Дворянство в пьесе А. И. Чехова «Вишневый сад»
Основными темами пьесы «Вишневый сад», написаннойв 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленниканад отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная собразами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, сотживающим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключаетсясодержание «Вишневого сада».
Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена образамиРаневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание одетстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потересада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они осталисьверны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Раневская — в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции в Ментоне,обладательница имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Носвоим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием илегкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоитпродажа имения с торгов! Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагаетвладельцам, имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбитьвишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своегосада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложенияЛопахина спасти имение. Продажа иди сдача участков сада в аренду кажутся ейнедопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупаетимение. И вот когда «беда» грянула, то оказалось, что никакой драмыдля хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой«любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ееслова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого садавовсе не является для его обладателя драмой. Это произошло лишь потому, что уРаневской вовсе нет никаких серьезных переживаний. Она легко может переходитьиз состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло ина этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: «Нервы мои лучше,это правда».
А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельчесвоей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова, со стыдом, понявсобственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева доходят до карикатурныхразмеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев жепроизносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние наледенцах. На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевноепотрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни». Гаев представляетзаключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван ИвановичЧимша-Гималайский и им подобные герои «своего времени», не сумевшиевоплотить свои идеалы. Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции впрошлом определила господство в настоящем людей типа Лопахина.
Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание смолодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новуюРоссию, сажать новые вишневые сады. «Вишневый сад» — великое созданиеЧехова-драматурга, продолжившего традиции русских писателей. Еще Гоголь иГрибоедов хотели поставить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждалипренебрежительное отношение к ней как к «низкому» жанру. Следуя ихтрадициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.