Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Фольклорные традиции Вологодчины

Фольклорныетрадиции Вологодчины

Пунктработы:Вологодская обл., Череповецкий р-н, с.Воскресенское (Ерга).
Собиратель: Храмцова Н.Ю.

Содержание:
 
Введение
1 Драка
2 Календарныеобряды (яичное заговенье)
3 Семейнобытовые обряды (поминальные стихи)
4 Народнаяпроза (сказки)
Заключение
Список литературы

Введение
Своюфольклорную практику я провела в селе Воскресенское, Череповецкого р-на,Вологодской обл.
Ерга(Воскресенское) — большое современное село, расположенное в сорока километрахот Череповца по дороге на Кириллов. Ранее оно было центром Петриневской-1волости Череповецкого уезда Новгородской губернии. Первое упоминание о Ергеотносится к началу XVI века. В грамоте великого князя Василия Ивановича говорится опочинке ямской избы и участка дороги: «… от Ергольского Яму до НадпорожскогоЯму дороги почистити и мостов по рекам и болотам и по грязем велел починити...»[1] Среди промысловнаибольшее распространение получило гончарное дело. Также в Ерге делалипрекрасные игрушки.
В этом сележивут замечательные люди, они с удовольствием откликнулись на мою просьбурассказать мне местный фольклор. Наиболее интересный материал я представила всвоем отчете. Хочу отметить, что в этом селе нет носителей песенного фольклора,знают только традиционные клички и колядки.
 

1 Драка
Первым с кемя познакомилась, был
ГолубевЛеонид Александрович 1930 г. рождения, он рассказал мне о мужских традициях –драках.
Драка какодин из типов традиционного рукопашного боя до сих пор не привлекла вниманияисследователей, занимающихся изучением боевых искусств. По их мнению, драка — это «свалка», которая не имеет своих законов и обязательств. Материалы,полученные экспедициями говорят об обратном — действия, сопровождающие драку,строго организованы и подчиняются определённым правилам.
Организациявсех элементов, связанных с дракой, наиболее ярко проявляет себя в молодежныхуличных гуляньях, проводимых на престольные и весенние праздники. Праздниксобирает к себе молодежь из всех окрестных деревень. И именно эти встречи могутсопровождаться столкновениями, которые, как правило, заканчивалиськровопролитием. Леонид Алексеевич сказал, что праздник без убитого — непраздник. И поскольку драки были связаны с весенними гуляниями, можнопредположить, что пролитая кровь обеспечивала плодородие земли. Поэтому смертьв драке считалась почётной, и её не боялись.
Дракипроисходили между партиями молодежи. Партия, или как её ещё называют, «шатья»состоит из неженатых парней одной деревни. Руководит ею атаман. Он необязательно выделялся физической силой, но отличался отчаянностью, смелостью иумом. Обычно он шел впереди партии с группой задиристых парней — «бузотёров».Они шли с хулиганскими песнями-частушками и особой пляской, в которойприскакивали, «рассекали» пиджаками или железными тростями землю, ударяли в неёножами. Голубев Л.А. так об этом вспоминает: «Вот идёшь, дак это же страсть!Навстречу-то каким робятам мы попадём, дак ведь могут струсить сразу, чтосейчас испазгают, изрежут всех». Особое значение, по его словам, имела песня:«Писней-то убиваешь, как поёшь писню!». За бузотёрами стенкой идут бойцы, или,как их называли, «бедовые парни». Замыкают гуляющую партию девушки, которыедержатся под руки. Ряд девушек является своеобразной “границей”, отделяющей“свое”, уже завоеванное впереди идущими парнями пространство, от “чужого”,которое ещё предстоит пройти — завоевать.
Организуетвсе движение гармонист. Можно сказать, что без гармониста шатьи не существует.До встречи с другой партией гармонист играет наигрыш «на проходку». Когда жепроисходит встреча, он переходит на более резкую и быструю игру, котораяназывается «Хулиганская». Эта игра имеет особое значение, так как поднимает уребят боевой дух.
Когдазазвучит «Хулиганская», бузотёры начинают «хоркать» — издавать особый устрашающийзвук — и петь задиристые песни. Например:
«Давайте партия на партию -
Которая возьмет.
Неужели наша партия
Твоей не надаёт».
«Выходи на середину,
Атаман-головорез,
Заведу такую драку,
Зашумит зелёный лес».
При первойвстрече партии проходят мимо друг друга. Если одна из них смогла устрашитьдругую своими песнями и боевой пляской бузотёров, драка могла и не начаться.Если же обе шатии уверены в себе, то они разворачиваются на концах улицы иснова сходятся, уже настроившись на бой.
При второйвстрече бузотёры дразнят и задевают друг друга, чтобы “завести” драку. Сигналомк её началу мог стать удар ножом или колом по гармони, хотя это считаетсязапрещенным приемом. Гармонь в драке неприкосновенна точно также, как и девка.Поэтому чаще драка начиналась с того, что ударят кого-нибудь из наиболеезадиристых бузотёров.
В бой сначалавступают те, кто послабже. Если они не могут победить, то есть погнатьпротивоположную партию, в драку вмешиваются «бедовые парни». Если же исходпредрешен, бойцы могут и не участвовать в драке. Дрались в основном тросточками(железными прутьями, загнутыми с одного конца), гирями, привязанными на ремень,кастетами, могли разобрать на колья и ближайший забор. У каждого парня при себебыл нож, но в драке он, как правило, не использовался. Чаще нож служилсредством устрашения противника перед боем.
Парням своейдеревни помогали девки и дети. Они подносили камни, оттаскивали и перевязывалираненых. По неписаным законам драки девок, детей и тех из дерущихся, кто упал,бить было нельзя.
После дракиобсуждали поведение каждого из участников шатии. Кто убежал из боя, тогонаказывали — могли побить или исключить из партии, и на следующее гулянье егоуже с собой не брали.
Так зачем женужна была драка?
Онавоспитывала мужской боевой дух и необходимость защищать свою землю, границукоторой олицетворял ряд девок, стоящих позади бойцов. Наверное, отсюда пошловыражение наших воинов: “Широка Россия, да отступать некуда!”
А шатиязаставляла подчиняться жесткой боевой дисциплине. Поэтому, каждая деревня принеобходимости могла организовать собственный отряд, в который входило все еемужское население. В случае нападения врага эти отряды слаженно выступали наборьбу.
 
