Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Использование педагогической культуры и фольклора русского народа в процессе воспитания

А. И. Бондарчук (Белгород)
Встатье рассматриваются вопросы философского, психологического и педагогическогопредставления русского народа о духовности, труде и здоровом образе жизни,возможностях использования народной педагогической культуры в процессевоспитания
Современноероссийское общество всё больше осознаёт ответственность за социальное,психологическое и экологическое благополучие – не только своё, но и последующихпоколений. Сегодня мы реально столкнулись с очень сложной ситуацией, котораятребует дифференцированного исследования и осмысления. Поэтому здоровье народа– это социальнопедагогическая проблема. В её решении, связанном с повышениемкачества здоровья народа, должны участвовать не только педагоги, но и врачи,психологи, философы, социологи, практические работники в сфере физическойкультуры. Современная жизнь требует создания и реализации принятой в мировомсообществе гуманистической, личностно и социально ориентированной, развивающейпарадигмы образовательной политики. Данное положение объясняется многимипричинами, в том числе и ситуацией, которая сложилась к настоящему времени всистеме научных знаний. Кроме того, необходимо учитывать также, что современнаясоциокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования –уменьшение роли формального образования и усиление образовательного воздействияжизненного окружения. При этом конкурентоспособность системы образования можетбыть обеспечена только при условии её национального своеобразия,фундаментальности, преемственности и духовнонравственной направленности.
Сегодняодной из главных для каждого человека является проблема самоопределения.Формирование гражданского сознания человека, осознающего себя полноправным иответственным гражданином России, возможно только в том случае, если происходитсамоидентификация, укоренение личности в культуре своего народа, имеетсячувство органичной сопричастности к социокультурным традициям предшествующихпоколений, их нравственному самосознанию. При этом необходимо учитывать, что нашеобщество вступило в «посттрадиционную эпоху» (Э. Гидденс) позже, чемстраны Запада [2]. Е. В. Кармазина, опираясь на работы этого автора,показывает, какие новые черты приобрела проблема самоопределения(самоидентификации) в посттрадиционном обществе по сравнению с традиционным:«В традиционном (домодерном) обществе сама проблема персональнойидентичности отсутствует в силу непроблематичности и непротиворечивостисоциальной системы… Когда социальные обстоятельства перестают жёсткодетерминировать самосознание и поведение личности, тогда они начинаютпровоцировать личный выбор и личное решение» [3, с. 200– 202].Современному человеку приходится самоопределяться в мире, «утратившем своюодномерность», и перед ним стоит проблема «собирания целостного Я измногообразного и противоречивого внешневнутреннего субъективного материала» [3,с. 203]. Таким образом, школа должна пересмотреть подходы к формированиюличности человека, его самоопределению (самоидентификации) в процессе обучения.
Подготовкаподрастающих поколений к самостоятельной трудовой и семейной жизни –традиционная воспитательная задача, стоящая перед семьёй, школой и обществом.Вопрос о подготовке молодёжи к жизни – в конечном счёте, вопрос овоспроизводстве и дальнейшем развитии культуры, понимаемый в широком значениислова как совокупность достижений во всех областях – материальном и духовномпроизводстве, социальном устройстве. При этом необходимо осмыслить реальносложившуюся ситуацию функционирования нашего современника (от юного до пожилого),понять, какие сдвиги произошли в его сознании, мышлении, какие факторы на неговоздействуют, динамику изменений в саморазвитии.
Сложностьлюбой воспитательной работы состоит прежде всего в том, что предмет её, ирезультат являются реальностью психической, и отложенной во времени. Малосказать, что предмет воспитания и хлопот воспитателя – человек, подрастающийчеловек. Это было бы неточно и даже неверно, ведь с человеком имеют дело многиепрофессионалы (воспитатель, врач, фотограф, парикмахер, повар, модельер идругие). Каждый делает своё дело и выделяет при этом в человеке на первый плансоответствующие группы свойств, качеств, «держит в уме» эти свойства и, еслинужно, преобразует их. Каждому делу, профессиональному занятию соответствует испецифический, основной предмет труда.
