Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Исторические песни XVII века, их место в фольклоре

План
 
Введение
1. Исторические песни
2. Отношение народа ксамозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившееся в песне
3. Связь с трагедиейА.С. Пушкина «Борис Годунов»
Заключение
Список литературы
 

Введение
Литература – это искусство слова. Но есть еще один вид словесногоискусства – устное народное творчество (устная словесность, устная литература),или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет ухудожественной литературы.
В последние годы значительно возрос интерес к фольклору как кценному источнику изучения жизни, быта, художественной культуры народа. Издайряд сборников по различным жанрам устного народного творчества, публикуютсяновые материалы и исследования, посвященные актуальным проблемам современнойфольклористики.
Слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное знание». Фольклор– это международный термин. Некоторые исследователи понимают под этим терминомсовокупность всей духовной и материальной культуры народа: поэзию, музыку,танцы, песни, художественные промыслы, а также народные обычаи, приметы иверования.
Фольклор – предмет изучения разных наук. Народную музыку изучаютмузыковеды, народные танцы – хореографы, обряды и другие зрелищные формынародного творчества – театроведы, народное декоративно-прикладное искусство – искусствоведы.К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другиеученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее.
Яркий, увлекательный, бесконечно разнообразный мир предстает переднами, когда мы начинаем знакомиться с произведениями фольклора, припадаем к родникународной поэзии и песни. Это мир, полный удивительных, необыкновенных,поэтичных событий, мир народной мудрости, художественной правды и неистощимойфантазии, мир, в котором добро всегда побеждает зло, в котором торжествуетправда, справедливость, красота. Каждый, кто впервые открывает для себяпрекрасную, немного загадочную и вечно влекущую к себе страну народной поэзии,становится необычайно «богатым» человеком, без меры одаренным драгоценнымисокровищами острого народного ума, яркой и колоритной народной речи.
Особое местов фольклоре занимают исторические песни, события которых посвящены реальнымлицам и реальным историческим событиям. Идеи и образы народных историческихпесен, через призму их изучения входят в наше сознание, становятся частью нашейкультуры. Говоря о месте исторических песен в фольклоре, следует выделить егоособенность. Историческая песня может быть воспринята лишь в условияхнепосредственного исполнения. Дело в том, что каждый народный певец в моментисполнения ориентируется на вполне определенную и реальную аудиторию, будь тоодин человек или целая группа людей. Он чутко прислушивается к тому, какаудитория реагирует на те или иные фрагменты произведения, и в зависимости отэтого часто на ходу импровизирует: подробно развивает один мотив, образ,эпизод, вскользь упоминает о другом и полностью опускает третий. Важноотметить, что фольклор рождается и живет в процессе активного,непосредственного соучастия слушателей в творческом процессе, их сопереживанияисполнителю. Эта активность восприятия и делает фольклор искусством живойимпровизации, способствует изменению содержания произведений, появлению новыхвариантов песен, сказок, былин и т.д.
В даннойработе мы рассмотрим исторические песни, занимающие огромное место в фольклоре.

1. Исторические песни
Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические илирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальнымлицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Онивозникали по поводу важных явлений в истории народа – таких, которыепроизводили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памятипоследующих поколений. В устной традиции исторические песни не имелиспециального обозначения и назывались просто «песнями» или, как былины, «старинами».
Воспроизведениедействительности в исторических песнях отличается некоторыми особенностями.Наряду с исторически верным отражением событий, Отдельные явления общественнойи политической жизни изображаются в этих произведениях не так, как онипроисходили на самом деле, а так, как они представлялись воображению народа.Поэтому в исторических песнях всегда необходимо иметь в виду соотношениевымысла, народной фантазии и реальных, действительных фактов, послужившихосновой для создания песен. Народ стремился за отдельным историческим фактомувидеть общие закономерности, основные коллизии эпохи. Вот почему тот или инойконкретный факт истории в народном творчестве мог подвергнуться изменению,вступить в соединение с художественным вымыслом.
