Реферат по предмету "Психология, педагогика"


К вопросу о "вибрационных уровнях"

К вопросу о «вибрационныхуровнях»
Речьидет о попытке эзотерических психологов [ 1] структурировать бытийныепереживания человека, включая нетривиальные переживания, знакомые не только«психонавтам» – исследователям внутренних пространств – но и людям,далеким от экспериментов со своей психикой. И им случается переживать необычныепсихические состояния, запоминающиеся своей яркостью и силой на всю жизнь, иоказывающие, как правило, сильнейшее преобразующее влияние на самосознание.
Идеяструктурирования бытийных переживаний человека была широко популяризирована Дж.Лилли. [ 2] Он описал модифицированную шкалу «вибрационных уровней»Г.Гурджиева, примененную для диагностики психических состояний и целевогоразвития психики. Но объяснения, даваемые Лилли «вибрационнымуровням», настолько сумбурны и поверхностны, что их нельзя считатьадекватными.
Каковаже история «вибрационных уровней», и что это, собственно говоря,такое? Впервые эту тему осветил П.Успенский, [ 3] занимавшийся в группеГурджиева. Излагая космологию своего бывшего инструктора, он пишет, чтообъективная реальность представлялась Гурджиеву в виде инволюционного каскадаизлучений «абсолюта» – начального состояния вселенной. Каждомукаскадному порогу излучения соответствует уровень материи, характеризующийсяопределенным количеством действующих здесь законов, частотой вибрации иплотностью вещества. «Вибрационный уровень» материи определяетсячислом законов, управляющих этим уровнем.
Так,первый уровень материи управляется всего тремя законами и поэтому обозначаетсяцифрой «3». Следующий уровень материи управляется уже шестью законамии поэтому обозначается цифрой «6». Нижеследующие – «12»,«24», «48», «96», «192» и т.д.
Впоследствииэту гурджиевскую «вибрационную шкалу» использовал О. Ичазо,современный латиноамериканский инструктор психического развития, в групповойработе которого принимал участия Лилли. Ичазо применял идею «вибрационныхуровней» уже для структурирования субъективной реальности. При этом онсоединил гурджиевские «вибрационные уровни» с дзен-буддистскимпонятием сатори – «просветления». Ичазо эмпирически выделил четыреуровня позитивных переживаний ("+24", "+12", "+6","+3"), отражающих стадии нарастания просветления, и четыре уровнянегативных переживаний ("-24", "-12", "-6","-3"), отражающих степени нарастания помрачения(«антисатори»), а также уровень нейтрального переживания(«48»), который нельзя назвать ни позитивным, ни негативным («нисатори, ни антисатори).
Приводимкраткое описание данных уровней бытийных переживаний: 137
»+24". Переживание любви к самому себе. Возникает потребность принять себя таким,как ты есть, со всеми недостатками. Нежелание подражать кому-либо, каким-либовнешним стандартам. Потребность быть самим собой. Переживание себя какэффективного индивида. Радость от успешной деятельности, от выигрыша вситуации, от подкрепления «образа-концепции себя». Отсутствиеогорчения при неудачах, нечувствительность к чужим мнениям. Гипоманиакальноесостояние. В коммуникации выражается в многозначительной важности,снисходительном превосходстве, в осторожном или даже безудержном хвастовстве.Состояние, благоприятное для физической работы, спорта, амурных похождений,манипулятивного общения, воинских упражнений.
"+12". Переживание любви и сострадания к людям. Возникает потребность прощать людямих недостатки, безвозмездно помогать им, наслаждаться их индивидуальнымиособенностями. Люди становятся интересны сами по себе, а не как средства достиженияцелей. Отождествление себя с человечеством, его нуждами, и горестями.Присутствует сердечная, теплая, человеческая радость. Бесконечное терпение,сострадание к преступникам. Потребность в самопожертвовании. В коммуникациинепринужденность, простота, эмоциональная неуязвимость, бесстрашии, Состояние,благоприятное для самодеятельности, неформального общения, педагогической ихудожественной деятельности.
"+6". Переживание любви к миру, к универсуму. Отождествление себя с миром.Одушевление природы. Любовь к животным, растениям, минералам, стихиям. Остроечувство радости и красоты мира. Экологическое сознание. Хорошо виднадеструктивная деятельность людей, разрушающих мир и себя в угоду сиюминутнымпотребностям. Отношение к людям как к инфантильным существам, как к детям.Естественный аскетизм. В коммуникации призывы к серьезности, и ответственности,к сохранению мира, к грамотной созидательной деятельности. Состояние,благоприятное для управленческой, политической, юридической и медицинскойдеятельности.