Исследованияучёных показывают, что каждая нация накопила исторически обобщённый опытобучения и воспитания подрастающих поколений, который отражает особенностиматериальных, культурных условий жизни, религии, философии, самосознания.Игнорирование закономерностей воспитательной практики народа приводит кизвращению национального самосознания. Поэтому российская школа на современномэтапе призвана стать государственным учебным заведением, обеспечивающимоптимальные условия передачи подрастающим поколениям накопленных народомдуховных ценностей, традиций, нравственных устоев с учётом особенностей данногонарода, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной русскойшколы является адекватная самореализация подрастающего поколения всемейнобытовой, профессиональной, трудовой, творческой и других видахдеятельности. Необходимо активизировать использование педагогической культурырусского народа в процессе обучения и воспитания. Нацеленная на воспитаниесотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма русская народнаяпедагогика признает ведущими идеями следование трудовым традициям,гражданственность, соборность, чувство долга, послушание, свободные,человеколюбивые отношения между людьми. В возрождении современной русскойнациональной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. «В товремя, как научная педагогика отягощена своей историей… и почти всё…сохранилось в писаниях нескольких десятков столетий, – народная педагогикапретерпевает иную судьбу: сохраняемая и передаваемая только в устной традиции,она лишается того, что в данный момент народной жизни утрачивает своё значение,так же легко, как дерево осенью теряет пожелтевшие листья» [1, с. 5]. Поэтомунакопленный русской народной педагогикой опыт трудового воспитания исоциализации подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущейличности от разрушающего воздействия СМИ, пропагандирующих стремление к наживе,безнравственность, бездуховность, преступность.
Воспитательныйопыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальныхособенностей, народных психологических стереотипов, отраженных в нравах,обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национальнопсихологическиеособенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методамивоспитания. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление наличность, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личностиприводят к духовному перерождению нации. Сиюминутная выгода заставляет недумать о том, как будут жить следующие поколения. Это не увеличиваетблагосостояние общества, не способствует развитию культуры, утверждениюдуховности, здоровью нации. Психологические, социальнопедагогическиепротиворечия и недостатки современной теории и практики воспитаниясвидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы впрогностическом плане. Здесь также необходимо и важно учитывать проблемупоколений, так как в современной России сложилась исключительно сложная иострая поколенческая ситуация, произошёл более глубокий разрыв между разнымипоколениями обусловленный прерывистостью развития общества, сменой идеологий.Отношения между поколениями приобретают новые, ранее не существовавшиехарактеристики, новые философские, психологопедагогические, социокультурныеаспекты бытия, которые совершенно не исследованы современной наукой.
Частичнопроблему поколений можно снять, используя в воспитании народную педагогическуюкультуру, так как изучение фольклора во всём его многообразии являетсяважнейшей составляющей духовного развития личности. Русский фольклор вкладываетв сознание (душу) ребёнка национальное мировоззрение через те образы, в которыхнарод видит себя и свою судьбу, глядя в прошлое и подготавливая будущее. Вфольклоре народ сохранил своё самое ценное, выражает свой взгляд на окружающиймир, отражает юмор, выражает свои горечи и печали, свою мудрость.
Педагогиканарода складывалась в его быту как одна из его ведущих функций, формировалась вмноговековом опыте миллионов людей, постулаты её формулировались в преданиях,сказках, пословицах и поговорках.
Народнаяпедагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания,основанного на здравом смысле и хозяйственноэкономической целесообразности.
