Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Юрий Васильевич Бондарев "Горячий снег"

Юрий ВасильевичБондарев«Горячий снег»
План.
1.          Биография.
2.          Местои время действия романа «Горячий снег».
3.          Анализпроизведения.          а.         Образ народа.            b.         Трагедийностьромана.             с.         Смерть как величайшее зло.            d.         Рольпрошлого героев для настоящего.     е.            Портреты персонажей.
f.          Любовьв произведении.
g.         Кузнецови люди.
             а.         Зоя.
             б.         Дроздовский.
             в.         Уханов.
h.         Близость душ Бессонова и Кузнецова
ЮрийВасильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске. В годы ВеликойОтечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь отСталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился вЛитературном институте имени М. Горького. Начал печататься с 1949 года. Апервый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году.
Широкуюизвестность принесли писателю повести
«Юностькомандиров», вышедшая в 1956 году, «Батальоны
просятогня» (1957 год), «Последние залпы» (1959 год).
Для этихкниг характерны драматизм, точность и ясность в описании событий военной жизни,тонкость психологического анализа героев. В последствии вышли в свет егопроизведения «Тишина» (1962 год), «Двое» (1964 год),«Родственники» (1969 год), «Горячий снег» (1969 год),«Берег» (1975 год), «Выбор» (1980 год),«Мгновения» (1978 год) и другие.
С середины60-х годов писатель работает над
созданиемфильмов по своим произведениям; в частности, он был одним из создателейсценария киноэпопеи «Освобождение».
ЮрийБондарев также является лауреатом Ленинской и Государственных премий СССР иРСФСР. Его произведения переведены на многие иностранные языки.
Среди книг Юрия Бондарева о войне «Горячий снег» занимаетособое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологическихзадач, поставленных ещё в его первых повестях — «Батальоны просятогня» и «Последние залпы». Эти три книги о войне — целостный иразвивающийся мир, достигший в «Горячем снеге» наибольшей полноты иобразной силы. Первые повести, самостоятельные во всех отношениях, были вместес тем как бы подготовкой к роману, быть может ещё не задуманному, но живущему вглубине памяти писателя.
Событияромана «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнееблокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодномдекабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степиудар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридорк армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операциив значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже срокиокончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днямив течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечныйпятачок земли от немецких танков.
В«Горячем снеге» время стиснуто даже плотнее, чем в повести«Батальоны просят огня». «Горячий снег» — это недолгиймарш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так многорешивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемыедекабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автораот постоянного напряжения перехвачено дыхание, роман «Горячий снег»отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиямиВеликой Отечественной войны, с одним из её решающих моментов. Жизнь и смертьгероев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, врезультате чего всё обретает особую весомость, значительность.
В романебатарея Дроздовского поглощает едва ли не всё читательское внимание, действиесосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов,Уханов, Рубин и их товарищи — частица великой армии, они — народ, народ в тоймере в какой типизированная личность героя выражает духовные, нравственные чертынарода.
В«Горячем снеге» образ вставшего на войну народа возникает перед намив ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве иразнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ неисчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов — командиров артиллерийскихвзводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицамииз народа,-- вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчикаЕвстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшимиофицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армиейгенерал Бессонов. Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечтоединое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегосянарода. Сила и новизна романа заключается в том, что единство это достигнутокак бы само собой, запечатлено без особых усилий автора — живой, движущейсяжизнью. Образ народа, как итог всей книги, быть может более всего питаетэпическое, романное начало повествования.
Для ЮрияБондарева характерна устремлённость к трагедии, природа которой близка событиямсамой войны. Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности художника,как тягчайшее для страны время начала войны, лета 1941 года. Но книги писателя-- о другом времени, когда уже почти несомненен разгром фашистов и победарусской армии.
Гибельгероев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокуютрагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил.Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина,застенчивый еэдовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов имногие другие… И во всех этих смертях виновата война. Пусть в гибелиСергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смертьЗои ложится отчасти на него, но как ни велика вина Дроздовского, они преждевсего — жертвы войны.