Своеобразиеисторических песен заключается не только в характере изображениядействительности, но и в оценке ими отдельных событий, явлений, историческихдеятелей. Речь при этом идет об отношении к ним как народа в целом, так иопределенных социальных групп.
Неисключается в исторических песнях наличие общенародных представлений, идеалов,настроений, симпатий и антипатий. Освободительные движения, восстаниятрудящихся масс против угнетателей, против царя, князей и бояр, помещиков,войны с иноземными захватчиками за национальную независимость неизменнонаходили сочувственный отклик в народе, вызывали общие для всех социальныхгрупп и классов трудового народа чувства и переживания.
Возникновениерусской исторической песни относится к XIII–XIV векам. Естественно, что напервых этапах своего развития она испытала на себе влияние смежных жанров:былин и народных баллад. Особенно сильным и плодотворным было воздействиехудожественных традиций героического эпоса, который на протяжении длительноговремени был основным жанром историко-песенного фольклора. Не последнюю роль встановлении жанра исторической песни сыграли поэтические традиции лирическихпесен, народных причитаний и сказок.
Период расцвета исторических песен – XVI, XVII и XVIII вв. В это времяобразовались их циклы вокруг исторических лиц или событий. В XVI и XVII вв. историческаяпесня существовала как крестьянская и казачья, а с XVIII в. также и каксолдатская, которая постепенно сделалась основной.
В исторической поэзии большое место заняли военно-героическая темаи тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, носоздавались они по свежим впечатлениям от подлинных фактов, известных также пописьменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в песняхвозникала неточная трактовка событий, оценка исторических лиц и другиенесоответствия.
Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. Приэтом песня воспроизводила главное – историческое время, что стало ее основнымэстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческоесознание.
По сравнению с былинами историческим песням свойственна болеестрогая историческая точность. Их персонажи – конкретные, реальносуществовавшие деятели истории, а рядом с ними – простой пушкарь, солдат или «народ».Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обычныелюди с их психологией и переживаниями.
Как и в былинах, в исторических песнях разрабатывались большиеобщенародные темы. Однако песни лаконичнее былин, их сюжет более динамичен,лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместоразвернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В композицииисторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Манера исполненияисторических песен также отличается от былинной: чаще всего их пели хором,причем каждая песня имела свою, особую мелодию. Стих исторических песен, как ибылин, акцентный, но короче (обычно двухударный). С середины XVIII в. в городской исолдатской среде появились исторические песни с литературными признаками: счередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением; а в XIX в. песни систорическим содержанием стали распеваться как походные, под шаг солдатскогостроя (чему соответствовали двусложный размер, рифмовка, четкое отделение строкдруг от друга).
Распространялись исторические песни более всего в тех местах, гдепроисходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, указаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. (записи для Р. Джемса)и записывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжетыисторических песен были выделены и систематизированы (вместе с былинами) всобрании П.В. Киреевского.
Сборники свидетельствуют о том, что исторические песни – значительноеявление в русском фольклоре. Тем не менее исследователи не пришли к единомумнению относительно времени их происхождения, а также об их жанровой природе. Ф.И. Буслаев,А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер и современный ученый С.Н. Азбелеврассматривали исторические песни как явление, существовавшее ранее ХШ в. исделавшееся источником героического эпоса.
Иное, более распространенное мнение сводится к тому, чтоисторические песни – явление, зародившееся после золотоор-дынского нашествия, ав XIX в. уже угасшее. Они– новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отличный отосмысления, отраженного былинами.
Повод для разных точек зрения подают сами исторические песни,которые по своим поэтическим формам столь различны, что не соответствуютобычным представлениям о фольклорном жанре. Одни ученые считают, чтоисторические песни – это единый жанр, имеющий несколько стилевыхразновидностей. Другие убеждены в том, что они – многожанровое явление(исторические песни рассказывают о событиях то в форме баллады, то в формелирической песни или причитания).
И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполнесамостоятельное место. Главное, а иногда и единственное, что их объединяет – этоих конкретное историческое содержание. Б.Н. Путилов писал: «Для этих песенисторическое содержание – не просто тема, но определяющий идейно-эстетическийпринцип. Вне этого содержания такие песни просто не могут существовать. В нихисторичны сюжеты, герои, историчны конфликты и способы их разрешения».
2. Отношение народа к Самозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившеесяв песне
Из песен«Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о ГришкеОтрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию,который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы,вступивший в сговор с врагами Руси:
…Сослалнам, боже, прелестника,
ЗлогоРасстригу Гришку Отрепьева,
Ужели он,Расстрига, на царство сел?
НазываетсяРасстрига прямым царем,
ЦаремДмитрием Ивановичем Углецким.
Самозванецобвиняется главным образом в попрании русских национальных обычаев, в нарушениирелигиозных запретов. Как и в песне о Кострюке, одним из основных эпизодовздесь является эпизод женитьбы русского царя на невесте-иноземке, в данномслучае – Лжедмитрия на Марине Мнишек. Но если Грозный в песне о Кострюке заоднос народом радуется – посрамлению чужеземца, то Отрепьев, напротив, все делает вугоду Марине и полякам, которые, как и он сам, ведут себя в Москве подчеркнутовызывающе, позволяют себе надругательство над русскими обычаями. Ненавистьнарода к враждебным Руси силам, к интервентам проявляется и в изображенииМарины Мнишек, которая наделена в песне чертами чародейки, злой колдуньи. Былараспространена даже легенда, что после убийства Самозванца Марина обернуласьсорокой и улетела из Москвы. В конце песни взбунтовавшиеся стрельцы свергаютОтрепьева и предают его смерти.
ОбразыГригория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегдапародийные, карикатурные. В песне Тришка Расстрига» оба они осуждаются занадругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злойеретницей-безбожницей.
События,изображенные в песне о Лжедмитрии, предстают в виде ряда хронологическипоследовательных действий и эпизодов, главными из которых являются женитьба икощунственное поведение Самозванца и Марины. Установка на подлинность, нахроникальность приводит к сюжетной неорганизованности песни, к тому, что всеэпизоды и события слабо связаны между собой, не обнаруживают внутреннегоединства. Певцы стремятся запечатлеть в песне как можно больше реальных фактов,отразить все политические и морально-этические обвинения в адрес Самозванца. Иот этого песня проигрывает в композиционном плане, в стройности построения,выигрывая в то же время в публицистичности, в изображении острых политическихконфликтов и коллизий. Такая остановка на хроникальность, на охват все большегои большего количества фактов и событий в одном произведении является новымкачеством исторической песни, качеством, которое не раз проявится в дальнейшемразвитии жанра.
3. Связь страгедией А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Отметим, что цикл песен о «Смутном времени» отразил оструюсоциальную и национальную борьбу конца XVI – начала XVII в.
После смерти Ивана Грозного (1584 г.) его малолетний сынцаревич Димитрий (род. в 1582 г.) вместе с матерью Марией Нагой и ееродственниками был выслан боярским советом из Москвы в Углич. В 1591 г.царевич погиб в Угличе. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. царемстал Борис Годунов.
Подчеркнем, что трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»представляет собой историческое произведение, основанное на реальных фактах – сюжетомдрамы послужили события Смутного времени в России, а действующими лицами сталив том числе подлинные исторические фигуры.
Перед Пушкиным, когда он остановился на замысле драмы, касающейсясобытий Смуты, оказался целый конгломерат событий, не поддающихся однозначномуистолкованию, традиционно оценивающихся различно. Ему предстояло сделать выбор –какую точку зрения принять, под каким углом рассматривать происходящее и накаких проблемах сосредоточить свое особое внимание. Авторская концепция драмы«Борис Годунов» может быть прояснена посредством анализа образов центральныхперсонажей, с которыми связаны главные сюжетные линии и основные поднимаемые втрагедии проблемы.
В драмесуществует некий «каркас», не один главный персонаж, но их система, и с этойсистемой образов связана основная проблематика произведения. Наличие нескольких(ограниченного числа) личностей, на которых держатся основные конфликтыпроизведения, подтверждается свидетельствами самого автора – Пушкин указывал наБориса и Самозванца как на персонажей, привлекающих самое пристальное еговнимание.
Кроме двухэтих фигур, на которых недвусмысленно акцентирует внимание сам Пушкин, следуетотметить еще один образ, представленный в трагедии. Это царевич Димитрий, сынИвана Грозного, убитый в Угличе.
Именно стремя этими персонажами и с их взаимоотношениями связаны основные проблемы,поднимаемые в драме. Линия Борис Годунов – царевич Димитрий представляет собой«трагедию совести» и трагедию власти, добытой через преступление, линия Борис –Самозванец затрагивает вопрос об истинном и неистинном царе, в пареДимитрий-Лжедмитрий второй без первого просто немыслим, существование, а затеми смерть маленького царевича неуклонно приводят к трагедии на троне БорисаГодунова и к появлению самозванца Пушкин обрисовывал действующих лиц с учетомобщей концепции драмы, дабы ярче проступил замысел и были затронуты всепроблемы, которые ему хотелось осветить.
Образ Бориса –опереточного злодея достаточно часто эксплуатировался в исторической драме и висторических повестях и песнях. Все неудачи Бориса на троне, народная к немуненависть и его скоропостижная смерть в таком случае объяснялись совершеннозаслуженным наказанием – негодяю и не мог достаться иной удел, зло всегдадолжно быть наказано.
В годыстихийных бедствий, когда в начале ХVII века на страну обрушилось сразунесколько неурожаев, Борис предпринимал все усилия, чтобы сгладить кризис, и неего вина была, что государство в то время оказалось просто не приспособлено ктому, чтобы с честью выйти из подобного испытания. Отмечали и выдающиеся личныекачества Бориса – его правительственный талант, острый ум политика, любовь кдобродетели. В таком случае падение его объяснялось неудачным стечениемобстоятельств, с которыми у Бориса не хватило сил справиться.
Где-топосредине между двумя полюсами – положительным и отрицательным – лежит еще одинвариант истолкования личности Бориса, который выглядит следующим образом – воздаетсядолжное государственной деятельности Бориса и его способностям правителя,однако отмечается, что этот человек повинен во многих преступлениях и не можетбыть прощен, несмотря на наличие у него некоторых положительных качеств.
Изначальногрехи Годунова так велики, что последующее его положительное поведение ничемпомочь не может – после совершенного преступления Борису уже не оправдаться,как бы образцово он себя ни вел.
Годунов – личностьнезаурядная, в которой намешано и хорошее и плохое. На престоле он всеми силамистарается заслужить народную любовь, однако все попытки его напрасны – насовести у Бориса лежит тяжкий грех убийства, в связи с чем вся жизнь егопредставляет собой трагедию неуспокоенной совести и сама смерть – следствиетого, что он не выдерживает внутренней борьбы. Борис пришел к власти черезпреступление и все его, в отдельности столь прекрасные и уместные действия,равно как и положительные качества, не способны искупить его вину. Он можетбыть идеальным правителем, примерным семьянином, делать много добра, но онизначально не прав, поскольку, чтобы получить трон, убил ребенка.
Пушкин не воспользовался существовавшей теорией Бориса-злодея,поскольку чистокровный злодей не может испытывать муки совести и для негоисключена трагедия, подобная представленной в драме, что совершенно уничтожилобы весь авторский замысел. Злодей скорее будет оправдывать себя, а не казнитьмысленно, как это делает Годунов. Это тоже сюжет, достойный изображения, но онПушкина не интересовал. Вариант Бориса-идеального царя также не вписывался вобщую концепцию – Борис должен быть виновен, иначе разрушилась бы сама идеятрагедии. То, что участие Бориса в убийстве царевича не подкрепленодоказательствами, Пушкин оставил в стороне. В его трагедии Годунов несомненновиновен – он сам об этом говорит, об этом говорят окружающие.
В свою очередь народная историческая песня так отозвалась на обликГодунова:
Ох, было унас, братцы, в старые годы…
Какпреставился-то наш православный царь
ФёдорИванович,
Такдосталась-то Россеюшка злодейским рукам,
Злодейским рукам, боярам-господам.
Появилась-то из бояр одна буйна голова,
Одна буйна голова, Борис Годунов сын,
Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.
Уж и вздумал полоумный Россеюилкой управлять,
Завладел всею Русью, стал царствовать в Москве.
Уж и достал он царство смертию царя,
Смертию царя славного, святого Дмитрия царевича.
В 1605 г.Борис Годунов скончался. Летом того же года в Москву вступил Лжедмитрий I(Гришка Отрепьев). Фольклор сохранил два плача дочери царя Бориса КсенииГодуновой, которую самозванец постриг в монастырь: ее везли через всю Москву, иона причитала. То, что Ксения – дочь ненавистного народу царя, не имелозначения для идеи произведения; важным оказалось лишь то, что она жестоко инесправедливо обижена. Сочувствие горестной судьбе царевны одновременно былоосуждением самозванца.
Поэтическиетрадиции народной причети использованы в песнях о Ксении Годуновой,сохранившихся в записях 1619–1620 годов. Построены они в форме лирическогомонолога, повествующего о горькой и трагической судьбе дочери Бориса Годунова.
В одном извариантов песни об этом рассказывается следующим образом:
Сплачетцана Москве царевна:
«Охти мне,молоды, горевати,
Что едет кМоскве изменник,
Ино ГришаОтрепьев Рострига,
Что хочетменя полонити,
А полонивменя, хочет постричи,
Чернеческойчин наложите!.»
Некоторыеисследователи этих песен считают, что их образность и стилистика восходят ксвадебным причитаниям, к семейной обрядовой поэзии. Однако отдельные ситуации,художественные приемы и символические образы плачей царевны связаны страдициями лирических песен о насильственном пострижении. Вместе с темлирический характер разработки сюжета и основного образа песен не затушевываетих исторического содержания. Через изображение горестей и страданий КсенииГодуновой, ставшей жертвой Лжедмитрия, народ выразил свое резко отрицательноеотношение к Самозванцу, осудил его не только с политических, но и снравственно-этических позиций.
Интересно,что в трагедии Пушкина «Борис Годунов» в одной из реплик Ксении мы встречаеммотивы и образы народной причети. Гениальное чутье поэта и историка, глубокоепроникновение в дух и события эпохи Смуты, прекрасное знание произведенийисторико-песенного фольклора позволило Пушкину постичь «мнение народное», уловитьи верно передать сочувственное отношение простых людей к безвинно страдаемымдетям ненавистного народу Бориса Годунова. Достаточно вспомнить реплику одногоиз представителей народа в заключительной сцене трагедии: «Отец был злодей, адетки невинны». Поразительное совпадение народно-песенной и пушкинскойтрактовки образа Ксении Годуновой говорит о том, как важно для писателя,пишущего на исторические темы, знание не только документальных материалов, но инародной оценки происходивших событий. А это «мнение народное» с наибольшейсилой и полнотой проявилось именно в исторических песнях.


Заключение
Такимобразом, сюжеты рассмотренных песен начала XVII века возникают на основе разныххудожественных традиций. С одной стороны, они заимствуют эпические изобразительныесредства, с другой – все чаще обращаются к стилистике и образности народныхлирических песен и причитаний. Однако допуская порой такой художественный«эклектизм», используя поэтику разных жанров, песни Смутного времени все же нетеряют своего исторического лица, ярко проявляют свою специфику, своюиндивидуальность, свою ориентацию – на конкретно-историческое и в то же времяпоэтически-вымышленное изображение действительности. Все это свидетельствует обинтенсивных поисках исторической песней XVII века новых форм и средств дляхудожественного воссоздания реальных исторических событий.

Списоклитературы
1.  Зуева Т.В., Кирдман Б.П. Русскийфольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Флинта: Наука, 2000 г.
2.  Джанумов С.А. Фольклор.Традиции и новаторство. М.э 1973
3.  Криничнач К.А. Народныеисторические песни начала XVII века, Л. 1973
4.  Путилов Б.Н. Русскийисторическо-песенный фольклор ХШ-XVI вв. Л., 1960
5.  Соколова В.К. Русскиеисторические песни XVI–XVIII веков. М., I960 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.