Вней ведущими являются идея самореализующейся личности, а также способыприобщения молодёжи к самостоятельной творческой деятельности, раскрываетсяроль умственного и физического труда в социальном плане, выявляются ведущиефакторы интеграции подрастающего поколения в общество. Умственное и трудовоевоспитание, здоровый образ жизни являются центральной проблемой народнойпсихологии и педагогики, по сформировавшимся народным представлениям развитиенравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личностипроисходят преимущественно в условиях трудовой деятельности. Умение трудиться,создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценкиличности, основой народного мнения о человеке. Кроме того, многие умения инавыки ребёнок получает в среде сверстников, прежде всего – в играх и забавах.Известный учёный Г. С. Виноградов замечает: «Принцип детской самостоятельностив народной педагогике осуществлен едва ли не в полной мере» [1, с. 11].Проявлением осознанного использования этого принципа исследователь считаетснабжение крестьянских детей минимальным количеством игрушек: достаточнопоказать ребенку, как делалась та или иная доступная ему игрушка и побудить егок самостоятельной работе, а не «потакать» ему. Точно также существует инародная психология, без которой невозможно было создать сказки, колыбельныепесни, потешки, пословицы и другие жанры традиционного народного искусства,которые широко используются в «материнской школе». Уже в незапамятные времена,задолго до появления какихлибо наук человек считал нужным выделять, фиксироватьпсихологические знания о труде и находил способы придавать им значительность,авторитетность и эмоциональную окраску. Так, в пословицах и поговорках разныхнародов зафиксированы многие явления и их зависимость, характеризующие именнопсихологическую сторону труда. При этом надо учитывать, что основной массивэтих высказываний сложился давно и потому характеризует не только существенныеобщечеловеческие черты, но и черты исторического своеобразия каждого народа. Дошедшиедо нас пословицы и поговорки относятся, прежде всего, к труду в областисельского хозяйства, ремесла, торговли, так как основная масса народа проживалав сельской местности. И всё же считаем нужным обратиться к этой форме фиксациив памяти народа психологических знаний о труде и трудящемся человеке.
Очём говорит, например, русская пословица «Ты сударь, и я сударь, а кто же хлебапахарь?». Речь здесь идёт не о внешней – технологической стороне дела, а онаправленности деятельности в рамках альтернативы «себе – другим», «я –другие». Близкая идея содержится в японских «Врач о своём здоровье незаботится», «Чтобы хорошо лечить, надо людей любить», в английских пословицах«Покати моё бревно, а я покачу твоё», «Плох тот ветер, который никому неприносит добра». В фольклоре широко и ярко представлена идея волевой регуляциитруда, мысль о том, что дело необходимо доводить до конца, преодолеваятрудности, проявляя терпение, настойчивость: «Делу время, потехе час», «Играть,не устать – не ушло бы дело», «Откладывай безделье, да не откладывай дела»,«Тяжело спине – легче сердцу». А вот на ту же тему иронические утверждениянародной мудрости: «Послал бог работу, да отнял чёрт охоту», «Своюто лень непродашь за трудодень», «От слова до дела – бабушкина верста». Мы знаем, чтосущественный признак труда – владение инструментами, орудиями, средствами. Этасторона его также представлена в народной мудрости сведениями не толькопроизводственнотехническими, но и психологическими. Речь идёт об степенивладения средствами труда, об относительной роли качеств средства труда исамого субъекта деятельности. Вот как это нашло отражение в пословицах: «Некотёл варит, а стряпуха», «Мастер глуп – нож туп», «В хороших руках любой лукхорошо стреляет». Об адекватном или несообразном применении инструментов, осоответствии работника делу, уровне его организованности на рабочем местенародная мудрость отмечает: «После скобеля да топором», «К горящему костру скузнечным мехом бежит», «И не плотник, да стучать охотник», «Рукавицы ищет, а ониза поясом». О существенных особенностях средств в противовес поверхностнымособенностям пословицы говорят: «Не лошадь везёт – овёс», «Оттого телегазапела, что давно дёгтя не ела», «У плохого мастера инструмент блестит».
Социальнопсихологическиеидеи также широко и красочно представлены в пословицах и поговорках: «Берисьдружно – не будет грузно», «Вот тебе хомут и дуга, а я тебе не слуга», «Артельатаманом крепка», «Без пастуха и овцы не стадо», «Кто собою не управит, тотдругого на разум не наставит», «По заслугам и честь» и другие. Даже краткийанализ фольклорных источников показывает, что народ не просто психолог, а онтонкий психолог. Подтверждением этого является отражение в пословицахсущественных явлений и зависимостей, характеризующих мотивационную,смыслообразующую сторону труда: зависимость его успешности от мотивации – «Безохоты не споро у работы», тонкости динамики мотивов«Страшно дело до зачину»,«Глаза боятся, а руки делают», опосредование мотивов – «Горька работа, да хлебсладок». Чётко, без всяких двусмысленностей представлена идея зависимостирезультатов труда от ума, ориентировки: «У растяпы Дарьи каждый день аварии»,«Не знавши броду, не суйся в воду». Психологически верно отражены определённыеподходы к оценке качеств работника: «Не смотри, как рот дерёт, а смотри, какдело ведёт», в частности, идея диагностики и прогнозирования его качеств покосвенным симптомам: «Вялый жевака – к делу зевака». Также нашла отражение идеяважности взаимного соответствия человека и его работы: «Каков строитель, таковаи обитель», «Не за своё дело не берись, а за своим не ленись». Идея важностиисполнительной стороны работы, режима и даже индивидуального стилядеятельности:
«Встраду одна забота – не стояла бы работа», «Всяк мастер на свой лад» и т.д.
Рассматриваяфольклорные источники, надо сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки ктрудовым усилиям, о преодолении отвращения к систематическому и напряжённомутруду. В представлениях народа лень – это коварнейшее свойство человеческойличности, идёт ли речь о лености мысли или о лености в физическом труде. Лень –это отвратительная черта характера, свидетельство душевной дряблости ибессилия. У ленивого человека нет и не может быть оправданий, в том числе иналичием способностей, которые приглушены и замаскированы ленью: «Лодырь самляжет и коня положит», «Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся»,«У лентяя Федорки всегда отговорки» и др. Анализ фольклорных источниковпоказывает, что положения современной психологии имеют прообразы в народноймудрости, при этом мы сталкиваемся не с обсуждением, не «с ломанием головынад», а с эффективным решением и даже с внедрением. Известная читателям посказкам Шехерезада тысячу и один раз успешно внедрила в практику идею освоеобразной роли незавершённого действия. Вопрос о внутренних средствахдеятельности оценила отнюдь не только современная психология, кому бы мы ниприписывали приоритет его постановки. Даже при беглом анализе народных обрядов,связанных с трудом, сложившимися профессиональными обычаями, мы увидим, чтомногое здесь направлено на обеспечение именно функциональных, внутреннихсредств труда, а также желательных и должных функциональных состояний. Наукеизвестно, что обряд магического овладения добычей был у наших предков неотдыхом или «баловством», а коллективным средством преднастройки участниковтрудного и опасного дела. Бытовавшие в прошлом песни во время трудовыхпроцессов имели тоже функцию создания и коррекции психических состоянийработников, функцию борьбы с монотонией труда (как отметила бы современнаяпсихология), организации трудового ритма, сплочения коллектива.
Однаконе надо думать, что люди делали всё это бездумно. Цель их состояла, конечно же,не в написании психологических трактатов, а в получении полезных практическихэффектов. Однако идейнопсихологическую основу соответствующих практическихактов всегда можно реконструировать. Если наш предок, ещё не имевшийписьменности, считал нужным и важным выделять и фиксировать доступными емусредствами психологические составляющие труда, то значит, знание об этихсредствах и составляющих объективно необходимо для дела.
