«Маленькая барабанщица», или Большая книга
Василий Пригодич
ДжонЛе Карре. Маленькая барабанщица. Перевод с английского Е.Осеневой иТ.Кудрявцевой. М.: Издательство «Эксмо», 2003. 540 С. Тираж 6100экземпляров. Роман написан двадцать лет назад, но он сейчас сверхъактуален.Почему? Читай дальше.
Несколькофраз об авторе. Джон Ле Каррре, один из самых известных в мире английскихроманистов, родился 19 октября 1931 года в Пуле (графство Дорсет) в семьепредпринимателя. Его подлинное имя – Дэвид Джон Мур Корнуэлл. Детство егоматериально было вполне благополучным, но, мягко говоря, отнюдь не безоблачным:мать оставила семью, когда Дэвиду-Джону было пять лет, отца несколько разарестовывали за финансовые аферы.
Будущийписатель учился в Оксфорде и в университете Берна (Швейцария), преподавалнемецкий и французский языки в Итоне, ряд лет прослужил одновременно вМинистерстве иностранных дел и в «Интеллидженс сервис». Как это частобывает, он занимался разведывательной деятельностью под прикрытиемдипломатического статуса (был вторым секретарем британского посольства в ФРГ, апозднее – консулом в Гамбурге). После выхода в свет третьего романа«Шпион, пришедший с холода» (1963), который принес писателю мировуюславу, он выходит в отставку. Двоящийся образ британского разведчика ДжорджаСмайли – героя нескольких романов нашего автора – стал понятным и близким (а,может быть, непонятным и далеким) миллионам читателей в разных странах. ЛеКарре – автор двадцати книг, добрая половина из них была экранизирована.Псевдоним он выбрал случайно, посему домыслы журналистов о том, что он якобывзял фамилию предков – французов-гугенотов, бежавших при кардинале Ришелье вАнглию, – газетная утка.
ДжонЛе Карре – один из основателей-фундаторов нового для литературы второй половиныминувшего столетия жанра – политического триллера. Опыт службы в разведкепредопределил магистральное направление его творчества. В одном из интервьюписатель признался: «Я исследовал секретные службы как некоеподсознательное народов, которым они принадлежали. Меня интересовали подлинные,подспудные страхи и мифы, которыми они жили. К примеру, история КГБ эпохи»холодной войны" демонстрирует полнейшее психологическое соответствие«конторы» состоянию советского общества того времени – его комплексы,его фантазии, его абсурдные, бессмысленные страхи перед русской эмиграцией…Сюда же относятся и всякого рода заблуждения – особенно в отношении США. Инаоборот – неадекватность Запада в отношении к России. Я понимал, что могуиспользовать свой опыт для иллюстрации более широких сфер жизни. Именно поэтомуразведка стала местом действия моей «человеческой комедии»".Чрезвычайно любопытное и важное признание…
Вышея упомянул, что книга написана двадцать лет тому назад. Международныйтерроризм, который сейчас паровым катком катится по всему миру, тогда ещетолько делал первые шаги. Шаги, разумеется, крупные. Все человечествоужаснулось и содрогнулось после захвата в заложники и убийства израильскихспортсменов во время Мюнхенской Олимпиады 1972 года. Однако для подавляющегобольшинства европейских, американских и советских обывателей это была далекая«экзотика», мол, пусть «они» истребляют друг друга наБлижнем Востоке, а у нас тихо, уютно, спокойно и сыто.
Вромане «Маленькая барабанщица» поставлена и чрезвычайно остроумно иэлегантно решена психологическая проблема политического терроризма. Впервые вистории мировой литературы она была заявлена в гениальном, по словам Блока,романе Андрея Белого «Петербург» (1912 год). Герой романа – НиколайАблеухов – по заданию некоей революционной партии – должен взорвать бомбойсвоего отца, важного имперского сановника. На самом деле это – провокация«охранки». Белый новаторски показывает «сращение» охранногоотделения и боевого террористического подполья, спонтанный переход боевика вправительственного агента и наоборот. Вспомним знаменитого Е.Ф. Азефа, чьепоявление-разоблачение было предсказано Белым, который одновременно командовалбоевым отрядом эсеровской партии и был платным агентом охранки.
Сюжетромана весьма не прост: действие «перетекает» из Германии в Англию, вАвстрию, в Грецию, на Ближний Восток. В основе сюжета лежит неустанная борьбаизраильских спецслужб с палестинскими террористами при равнодушной иповерхностной помощи соответствующих организаций европейских стран. Да, взрывыпроисходят в Европе, но европейцы еще не слишком понимают, что это навсегда.
