Реферат по предмету "Литература"


Пьеса Оскара Уайльда "Саломея": проблематика и вопросы поэтологии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИЗАРУБЕЖНЫХ ЛИТЕРАТУР
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ПЬЕСА ОСКАРА УАЙЛЬДА
«САЛОМЕЯ»: ПРОБЛЕМАТИКА И
ВОПРОСЫ ПОЭТОЛОГИИ»
 
 
 
 
СТУДЕНТА V КУРСА  АНГЛИЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
А.А. ШУМА
 
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Д.Ф.Н., ПРОФЕССОР
Л.В. СИДОРЧЕНКО
 
 
 
 
 
 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2007

 
ПЛАН
 
 
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА I
ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ О. УАЙЛЬДА… 7
ГЛАВА II
САЛОМЕЯ… 19
  § 1. ЛЕГЕНДА О САЛОМЕЕ В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ XIX В.   19
  § 2. САЛОМЕЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ… 28
  § 3. САЛОМЕЯ ОСКАРА УАЙЛЬДА… 31
ГЛАВА III
ФОНОВАЯ ПЕРСОНАЖНАЯ СИСТЕМА ВКОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВИДЕНИЯ УАЙЛЬДА… 41
  §1. ИРОД… 41
  §2. ИОКАНААН… 46
  §3. ИРОДИАДА, ЕВРЕИ, НАЗАРЕЯНЕ, НУБИЕЦ И ПРОЧИЕ… 48
ГЛАВА IV
АСПЕКТЫ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ «САЛОМЕИ»… 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 65
БИБЛИОГРАФИЯ… 67

ВВЕДЕНИЕ
 
«Искусство представляет  собой математически   выверенный результат   эмоциональной тяги к прекрасному»[1].
Несмотря на то, что Оскар Уайльд является одним из самых заметныхписателей английской литературы за всю её историю и одной из самых заметныхфигур на литературном небосклоне Европы рубежа 19-20 веков, его творческоенаследие в современном литературоведении остается изученным неравномерно.Большинство исследователей интересовалось в первую очередь самой личностьюписателя (Г.М. Хайд[2]), в числе самых видныхбиографов Уайльда можно назвать Ричарда Эллмана[3],Фрэнка Харриса[4], Жака де Ланглада[5] и др.Различные вопросы творчества О. Уайльда затрагивают Р.С. Швайк[6], П. Акройд[7], В. Холланд[8], К. Пауэлл[9], А. Е.Куигли[10], А. Ойяла[11], И. Мюррей[12], Я. И.Гордон[13], С-Д.Эпифанио[14], Л. Дж. Потит[15], Дж.Е. Харт[16].Внимание исследователей привлекали, как правило, самые значительныепроизведения   писателя  (его эссе, роман «Портрет Дориана Грея» ипьесы): из поздних работ назовем труды А.М. Зверева[17],монографию Н.Г. Владимировой «Условность, созидающая мир», в одной из главкоторой («Жизнь как произведение искусства» /«Портрет Дориана Грея» ОскараУайльда/)  по-новому осмысленытеоретический потенциал эссе и поэтика романа О. Уайльда,  книгу А.Г. Образцовой «Король или шут?»,посвящённую драматургии писателя. Много сказано о «Балладе Редингской тюрьмы» и«DeProfundis».