2Календарные обряды (яичное заговенье)
 
БеловаАнна Кирилловна 1911 г.р. очень интересно рассказала о календарном обряде весны — яичном заговенье. Весну по слова Анны Кирилловны провожали в Яичное заговенье,приходящееся на воскресенье накануне Петровского поста, через неделю послеТроицы. Для этого выполняли ряд действий, которые составляли обряд проводоввесны.
С утра в этотдень ходили ряжеными. По воспоминаниям рядились в основном женщины. Одевались«цыганами», «нищими», «попом», «стариком истарухой», «зимогорами». Анна Кирилловна Белова рассказывает: «Ходилиряжеными, дак которы в тряпки насдобимсы, а когда в хорошее: широкие сарафаны,с борам-то были, да фартук этакой, да кофту большую — тоже эдакую выпустит доэтова, до жопы, — вот и старуха, да платок черной под губу подвяжет.»Так же в этих деревнях рядились и в зимние святки. Как и зимой, в Яичноезаговенье ряженые занавешивали лицо платком или полотенцем, позднее тюлем.Безликость — типичная черта ряженых. «Цыган», «нищий»,«зимогор» связаны с «иным» миром, с идеей дороги.
Ряженыеходили по домам, просили. «С корзиной или с ведром ходили к каждомудому. Кто молока налей, кто творогу, кто мяска просят. Супа просят».Обходом домов ряженые объединяли всю деревню.
Особая рольотводилась в этот день неженатой молодежи. Парни с утра обходили с корзинамидома, где есть девушки и собирали яйца. "В Заговенье яйца собиралипарни. Ходили в дома, особо, где девки, дак уж: «Наталья, давай два. Дваяйца с тебя — две девки». Парни за это отдаривали девок вКузьмодемьянскую ярмарку и катали на лошадях в Масленицу. Мне рассказали, чтояйца нужно было парням обязательно дать, иначе в ланчика не будутприглашать на беседах.
Собрав яйца,парни шли в лес, где девушки на костре готовили яичницу из яиц, принесенныхпарнями, и все вместе съедали ее. В это время все взрослое население деревнисобирается у костров, где обедают тем, что собрали во время обхода домов.
В народнойкультуре яйцо — символ зарождающейся жизни. Можно предположить, что одариваниепарней яйцамиимело аграрно-хозяйственное значение: парни будут главнымиучастниками посевных работ, сила зарождающейся жизни должна через нихпередаться земле. К тому же яйца — это поминальная еда, люди верили, что предкикаким-то образом могут повлиять на будущий урожай. Нужно сказать и осемейно-бытовом магическом значении этого действия. Оно могло символизироватьбудущую супружескую жизнь. Яичницу съедали тоже девки и парни, возможносовместная трапеза символизировала объединение неженатой молодежи. Яичница былаобязательным блюдом во время весенних гуляний от Пасхи до яичного заговенья.
Еще однодействие, связанное с яйцами, катание яиц на лужайках. Оно так же имеетаграрно-магическое значение.
Кульминацияпраздника приходилась на вечер, когда начинали водить хороводы. Для этогособирались в определенном месте, в основном на холмах, где водили хороводы каждоевоскресенье от Пасхи до петровского Заговенья. Хороводы водили, держась заплаточки или веточки деревьев. Хоровод, по описаниям информаторов, двигался креке или на восход солнца. Приведу воспоминания Анна Кирилловна: "Караводомходили. С обеда уж, ну, может часов с пяти или как. Друг за дружку захватятцы — каравод большой, дак вот так и идут, и идут, вперед идут, продвигаютцы — кружатцы. Рука за руку вот так держались. У ково платочки носовые, у ково вичкикак-нибутные: черемухи ли чево сорвут и захватят." Хороводы водилитолько женщины, они объединяли женское населения деревни или даже несколькихдеревень. "И маленькие захватывались, и со старушками, и сбабушками, и с мамами идут. Девки, которые большие, дак передом идут — поют.Только женщины, даже мальчишки не ходили."
Заканчивалисьхороводы у реки. По сведениям, полученным от наших информаторов, дойдя до реки,девушки умывались, смывая с лица «бурь». Омовением в рекезаканчивались проводы весны в Яичное заговенье.
 