Героиняромана – молодая актриса Чармиан (Чарли), вопреки своей воле, оказываетсявтянутой в сложнейшую шпионскую игру по уничтожению главаря палестинскихтеррористов. Заманившие ее в свои сети представители израильских спецслужб(Гади Беккер, Курц (он же – Шульман и Рафаэль) и Шимон Литвак) – истероидные,рефлектирующие люди, которым приходится убивать врагов, нарушатьзаконодательство чужих стран, что приводит к тяжелейшим психическим травмам,депрессии, нервным срывам. А их противники – не рефлектируют, не терзаютсяугрызениями совести, не рассуждают, не обсуждают приказы, а убивают просто так,в том числе и совершенно неповинных людей.
Писательреконструирует психику террористов. Она – другая, читатель, не такая, как у насс тобой. Впрочем, другие – не означает плохие. Этими людьми движет слепая,нерассуждающая, огненная, яростная ненависть не только к Израилю, но ко всемузападному миру. Любой американец, европеец, россиянин – взрослый, ребенок,старик – может быть убит, ибо он враг, рожденный и проживающий на вражескойтерритории. Роман удивляет каким-то пугающим психологизмом, которого не было впрежней литературе. Развлекательный триллер постепенно вырастает в Большуюкнигу с полнокровными персонажами и серьезнейшими проблемами.
Досамого финала непонятно: на чьей стороне автор. А на чьей? Не скажу! Читатель,кстати, вместе с автором переходит из лагеря в лагерь, сочувствует то тем, тоэтим. Весы писательского замысла все время колеблются. Погружение в мирполитического терроризма убеждает в схожести методов боевиков ипротивоборствующих спецслужб. Все двоится, мысленные фантомы переворачиваются:террорист оказывается спецагентом, и опять наоборот. Героиня, прошедшаяспецифическую обработку, не понимает: кто боевик, а кто агент.
Чрезвычайноинтересны и образы левых западных интеллектуалов, которые, как раки, попадают всети террористов и от напыщенных «революционных» фраз легко переходятк кровавым деяниям. Книга очень грустна: с арабскими боевиками никогда неудастся договориться. С боевиками ИРА, с басками, возможно, получится, спалестинцами – нет. Это другая порода людей. Вот их кредо: нужно«стремиться к тому, чтобы уничтожить собственность и казнить богачей»(С. 156). Под этот ранжир попадаем и мы с Тобой, читатель, ибо мы состоятельнейнасельников палестинских лагерей. Еще фрагмент из монолога лидера боевиков:«Я убил немало людей, которые наверняка достойны уважения… Но мной,когда я убиваю, движет любовь. Я убиваю ради Палестины и ради ее детей»(С. 496).
Всемнам в школе рассказывали о подвигах Николая Гастелло и Александра Матросова. Оних написаны книги и сняты кинофильмы. Каждый день мы видим по телевизору ичитаем в газетах о том, как в Ираке, в Саудовской Аравии, в Чечне, вУзбекистане боевики-смертники ценой собственной жизни отнимают другие жизни.Нужно признать, читатель, что такого массового героизма не было в человеческойистории. К примеру, ни один секретарь райкома КПСС не умер за коммунистическуюидею. Как же нужно истово в Аллаха и в палестинскую идею верить, чтобынеколебимо ради них идти на неминуемую смерть.
Всвоем романе Ле Карре измерил и сфотографировал леденящую бездну, разделяющуюевропейское и восточное мировидение-миропонимание. Ей-Богу, страшно.Проницательный читатель скажет, мол, это сделал еще Р. Киплинг. Да, но романиствсе это невероятно углубил и усложнил. Важна в «Маленькойбарабанщице» и тема двойничества: противники одновременно и похожи, инепохожи друг на друга. Вспомним замечательную мысль Н.С. Лескова:«Натуральный факт в мистическом выражении».
Средиписателей много дураков, одаренных художников, но житейски глупых людей.Читатель, Ты не поверишь, но именно так относились, например, к Блоку и Андрею БеломуД.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус. Сказанное ни в коем случае неприложимо кроманисту. Книга удивительно умна, многие мысли автора, надеюсь, войдут всборники афоризмов. Приведу две фразы: «В глубине души… большинствубунтарей хочется лишь обрести новый, более совершенный конформизм» (С. 134);«Для женщины ложь – это способ обороны. Они обороняют правду, какобороняют девственность. Женская ложь – свидетельство добропорядочности»(С. 144).
Воттакая книга: загадочная и блестящая, как фейерверк, и пророческая, ибо в нейпредсказано не только то, что сейчас происходит в мире, но и то, что неминуемопроизойдет…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kritika.nl/