В романевыражено понимание смерти — как нарушение высшей справедливости и гармонии.Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: «сейчас под головойКасымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое,смуглое, ставшее мертвенно­белым, истончённым жуткой красотой смерти, удивлённосмотрело влажно-вишнёвыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную вклочья, иссечённую телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убилоего и почему он так и не смог встать к прицелу. В этом невидящем прищуреКасымова было тихое любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле иодновременно спокойная тайна смерти, в которую его опрокинула раскалённая больосколков, когда он пытался подняться к прицелу».
Ещё острееощущает Кузнецов необратимость потери ездового Сергуненкова. Ведь здесь раскрытсам механизм его гибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем того, какДроздовский послал на верную смерть Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает,что навсегда проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничегоне сумел.
В«Горячем снеге», при всей напряжённости событий, всё человеческое влюдях, их характеры открываются не отдельно от войны, а взаимосвязанно с нею,под её огнём, когда, кажется, и головы не поднять. Обычно хроника сраженийможет быть пересказана отдельно от индивидуальности его участников,-- бой в«Горячем снеге» нельзя пересказать иначе, чем через судьбу ихарактеры людей.
Существеннои весомо прошлое персонажей романа. У иных оно почти безоблачно, у других таксложно и драматично, что былая драма не остаётся позади, отодвинутая войной, асопровождает человека и в сражении юго-западнее Сталинграда. События прошлогоопределили военную судьбу Уханова: одарённый, полный энергии офицер, которомубы и командовать батареей, но он только сержант. Крутой, мятежный характерУханова определяет и его движение внутри романа. Прошлые беды Чибисова, едва несломившие его (он провёл несколько месяцев в немецком плену), отозвались в нёмстрахом и многое определяют в его поведении. Так или иначе в романепроскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимогоРубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить только кконцу романа.
Особенноважно в романе прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкийплен, затрудняет его позицию и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка,сообщающая отом, что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведкуфронта в руки подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и службеБессонова.
Весь этотретроспективный материал входит в роман так естественно, что читатель неощущает его отдельности. Прошлое не требует для себя отдельного пространства,отдельных глав — оно слилось с настоящим, открыло его глубины и живуювзаимосвязанность одного и другого. Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, асообщает ему большую драматическую остроту, психологизм и историзм.
Точно также поступает Юрий Бондарев и с портретами персонажей: внешний облик и характерыего героев показаны в развитии и только к концу романа или со смертью герояавтор создаёт полный его портрет. Как неожиданен в этом свете портрет всегдаподтянутого и собранного Дроздовского на самой последней странице — срасслабленной, разбито-вялой походкой и непривычно согнутыми плечами.
Такоеизображение требует от автора особой зоркости
инепосредственности в восприятии персонажей, ощущения
ихреальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся
возможностьтайны или внезапного озарения. Перед нами
весьчеловек, понятный, близкий, а между тем нас не
оставляетощущение, что прикоснулись мы только к
краешку егодуховного мира,-- и с его гибелью
чувствуешь,что ты не успел ещё до конца понять его
внутренниймир. Комиссар Веснин, глядя на грузовик,
сброшенный смоста на речной лёд, говорит: «Какое всё­таки война чудовищное разрушение.Ничто не имеет цены». Чудовищность войны более всего выражается — и романоткрывает это с жестокой прямотой — в убийстве человека. Но роман показываеттакже и высокую цену отданной за Родину жизни.
Наверное,самое загадочное из мира человеческих отношений в романе — это возникающаямежду Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её жестокость и кровь, её сроки,опрокидывающие привычные представления о времени,-- именно она способствоваластоль стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в текороткие сроки марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализасвоих чувств. И начинается всё это с тихой, непонятной ревности Кузнецова котношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре — так мало времени проходит — Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взятоназвание романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, «снег нарукаве ватника был горячим от его слёз».
Обманувшисьпоначалу в лейтенанте Дроздовском,
лучшем тогдакурсанте, Зоя на протяжении всего романа,
открываетсянам как личность нравственная, цельная,
готовая насамопожертвование, способная объять своим
сердцем больи страдания многих… Личность Зои познаётся
внапряжённом, словно наэлектризованном пространстве,
котороепочти неизбежно возникает в окопе с появлением
женщины. Онакак бы проходит через множество испытаний,
отназойливого интереса до грубого отвержения. Но её
доброты, еётерпения и участливости достаёт на всех, она
воистинусестра солдатам.
