая матерью, сохраняет то же детски-восторженное восприятие мира: дитя в её представлении – «чудо», «Божий дар». Чувство тревоги и ответственности за детскую жизнь с 1912 года (год рождения Али) навсегда входит в лирику Цветаевой. Чуть позже появляется новый мотив: дочери-сестры, дочери-подруги, единого целого с матерью.
В-третьих, рождение каждого из детей становилось для Цветаевой не только важным событием в жизни, но и новой вехой в творчестве: новый ребенок – новый мотив в лирике.
В-четвертых, тема детства была продолжена Цветаевой в прозе тридцатых годов.
Таким образом, эта тема прошла через всё её творчество. Изучить данный аспект лирики Цветаевой – значит во многом понять её как человека и как поэта.
В стихотворении «Ты будешь невинной, тонкой…»( 1914) М.Цветаева предстаёт пророчицей. Произведение становится не просто предсказанием, а колыбельной, которую «молодая мать» поёт дочери. Прошлое перетекает в будущее, образуя знак бесконечности, а связкой между двумя временными пластами становится момент «сейчас» и она, сивилла.
Главная героиня предсказания – Аля. Девочка движется от ступеньки к ступеньке: в античность – «стремительной амазонкой», в средние века – «пленительной госпожой», в новое время – «царицей бала».
Бессмертие, которым Цветаева наделяет Ариадну, в совокупности с некоторой воинственностью («и многих пронзит, царица, насмешливый твой клинок», «Все будет тебе покорно,/И все при тебе – тихи…») придают ей сходство с могучей дочерью Зевса, Афиной Палладой. Она так же величественна и прекрасна, так же защищена шлемом и вооружена клинком. Только в роли оружия выступает острый ум («насмешливый твой клинок…»), а в роли шлема – красота («и косы свои, пожалуй, ты будешь носить как шлем»).
Этого соответствия внешности необычно богатому внутреннему миру Аля во многом добьется благодаря стараниям М.И.Цветаевой.
«Моя мать очень странная. Моя мать совсем непохожа на мать. Матери всегда любуются на своего ребенка и вообще на детей, а Марина маленьких детей не любит», — пишет шестилетняя Ариадна (3; 17).
Нет, скорее Цветаева не любила снисходительного отношения к детям, несамостоятельности в них. Но в то же время поэтессу не могла не привлекать чистота детских душ. «Невинная, тонкая», «лебеденок» — так она говорит о дочери, эти качества очаровывают её куда больше, чем «пресветлые два провала в небесную бездну» (глаза девочки). М. Цветаеву интересовало прежде всего не звучание, а устройство маленького инструмента, поэтому она не опускалась до уровня ребёнка, а, наоборот, поднимала Алю до своего сознания. Поэтесса видела в девочке не только дочь, но и подругу. Ариадна даже обращалась к М.И.Цветаевой не как обычный ребенок к матери: «мама», а как взрослая к взрослой: «Марина».
Однако в стихотворении Аля смотрит на поэтессу и на людей сверху вниз: «Все будет тебе покорно,/И все при тебе тихи…». Дом ей не земля, а небо, мать ей не Цветаева, а искусство вообще: «ты будешь царицей…молодых поэм». В девочке нет изъяна, она воплощение всего лучшего, что знает и умеет человек, она – божество.
Несмотря на столь высокое положение, которое М.Цветаева придала Ариадне, она не может не считать девочку своим продолжением, не добавить в её портрет своих черт. Так в ребенке угадываются столь противоположные и столь присущие поэтессе «гордость и робость» (сильный, властный характер) и утонченность души («стремительной амазонкой» и «пленительной госпожой»).
Цветаева рисует дочь, а между тем в том, как она наносит штрихи, обозначает свет и тень, проявляется её собственная индивидуальность. «Всё», «всех», «многих», «все» -отражают максимализм поэтессы, она всегда «требовала непомерно и с себя и с близких» (3; 40).