3 Семейно-бытовыеобряды (поминальные стихи)
 
КолесоваЛидия Андреевна 1924 г.р. вовлекла меня в мир поминальных стихов, которые произвели наменя большое впечатление, и я решила представить их в данной работе.
Поминальныестихи или псальмы относятся к духовным стихам. Условно духовные стихи делят на«старшие» и младшие", «младшие» получили свое названиетолько от времени создания (созданы в последние века). Именно к«младшим» духовным стихам и относятся поминальные стихи.
Духовныестихи — это произведения народной поэзии религиозного характера, исполняемые вовнелитургической ситуации. Это значит, что, несмотря на христианские сюжеты иидеи духовных стихов, их нельзя исполнять в церкви, во время службы, это поэзиятолько для домашнего употребления.
Возниклидуховные стихи на Руси очень давно: некоторые ученые, основываясь на книжныхисточниках, относят их возникновение к 15 веку, другие считают, что онипоявились на несколько веков раньше. Появились духовные стихи как посредник междукнижной христианской и устной народной культурой. Такой посредник был нужен,так как разрыв между этими формами культуры в Древней Руси был оченьзначителен. Духовные стихи взаимодействовали с народным и церковным искусством.В процессе своего устного бытования они подвергались влиянию былин, обрядовых иисторических песен, сами оказывали влияние на них. Стихи были распространеныпочти повсеместно на территории расселения русских, и сейчас традиция ихисполнения окончательно не затухла. Все это позволяет говорить, что духовныестихи не представляют в фольклоре изолированного круга произведений, хотя посвоей серьезности, возвышенности содержания и исполнения противостоятбольшинству разделов устного народного творчества. С одной стороны они отражаютнародные суеверия, а с другой — выходят на нравственные ценности.
Поводом длясоздания «младших» стихов послужил церковный раскол в 50 — 70 годы 17века, но это было творчество относительно малой части населения, упорносохраняющей «древнее благочестие».
"Особенно много стихов у старообрядцев, отразивших в этой поэтической форме исвою драматическую историю, и общие для народного православия размышления ожизни и смерти, о грешной душе и её посмертной судьбе. «Стихи учат, какправильно жить, и говорят, что надо держать в уме память смертную», — пишет С.Е. Никитина. В старообрядческом мире знание духовных стихов, особенноновых, было обязательно для всех, поскольку они участвовали в молениях, гдестихи исполнялись хором.
Стихи,записанные мной, так же раньше бытовали в старообрядческой общине. «Этоне церковные стихи, старообрядческие. Здесь старовера жили, вся деревнястароверская была. Все родные здесь старовера. Церковных мало было, астаровера», — говорит исполнительница этих стихов. Называют их«псальмы» или «стихи». Зафиксировано пять сюжетов стихов,общих для всех исполнителей. Напев у всех исполнителей один и тот же. Стихибытовали в основном в письменном виде: сохранялись в тетрадях, переписывались,пелись по тетрадям, хотя исполнители и знали их наизусть. Лидия АндреевнаКолесова пела стихи по памяти, но при этом «для уверенности» передсобой держала тетрадь. Письменное бытование «младших» стиховобъясняет и наличие в них церковнославянизмов, (лозе — ложе, не звешь — незовешь, злато — золото, хладная — холодная (неполногласие характерно дляцерковнославянского языка), мя — меня, тя — тебя), которые почти не встречаютсяв «старших» духовных стихах, так как они распространялись устно ибыли более подвержены влиянию живой речи.
