Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Немую боль в слова облечь..."

"..."
А.Т. Твардовский — ярчайший поэтический талант. Доминирующая черта его творчества— высочайший уровень гражданского беспокойства во всех без исключения жизненныхситуациях.
Счастливтот, кто «посетил сей мир в его минуты роковые». Чем-чем, а«роковыми минутами» наша эпоха не обделена. Твардовский убедился вэтом на собственном жизненном опыте. Родом он из смоленской деревни, из семьи,пережившей драму раскулачивания и ссылки. О коллективизации он знал непонаслышке. Картины новой колхозной жизни, сразу якобы ставшей счастливой, влитературе и искусстве принято было приукрашивать. Невольно вспоминаетсямуляжное изобилие в знаменитой кинокомедии «Кубанские казаки»,которая вышла тоже в довольно суровые послевоенные годы, но показалакрестьянскую жизнь сплошным праздником — и праздник получился на славу.
Такбыло и в раннем стихотворении Твардонского «Гость», где к колхозникуприезжает единоличник (на своей телеге со своим конем!), чтобы посмотреть: астоит ли вступать в колхоз? (Можно подумать, что дело было добровольным. )Он-то сам не может решиться вынуть из кошелки привезенный «ржаной сначинкою пирог», а хозяева ему поллитровку ставят и яичницу «во всюсковороду»! Хвастается колхозник хлебом и льном, лошадьми, коровами ителятами: «А скот был сытый, плавный, чистокровный». Этот сюжетТвардовский включил позднее в поэму «Страна Муравия».
Староевино будет влито в новые мехи. И черные — с построек старых — бревна Меж новыххорошо легли в забор. Многозначительный образ! Словно символ того, как людистарого, темного сознания все же входят в новую жизнь. Такой образ нельзяпотерять, и те же бревна «хорошо легли» в текст поэмы. И бревнастарые в забор Меж новых улеглись. Одним словом, правду жизни следоваловтиснуть в прокрустово ложе «социализма», забыв о крестьянскойтрагедии. Надо было вспомнить, как страдали бедняки от кулаков. Твардовскийописал несчастную долю девушки, выданной за богатого хозяина, у которого «скотхоботастый, сытый, чистокровный». Уж не этот ли скот оказался на колхозномдворе? Помните, в «Госте» сказано точно так же о скоте? Впрочем,разве дело в одном лишь скоте? В колхозе людям и работается весело (еще бы —ведь за «трудодни»!), и свадьба гуляется от души (где и НикитеМоргунку перепало как гостю). А на кулацком на дворе, «где журавельколодезный — и тот звучал с торжественностью церковной», — в том«немилом, нежилом раю» бедной бесприданнице нет ни веселья, ни жизни,она бежит с постылого двора в чем была. Ты хлопотала по двору чуть свет, Вгрязи, в забвенъи подрастали дети, И не гадала ты, была ли, нет Иная радость илюбовь на свете. Об этом пишет он в своей миниатюре. Что было, то было: участьюжены в большом крестьянском хозяйстве (как и участью мужа) была работа от заридо зари. А в строках Твардовского есть искренняя боль и искренняя вера ввозможность иной, радостной жизни. А чем кончается кулацкая жизнь? Угрюмыхсупругов раскулачивают и ссылают: И с ним одним, угрюмым стариком, Куда везутвас, ты спокойно едешь, Молчащим и бессмысленным врагом Подписывавших приговорсоседей. Не правда ли, в этом очень «идейном» стихотворении, в этих«правильных» словах все же чувствуется «немая боль»высылаемых крестьян. Да и как не быть боли? Односельчане «подписалиприговор» соседу-кулаку, как своему врагу. На фоне этой скрипучей телеги,увозившей на Соловки классовых врагов, особенно должна была впечатлятьидиллическая картина новой жизни всей Смоленщины:
Краймой деревенский, шитый лыком,
Тыдивишься на свои дела.
Славареволюции великой
Сторонойтебя не обошла.
Славнойжизнью, сытой и веселой —
НоваяСмоленщина моя.
Быловсе это. Но какой ценой. Миллионы умерших от голода мужиков в Поволжье и наУкраине. А сколько было лучших работников сослано или расстреляно. Сами жемужики расстреливали мужиков. И вот уже новая героиня поэта горюет, чтородители не позволили ей выйти замуж по любви за пастуха, выдали за кулака — ичто теперь, как жить?
Поздноо том говорить, горевать,
Батькебы с маткой заранее знать,
Знатьбы, что жизнь повернется не так,
Знатьбы, чем станет пастух да батрак. э
«Жизньповернется не так» — надолго, хотя не навсегда. В этом вопросепредседатель колхоза, у кого гостил Никита Моргунок, оказался плохим пророком.В наши дни поэма «Страна Муравия» своей правдивостью и драматизмомнапоминает нам о цене, которую народ платит за то, что жизнь поворачивается«не так». — Что за помин? — Помин общий! — Кто гуляет? — Кулаки!Поминаем душ, усопших, Что пошли на Соловки.,. Их везли, везли возами… Сдетками и пожитками. Вот и снова «немая боль» в очень оптимистическойпоэме. Жуткая картина выселения человека из воли в неволю, что равносильнопочти выселению из жизни в смерть. Нет, не случайно у Твардовского зазвучалапесенка о божьей птичке:
Отчеготы, божья птичка,
Звонкихпесен не поешь? —
Житья в клетке не хочу,
Отворитемне темницу,
Яна волю полечу.