Слово «чужой» перекликается с биографией Цветаевой. Она с детства не могла найти общего языка даже с матерью, видевшей в девочке отражение своей натуры, которая, как ей казалось, принесла только несчастье, и «укрощала, выравнивала»(1; 3) недостатки дочери. Борьба за индивидуальность, за «я» продолжалось и в более позднем возрасте, отделяя М.Цветаеву от остального мира. Она не хотела, чтобы Аля испытывала то же чувство, тоже стала «чужой». Это — главное направление, которого будет придерживаться Цветаева, воспитывая девочку. Ариадну окружили заботой и пониманием, мать и дочь становятся одним целым (см. в более позднем стихотворении: «Не знаю, где ты и где я…»)
Фраза «ты будешь, как я…писать стихи» не оставляет никаких сомнений в том, что лирическая героиня идентична поэтессе. Удивительно, с какой легкостью М.Цветаева смогла снять с себя лавровый венец и передать его Ариадне, чтобы та могла «лучше писать стихи». Она прежде всего мать, это главное её предназначение. Любовь к Але видна не только в жизни, но и в лирике: "…я – твоим первым поэтом,/ ты – моим лучшим стихом…"
Однако в стихотворении «Четвертый год» (1916) поэтесса немного иначе смотрит на дочь. Девочка взрослеет, превращается из лирического адресата в лирического персонажа. Теперь Цветаева может не только проецировать её дальнейшие действия, но и наблюдать за настоящим: «Руки – скрещены,/ Рот – нем,/Брови сдвинув – Наполеон!/- Ты наблюдаешь Кремль».
Казалось бы, подобное сравнение с выдающимся, но человеком развенчивает Ариадну как божество, умаляет её достоинства. Но это не так, поэтесса «была влюблена в Наполеона Бонапарта, готова за него жизнь отдать – столетие спустя»(3; 28) Такое сопоставление лишь подтверждает силу любви М.Цветаевой к дочери. Отмечу, что это чувство не изливалось на Алю бесконечной нежностью, потаканием всем её слабостям, наоборот, мать становится к дочери все критичнее. Повзрослевшая Ариадна рассказывала, что однажды она нарисовала человечка и, гордая, позвала мать похвалиться. На это Цветаева ответила: «Пока что это урод. Нет, Алечка, плохо. Тебе надо долго стараться до тех пор, пока не получится»(3; 24)
Требовательность к дочери нашла отражение и в стихотворении: Ариадна теперь не просто божество, достойное поклонения, а посредница между высшими силами и людьми. Поэтесса даже поместила её между двумя стихиями: «С кремлевских высот/ Наблюдаешь ты ледоход..» То, что Цветаева называет дочь «лебеденком», птицей, чувствующей себя одинаково хорошо и в воде и в воздухе, только подтверждает мои догадки.
Образы Кремля как символа Москвы – «города сердца» Марины Цветаевой, весенней реки, ледохода и дочери поэтессы теснейшим образом взаимосвязаны и образуют некую «цепочку», из которой нельзя вынуть ни одного звена, иначе смысл рассыплется. Образы Али и Москвы в художественном мире Цветаевой вообще очень тесно переплетаются. Вспомните хотя бы «Стихотворение о Москве».
В мирном граде сём
В дивном граде сём,
Где и мёртвой мне
Будет радостно, -
Зоревать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец! (1; 57)--PAGE_BREAK--
Но не менее важна и картина ледохода. Недаром поэтесса помещает её в начале стихотворения и в самом конце его:
А лёд
Всё
Идёт…
Таким образом, всё стихотворение заключено в своеобразное «кольцо» ледохода и создает впечатление бесконечности: «лёд идёт» — и будет идти ещё нескончаемо долго. Но самое главное, как мне кажется, то, что ледоход представляет собой образ-символ. «Лёд идёт — вперёд» — Цветаева подчёркивает это при помощи повтора и внутренней рифмы – неостановимо, как жизнь, символизирует непрерывный поток времени – холодный, жестокий, опасный. Но он проходит, не в силах разрушить тесную связь двух родственных душ: матери и дочери.
В отличие от Ариадны, которая, как кажется, нашла гармонию и с собой и с миром, лирическая героиня терзается душевными переживаниями: "…мне-/ Письма читать дерзкие,/ Кусать рот…", «смертельно виски сжимать, /Как их вот сейчас сжимает/ Твоя молодая мать». В стихотворении «Четвертый год» Аля даже не догадывается о мучениях матери. Девочка впервые «становится маленькой», Цветаева не допускает её в свой, взрослый мир: "…тебе — в детскую, мне — письма читать дерзкие…". Мать ограждает Алю от преждевременных страданий, так как догадывается об их неминуемости в будущем. Эти догадки, почти переросшие в уверенность, хорошо представлены в произведении 1914 года: "…ты будешь…прелестной – и всем чужой", «но будешь ли ты – кто знает?- смертельно виски сжимать…» (курсив наш.- В.П.)
Однако именно Цветаева подталкивает дочь на путь, который считает достойным, несмотря на все трудности, предстоящие Ариадне.
Фраза " мимо дворцов, церквей, ворот-/ Вперед, лебеденок!" не только описывает движение льда, но и превращается в призыв к дочери. Её миссия нелегка – идти вперед и вести за собой остальных. М.Цветаева не только поддерживает Алю "-Ты меня любишь, Марина?/ -Очень!/-Навсегда?/-Да", но и благословляет на этот трудный путь.
Заключение
В результате наших исследований мы пришли к следующим выводам.
1. Тема материнства – одна из ключевых в поэзии Цветаевой. До 1912 года она была представлена стихотворениями, посвященными матери самой Марины Ивановны Цветаевой, М.А. Мейн. Женщина ушла из жизни, когда старшей дочери, Марине, было 15 лет. Горечь ранней потери и объясняет трагичность большинства произведений, посвященных матери. Стихотворения, обращенные к Ариадне, более жизнерадостны. Поэтесса воспринимает девочку как чудо, данное свыше.
Проанализированные нами стихотворения не единичны. У М.Цветаевой есть целый цикл работ, посвященных как Ариадне, так и младшим детям: Ирине и Георгию. С появлением нового ребенка рождался новый мотив в лирике матери-поэта.
Стоит отметить, что особое внимание поэтесса уделяла одаренности дочери. Она не ошиблась: в дальнейшем Аля проявила себя как незаурядный художник, делала переводы, писала сама.
Не ошиблась М.И.Цветаева и в судьбе девочки. «Я прожила не свою жизнь!»- говорила потом Ариадна Сергеевна. Да и можно ли вообще назвать жизнью постоянные гонения, репрессии, восемь лет в лагере! И все же Ариадна издает последний сборник Цветаевой «Мой Пушкин», переводы «Просто сердце». Поэтесса зря боялась: «Когда-нибудь, прелестное созданье,/Я стану для тебя воспоминаньем». Тема материнства оказалась ключевой не только в творчестве М.Цветаевой, но и в художественном мире её дочери, А.С.Эфрон.
2. Лирическая героиня стихотворений, посвященных дочери, идентична самой поэтессе. На это указывают:
а) портрет девочки, в точности совпадающий с портретом Ариадны (особая деталь – огромные серо-голубые глаза);
б) упоминание М.И. Цветаевой своей профессии: «Ты будешь, как я — бесспорно — / И лучше писать стихи»;
в) соответствие манеры общения матери и дочери в жизни и в стихотворениях (вспомним хотя бы необычное обращение «Марина»);
г) сравнение ребенка с Наполеоном (две самые значимые фигуры в то время для 23-летней Цветаевой);
д) соответствие фактов из жизни Ариадны Эфрон фактам из стихотворений: «Четвертый год…» написано весной 1916 года, когда Але было 3,5 года; образ Москвы, Кремля не случаен: детская наивная просьба «купить кремлевские башни» описана в воспоминаниях А. С.Эфрон и в автобиографической прозе М.Цветаевой.
3. В художественном мире М.И. Цветаевой Ариадна представлена как яркая личность (сравнение девочки с выдающимися людьми и её способность оставаться при этом самой собой) и в то же время как продолжение матери, ведь Цветаева наделяет дочь и некоторыми чертами своего характера. Не случайно в стихотворениях так явны мотивы пророчества, горького и трудного пути, избранничества, завещания.
4. Эмоциональные впечатления, полученные Цветаевой в детстве, отразились на ее отношении к воспитанию дочери. Воспитание Ариадны было непохоже на воспитание, которое получила Цветаева. Если в семье Цветаевой личность ребенка подвергалась угнетению, то, став матерью, поэтесса сделала все, чтобы развить способности дочери: в 4 года девочку научили читать, в 5 – писать, к 6 годам она уже вела дневник (в работе мы использовали некоторые цитаты из него). Интересы маленькой Марины «подавлялись» властью матери, Ариадна же развивалась в том направлении, которое нравилось ей самой. Однако стоит отметить, что поэзия так же стала одним из увлечений девочки. Уже в 7 лет она напишет стихотворение «Мне», «Ваша комната», «Сереже».
5.В произведениях «Четвертый год…» и «Ты будешь невинной, тонкой…» ярко воплощены главные черты материнской педагогики Цветаевой:
— детство – главный период жизни человека, когда закладываются основы личности;
— мир ребенка – сложнейший мир, постичь который дано не каждому взрослому;
— отношение матери к ребенку строится не только на любви, но и на уважении его мыслей, чувств, мировосприятия;
— задача взрослого – не разрушая индивидуальности личности, помочь ребенку достичь совершенства;
— принцип построения взаимоотношений взрослого и ребенка – равенство, доверие, дружба.
Список использованной литературы
1. Цветаева М.И. Избранное. – М.: Просвещение, 1990.
2. Цветаева М.И. Проза. – М.: Современник, 1989.
3. Эфрон А.С. О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери. – М.: Советский писатель, 1989.
4. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. – Л., 1989.
5. Саакянц А.Марина Цветаева. Жизнь и творчество.- М., 1997.
6. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М., 1992.