Реферат по предмету "Литература"


Средства создания комического эффекта в комедии Ревизор Гоголя

Средства создания комического эффекта в комедии Ревизор Гоголя

В 1836 г. комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» впервые появилась на сцене Александринского театра. Русское общество пришло в замешательство, на лице каждого зрителя после просмотра пьесы отражалось недоумение: все нашли «Ревизор» чем-то неожиданным, не известным ранее.

На не только зрители были озадачены: актеры также увидели совершенно новых персонажей и находились в растерянности, не зная, как их играть. Действительно, «Ревизор» заметно отличался от многочисленных мелодрам и водевилей, заполонявших сцены театров того времени. Но, вследствие своей непохожести на привычные произведения, комедия и не воспринималась так, как задумал Гоголь. Он был огорчен и, в некоторой степени, разочарован произведенным эффектом, реакцией зрителей на его пьесу. Он не раз замечал, что «Ревизор», собравший в себе все отрицательные явления современной жизни, должен стать своеобразным «лекарством»: люди, увидев на сцене героев, возможно, узнают в них себя или хотя бы отдельные свои черты и еще в стенах театра задумаются об этом, а, придя домой, решат исправиться, начать новую жизнь.

Но этого Гоголь не добился. Актеры сделали из героев карикатуры, а Хлестаков, которого он по праву назвал самым сложным характером, получился заурядным хвастуном и вралем, традиционным «водевильным шалуном». Достичь удалось только одного – смеха в зале; но вызван смех был не теми причинами, на которые рассчитывал автор. Зрители смеялись над комичными героями, их глупыми репликами, действиями, выражениями лиц и т. д. Несомненно, это смешно, но не является тем, на что был направлен основной удар иронии Гоголя. Отдавая дань традиционным водевилям, он использовал в «Ревизоре» характерные для них приемы, сцены, комизм которых рассчитан на бессмысленный смех, а не на понимание их глубокой идем. Тем не менее, их появление вполне оправдано: они отражают характеры героев и потому типичны для них.

Для того чтобы зритель засмеялся, Гоголь использовал два способа. Один из них подразумевает понимание характеров героев, и с этой стороны «Ревизор» – комедия характеров; с другой стороны, для изображения этих самых характеров Гоголь заставляет их обладателей проделывать неожиданные, глупые вещи, оказываться в смешных положениях – это комедия ситуаций.

Последний способ более ясен; одним из его вариантов было использование «грубой комики», понятной каждому, и потому не стоит ломать голову, ища в падениях и заиканиях какой-то тайный замысел автора. Все эти ситуации служат лишь для понимания, как ведет себя тот или иной герой в том или ином случае. Нельзя не улыбнуться, видя, как Городничий, волнуясь и суетясь, находясь, так сказать, в состоянии аффекта от известия о прибытии ревизора, пытается надеть вместо шляпы бумажный футляр; смеется зритель и над сценой чтения Анной Андреевной записки от мужа с указаниями о приготовлениях к встрече «ревизора» вперемешку с упоминанием о соленых огурцах и икре, и над тем, как от поздравлений жены Городничего сталкиваются лбами Бобчинский и Добчинский.

Все это элементы «грубой комики». Для того чтобы актер правильно изобразил выражение лица и характер движений персонажа, в комедии присутствуют ремарки, которые, следует заметить, в значительной степени участвуют в создании специфичной атмосферы комичности. Так, блестящая оценка дана уездному лекарю Гибнеру, который «издает звук, отчасти похожий на букву и и несколько на е». Гоголю удалось в нескольких словах точно охарактеризовать медицинскую «помощь», оказываемую в некоторых уездных (да и не только) городах: чем может помочь лекарь, не говорящий и не понимающий по-русски?

Не менее замечательна речь Хлестакова в сцене его разговора с Осипом по поводу обеда: вначале он «говорит громким и решительным голосом», затем «громким, но не столь решительным», а заканчивает «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».

То, что Гоголь придавал большое значение речи и интонации героев бесспорно, ведь самая форма, выбранная им для своего произведения, – пьеса – подразумевает то, что узнать о причинах, побудивших героев на те или иные действия, можно лишь проанализировав авторские резюме (в данном случае – «Замечания для господ актеров») или собственно из их монологов, носящих исповедальный характер, но в «Ревизоре» отсутствуют таковые. Поэтому именно из ремарок актер узнает, как вел себя его персонаж, его мимику в момент совершения действия: вздрогнул, подпрыгнул от радости, закричал или сидел «выпучив глаза». Таким образом, ремарки автора, речь героев, глупые ситуации, в которые они попадают, служат для создания картины их характеров. Раскрытие психологии жителей города происходит в процессе развития центральной интриги («миражной», по выражению Ю. Манна). Ее завязка – встреча Хлестакова и Городничего, здесь уже каждое сказанное ими слово вызывает смех: еще бы, ведь нет забавней людей, не слышащих того, что говорят им собеседники, и отвечающих невпопад. Накал страстей приходится на V действие, где происходит сцена чтения письма Хлестакова к его другу Тряпичкину. Негодование чиновников по поводу данных им весьма нелестных характеристик сочетается с отчаянием Городничего из-за того, что он «сосульку, тряпку принял за важного человека», и создает неповторимый эффект всеобщей растерянности героев после нанесенного им удара; тут же Гоголь «добивает» их: приехал настоящий ревизор. Зрители не могут удержаться от смеха, глядя на замерших в «немой сцене» чиновников. Кто-то «превратился в вопросительный знак», кто-то развел руками, кто-то просто стоит столбом…

Язык Гоголя, «небывалый, неслыханный по своей естественности» (В.В. Соколов) в полной мере вмещает и отражает его необычный юмор. Не только в ремарках, в «Замечаниях для господ актеров» (т.е. там, где прямо обозначено присутствие автора) иронией пропитано каждое слово; речь самих героев вызывает у зрителей смех над ними. Создается впечатление, что «Ревизор» – это одна большая шутка, и, несмотря на несомненное существование трагических нот, они все же облачены в своеобразный, присущий только Гоголю юмор.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационная культура
Реферат Походження Сонячної системи і Землі
Реферат The Sequence Of Chemical Reactions Essay Research
Реферат Христианство и русская государственность
Реферат Модернизация системы водоотведения и очистка бытовых сточных вод в сельском поселении "Гжельское" на примере работы МУП Раменского района "Гжельское ПТО КХ"
Реферат Типы и модели экономических систем
Реферат Інформаційний вісник Вінницької обласної наукової медичної бібліотеки знайомить Вас, шановні користувачі, з новими надходженнями літератури у фонд бібліотеки у IV кварталі 2007 року
Реферат Изучение влияния внешних факторов на изменение поверхностных и структурных характеристик картона толщиной 1–1,5мм
Реферат Опіки види класифікація перша допомога лікування догляд за хворими
Реферат Lujjjs Essay Research Paper most extensive list
Реферат Историческая наука России на современном этапе
Реферат Специфика культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций
Реферат Транснациональные корпорации их роль в мировой экономике
Реферат Anorexia Essay Research Paper AnorexiaAnorexia is dangerous
Реферат по Контролю и ревизии