Стихи сложеныв силлабо-тонической системе стихосложения (одинаковое количество слогов и ударенийв строках или парах строк). К концу 19 века стихи старообрядцев уже полностьюопираются на утвердившуюся литературную норму стихосложения ссиллабо-тоническим принципом построения. Напев стихов, связанный с популярныминародными песнями конца 19 — начала 20 века, одинаковый у всех исполнителей.
На вопрос осоздании этих стихов, исполнительница отвечает, что «раньше богатые — то люди умные были, они и сочиняли, а потом их всех сослали».
Хотя стихисозданы относительно недавно, но форму лирического монолога, в которой онипостроены и которая характерна вообще для «младших» стихов, дали«старшие» духовные стихи, например, «Плач Иосифа»,«Плач земли».
Основные темыстихов — покаяние и ответ человека за свою жизнь, представления человека ожизни и смерти. В стихах отражены традиционные верования и представления,сохранившиеся до наших дней. Например, представление о том свете:
Там не ждибеды-напасти,
Не печалиникакой,
Все погаснутдуши-страсти,
Там лишьрадость и покой.
Там святаяобитель,
И радостнойпокой
Там нипечаль, ни воздыханий,
Там слезыгорькие не льют,
Там нестеснений, не стенаний,
Одни лишьрадости текут.
· ожизни на этом свете:
Я — странницана этом свете.
· обответе человека за свою жизнь:
В низенькойизбушке
Лампадочкагорит.
Беднаястарушка
При смертилежит.
Плачет ирыдает
О грехахсвоих.
Горькопричитает,
Ах, как многоих.
Сама себясгубила,
Всю жизнь вгрехах жила
· озамужестве:
Не губи себя,девица,
Не плети надве косы.
Образы исимволы, типичные для фольклора:
· река,море, как символ жизни: «жизнь переплыву», «в житейском мореутопая»
· девушка- " пташечка крылата".
Тематикастихов связана с обстоятельством их исполнения. Стихи являются неотъемлемой частьюпоминального обряда, хотя раньше их и «на моленьях в моленной пели».
Cтихи пелись, и до сих порих поют на обедах, которые устраивают родственники покойника в поминальные дни.«Обеды ладили в поминальные дни, молитвы пели.» «Девятый,сороковой день надо было точно в эти дни обеды собирать, годину можно было сразницей в два — три дня». Для этого на обеды специально приглашалисьзнающие старушки. «У нас старушки все молились по покойнику.»
Обедыначинались с моленья, затем все садились за стол, обязательным блюдом которогобыл кисель.«Кисель было последнее блюдо на поминках. » «Кисельварили: клюквенный, ржаной, овсяной». В сороковой день варили кутью. «Кутьюраньше из пшеницы делали, теперь из риса с изюмом, с медом».
Кутью ставилина стол в общем блюде. «Кутью ставили в общем блюде».
" Ктомолиться пришел, не ел ничего, тот по три ложки кутьи брал".
После обеданачинали петь стихи. Строгой последовательности в пении стихов нет, но всеисполнители отмечают, что стих «Незаметно век проходит» должен петьсяпервым.
В основномвсе исполнители приурочивают пение стихов только к поминальным дням и именинампокойника, но есть сведения, что пелись они и в день похорон, «за двачаса до выноса тела», «у нас всё в час выносят, вот в 11 часов иначинали петь, а до этого все причитали бабы».
Перед исполнениемстиха исполнители крестились со словами: «Господи помилуй, во имя отцаи сына и святаго духа». В конце стиха говорили: " Аминьсвятого духа". В «младших» стихах" часто последнимсловом бывает «Аминь», что означает истинно, верно. Это слово из церковноголексикона и указанное значение не всегда осознаётся, поэтому оно приобретаетроль священного конечного заклинания.
Отмечу ещёто, что все исполнительницы пели стихи охотно, с явным желанием, самипредлагали спеть их. При пении лица их становились строгими, сами внутреннеподбирались.
Сейчас стихиперестали осознаваться принадлежностью только старообрядцев: «это стихицерковные», " не только у староверов, и в церкви их петь можно, этоже всё божественное".
 