Невольновспоминается стихотворение А. С. Пушкина «Птичка». Сложены эти строкив 1823 году, но прошло столетие — и вновь пришлось писать о птичке в клетке, ноуже без всякой надежды. Через двадцать лет наступила хрущевская«оттепель». Прав был И. Г. Эренбург, лед тронулся — и его уже нельзябыло остановить никаким «застоем».
Твардовскийвнутренне раскрепостился и «немую боль в слова облек». Одна за другойпишутся поэмы, о которых он прежде мечтать не мог: «За далью — даль»,«Теркин на том свете». Нещадно изобличающие строки, бичующиебюрократизм, очковтирательство, показуху. Немало таких строк и в посмертноопубликованной поэме «По праву памяти»: Пред лицом ушедших былей Невправе мы кривить душой, — Ведь эти были отплатили Мы платой самою большой…За два года до своей смерти Твардовский отверг все запреты на память — предалгласности память о крестьянской трагедии 30-х годов:
…не те уже годочки, —
Невправе я себе отсрочки
Предоставлять.
Горабы с плеч —
Ещеуспеть без проволочки
Немуюболь в слова облечь,
Туболь, что скрыта временами
Ивстарь теснила нам сердца…
«Поправу памяти» — это осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни. Онаотмечена новым уровнем постижения народной правды. Это остроесоциально-гражданственное и лирико-философское раздумье о непростых путяхистории, о судьбе отдельной личности. Она пронизана требованием большой ибескомпромиссной правды, воскрешающей «живую быль» и боль нелегкихстраниц нашего исторического прошлого. Поэма отмечена характерной дляТвардовского глубиной и силой поэтического обобщения. Сама память в его поэме —это не просто воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая больдуши, постоянное тревожное и суровое напоминание о том, что никогда неизгладится в сердце человеческом. Сам мотив поиска правды — как истины исправедливости — сквозной в поэме и пронизывает ее текст от обращения к себе вовступительных строках и до завершающих ее слов. В этой поэме развиваются иуглубляются мотивы, прозвучавшие в книге «За далью — даль» (особеннов главах «Так это было», «Друг детства»), но приобретшиездесь глубоко личностный характер. Все это поистине выстрадано поэтом, посколькуречь идет о драматической судьбе его семьи, самых близких людей, о егособственной судьбе.
Овеликом подвиге народа в годы войны, когда решалась судьба Родины, когда народ,отдавший сынов и дочерей во имя этого подвига, показал, на какие жертвы онспособен, рассказал Твардовский. И о том, какие бесчинства совершались «воимя этого народа», рассказал честно, правдиво. И помнил, помнил и берегэту память свято. Но вера в то, что «и впредь как были — будем — какаявдруг ни грянь гроза, — людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят вглаза», пронизывает все произведения поэта.
Надолю Твардовского выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов,потрясших мир, и большую и малую родину. Он пережил, перестрадал и 30-е и 40-егоды, и послевоенные годы — и, наконец, ему посчастливилось пережить, какговорили древние греки, катарсис — очищение души. Поэт такой судьбы имел полноеправо по-пушкински горделиво, по-маяковски дерзко написать о себе:
Всясуть в одном-единственном завете:
То,что скажу, до времени тая,
Яэто знаю лучше всех на свете —
Живыхи мертвых — знаю только я.
Сказатьто слово никому другому
Яникогда бы ни за что не мог
Передоверить.Далее Льву Толстому —
Нельзя.Не скажет — пусть себе он бог.
Ая лишь смертный. За свое в ответе.
Яоб одном при жизни хлопочу:
Отом, что знаю лучше всех на свете,
Сказатьхочу. И так, как я хочу.
Простотаязыка Твардовского загадочна, как простота Пушкина. «Эта простота, меткоеслово, — писал Б. Пастернак, — помогла завоевать сердца миллионов… „Твардовский был не просто представителем своего времени, а его выдающимсяпредставителем. Он жил и работал в полную силу, прекрасно понимая, что не вполную силу нельзя писать. Это было бы безнравственно по отношению к народу, кРоссии. “Силу можно показать, когда говоришь в полный голос», — писалФ. Абрамов. И по сей день этот голос «правды сущей», голос«прямо в души бьющий» доходит до душ и сердец наших.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат В чем прелесть Февронии
Реферат Механізм прийняття рішень в менеджменті
Реферат Гринев и Швабрин по роману Пушкина Капитанская дочка
Реферат Иноязычная лексика в СМИ
Реферат Трудовой договор (контракт): понятие, стороны, содержание, порядок его заключения
Реферат Научные основы формирования структур управления организацией
Реферат Water Analysis Essay Research Paper Methods of
Реферат Татаро-монгольское нашестие и его последствия для русских земель
Реферат Походження термінів "мораль" та "моральність", їх співвідношення
Реферат Механизмы управления предприятием
Реферат Специфічні та неспецифічні дерматити молочної залози
Реферат Організаційні засади діяльності педагогічного колективу з розвитку деонтологічної культури учнів медичного ліцею
Реферат Машины для земляных работ
Реферат John Keegan Essay Research Paper War and
Реферат Статистические методы исследования динамики фондового индекса на примере индекса Российской то