Народнойпедагогике часто отказывают в неосознанности целей, в отсутствиимировоззренческой основы. Но уже доказано, считал Г. С. Виноградов, чтосуществует народная философия, которая ставит те же вопросы, над которымибьются признанные философы, что в ней также выделяются разные направления итечения. «Народная философия – это большая рукопись из неопределенно большогоколичества не пронумерованных листов, разнесенных ветром по земле» [1, 8], –так образно и очень ярко передает Г. С. Виноградов свое представление онародной философии. Народная философия существует в форме предания, и онапедагогична по самому своему существу и проявляется в духовных поисках русскогонарода.
Духовностьрусской народной педагогики формировалась внутри культуры наших предков,являясь её неотъемлемой частью. Духовность есть высшее достояние человеческойдуши, сердцевина личности. Слияние духовности и нравственности в русскойцивилизации произошло именно потому, что в её основе, культуре, устном народномтворчестве, эстетике, праве и так далее, лежат духовные ценности ведическогоучения. Духовность проявляется как результат воспитания у человека сущностныхсил – воли, характера, образа мышления, усвоения определённых знаний,нравственных норм, ценностей национальной культуры, личностное отношение к нимсо стороны индивида и общества в целом.
Духовностьявляется интегративным качеством личности, которое направлено на приобщениелюдей к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической,национальной, идеологической и др.), на создание условий для поиска инахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления иготовности действовать в своей жизни в соответствии с ними. Владениенеобходимыми знаниями об окружающем мире, положительное отношение к ним,постоянная потребность в познании в народной педагогике также включены вдуховное богатство. Знания составляют духовное богатство личности, так как онираскрепощают и утверждают личность, способствуют развитию познавательныхпотребностей, формируют мотивации и научную картину мира в сознании человека. Впроцессе образовательной деятельности у человека развивается духовная сфера,укрепляется мировоззрение, расширяются творческие возможности личности.Народная педагогика в своих афоризмах подчёркивала, что «Знание – самое большоебогатство», «Сын мой – а ум у него свой». Накопленный народом опыт ипредставления о человеке, обществе, природе является общим достоянием. Основнымиисточниками познавательного развития служили окружающая природа во всём своёммногообразии, природные явления и процессы, окружающий животный и растительныймир.
Одуховном богатстве русского народа говорит его фольклор, а самое главное –развивающийся русский язык, национальная культура. В сюжетах, формах ихудожественных принципах, выработанных самим народом, нет ничего случайного,пустопорожнего, потому что за века народ отобрал в них, в свой образный стройлишь то, что было ближе и нужнее его душе, а значит и полнее, и глубже всегоотражает эту душу и характер народа, его любови и нелюбови. А стало быть, иполнее, и проникновеннее всего русского человека только этими, самим имрождеными, самой его землёй рождёнными средствами и можно изобразить, так какони создавались прежде всего для самопознания и самосовершенствования его.
Подводяитог можно отметить следующее: духовная преемственность поколений ввоспитательном процессе народной педагогики являлась важной составляющей.Именно она позволяла подготовить молодёжь к жизни, к меняющимся условиям, нопри этом каждое новое поколение обязано было сохранить самое главное – народнуюмудрость и самобытность, а значит, самого себя от небытия. Целенаправленное,системное и планомерное использование традиций народной педагогики в подготовкестудентов вуза на основе принципа приоритетности культурного наследия в решенииданной проблемы позволяет формировать готовность будущего педагога косуществлению воспитания с использованием форм, методов и средств русскойнародной педагогической культуры и фольклора.
Список литературы
1.Виноградов Г. С. Народная педагогика // Сибирская живая старина. Вып.1(5). –Иркутск, 1926. – С.5. 2. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теорииструктуриза‐ции.– М.: Акад. проект, 2003. – 525 с.
3.Кармазина Е. В. Философия свободы и проблема идентично‐сти. – Новосибирск, 2006. – С. 200–202.
4.Клеченов Г. Народ, интеллигенция. От разобщения к собор‐ности // Народ и интеллигенция:[материалы круглого стола 18.11.1989 в ЦДП ВООП] / ред.‐сост. П. В. Тулаев. – М.: Творч. об‐ние «Собор», 1990.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта obrazovanie21.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.