4 Народнаяпроза (сказки)
Закончиласьмоя работа в гостях у Маренковой Александры Васильевны 1927 г.р.
У нее я записала великолепные сказки.АлександраВасильевна удивила меня, сказав, что раньше сказки рассказывали в основноммужчины, да и аудиторией были не только и не столько дети, сколько, опять же,мужское население.
Сказка занимала и развлекала, это было связано с характеромкрестьянских работ, с укладом жизни. На рыбалке, на охоте, на мельнице хорошийрассказчик был в большом почете. Умелый сказочник скрашивал долгие зимниевечера.
Сейчас ситуация бытования сказок изменилась. Их рассказываютбабушки своим внукам и правнукам, когда укладывают детей спать. Обычно этосказки о животных, приспособленные для детского восприятия.Янапечатала сказку в необработанном виде. Но в этом-то и состоит ее прелесть, аобработанные тексты мы можем прочитать в многочисленных сборниках.
О девушке – колдунье.
Жили-были мужик да баба. У их был сын. Молодой красивой паренёк.Ходил на биседу и там ему понравилась одна девушка. Он в эту девушку влюбился истал ходить каждый вечор, из другой деревни он в деревню ходил к этой девушке.Ну вот. Потом пришёл по один вечор, этой девушки нету. Узнал, где она живёт,пошёл он к ней туда к дому, раньше занавесок не было на окошках, подошёл исмотрит: она уже собираэтца на биседу. Такая у ней комнатка, зеркальце стоит настоле. Вдруг она снимает с сибя голову, ставит на стол и расчасываёт косу,хорошо причесала, косу заплела, всё. Потом эту взела эту голову и одела опятьсибе. Одела, платье одела, посмотрела в зеркало, повертелась — хорошо всё.
Этот парень уже вперёд её ушёл туда на биседу. Раньше биседы были,собиралися. Вот пришёл этот парень и сидит, задумался. К ней больше неподходит, не садится к ней. Вот сидел, сидел тут и пораньше домой пошёл. «Она,- горит, — мне больше не нужна такая девушка, не надо. Она не простаякакая-та». Ну, вот по второй вечор он совсем не пришёл. Она пришла туда,смотрит: ево нету. Ну, вот и ушла она домой тоже с биседы. Домой пришла, леглаи заболела. Заболела, это болела она неделю, две, а потом и говорит своемуотцу: «Вот, пусть меня вот тот (пускай хоть Иван) парень, вот я умру, дак пустьон меня везёт хоронит один». Ну ладно, что делать-то? Поболела, поболела, потомвот она умерла, отец вот приходит к тому парню и говорит: «Иван, вот ты, — говрит, — похорони девушку-то (пускай хоть Марья), вот Марию-то, вот онаумерла, велела тебе похоронить». Ну, он говорит: «Што делать-то? Раз велела мнепохоронить, дак надо мне везти, говрит, хоронить». Но задумался он, он знал,что она такая не простая, он задумался: «Вот что делать, как мне быть? Как еёдовезти до кладбишша?» А кладбишшо далёко было, надо лесом было ехать.
Ну вот, а там раньше эть было колдунов больше, вот он нашел такуюстарушку, пришёл и говорит ей, рассказал всё, как с девушкой познакомился, какон с ней гулял, как потом увидел, што она голову с сибя смела да опять одела,вот я не стал к ней ходить, она вот заболела да умерла, попросила вот меняпохоронить. Бабушка и говорит: «Да, сынок, дело сложное, но ты вели отцу, пусьон сделает гроб покрепце и оденет шесть обруцей на этот гроб». Ну вот, онпришёл к иё отцу и говорит: «Слушай, папаша, ты вот сделай мне гроб дубовый иодень шесть обруцей на этот гроб, тогда я, грит, повезу». «Ладно, ладно, будетсделано».
Вот он сделал гроб дубовый ему, иё потом положили в этот гроб. «Илошадь дай мне, которая посильнее». Ну вот, и лошадь запрегли, котораяпосильнее, вот вынесли иё: «Ну, теперь поезжай, хорони ты иё». Вот он и поехалхоронять иё.
Ехал, ехал, лошадь хвошшот, из лошади таколь не пена и идш, устала- тежёло везти. Заезжает в лес, только гроб-то на дровнях как зашевелится, такездуном заходил, только один обруц лопнул. Вот. Испугалсы Иван, давай ишоскорее лошадь подхвастывать, вот лошадь ишо бежит, а уж из сил выбиваетсылошадь-то бежать-то. Ну вот, потом второй обруц лопнул. «Ага, дело, видит,плохо», — Иван. Ну вот, давай ишо лошадь подхвастывать, лошадь так храпит вся,еле ташшыт эти дровни с гробом. Третий обруц лопнул, ой, у Ивана душа в пяткиуходит, а лес: вершины к нёбу вьются. Потом, лошадь хвошшот, встал на ноги,хвошшот лошадь, хвошшот, лошадёнка уж из сил выбиваэтца, потом как гроб-тозашевелитца гораздо, только два обруца лопнули, один ишо остапсы. Вот. Вот Иванстал на ноги и давай лошадь хвостать, хвостать, нахвостал, лошадь розбежалась,все силы тожо собрала, а Иванушко оглядел тут елушку, спрыгнул с дровень и наелушку полез. Лошадь по-цуствовала, что нет седока, бежала, бежала иостановилася.
Смотрит: обруц опят лопнул последней, крышка открываётца с гробу,выходит оттуда эта девушка, посмотрела — нету Иванушки. Вот. И потом тольковзела упала на дорогу и превратилась лиса из неё. Вот лиса превратилася, давайнюхать, куда он ушёл, по следу. Нюхала, нюхала, нашла этова Иванушку. К этой келушке подошла и давай эту елушку зубам грызти. Вот грызёт эту елушку, грызёт,Иванушко дух в пятки уходит, там боитца. А раньше почту возили на коняф, ислышит, где-то колокольчико звенит, а уж елушка нацинаёт клонитца, перегрызётона ие вот-вот. Ну вот, Иванушко там все молитвы собрал, чтоб скоре подъезжалапочта.
И эта лиса услышела, что вот уж рядом почта едет, опять подбежалак гробу, пала на дорогу и сделалась опять деушкой, этой девицой, и легла опятьв гроб и крышка закрылася. Всё. Ну вот, кони уже, на тройке раньше возили да напарах почту-то, подъежжаёт почтовые лошади, Иванушко с елушки с этой слез иговорит: «Мужики, спасите вы меня, не уежжайте вы, давайте свезёмьте этудевушку, вот так и так». Рассказал всё, и вот мужшшины пожалели ево, конейповернули своих и: «Ну, чё, говорит, делать-то, уж мы опоздаем с почтой-то, данадо тибя выручать». И вот повезли иё на кладбишшо. Съехали там, могилувыкопали и похоронили её и оставили там. Этот Иванушка приехал, потом в церковсходил, в церкве там побыл, весь обряд-то сделал и всё. Вот и так сталжить-поживать Иванушко.
 

