Островский с ранних лет увлекался художественной литературой,интересовался театром. Еще гимназистом он начал посещать московский Малыйтеатр, где восхищался игрой М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Большое влияние наформирование мировоззрения молодого Островского оказали статьи В. Г. Белинскогои А. И. Герцена. Юношей Островский жадно слушал вдохновенные словапрофессоров, среди которых были блестящие, прогрессивные ученые, друзья великихписателей, о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии «всему человеческому», освободе как о цели общественного развития. Но, чем ближе знакомился он сзаконодательством, тем менее нравилась ему карьера юриста, и, не имеясклонности к юридической карьере, Островский оставил Московский университет, вкоторый он поступил по настоянию отца в 1835 году, при переходе на 3-й курс.Неодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами старался онне пропускать ни одного интересного спектакля, много читал и спорил олитературе, страстно полюбил музыку. В тоже время он сам пробовал писать стихии рассказы. Уже с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве длянего стал Белинский.Служба не увлекала Островского, но она оказаланеоценимую пользу будущему драматургу, доставив богатый материал для егопервых подразделений. Уже в своих первых произведениях Островский показал себяпоследователем «гоголевского направления» в русской литературе, сторонникомшколы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическомуискусству, стремление следовать заветам В. Г. Белинского Островский выразил и влитературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, чтоособенностью русской литературы является ее «обличительный характер». Появлениялучших пьес Островского было общественным событием, привлекавшим к себевнимание передовых кругов и вызывавших негодование в лагере реакции. Первыелитературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы(«Записки замоскворецкого жителя», 1847). В том же году в «Московском городскомлистке» было опубликовано его первое драматическое произведение – «Картинасемейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»).Литературная известность Островского принесла опубликованная в 1850 годукомедия «Свои люди – сочтемся». Еще до публикации она стала популярной. Комедиябыла запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), аавтор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.
Ему предложили покинуть службу. Еще ранее цензура запретила«Картину семейного счастья» и сделанный Островским перевод комедии В. Шекспира«Усмирение своенравной» (1850).
В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственнойреакции, произошло кратковременное сближение Островского с «молодой редакцией»реакционно-славянофильского журнала «Москвитянин», члены которой стремилисьпредставить драматурга певцом «самобытного русского купечества и егодомостроевских устоев». В произведениях, созданных в это время («Не в свои санине садись», 1853, «Бедность не порок», 1854, «Не так живи, как хочется», 1855)отразился временный отказ Островского от последовательного и непримиримогоосуждения действительности. Однако он быстро освободился от влияния реакционныхславянофильских идей. В решительном и окончательном возвращении драматурга напуть критического реализма большую роль сыграла революционно-демократическаякритика, выступившая с гневной отповедью либерально-консервативным«поклонникам».
Новый этап в творчестве Островского связан с эпохойобщественного подъема конца 50-х-начала 60-х годов, с возникновениемреволюционной ситуации в России. Островский сближается среволюционно-демократическим лагерем. С 1857 года он почти все свои пьесыпечатает в «Современнике», а после его закрытия переходит в «Отечественныезаписки», издававшиеся Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. Наразвитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н. Г.Чернышевского, а позднее Н. А. Добролюбова, творчество Н. А. Некрасова и М. Е.Салтыкова-Щедрина.
Наряду с купеческой тематикой Островский обращается кизображению чиновничества и дворянства («Доходное место», 1857, «Воспитанница»,1859). В отличие от либеральных писателей, увлекавшихся поверхностнымвысмеиванием отдельных злоупотреблений, Островский в комедии «Доходное место»подверг глубокой критике всю систему дореформенной царской бюрократии.Чернышевский дал пьесе высокую оценку, подчеркнув ее «сильное и благородноенаправление».
Усиление антикрепостнических и антибуржуазных мотивов втворчестве Островского свидетельствовало об известном сближении егомировоззрения с идеалами революционной демократии.
«Островский – писатель-демократ, просветитель, союзник Н. Г.Чернышевского, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рисуя нам в яркойкартине, ложные отношения со всякими их последствиями, он через то самое служитотголоском стремлений, требующих лучшего устройства» — писал Добролюбов в статье«Луч света в темном царстве». Не случайно Островский постоянно встречалпрепятствия при опубликовании и постановке своих пьес. Островский всегдасмотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнениепатриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражениесамые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углублениенепримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецелозависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола всемейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночиннойинтеллигенции и т.д.
Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островскогодал Добролюбов в статьях «Темное царство» (1859) и «Луч света в темном царстве»(1860), которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодоепоколение 60-х годов. В произведениях Островского критик видел, прежде всего,замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая«глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живосамые существенные ее стороны» Островский явился, по определению Добролюбова,настоящим народным писателем. Творчество Островского отличается не толькоглубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но ивысоким художественным мастерством, которые было всецело подчинено задачереалистического воспроизведения действительности. Островский неоднократноподчеркивал, что сама жизнь является источником драматических коллизий иположений.
Деятельность Островского способствовала победе жизненнойправды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичныедля современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило егопьесы в один ряд с лучшими произведениями классической литературы XIX-го века.Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не толькокак драматург, но и как замечательный теоретик, как энергичный общественныйдеятель.
Великий русский драматург, создавший подлинно национальный театральныйрепертуар, всю жизнь нуждался, терпел оскорбления от чиновников императорскойтеатральной дирекции, встречал в правящих сферах упорное сопротивление своимзаветным идеям о демократических преобразованиях театрального дела в России.
В поэтике Островского сзамечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия«темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность. В своихпьесах Островский изображает хрупких, нежных героинь, но в то же время сильныхличностей, способных на протест простив всего устоя общества.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru