«Теория» и поведениеРаскольникова
в романе Ф.Достоевского«Преступление и наказание»
Роман Достоевского «Преступление и наказание» выросна почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писательвоссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты ичеловеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников,хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.
В этом миренищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне беден, худоодет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково, что он дажене смущался своим видом. «Столько злобного презрения уже накопилось в душемолодого человека», что «он менее всего совестился своих лохмотьев».
Болезненноощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилияоблегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевномсостоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм,которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию делениялюдей на две категории: одни властвуют – это сильные личности, Наполеоны, уделдругих – вечное подчинение. Герой рассуждает «о разрешении крови по совести».
И вотРаскольников совершает преступление – убивает старуху-процентщицу. ИсповедуясьСоне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как все, иличеловек?.. Тварь я дрожащая или право имею…» Разговор о старухе вызывает уРаскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного человека дляспасения многих, можно ли загладить добрыми делами преступление.
УРаскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление помочь людям стеорией «сильной личности».
Он полагал,что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля,ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажетсятой пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения вжизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветыпревращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён,страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает проверки, и онсам сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку».
ПробаРаскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетельрода человеческого, а задуманный им путь спасения не выдерживает суда совести.Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мирк справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство.
Только понявантигуманность теории господства одним над другим, Раскольников становится напуть новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в желании примкнутьк людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.