"+3". Переживание любви к непроявленной, виртуальной реальности.Отождествление себя с чистым бытием, тождественным ничто. Постижение себявиртуальным неизменным, вечным. Значимость актуальной реальности (универсума)меркнет, смерть тела или разрушение мира становятся второстепенными событиями.Радость от самого факта существования, радость абсолютной психологическойсвободы, ничем не омрачаемого блаженства. Постижение сущности существованиясущего. Постижение своей творческой задачи – развивать мир. Случайныекоммуникации и деятельности прекращаются. Состояние, единственно возможное длядействительного творческого преобразования мира.
"–24". Переживание ненависти к себе. Недовольство собой. Потребность бытьдругим. Потребность подвести себя под престижные стандарты. Склонность кподражанию звездам", к отождествлению себя с великими личностями.Переживание себя как неэффективного индивида. Страдание от безуспешнойдеятельности, от проигрыша в ситуации, от ущемления «образа-концепции себя».Болезненная чувствительность к чужим мнениям. Депрессивное состояние, апатия.Уход от коммуникации, иногда компенсаторная 138 реакция в виде вымышленныхуспехов, бравады типа «мы еще себя покажем». Состояние, располагающеек болезни, к бегству в болезнь, в капризам по отношению к тем, кто любит илиобязан любить. Выход осуществляется посредством постановки и реализациилегкодостижимых целей.
"–12". Переживание ненависти к людям. «Во всех неудачах виноват не ясам, не моя недоразвитость, а люди. Люди вообще низки и злы. Их жизнь мелка ибессмысленна. Я тоже такой. И это истина; все остальное обман и самообман. Надобыть ироничным и жестоким, подлым и агрессивным». Возникает потребностьвозвыситься над людьми, попирая их и смеясь над ними, стать сильнее всех их вместевзятых. Культ силы, склонность к фашизму. Далее возникает потребностьвозвыситься над «низменным» человеческим в себе, стать сверхчеловекомв ницшеанском смысле. В коммуникации аффективная агрессивность, стремлениепричинить страдание. Восхищение демоническими личностями. Состояние,располагающее к преступной деятельности. Выход осуществляется через переводсебя в "-24": «Виноваты не люди, а моя неэффективность. Мне надоразвиваться». Целесообразно длительное одиночество.
"–6". Переживание ненависти к миру, к универсуму. «Не толькосуществование людей, но и существование мира бессмысленно». Ненависть ккрасоте мира, стремление уничтожить эту красоту, превратив в свалку.Привязанность к зрелищам разложения, гниения, разрушения, к апокалиптическимвидениям. «Первичен хаос, космос вторичен. Он должен быть уничтожен,разрушен. Смысл индивидуального бытия в ускорении этого процесса, задачаиндивида – разрушение мира. Уничтожение людей слишком мелкая задача, они опятьмогут возникнуть. Необходимо уничтожить все». Отождествление себя с тайнымагентом хаоса в космосе. «Уничтожать людей – слишком примитивный ход.Более тонкий ход – сделать людей разрушителями мира, космоса. Необходимо ужесейчас готовить землян к миссии тотального разрушения. Когда будет освоенокосмическое пространство – начать осуществление этой миссии». Состояниепсихопатологическое, соответствует параноидной форме шизофрении. Хорошомаскируется. В коммуникации не агрессивен («еще не пришел час»),планомерно подводит к мысли о бессмысленности мира, о первичности хаоса,необходимости сознательной энтропийной деятельности. Состояние, располагающее кдеструктивной идеологической деятельности, очень опасно у политического ивоенного деятеля, при срыве может начать «разрушение мира» немедленно.Самостоятельный выход затруднен. Необходимо понять, что первичен не хаос, авиртуальная целостность. Хаос – не изначальное состояние, а отходы космическогопроцесса.