В России в начале двадцатого века интерес к творчеству О. Уайльда был огромен, первые попытки осмыслить творческое наследиеОскара Уайльда можно найти уже у русских символистов, ставших его адептами и пропагандистами и внёсшихзначительный вклад в его популяризацию, но после революции егопроизведения попадают в разряд «неблагонадёжных» и на долгое время предаютсязабвению. Интерес к литературному наследию Уайльда возобновляется в 70-е годы(статьи и предисловие к «Избранным произведениям О. Уайльда» М.В. Урнова).Комментарии и предисловия к различным изданиям создаются усилиями К. Чуковского[18], С.Бэлзы[19],Б.И. Колесникова[20] и  В. Чухно[21], А.В. Слобожана[22], Н.Пальцева[23]. Сказки Уайльда упоминаютсяв книгах Е.П. Брандис[24],Э.В. Померанцевой[25] и С.Бойко[26],посвящённых изучению мирового сказочного фонда. Появляются статьи идиссертации, начинает изучаться лингвистический аспект творчества писателя, анализируютсяего сказки, роман, драматургия. Творчество Уайльда исследуют А.А. Аникст[27],А.Г. Образцова[28], Е.С. Куприянова[29], С.А.Колесник[30], М.В. Урнов[31],Т.А. Боборыкина[32], Т.А. Порфирьева[33] и др.Следует отметить, что в работах этого периода предвзятость и резкая критикаработ автора ослабевают, по сравнению с предшествующим времени.
Цель, преследуемая намипри написании данной работы, состояла в том, чтобы на основании анализа рядаисточников выявить религиозно-философскую проблематику пьесы Оскара Уайльда вконтексте функциональной роли её сюжетно-персонажной системы и в корреляции схудожественным оформлением идей эстетизма, которых придерживался О. Уайльд, атакже раскрыть глубинные связи между пьесой и другими произведениями Уайльда.
Актуальностьрассматриваемой темы может быть обоснована, по крайней мере, двумя следующимиобстоятельствами. Во-первых, той ролью, которую сыграл О. Уайльд в историианглийской литературы, а также значением его литературного наследия и темсущественным влиянием, которое, безусловно, оно оказало на мировую литературу вцелом. Во-вторых, особенностями творчества О. Уайльда, до сих пор вызывающимимножество споров среди исследователей. В связи с этим, необходимо заметить, чтоО. Уайльд считал, что «произведение искусства бесполезно, как бесполезенцветок. Ведь цветок расцветает ради собственного удовольствия. Мы получаем удовольствиев тот миг, когда любуемся им. Вот и всё, что можно сказать о нашем отношении кцветам. Конечно, человек может продать цветок и тем самым извлечь из негопользу для себя, но это не имеет ничего общего с цветком. Это не меняет егосущности. Это нечто случайное, безотносительное к нему»[34].
Работа композиционносостоит из четырёх глав. Первая глава посвящена некоторым историческим данным, связанным с биографией самого автора, споявлением пьесы, а также излагаются ключевые догмы учения эстетизма,приверженцем которого был О. Уайльд. Вторая глава посвящена главному персонажупьесы – Саломее. В ней рассматривается библейская легенда о Саломее и то, какимобразом она была использована в  литературе и искусстве XIX века. В третьей главе анализируетсяфоновая персонажная система. Заключительная глава раскрывает особенностидекоративной стилистики пьесы, на основании чего мы сможем провести параллелимежду пьесой, другими произведениями Уайльда, христианской религией, языческимиверованиями и мифологией Древнего мира.

ГЛАВА I
ЖИЗНЬ ИЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ ОСКАРА УАЙЛЬДА.
Оскар Фингал О'ФлаэртиУиллс Уайльд родился 6 октября 1854 года в семье сэра Уильяма Уайльда,дублинского врача-офтальмолога с мировой известностью, автора десятков книг помедицине, истории и географии. В Англии его назначили придворным хирургом, авпоследствии сделали лордом. В Стокгольме ему дали орден Полярной звезды. МатьОскара — леди Джейн Франческа Уайльд — светская дама, поэтесса. Ей нравилисьсимволические жесты. Свои стихи она подписывала Speranza — Надежда, подчеркиваяэтим свою любовь к Ирландии, сочувствие её освободительному движению, а такжесвою особую миссию. Сочувствие её было искренним, однако, не лишённым внешнего,показного жеста. В ее литературном салоне и провёл свою раннюю юность будущийписатель. От столь эксцентричных родителей Оскар унаследовал редкуютрудоспособность и любознательность, мечтательный и несколько экзальтированныйум, подчеркнутый интерес к таинственному и фантастическому, склонностьпридумывать и рассказывать необыкновенные истории.
Родители позаботились отом, чтобы их сын получил достойное образование. После окончания школы вПорторе (1864-1869), где он обнаружил ярко выраженные способности к древнимязыкам, Оскар проводит восемь лет (с 1871 по 1878 год) в привилегированнойуниверситетской среде — в колледже Троицы (Дублин). Во время своей учёбы в университетеУайльд поглощён искусством, зачитывается поэтами-романтиками, восхищаетсяпрерафаэлитами, а также слушает лекции Джона Рескина (1819 — 1900), который ужеуспел прославиться томами «Современных живописцев» и «Камней Венеции»,побуждавших по-новому взглянуть на многовековое культурное наследие Европы.Суждения Рескина о прекрасном были восприняты молодым Уайльдом как философияиндивидуализма. Здесь же он знакомится с теоретическими высказываниямиамериканского художника-импрессиониста Уистлера и с автором книги «Ренессанс.Очерки истории искусства и поэзии.» (The Renaissance: Studies in Art andPoetry, 1873), — Уолтером Пейтером, который считал, что личность являетсяисточником спасения.
Оскара Уайльдасопровождает неизменный успех, его дарование признано (он оканчивает Оксфорд сотличием). Профессор Мэгаффи, ректор колледжа Троицы и президент королевскойирландской академии, в предисловии к своему труду о Греции выразит емупризнательность за помощь. Вместе с профессором Мэгаффи в 1877 году Оскар Уайльдсовершает поездку в Италию и Грецию, которая, разумеется, чуть позже отразиласьв прозе и стихах. (В частности, короткое эссе «Могила Китса») Культпрекрасного, утвердившийся в Оксфорде под очевидным влиянием Джона Рескина ипородивший, в частности, культ эффектного, нарочито «непрактичного» костюма иритуальную изысканность речевых интонаций, скоро вызвал в жизни новое направление,точнее, даже, умонастроение. Это умонастроение, этот стиль существованияназывался эстетизм. И его пророком стал не кто иной, как Оскар Уайльд. В годыпребывания в Оксфорде Оскар Уайльд примкнул к эстетскому направлению вискусстве. Называя Англию гнездом торгашей, отвергая с эстетских позиций пошлуюбуржуазную действительность, он желал противопоставить ей особые нормы поведения,отличающие немногих избранных, он всюду появлялся в экстравагантных костюмах, снеизменной эмблемой английских эстетов — цветком подсолнуха (по другимисточникам подсолнухом и лилией) в петлице (спустя несколько лет его сменит зеленаягвоздика).
Появление Оскара Уайльдав литературно-художественном контексте творчества Пейтера и Рескина вполнезакономерно. Воспитанный на их идеях, он формирует свою эстетику, основывая еёна утверждении «Бытия в красоте». Красота отождествляется им с понятием искусства.Искусство – всё то, что противоречит реальности.[35]
 Эстетизм уходит своими корнями в начало XIX века. Приверженцы этого движенияпрезирали буржуазную мораль, всеми силами старались доказать еёнесостоятельность. Его основным пунктом было заявление о том, что искусство недолжно иметь моральную, политическую или просветительскую направленность. Эстетизмотрицал необходимость присутствия дидактичности в искусстве, без которой оноценным быть не может. Эстеты полагали, что искусство самоценно, и должно бытьименно таким. Ближе к концу столетия Уолтер Пейтер, английский эссеист икритик, предположил, что жизнь следует проживать в русле, в духе искусства. Этаточка зрения особенно ярко выражена в книге «Ренессанс», которая оказала глубокоевлияние на английских писателей 1890-х, в том числе и на О. Уайльда. «Чуть лине каждая страница Уайльда и, во всяком случае, каждое из его произведений –рассказов, стихов, сказок или лекций – преломляет или повторяет суждения Пейтера».[36]«Пейтер пишет книгу в виде лирических размышлений, адресованныхинтеллектуальному и заинтересованному собеседнику, пытаясь вместе с ним понять,в чем заключался дух возрожденческой культуры и эстетическая философия Ренессанса.В своём анализе он дает своеобразную модель особой эстетической критики конца XIX века, когда исследователь стремилсяне столько к объективному изложению художественных фактов, сколько к выражениюсвоего собственного чувствования искусства. Критика Пейтера – это прежде всеголичностно-ориентированное исследование. Субъективное восприятие, как жизни, таки искусства, становится для него самоценным».[37]
Эстетизм расцвел частичнокак реакция на материализм, присущий буржуазному классу, который состоял изфилистеров, совершенно не сведущих в искусстве.Никто не подмечал их недостатки с такой откровенностью,язвительностью, как О. Уайльд. Его намерение прожить жизнь, наполненную красотой,и превратить её в произведение искусства, отражено в нескольких персонажах егоединственного романа, в «Портрете Дориана Грея». По словам самого писателя, «жизнькак бы должна сделаться свободным экспериментом – испытать всё или что угодно ивместе с тем остаться неизменным»[38]
В своей эстетическойпрограмме Уайльд затрагивает ещё один немаловажный вопрос, связанный с рольюискусства в современном обществе. Одно из его положений состоит в том, чтосоциальные проблемы современности не должны соприкасаться с искусством. Каждыйнастоящий художник должен избегать как современных форм, так и современныхсюжетов. «Для нас, живущих в девятнадцатом веке, любая эпоха являетсяподходящим сюжетом для искусства, исключая только нашу собственную».[39]
После окончанияуниверситета Уайльд переехал в Лондон, где прославился как остроумныйденди-эстет. Для него были открыты двери многих салонов лондонской знати. В 1881 г. он публикует сборникстихов «Стихотворения» («ThePoems»). Поэтические произведения,вошедшие в этот сборник, были написаны в духе эстетской поэзии конца века.Уайльд продолжает традиции Данте Габриэля Россетти и прерафаэлитов. Мировидениепоэта в этом сборнике сочетает в себе элементы эстетизированного христианства иэллинизма. Уайльд обращается к забытым и недостаточно разработанным западноевропейскойпоэзией жанрам: серенаде, вилланеле, канцоне. В поэтике его стихов сказываетсятакже влияние группы «Парнас».[40] Вэтом же году он отправляется в Америку читать курс лекций. Там он встретился сЛонгфелло и Уитменом. Последний отрицательно отнесся к тем принципам эстетизма,которые проповедовал Уайльд. Уитмен считал, что тот, кто гонится только за красотой- на неверном пути. Для него  красотаявлялась не абстракцией а результатом. По возвращении в Лондон он женится и унего рождается два сына (1885 и 1886 г.р.) Он публикует несколько сборников детских рассказови ирландских народных сказок. В 1887 году он занял пост редактора журнала«Мир  женщин».
В лекции«Возрождение английского искусства» (1882) Уайльд впервыесформулировал основные положения эстетической программы английского декаданса,позже получившие развитие в его трактатах «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истинамасок», «Упадок искусства лжи» (1889), «Критик как художник» (1890), объединенныхв 1891 году в книгу «Замыслы» («Intentions»). Признавая преемственную связьанглийского декаданса с прерафаэлитами, Уайльд резко подчеркивал своёпринципиальное расхождение с Рескином: «… мы отошли от учения Рескина — отошли определённо и решительно… мы больше не с ним, потому что в основе егоэстетических суждений всегда лежит мораль… В наших глазах законы искусства несовпадают с законами морали».[41]Субъективно-идеалистическая основа эстетических взглядов Уайльда наиболее остропроявилась в трактате «Упадок искусства лжи». Написанный в типичной для Уайльдаманере раскрывать свою мысль через расцвеченный парадоксами диалог, этоттрактат имел ярко полемический характер и стал одним из манифестовзападноевропейского декаданса. Отрицая действительность, существующуюобъективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусствоотражает природу, а наоборот, — природа является отражением искусства. «Природавовсе не великая мать, родившая нас, — говорит он, — она сама наше создание.Лишь в нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим».[42]Лондонские туманы, по утверждению Уайльда, существуют лишь потому, что «поэты иживописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов».[43]Несмотря на то, что Шопенгауэр дал анализ пессимизма, выдуман пессимизм был Гамлетом;русский нигилист не что иное, как выдумка Тургенева; Робеспьер прямиком сошелсо страниц Руссо и т.д. Провозглашая право художника на полнейший творческийпроизвол, Оскар Уайльд говорит, что искусство «нельзя судить внешним мериломсходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало».[44]Доводя свою мысль до крайне парадоксального заострения, Уайльд заявляет, чтоподлинное искусство основано на лжи и что упадок искусства в ХIХ веке (подупадком искусства подразумевается реализм) объясняется тем, что «искусство лжи»оказалось забытым: «Все плохое искусство существует благодаря тому, что мывозвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал».[45]Задачи литературной критики Уайльд трактует в том жесубъективно-идеалистическом духе, что и задачи искусства. В статьях «Критик какхудожник» и в эссе «Кисть, перо и отрава» он наделяет критика правом на полныйсубъективный произвол, утверждая, что основной задачей эстетического критикасостоит именно передача своих собственных впечатлений.
Период с 1890-1895 гг. являетсяпиком писательской деятельности Уайльда. Шокировавший публику «Портрет ДорианаГрея» увидел свет в 1891 г.В следующем году, редактируя роман, п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы и эстетики XIX века
Реферат History Of Feminism And Feminist Theory Essay
Реферат Билеты по техническому обслуживанию автомобилей
Реферат Дознание как форма предварительного расследования
Реферат Ань Синь, Анна
Реферат Суицидальное поведение
Реферат Николай I
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГУП Промышленновское ДРСУ
Реферат Gender And Language Essay Research Paper The
Реферат Готическая литература
Реферат Суицид в молодёжных субкльтурах
Реферат Історія українських племен у працях М.С.Грушевского
Реферат Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений, Прокофьева Т.Н.
Реферат Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Реферат Великое молчание Вселенной: почему основной кризис современного естествознания смыкается с будущим кризисом нашей цивилизации?