Сочинение по пьесе Максима Горького«На дне»
Чтоесть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжениимногих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно бездругого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многихвсемирно известных литературных произведений.
Срединих и социально — философская пьеса М. Горького «На дне». Главное вее сюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В «Надне» автор задается характерным для русской литературы вопросом о двухвидах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет струдностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде вглаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобыответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. «Подвал, похожийна пещеру». Затхлый и душный воздух. Каменные закопченные своды, нары,грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани иразврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего «дна» ипредставить себе трудно. Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука,который несет с собой «ласковое» слово для каждого ее обитателя.Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям,отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их.
Ночлежники,привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальныхчеловеческих отношений. Им было просто не обойтись без Луки, который говорил:«Христос всех жалел и нам так велел.»
Жалостьи сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности.Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают иподдерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и всвоих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но ясчитаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно бытьопределенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой иявным вредом.
Лукаполагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно лишьсмягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе ложный курс.Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в ихжизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как кнепоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искреннехочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь.Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить. «Ты — срадостью помирай, без тревоги..» — говорил он умирающей. Другое ей уже непомогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и несчастная умерла вбеспокойстве. Что уж говорить о «здоровых» людях! Свою«утешительную» философию он примерил и к ним. Своими сладким пилюлямиЛука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавшийк терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость инеспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силупривычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложнымгуманизмом еще больше навредил, «связав» окончательно им руки и ноги.«Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он им. Человек не может постоянножить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая«всегда поднимается над ложью, как масло над водою». Так не лучше ликак можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти крешительным действиям! Ведь «кто живет лишь надеждой, рискует умеретьголодной смертью». Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения.Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться вего позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложныйгуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и витоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается разваломночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьбаНаташи...
Иначеговоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь «ничто так нерадует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом,как ложь». Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Ясчитаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому,кто верит в это заблуждение. А ложь — чистейшее проявление неуважения к человеку.Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. Вэтом я, безусловно, соглашусь с Константином Сатиным.
Нок сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалосьнедостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизнидругих обитателей «дна И, возможно, проблема здесь не в правильноститеорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так ине поднялись бы со „дна“. Большая часть того, чего мы добиваемся вжизни, зависит от нас самих.
Проблемаистинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит наместе, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое последующиепоколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеаламивремени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена, и сейчас можноговорить о современности спора о гуманизме.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/