Заключение
 
Окунувшись вмир фольклора, я на собственном опыте убедилась в его богатстве и разнообразии.Меня также впечатлило, насколько богата была культурная и духовная жизньсеверян. Она поистине является великой сокровищницей духа и души всех народов,населяющих этот богатый природными ресурсами и историко-культурными памятникамикрай.
Без долисомнения можно сказать, что фольклор и народные традиции должны передаватьсядалее из поколения в поколение, ибо, потеряв свои истоки (историю) мы будем оторваны отпрошлого, а, как известно, невозможно построить будущее, не знаяпрошлого.
 

Списоклитературы:
 
1.   Народные традицииЧереповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды.Похоронно — поминальные обряды /Сост. А.В.Кулев, С.Р. Балакшина .- Вологда:Областной научно — методический центр культуры, 2000
2.   В.Я. Пропп. Русскиеаграрные праздники. СПб.: Терра — Азбука, 1995.
3.   И.П. Сахаров. Сказаниярусского народа: Народный календарь. — М.: Сов. Россия ,1990
4.   Никитина О.Е. «Стихнадо петь важно и умильно» // Живая старина N 3, 1994
5.   Стихи духовные / Встстатья Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1991
6. Виноградов Г.Н. История Череповецкого края.Белозерск, 1925. С. 27.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.