Темелюбви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самыхранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетнихразмышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него этопонятие было весьма широким.
РассказыБунина — именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то жевремя он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точкизрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, анаоборот, общим для всех.
“Темныеаллеи” — произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческиеотношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения,романы “от нечего делать”, животные проявления страсти. В свойственной емуманере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самыхнизменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибосчитает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передаетвсе оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие сторонычеловеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчиваниякаких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое.Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг кдругу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.
Обнаженноеженское тело нередко предстает в рассказах Бунина. Но и тут он умеет найтиединственно верные выражения, чтобы не опускаться до обычного натурализма. Иженщина предстает прекрасной как богиня, хотя автор далек от того, чтобызакрывать глаза на недостатки и чересчур романтизировать обнаженную натуру.
Образженщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Онсоздает галерею таких образов, в каждом рассказе — свой. Простая девушка издеревни в рассказе “Таня” так же прекрасна, как яркая испанка из “Камарга”.Обращается писатель и к судьбам падших женщин, они для него не менее интересны,чем дамы, соблюдающие приличия. Любовь уравнивает всех. Проститутки не вызываютотвращения, и наоборот, поведение некоторых женщин из “приличных” семейприводит в недоумение. Социальный статус перестает иметь значение, когда в деловступают чувства.
Удивительно,что действие рассказа может длиться очень короткое время. В несколькихрассказах Бунин просто описывает случайно увиденных в вагоне поезда женщин. Иэто не менее интересно, чем если бы происходило какое-то действие. Образыяркие, сразу впечатываются в память. Это характерно для Бунина. Он всегда умеетподобрать нужные слова, и ни одно не будет лишним.
Всеобразы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них. Возможно, что онвоплотил на бумаге реально существующие личности. Все чувства, которыеиспытывают эти женщины, имеют право на существование. Пусть это будет перваяробкая любовь, страсть к недостойному человеку, чувство мести, вожделение,поклонение. И решительно все равно, крестьянка ты, проститутка или дама.Главное — ты женщина.
Мужскиеобразы в рассказах Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишкомопределенны. Это и не важно. Гораздо нужнее для писателя разобраться, какиечувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их.Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какиеу него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, посколькулюбовь — это чувство двоих.
Бунинвлюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимоени с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять,что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткаявспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения всвоих рассказах. Еще до появления “Темных аллей” он пишет: “Блаженные часыпроходят, и надо, необходимо… хоть что-нибудь сохранить, то естьпротивопоставить смерти, отцветанию шиповника”. Последний образ взят изстихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть”. Оттуда же пришло и название“Темные аллеи”.
Бунинстремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника,ведь опадение цветов неизбежно.
Всборнике “Темные аллеи” вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершиласьбы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть.Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгаясемейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда — приугасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах. Лишь мгновенноеисчезновение яркого пламени волею обстоятельств.
“Темныеаллеи” хочется назвать именно “философией любви”. Лучшего определения неподберешь. Бунин подчинил этой философии все свое творчество.
Книга“Темные аллеи” стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировойлитературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/