"–3". Переживание ненависти к сущему. «Сущее иллюзорно, оно – плодвоображения. Нет ничего. Иллюзорен не только космос, но и хаос. Поэтомуразрушать космос бессмысленно, глупо, – это значит попасться на удочкувоображения, быть дураком. Надо либо уничтожить себя и прекратить эту глупуюигру воображения, либо не обращать на сущее никакого внимания. Но еслиуничтожить себя, то не исключено повторное возникновение и повторное попаданиена удочку воображения. К тому же иллюзорен и я сам. Поэтому целесообразнеетренироваться не 139обращать внимание на сущее». Состояние, располагающеек суициду и ядерной шизофрении, полной дезинтеграции субъективной реальности; вслучае хорошей компенсации – к деструктивной «мессианской»деятельности. Самостоятельный выход затруднен. Необходимо понять, чтовнутренний мир попал под власть мысли об иллюзорности сущего. Произошлоотождествление с этой мыслью. Необходимо разотождествиться с ней.
«48». Переживание себя как беспристрастного исследователя реальности. Эмоциональнаяокраска сознания нейтральна: ни радости, ни страдания, ни любви, ни ненависти.Уравновешенная, алертная поисковая активность. В коммуникации корректность,четкость, объективность. Состояние, наиболее благоприятное для научнойдеятельности, саморегуляции и саморазвития.
Вышеприведенноеописание отличается от того, которое приводит Лилли, но не исключает, авключает его в себя. Судя по всему, Лилли не особенно утруждал себяисследованием негативных переживаний; необходимо учитывать также, что описаниябытийных переживаний всегда носят индивидуальную окраску, – иногда существенноразличную, особенно в разнокультурных традициях. Для объяснения иструктурирования такого рода переживаний можно воспользоваться идеей масштабныхуровней субъективной реальности.
Субъективнаяреальность представляет собой информационную модель объективной реальности.Масштаб отображенной («смоделированной») реальности обусловленуровнем разрешающей способности психического отражения данного индивида.Основными масштабными уровнями субъективной реальности, значимыми для нашегорассмотрения, являются виртуальность, универсум, социум и отдельный индивид.Характер переживания зависит от масштаба, в который помещает (или попадает) и вкотором рассматривает себя человек, а также от того, удается или не удается емунайти здесь свое место. Иными словами, характер переживаний обусловлен соответствиемили несоответствием уровня самосознания человека масштабу его субъективнойреальности, – содержательной согласованностью или рассогласованностьюрегулятивной и отображательной подсистем в системе психического отражения. [ 4]Рассогласованность же возникает либо вследствие естественной неравномерности вразвитии этих подсистем (как правило, отображательная подсистема несколькоопережает в своем развитии регулятивную), либо вследствие искусственноговмешательства в функционирование целостной системы психического отражения (какэто было в психоделических экспериментах Лилли). «Знак» переживанияиндицирует регулятивную недостаточность или избыточность – и, соответственно,отображательную избыточность или недостаточность.
Регулятивнаянедостаточность/отображательная избыточность:
–24 Переживание отчуждения от себя и конфликта с собой.
–12 Переживание отчуждения от социума и конфликта с ним.
–6 Переживание отчуждения от универсума и конфликта с ним.
–3 Переживание отчуждения от виртуальности и конфликта с ней. 140
Регулятивнаяизбыточность/отображательная недостаточность:
+24 Переживание единства и гармонии с самим собой.
+12 Переживание единства и гармонии с социумом.
+6 Переживание единства и гармонии с универсумом.
+3 Переживание единства и гармонии с виртуальностью.
Такимобразом, переживания "-24" и "+24" отражают коллизиииндивидуального уровня разрешающей способности психического отражения,"-12" и "+12" – социального уровня, "-6" и"+6" – универсального, а "-3" и "+3" виртуального.Нейтральные переживания («48») индицируют согласованностьрегулятивной и отображательной подсистем вне зависимости от уровня, на которомэта согласованность достигается. В частности, нейтральные переживанияиндицируют интегративные процессы, связанные со становлением интегральногосамосознания. [ 5]
Постановкаинтегрального самосознания в соответствие с нейтральным уровнем бытийныхпереживаний хорошо согласуется с Йогой и буддистским эзотеризмом. «Йогаесть равновесие», – говорит Гита. В сфере эмоций Йога есть процесснейтрализации, уравновешивания позитивного переживания радости с негативнымпереживанием страдания для достижения эмоционального равновесия, нейтральногопереживания. Будучи эмпирической психологической наукой (а не религией, какполагают некоторые некомпетентные лица), йога указывает, что необходимымсредством достижения такого равновесия и утверждения в нем являетсяисследовательская деятельность («правильное размышление»).
Буддисты,воспитанные на Йоге, считают высшей мудростью постижение того, что «формаесть пустота, а пустота есть форма», что «сансара есть нирвана, анирвана есть сансара». Здесь также речь ищет о выделении нейтральногоуровня бытийных переживаний как наивысшего, объединяющего субъективные модели актуальнойобъективной реальности («форма») и виртуальной объективной реальности(«пустота»), негативные («сансарические») и позитивные(«нирванические») переживания. В эзотерическом буддизме, такимобразом, высшим достижением является не просветление, а интеграция просветленностии помраченности, способность выбирать между ними или быть вне их. Разумеется,без реализации просветления такая интеграция недостижима, – вот почемупросветлению уделяется так много внимания. Однако само по себе просветление необеспечивает автоматически осуществления данной интеграции.
Воснове интегрального развития лежит здравый смысл, сформированный житейскимопытом («бывалостью») и составляющий ядро и личности; и наоборот,уровень развития личности зависит от интегрируемых уровней самосознания. Указаниена это, равно как и на аутентичность интегративных тенденций в эзотерическойпсихологии, не будет лишним. Последнюю нередко смешивают с псевдоэзотеризмом –самоцельными культами измененных психических состояний, сверхценных илинавязчивых переживаний мистического и магического характера, а такжеассоциативно сопутствующих им понятий, символов, ритуальных действий, предметови мест. Псевдоэзотеризм, абсурдный с точки зрения здравого смысла, к тому жеиспользуемый псевдоэзотерическими лидерами для манипуляции и обогащения, неможет не встретить критической реакции здравомыслящего человека. Но непониманиеэволюционной необходимости освоения измененных состояний психики 141 иотождествление эзотерической психологии с псевдоэзотеризмом приводит некоторыхлюдей к самоцельному культу обычных психических состояний, к реакционномуантиэзотеризму, к «принципиальному» отрицанию существования фактов,возможности и целевых технологий опережающего психического развития, кханжескому осуждению саморазвития и самодеятельности как «эгоизма» и«дилетантизма», и даже к антинаучным призывам запретить психическуюэволюцию человека, если она «научно не обоснована».
Еслив основе эзотерической психологии лежит стихийная диалектика («йога»)становления человека в более развитое психически существо, то псевдо– иантиэзотеризм представляют собой «шаг назад» от стихийной диалектикитакого становления к сознательной метафизике, к выбору в качестве установкиповедения одного из членов антиномии: или культ измененных состояний психики –или культ обычных состояний психики. Диалектическое превосхождение даннойметафизической антиномии, переход к сознательному освоению измененныхпсихических состояний и их интеграции с обычными психическими состояниями, ксознательному формированию расширенных психических состояний есть «двашага вперед» от стихийной диалектики через сознательную метафизику ксознательной диалектике психического развития человека. На уровне этого синтезаэзотерическая психология становится психологией интегрального развитиячеловека.
Киев, октябрь 1986
Список литературы
 [1] Эзотерические психологи – самодеятельные психологи, занятые разработкойтехнологий интегрального развития человека. Эзотерическая психология возниклавследствие того, что «профессиональные» общественные институты этойпроблемой не занимались.
[2] Дж.К.Лилли. Центр циклона. Нью-Йорк, 1972.
[3] П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Нью-Йорк, 1949.
[4] См.: В.А.Данченко. Эзотерическая психология: методологические предпосылкисодержательного синтеза. 1985. Рукопись.
[5] См.: В.А.Данченко. Три уровня надличностного самомознания. 1985. Рукопись.
А.В.Чистяков(Владимирский). К вопросу о «вибрационных уровнях»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пакаха
Реферат О логике и со-бытии
Реферат Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента
Реферат Les Miserables Essay Research Paper Les Miserables
Реферат Виды форм собственности предприятий
Реферат Формы познания окружающего мира
Реферат Внешняя политика России во второй половине XIX в
Реферат А. А. Новикова медиаобразованиЕ в ведущих странах Запада
Реферат проекты преобразований Сперанского и реформы центрального управления в начале 19 века
Реферат 5. методология разработки баланса трудовых ресурсов
Реферат История возникновения и развития международного права
Реферат Антигены, основные свойства. Антигены гистосовместимости. Процессинг антигенов
Реферат Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия
Реферат Применение метода "золотого сечения" в управлении прибылью предприятия
Реферат Drugs And Alcoholism Why Are Teenagers Involved