Размышления над рассказом А.П. Чехова«Человек в футляре»
Человекв футляре… Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражаетчеловеческую сущность. Когда я пробую представить себе этот образ, мне видитсячеловечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. И самое интересное,что этот человечек не пытается вырваться из окружающих его стен, ему тамхорошо, уютно, спокойно, он отгорожен от всего мира, страшного мира, заставляющеголюдей мучиться, страдать, ставящего их перед сложными проблемами, для решениякоторых необходимо обладать определенной решительностью, благоразумием. Чеховрисует человека, которому не нужен этот мир, у него есть свой, кажущийся емулучше. Там все облачено в чехол, покрыто и внутри, и снаружи. Вспомним, каквыглядел Беликов: даже “в очень хорошую погоду” он “ходил в калошах и сзонтиком и непременно в теплом пальто на вате”. И зонтик, и часы у него были вчехле, даже “… лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время пряталего в поднятый воротник”. Беликов всегда носил “темные очки, фуфайку, ушизакладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”.То есть стремление уйти в футляр давало о себе знать всегда и везде.
Настоящеевызывало истинное отвращение у Беликова, он “всегда хвалил прошлое и то, чегоникогда не было”. Даже профессия его — преподаватель греческого языка —соответствует беликовскому мировоззрению: она как бы относит нас на много вековназад, в далекое прошлое. А его мышление? Оно тоже все закупорено, зашито. Ондаже мысль свою прятал в футляр. “Для него были ясны только циркуляры игазетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. Почему? Да потому что взапрещении все четко, определенно, понятно. Все в футляре, ничего нельзя! Вотэто — идеальная жизнь в понимании Беликова.
Нострашно другое: казалось бы, живешь ты в своем футляре — пожалуйста, живи идальше. Но не таков был Беликов. Свои цепи, цепи правил, беспрекословногоподчинения, истинной любви к начальству, он вешал на весь окружающий мир. Исамое интересное, что он добивался своего, угнетая всех невероятнойосторожностью, футлярными соображениями, он давил на людей, как бы обволакиваясвоим темным чехлом. Беликов против всего нового, яркого, постоянно опасается,как бы чего не вышло, как бы не дошло до начальства! Действительно, возникаетощущение закупорен-ности, даже безжизненности. Футляр “обволакивает” его мозг,служа “громоотводом”, подавляя положительные эмоции на корню. Этот “черный футляр”не выдерживает яркого света, поэтому долой все, даже самые невинные, но неположенные по циркуляру развлечения.
Работаяв коллективе, Беликов осознает, что надо бы поддерживать отношения ссослуживцами, а потому старается проявить дружественность, быть хорошимтоварищем. Это, конечно, прекрасно, но в чем же эти чувства находят выражение?Он приходит к кому-нибудь в гости, тихо садится в углу и молчит, тем самым, какон думает, выполняя долг настоящего товарища.
Вполнеестественно, что эту робкую “серую мышку” никто не любит, да и от него любви неожидает. Но даже в таком человеке просыпаются какие-то чувства, пусть они оченьслабенькие, можно сказать, “еще в самом зародыше”, но они есть. И возникают этичувства по отношению к Варваре Саввишне Коваленко, сестре нового учителяистории и географии. Но и тут Беликов “прячет голову в песок”: все-де надообдумать, проверить. “Варвара Саввишна мне нравится,… и я знаю, женитьсянеобходимо каждому человеку, но… все это, знаете ли, произошло как-то вдруг…Надо подумать”. Даже свадьба у Беликова должна быть строго “регламентирована”,а то “женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю”.Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться,собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихои спокойно.
Нореакция Беликова на эти проблемы очень болезненная, за футлярностью,захлопнутостью от внешнего мира скрывается очень ранимый человек. Вспомним, какна него действует карикатура, что он испытывает, когда Варя видит его падающимс лестницы. Эти потрясения пробивают футляр, а для Беликова это равносильносмерти в прямом смысле слова. Но когда учитель греческого языка умирает,создается впечатление, что именно ради этого момента он и жил. “Теперь, когдаон лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точноон был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда невыйдет”. Да, Беликов не выйдет, но “сколько еще таких че-ловеков в футляреосталось, сколько их еще будет!”
Возможно,будет их еще много, но попробуем поразмыслить, что ждет человека, ведущегофутлярный образ жизни, в старости. Ведь, наверное, в конце жизненного путинеобходимо ощущение того, что не зря он жил на этом свете, нужен кто-то, ктопозаботился бы о тебе, дал, так сказать, “водицы напиться”. А если человек жилв футляре, футляре “без окон, без дверей”, то что же его ждет? Одиночество, ядумаю, нежелание окружающих принять в его судьбе какое-либо участие. Аодиночество — это страшно, даже для тех, кто покрыт чехлом с ног до головы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/