Образ Зоикак-то незаметно наполнил атмосферу книги, её главные события, её суровую, жестокуюреальность женским началом, лаской и нежностью.
Один изважнейших конфликтов в романе — конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этомуконфликту отдано немало места, он обнажается очень резко, и легкопрослеживается от начала до конца. Поначалу напряжённость, уходящая ещё впредысторию романа; несогласуемость характеров, манер, темпераментов, дажестиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выноситьотрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения,бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчастиповинен Дроздовский,-- всё это образует пропасть между двумя молодымиофицерами, нравственную несовместимость их существований.
В финалепропасть эта обозначается ещё резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают всолдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый изних сделает, это прежде всего глоток поминальный — в нём горечь и горе утрат.Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его — онуцелевший, раненный командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкихвинах Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальностьвойны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся усолдатского честного котелка.
Крайневажно, что все связи Кузнецова с людьми, и прежде всего с подчинёнными емулюдьми, истинны, содержательны и обладают замечательной способностью развития.Они на редкость не служебны — в отличие от подчёркнуто служебных отношений,которые так строго и упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский. Во времябоя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет своё хладнокровие,отвагу, живой ум. Но он ещё и духовно взрослеет в этом бою, становитсясправедливее, ближе, добрее к тем людям, с которыми свела его война.
Отдельногоповествования заслуживают отношения Кузнецова и старшего сержанта Уханова — командира орудия. Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях 1941 года, апо военной смекалке и решительному характеру мог бы, вероятно, бытьпревосходным командиром. Но жизнь распорядилась иначе, и поначалу мы застаёмУханова и Кузнецова в конфликте: это столкновение натуры размашистой, резкой исамовластной с другой — сдержанной, изначально скромной. С первого взглядаможет показаться, что Кузнецову предстоит бороться и с бездушием Дроздовского,и с анархической натурой Уханова. Но на деле оказывается, что не уступив другдругу ни в одной принципиальной позиции, оставаясь самими собой, Кузнецов иУханов становятся близкими людьми. Не просто людьми вместе воюющими, апознавшими друг друга и теперь уже навсегда близкими. А отсутствие авторскихкомментариев, сохранение грубого контекста жизни делает реальным, весомым ихбратство.
Наибольшейвысоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональнаянапряжённость достигает в финале, когда происходит неожиданное сближениеБессонова и Кузнецова. Это сближение без непосредственной близости: Бессоновнаградил своего офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецоввсего лишь один из тех, кто насмерть стол на рубеже реки Мышкова. Их близостьоказывается более возвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь.Например, потрясённый гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-засвоей необщительности и подозрительности он помешал сложиться между нимидружеским отношениям («такими, как хотел Веснин, и какими они должныбыть»). Или Кузнецов, который ничем не мог помочь гибнущему на его глазахрасчёту Чубарикова, терзающийся пронзительной мыслью о том, что всё это,«казалось, должно было произойти потому, что он не успел сблизиться сними, понять каждого, полюбить...».
Разделённыенесоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генералБессонов движутся к одной цели — не только военной, но и духовной. Ничего неподозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищутистину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ейсвоих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном,а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и кчеловечеству в высшем смысле этих слов.
Список использованной литературы.
1.                      Ю.В.Бондарев, «Горячий снег».
2.                      А.М. Борщаговский, «Одно сражение и всяжизнь».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О биржах.
Реферат Проблемы европейской валютной интеграции"
Реферат Определение среднегодового производства макаронных изделий и прироста ввода жилых домов
Реферат "Валютный рынок и валютные риски"
Реферат Внутренний и внешний долг РФ.
Реферат Формирование затрат в отчетности составленной в соответствии с МСФО
Реферат Вопросы и оптимальные ответы к экзаменационным билетам по курсу «Управление трудовыми ресурсами»
Реферат Система валютного регулирования
Реферат Тема Наполеонизма в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Реферат Этапы составления графика документооборота и графика учетных работ на предприятии
Реферат Розрахунок систем теплопостачання
Реферат Правовые положения органов и служб стандартизации и метрологии РФ
Реферат Задачи по финансам
Реферат Міжнародний поділ праці та міжнародна спеціалізація виробництва
Реферат Обезроживание КРС