Реферат по предмету "Литература"


Образ России в лирике Лермонтова и Блока

Образ России в лирике Лермонтова и Блока

В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней.

Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные. Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой, —

а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!» — с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее.

Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь».

Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»:

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

…Дрожащие огни печальных деревень…

Лермонтов, «Родина»

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Блок, «На поле Куликовом»

Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях…

«Русь»

У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни:

Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно…

«Родина»

В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока —

вихрь, свистящий в голых прутьях.

Поет преданья старины…

«Русь»

Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви…

«Россия»

Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ». Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!..

«Жалобы турка»

Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»:

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету.

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

«Русь»

Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна:

Живую душу укачала Русь, на своих просторах ты,

И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты…

«Русь»

С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь.

Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.